Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР

2020-02-15 118
Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исполнительное бюро Казахского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) на своем заседании 16 октября 1926 г. рассмотрев проект Конституции одобрило его. Затем проект 19 октября 1926 г. рассматривался в. Президиуме областного исполнительного комитета, где также был одобрен и вынесен на обсуждение 5-го пленума облисполкома Казахской автономной области, который открылся 1 декабря 1926 г. Пленум, одобрив проект, поручил Президиуму облисполкома подготовить его к Учредительному съезду Советов Казахской АССР. Однако на этом съезде проект Конституции не обсуждался [16, с. 54].

После более чем двухлетней работы новый дополненный и улучшенный проект был рассмотрен 19 февраля 1929 г. в Исполнительном бюро Казахского обкома ВКП (б). Оно в основном одобрило проект и поручило в недельный срок представить окончательно отредактированный вариант. 16 апреля 1929 г. окончательная редакция проекта была представлена на рассмотрение исполбюро Киробкома ВКП (б), которое одобрило его и рекомендовало на рассмотрение Второго Всеказахского съезда Советов, открывшегося 25 апреля 1929 г. Основным вопросом съезда было обсуждение и принятие Конституции (Основного Закона) Казахской АССР.

Проект Конституции, представленный на рассмотрение съезда, состоял из 6 разделов, 14 глав, 96 статей. На съезде о проекте Конституции было сделано два доклада: на казахском и русском языках. В прениях выступили 6 человек. Все выступавшие одобрили проект и внесли ряд предложений: о необходимости всенародного обсуждения, об образовании Казахской союзной республики и т.д.

Съезд на своем первом заседании одобрил текст проекта Конституции республики и избрал редакционную комиссию для внесения изменений и дополнений.

Наряду с изменениями и дополнениями редакционная комиссия ввела в проект Конституции новую главу XV "О проверке и отмене выборов", состоящую из 3 статей, и новый VII раздел, состоящий из одной главы XVI"О гербе, флаге и местопребывании правительства Казахской АССР" с четырьмя статьями. После внесенных изменений и дополнений проект Конституции Казахской Республики состоял из 7 разделов, 16 глав и 97 статей.

апреля 1929 г. Второй Всеказахский съезд Советов, рассмотрев окончательную редакцию проекта Конституции, утвердил ее.

Конституция (Основной Закон) Казахской АССР подлежала утверждению вышестоящими органами государственной власти РСФСР. Это вытекало из статьи 44 Конституции РСФСР, которая устанавливала:"Основные законы (Конституции) автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов".

В соответствии с этим требованием Конституция Казахской АССР была представлена на рассмотрение Всероссийского съезда Советов. Однако по определенным причинам объективного и субъективного характера Конституция Казахской АССР так и не была утверждена. Так же не были утверждены и Конституции других автономных республик, входивших в то время в состав РСФСР (республика немцев Поволжья, Дагестанской, Крымской, Карельской, Башкирской, Татарской, Чувашской, Казахской, Бурят-Монгольской, Якутской) [14, с. 53].

Конституция Казахской АССР, принятая на основе Конституции РСФСР, явилась законодательным закреплением государственности казахского народа в составе РСФСР и соответствовала периоду диктатуры пролетариата, периоду строительства основ социализма, периоду, когда казахская государственность решала задачи переходного периода от феодализма к социализму. Все это обусловило отличительные особенности Конституции 1929 г. В ней отразилась многоукладность экономики республики, наличие в экономике не только социалистического уклада, но и мелкотоварного производства и частнохозяйственного уклада, наличие в связи с этим прослойки баев, манапов и кулаков, эксплуатировавших чужой труд. Поэтому Конституция Казахской ССР, как Конституция государства диктатуры пролетариата, устанавливала недемократичную избирательную систему: было закреплено дифференциальное избирательное право. Рабочий класс был представлен в высшем органе представительной власти большим числом делегатов, чем крестьянство. Не было установлено всеобщее избирательное право - отдельные категории граждан, эксплуататорские и нетрудовые элементы были лишены избирательных прав.

Статья 1 Конституции Казахской АССР гласила, что"Конституция (Основной закон)... имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти". То есть, Конституция по своей сути полностью соответствовала марксистко-ленинским воззрениям того времени.

Конституция Казахской АССР состояла из 7 разделов и 16 глав.

1.  "Общее положение";

2. "Об устройстве Советской власти";

.   "О местной власти",

.   "Бюджетные права Казахской АССР",

.   "О взаимоотношениях Казахской АССР с РСФСР и Союзом ССР в области законодательства и управления";

.   "Об избирательных правах";

.   "О гербе, флаге и местопребывании правительства Казахской АССР" [13, с. 54].

