Методы оценки стоимости ЧК как составляющей национального богатства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методы оценки стоимости ЧК как составляющей национального богатства

2020-02-15 243
Методы оценки стоимости ЧК как составляющей национального богатства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы оценки стоимости ЧК формируются в настоящее время. Существуют различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. В работах[2] приведен обзор работ по национальному богатству и методам оценки стоимости человеческого капитала.

Дж. Кендрик (американский экономист) предложил затратный метод расчета стоимости ЧК – на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Эта методика оказалась удобной для США, где имеются обширные и достоверные статистические данные[3]. Дж. Кендрик включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества нам воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он получил, что ЧК в 1970 годах составлял более половины в накопленном национальном богатстве США (без учета государственных инвестиций).

Метод Кендрика позволил оценить накопления ЧК по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» ЧК (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство ЧК и реальное его накопление.

В работе Дж. Минсера[4]  выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в ЧК. На базе статистики США 1980 годов Минсер получил зависимости эффективности ЧК от числа лет общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника.

Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада ЧК) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике ВБ, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие ЧК.

На рис. 2 изображены источники накопления элементов ЧК. