Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

2020-02-15 248
Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование взаимоотношений у дошкольников

Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности выводы по первой главе

. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности

Организации исследования

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения

Рекомендации для воспитателей

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль и т.п.

Исходя из вышеизложенного, проблема педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения актуальна на данном этапе развития нашего общества.

Объект исследования - дошкольники среднего и старшего возраста.

Предмет исследования - взаимоотношения в процессе игровой деятельности у дошкольников.

Гипотеза курсовой работы: развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Цель курсовой работы - рассмотреть формирование положительных взаимоотношений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Задачи исследования:

. Изучить теоретические аспекты формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности;

. Проанализировать взаимоотношения дошкольников в процессе игровой деятельности.

 


Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Выводы по первой главе

Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я.Л.Коломинского, А.В.Артемовой и др., а также ряд исследований, выполненных под руководством А.В.Петровского.

Л.И.Пеньевская, Т.А.Маркова, В.Н.Залогина уделяли большое внимание вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. А.А.Анциферова, В.Котырло, Л.И. Дурандина и др. изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).

Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.

Как известно, игра имеет большое значение для развития речи детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. В процессе проведения занятий воспитатель должен создать условий для проявления речевой активности у детей, помочь им выразить в слове их игровой опыт.

дошкольник игра воспитатель дружба


Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности

Организации исследования

 

Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №3 г. Магнитогорска.

В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.

2. Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.

3. Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.

4. Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.

5. Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.

План исследования

6. Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

а) провести игру “Секрет” (выбор в действии);

б) отзывы детей о лидерах группы;

в) беседа с воспитателем о лидерах группы;

г) беседа с родителями о лидерах (их детях);

д) отзывы детей о детях “отверженных”;

е) беседа с воспитателем о детях “отверженных”;

ж) беседа с родителями о детях “отверженных” (их детях);

з) выводы по игре “Секрет”.

7. Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.)

8. Провести беседу о дружбе.

9. Провести игру “Секрет” (словесную).

10.В результате 1 и 2 эксперимента выделить микрогруппы и сплотить их в общей деятельности.

11.Провести третью социометрию (выбор в действии). Пронаблюдать за поведением детей во время игры “Играй с кем хочешь”.

12.Провести несколько спортивных игр и эстафет с целью выяснения взаимодействия детей в группе во время соревнований, т. е. как относятся дети к победам и поражениям, к детям из-за которых проиграли или выиграли.

13.Составить рекомендацию для воспитателей по воспитания дружеских взаимодействий детей дошкольного возраста.

Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.

В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.

Рекомендации для воспитателей

 

Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Выводы по второй главе

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№3 г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Были поставлены следующие задачи:

22.Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.

23.Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.

24.Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.

25.Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.

26.Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.

Исходя из проведенного эксперимента можно сделать выводы, что что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.

Также можно придти к выводу, что в среднем и старшем дошкольном возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

 


Заключение

 

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№3 г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза подтвердилась.

Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

 


Список литературы

 

1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 2006;

. Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 2007.

. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2005.

. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2005.

. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 2004.

. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.

. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001.

. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 2004.

. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2000.

. Психология формирования и развития личности. М., 2001.

. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006.

. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 2004 г.

. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2007.

. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2004. № 6.

. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2003.

. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005.

. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. М., 2004.

. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.,2002.


Приложение 1

 

 


Приложение 2

 

Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование взаимоотношений у дошкольников

Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности выводы по первой главе

. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности

Организации исследования

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения

Рекомендации для воспитателей

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль и т.п.

Исходя из вышеизложенного, проблема педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения актуальна на данном этапе развития нашего общества.

Объект исследования - дошкольники среднего и старшего возраста.

Предмет исследования - взаимоотношения в процессе игровой деятельности у дошкольников.

Гипотеза курсовой работы: развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Цель курсовой работы - рассмотреть формирование положительных взаимоотношений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Задачи исследования:

. Изучить теоретические аспекты формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности;

. Проанализировать взаимоотношения дошкольников в процессе игровой деятельности.

 


Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.