Конституция определяла правовое положение республики в составе РСФСР и законодательно закрепило общественное и государственное устройство: статья 2 гласила:"Казахская АССР является автономной республикой - государством рабочих и дехкан (крестьян) и входит на началах федерации в РСФСР, а через посредство ее в Союз ССР".

Согласно Конституции (статья 4) Казахская АССР пользовалась правом свободного определения своего государственного устройства в пределах, установленных Конституцией.

В Конституции указывалось на наличие гражданства республики, и в ряде статей определялись права и обязанности граждан. Конституция закрепляла территориальное деление республики (статья 20); принципы организации и деятельности высших органов государственной власти и управления - Всеказахского съезда Советов, КирЦИКа, Президиума КирЦИКа, Совета народных комиссаров (СНК) и народных комиссариатов; права республики в области самостоятельного законодательствования.

Законодательство в соответствии со статьей 82 Конституции осуществлялось Всеказахским съездом Советов, ЦИКом Советов, Президиумом ЦИКа и Советом народных комиссаров Казахской АССР. Самостоятельная законодательная деятельность Казахской АССР определялась потребностями общественно-политического, хозяйственного и культурного строительства республики и осуществлялась на основе законодательных прав РСФСР и СССР.

Законодательство Казахской АССР осуществлялось путем:

) самостоятельного создания законов по вопросам внутри-республиканской жизни, не входящим в компетенцию РСФСР;

) приспособлением общефедеративных законов РСФСР к внутренним условиям республики путем законодательного внесения изменений и дополнений с последующим представлением на утверждение высших органов государственной власти и управления РСФСР;

) издания законов на основе и во исполнение общефедеративных законов РСФСР [6, с. 53].

Все законодательные акты (декреты, постановления и другие нормативные акты, исходившие от органов власти) публиковались одновременно на казахском и русском языках.

В Конституции имелся специальный раздел о бюджетных правах Казахской АССР, в котором определялись ее полномочия в области составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджетов (статьи 62-66).

Казахская АССР имела право самостоятельно осуществлять правосудие в республике. Правосудие осуществлялось Главным судом Казахской АССР и народными судами.

Казахская АССР была призвана обеспечить ликвидацию пережитков патриархально-феодальных отношений, преодоление экономического и культурного неравенства казахского народа, приобщение трудящихся - казахов к политической жизни и переход от феодализма к социализму. Для успешного решения этих задач Казахская АССР обладала широкими полномочиями в области: 1) общественно-политической жизни; 2) управления народным хозяйством и культурным строительством; 3) укрепления социалистической законности и охраны правопорядка.

Компетенция республики в области общественно-политической деятельности включала в себя: разработку и принятие Конституции Казахской АССР; внесение ее на утверждение Всероссийского съезда Советов и контроль за ее соблюдением; законодательство; установление административно-территориального деления и внесение его на утверждение высших органов власти РСФСР [5, с. 63].

В области руководства народным хозяйством и культурным строительством компетенция Казахской АССР охватывала все стороны хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государства.

В области укрепления социалистической законности к ее компетенции относились: обеспечение исполнения советских законов, осуществление правосудия, охрана социалистической собственности, охрана личных и имущественных прав граждан: и т.д.

Компетенция Казахской АССР осуществлялась ее высшими органами государственной власти и управления - Всеказахским съездом Советов, ЦИКом Советов Казахской АССР, его Президиумом, Советом Народных Комиссаров и народными комиссариатами Казахской АССР.

Носителем высшей власти в Казахской АССР являлся Всеказахский съезд Советов, созываемый ежегодно Центральным исполнительным Комитетом Советов Казахской АССР.

К полномочиям Всеказахского съезда Советов относились: принятие (внесение изменений и дополнений) Конституции с последующим утверждением Всероссийским съездом Советов; утверждение государственного бюджета Казахской АССР и контроль за его исполнением; утверждение Положений о центральных органах власти Казахской АССР; рассмотрение, отмена и изменение постановлений и иных решений всех нижестоящих органов власти; утверждение народнохозяйственного плана Казахской АССР, объявление общей и частной амнистии; выборы ЦИК Казахской АССР; определение количества его членов; выборы делегатов на Всероссийский и Всесоюзный съезды Советов.

Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между Всеказахскими съездами Советов являлся ЦИК Казахской АССР. Он работал в сессионном порядке, сессии созывались Президиумом ЦИК один раз в три месяца.

ЦИК Казахской АССР издавал декреты, постановления и распоряжения, утверждал проекты декретов, постановлений и другие акты, вносимые Советом Народных Комиссаров и отдельными ведомствами, объединял работу по законодательству и по управлению Казахской АССР, направлял работу Президиума ЦИК и Совнаркома, наблюдал за проведением в жизнь постановлений Всесоюзного, Всероссийского и Всеказахского съезов Советов.

Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики в период между сессиями ЦИК являлся Президиум ЦИКа, который избирался на первой сессии ЦИК Казахской АССР.

ЦИК Советов Казахской АССР для общего управления республикой образовал Совет Народных Комиссаров Казахской АССР и для руководства отдельными отраслями народного хозяйства - народные комиссариаты [4, с. 52].

Совет Народных Комиссаров Казахской АССР объединял управление всеми отраслями общественно-политической, народно-хозяйственной и социально-культурной деятельности республики. Что же касается отдельных отраслей народного хозяйства, то ими непосредственно руководили народные комиссары.

 


Заключение

 

Казахская АССР была автономной частью Российской Советской Федерации. Следовательно, на ее территории распространялось полномочие высших органов государственной власти РСФСР. Органы государственной власти и управления Казахской АССР в своей повседневной деятельности руководствовались Конституцией, законодательством РСФСР.

В целях максимального учета специфики республики КирЦИК и его Президиум имели право опротестовать декреты и постановления СНК РСФСР по линии одноименных объединенных наркоматов в Президиум Всероссийского ЦИК, не приостанавливая их исполнения (статья 72 Конституции Казахской АССР). КирЦИКу и его Президиуму принадлежало право входить во Всероссийский ЦИК и через Совет Национальностей в ЦИК СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались ими неприемлемыми в конкретных условиях жизни республики или нецелесообразными по местным условиям.

Следовательно, есть основания утверждать, что по Конституции Казахская АССР обладала широкими правами для обеспечения специфических национальных интересов в составе Российской Советской Федерации.

Казахская АССР имела своего представителя при Президиуме Всероссийского ЦИК, который пользовался правом совещательного голоса во всех центральных органах РСФСР по вопросам, касавшимся Казахской АССР; участвовала в образовании верховных органов власти РСФСР и СССР через своих 12 делегатов на съездах Советов РСФСР и 5 делегатов в Совете Национальностей ЦИК СССР.

В целом необходимо отметить, что для казахского народа государственность в форме автономной республики сыграла положительную роль. И это несмотря на то, что переход от патриархально-феодальных отношений к социализму проходил в условиях ожесточенной борьбы, больше насильственными методами. В основном была преодолена вековая отсталость народа в хозяйственной и культурной жизни; созданы основы промышленности, транспорта, связи, сельское хозяйство получило технику, культурный уровень народа неизмеримо возрос. Появились письменность, стали издаваться на казахском языке газеты, книги, возросло количество образовательных учреждений и т. д. Появились предпосылки для преобразования Казахской АССР в союзное государство в составе СССР.


Список использованной литературы

 

1. Артыкбаев Ж.История Казахстана, Астана, 1999, с.222.

2. Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен): Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.С. Такенова.- 2-е изд.- Алматы: Іазағ ун-тi, 1993.- 304 с.

.   Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993

.   Большая советская энциклопедия, Изд-во "Советская энциклопедия" в 1969 -1978 годах в 30 томах.

.   Бурабаев М.С. Становление социалистическогосознания в Казахстане / Отв. ред. Н.Д.Джандильдин.- Алматы: Наука, 1981.- 338 с

.   Козыбаев М.К. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).

.   Данияров К. Альтернативная история Казахстана.- Алматы: Жибек жолы, 1998.- 208 с.

.   Деятели Октябрьской революциии гражданской войны в Казахстане: (Памятки).- Алма-Ата: Б.и., 1960.- 69 с.

.   Джусупбеков С. Установление Советской власти в Семиречье.- Алма-Ата, 1957.- 47 с.

.   Елеуов Т. Установление и упрочение Советской власти в Казахстане: (март 1917 - июнь 1918 года) / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961.- 528 с.

.   Елеуов Т. Установление Советской властив Казахстане / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1957.- 116 с.

.   История Казахстана / под ред. Козыбаева М.К. Алматы., 2004г.

.   История Казахстана / т.1., Астана., 2006г.

.   История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк - Пресс, 2000.

.   Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий: Посвящается 525-летию первого казахского государства (1470-1718) / Центр "Казахстан-Петербург".- Алма-Ата: Рауан, 1992.- 383 с.

.   Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003

.   Кунаев Д.А. Казахская ССР: Краткий историко-экономический очерк.- М.: Политиздат, 1958.- 163 с.

.   Нурканов А., Баймендин Х. Борцы за власть Советов в Казахстане.- Алма-Ата, 1961.- 51 с.

.   Нурпеисов К.Н. Становление Советов в Казахстане (март 1917 г.- июнь 1918 г.) / Отв.ред. канд. ист. наук. В.К.Григорьев.- Алма-Ата: Наука, 1987.- 240 с.

.   Нусупбеков А. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз. ССР, 1953.- 98 с.: табл. карта


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.