История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-02-15 | 183 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теперь перейдем непосредственно к термину «авторское присутствие». Мне не удалось найти четкого научного определения этому часто встречающемуся в литературоведении и теории журналистики понятию. Говоря «грубо», это отношение автора к изображаемому им же самим, проявляющееся в авторском тексте при помощи различных приемов.
В художественной литературе существует множество способов выражения авторского присутствия: введение в текст рассказчиков, героев-резонеров, эпиграфов, различных авторских отступлений и т.п. Писатель абсолютно волен в своем творческом выборе и ему никто не запретит высказывать свое мнение в любой форме, в которой он считает нужным, в то время как журналистская этика все же ставит определенные преграды прямоте и эмоциональности.
Но это не мешает авторскому «я» в полной мере проявляться в таком сухом событийном жанре, как репортаж. «Авторское «я» полностью исключено из речевой структуры репортажа. Оно - в подтексте: в отборе синтаксических конструкций, в некоторой прерывистости речи (обилие присоединительных конструкций), в редких и немногословных репликах-оценках».[14]
При этом стоит отметить, что зачастую нарочитая сухость и сдержанность авторского тона, напротив, только усиливает эмоциональное воздействие на читателя – к примеру, в случаях, когда спокойным «будничным» языком описывается что-то неприятное, шокирующее и т.п.
Как утверждает М.Н. Ким, «В репортаже, как в одном из самых субъективных жанров журналистики, можно выделить следующие особенности: документальное отображение действительности должно сочетаться с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу наблюдаемого события. Эмоционально-оценочный способ представления информации в репортаже позволяет автору по-своему интерпретировать происходящее, выдвигать собственные оценки и суждения, изображать событие сквозь призму индивидуального восприятия и многое другое. Все это имеет сугубо прагматический смысл: включить читателя в переживание описываемого события и наглядно обосновать ценностные отношения, лежащие в его основе.
|
Благодаря категории авторского «я» репортер сигнализирует читателю о том, что он, как участник/очевидец события, всю ответственность за достоверность фактов берет на себя, что он отображает только то, что сам видит и слышит, чувствует и переживает».[15]
Более того, по мнению Кима «Репортажу, как воздух, необходима эмоциональность изложения, поскольку это не констатация свершившегося факта, не бесстрастное воспроизведение событий, а, прежде всего, выражение личностного отношения к событию, проявление личных симпатий и антипатий, выдвижение собственных оценок. Только в этом случае становится возможным создание эффекта присутствия при описании какого-либо события или происшествия». [16]
Таким образом, мы видим, что ощущение читателем авторского присутствия во время чтения является не только желательным, но и необходимым результатом для хорошего, качественного репортажа и преследует следующие цели:
а) Дать читателю возможность понять позицию автора по отношению к изображаемому;
б) Побудить читателя сделать собственные выводы относительно описываемого события и затем сопоставить собственную позицию с авторской: согласиться с мнением автора либо, наоборот, вступить с ним в мысленную полемику;
в) Вызвать у читателя эмоциональный отклик на описываемые события;
г) Позволить читателю ощутить себя на месте репортера и испытать примерно те же чувства, ощущения, переживания, которые последний испытывал во время наблюдения за освещаемым событием.
1.4. Формы авторского присутствия в репортаже, примеры их использования в российских печатных СМИ
|
Можно условно выделить следующие формы авторского присутствия в репортаже:
1) Косвенное присутствие (автор-ретранслятор происходящего, сторонний наблюдатель, очевидец);
Наиболее распространенная форма, которая лучше всего подходит для освещения событий с повышенной динамикой – уличные волнения, акции протеста, боевые действия, спортивные мероприятия и т.п. Репортажи, сделанные в такой манере, отличает сжатость и сухость изложения, короткие «рубленые» предложения с прямым порядком слов, минимум эмоций и, соответственно, минимальный уровень проявления авторского «я». Журналист просто «фотографирует» с разных ракурсов происходящее перед его глазами и затем из этих разрозненных кадров у читателя складывается цельная картина описываемого события. Один из самых ярких примеров – репортаж журналистов «Новой газеты» Александра Литого и Ростислава Богушевского о вышедшей из-под контроля акции протеста футбольных фанатов на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Статья полностью соответствует всем вышеозначенным критериям, для подчеркивания динамики происходящее в тексте расписано по минутам:
«16:34
Фанаты ожидают исхода переговоров с ОМОНом. В случае если отпустят задержанных - фанаты готовы разойтись. Пока же слышны националистические лозунги. Переговоры затягиваются…
16:42
Фанаты кричат про депортацию, скандируют "Кто убил Юру Волкова?". Заметно потеснили ОМОН в сторону Манежа».[17]
2) Прямое присутствие (автор является непосредственным участником описываемого события, действия);
Тот случай, когда репортер для наиболее полного и красочного отражения какого-либо события/явления/действия на некоторое время становится его рядовым участником. Таким образом, уровень проявления авторского «я» здесь автоматически повышается по сравнению с предыдущим пунктом нашей классификации. Очень яркий пример работы журналиста-печатника в этом ключе – выходившая в 2010 году в «Комсомольской правде» серия (из 27 (!) частей) репортажей «Как я была колхозницей» спецкора Ярославы Таньковой, которая в течение длительного времени работала простой дояркой и скотницей и параллельно писала для читателей «Комсомолки» репортажные зарисовки из сельской жизни в современной России. Для наглядности приведем небольшой отрывок из одной части этого цикла: «Вечером к терпкому запаху навоза примешивается тягучий аромат молока - доярки, заканчивая работу, моют и вешают сушиться похожие на акваланги доильные аппараты. Рядом в огромной алюминевой ванне плещется свежее, еще не успевшее остыть молоко. У брезгливого человека такая близость молока с навозом и мухами вызвала бы тошноту. Но работникам фермы это чувство неведомо. Оно стирается в деревне. Мой же организм мимикрирует под окружающую реальность. Так что я, лопаясь от восторга, наблюдаю, как сослуживица окунает в молочную ванну мою железную кружку…».[18]
|
3) Фиксация деталей-символов (автор-выразитель каких-л. определенных взглядов на окружающую действительность).
Отдельный, особый способ выражения авторского «я». Если мы внимательно прочитаем несколько случайно взятых газетных репортажей, то без труда отыщем примеры использования данного приема, заключающегося в нарочном заострении читательского внимания на каких-либо предметах окружающей действительности, вызывающих определенный ассоциативный ряд и содержащих скрытый намек на отношение автора к происходящему.
«Дамаск встречает опустевшими улицами – ветер метет по тротуарам обрывки газет»[19] - пишет корреспондент «Аргументов и фактов» Георгий Зотов, описывая обстановку в столице Сирии после революционного переворота. Газетные обрывки, которые несет ветер по пустым улицам – очень красочная деталь, символизирующая разруху, запустение и неопределенность после каких-либо происшествий, потрясений.
Другой пример – из уже упоминавшегося выше репортажа «Новой газеты» с Манежной площади: «При попытке людей прорваться наружу, произошло первое столкновение. ОМОН пустил в ход дубинки. Собравшиеся стали забрасывать милиционеров елочными игрушками с новогодней елки».[20] Атрибуты любимого праздника россиян стали оружием в массовой драке со стражами действующего государственного режима, что символично само по себе.
1.5. Уместность и неуместность проявления авторского присутствия на примерах из российских печатных СМИ
|
И в заключение нашей теоретической части попробуем разобраться, в каких случаях выражение автором своего мнения оправданно и необходимо, а в каких от этого уместнее воздержаться.
Как мы уже отмечали выше, одна из главных особенностей репортажа, которая обеспечивает ему стабильный успех у читательской аудитории, это динамика изложения, напряженность действия. Выражение авторского присутствия – это чаще всего нарушение, ослабление динамики, своего рода лирическое отступление, погружение читателя во внутренний мир автора с его чисто субъективными размышлениями, оценками, переживаниями, чувствами. И это нарушение темпо-ритма повествования можно считать в полной мере уместным и оправданным лишь в том случае, если проявление авторского отношения в конкретной ситуации оказалось удачным и произвело на читателя соответствующий эффект.
Снова обратимся за примерами в отечественные печатные СМИ. Специальный корреспондент газеты «Аргументы и факты» Георгий Зотов рассказывает о ситуации в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна и вступления на территорию страны американских войск: «Каждая нация делится на суннитов и шиитов, те тоже терпеть друг друга не могут. Поджоги, убийства, теракты - ежедневная рутина. Волосы дыбом встают, когда думаешь, какое осиное гнездо разворошили американцы. В любом городе Ирака проходит линия фронта».[21] На мой взгляд, в предпоследнем предложении приведенного абзаца уровень авторского присутствия выше, чем следовало бы в рамках данного материала. Во-первых, предложение резко выделяется стилистически и интонационно, явно выбиваясь из того стиля изложения, который автор избрал для всего текста. Во-вторых, в нем присутствуют сразу два часто употребляемых в повседневной речи фразеологизма с ярко выраженной экспрессивной окраской – «волосы дыбом встают» и «осиное гнездо». В силу своей чрезмерной эмоциональности, предложение неорганично смотрится на фоне соседних и таким образом нарушает цельность текстовой структуры. Также у меня, как у читателя, некоторое отторжение вызвала и близкая к восклицательной интонация, на фоне сухих и сдержанных репортажных фраз создающая впечатление пафосности и неискренности. Более того, предложение несет минимум смысловой нагрузки и, на мой взгляд, является для данного текста лишним, т.к. его основную мысль читатель мог бы уловить в подтексте, и тогда эффект был бы сильнее. Особенно если учесть, что представленные в тексте события сами по себе являются острыми и драматичными и не нуждаются в дополнительной эмоциональной окраске со стороны автора для того, чтобы оказать должное воздействие на читательскую аудиторию. Репортеру в данном случае достаточно просто передать, ретранслировать увиденное как данность, как факт, чтобы читатель не остался равнодушным к проблеме.
|
Попробуем убрать данное предложение и посмотрим, что получится в итоге: «Каждая нация делится на суннитов и шиитов, те тоже терпеть друг друга не могут. […] Поджоги, убийства, теракты - ежедневная рутина. В любом городе Ирака проходит линия фронта». На мой взгляд, теперь данный фрагмент текста стал более сдержанным, «ровным» и стилистически выдержанным.
Теперь поищем в этой же публикации примеры удачного использования категории авторского «я». Я считаю, что будет уместным привести следующий фрагмент: «Шоссе идёт вдоль нефтяных полей Киркука: тут сосредоточена половина запасов всей иракской нефти. Вдали горят факелы. У обочины остов «Тойоты» - вчера наскочила на мину. Воздух напоён нефтью. У неё даже запах маслянистый, густой. Деньги не пахнут? Нет… это неправда».[22] В данном отрывке, как мне кажется, мы можем видеть два случая удачного проявления авторского индивидуального восприятия. Во-первых, это описание взорванной машины на обочине дороги – данная деталь как нельзя лучше включает читателя в атмосферу военной обстановки и ежесекундной опасности для жизни, при этом практически не нарушая динамики повествования. Во-вторых, очень удачно, на мой взгляд, авторское присутствие обозначается благодаря использованию иронии: «Воздух напоён нефтью» - «Деньги не пахнут? Нет… это неправда». Автор иронизирует также и при описании отношения местного населения к американским солдатам: «Нельзя сказать, что армию США не любят. Её здесь ненавидят».[23] Нейтральная лексика ироничных предложений дает журналисту возможность опосредованно, и при этом ясно выразить свою позицию, избегая прямого выказывания симпатий или антипатий по отношению к чему-либо и сохраняя таким образом структурную и стилевую целостность материала.
Теперь, когда мы выяснили, что представляет из себя авторское присутствие в репортаже и какова его роль, а также вычленили различные способы его выражения в данном жанре и поговорили об уместности проявления авторского «я» в тех или иных ситуациях, завершим наш теоретический блок и перейдем к аналитическому, чтобы на основе выводов теоретической части произвести разбор и анализ собственных публикаций в газете «Rелеванс» в рамках нашей темы.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!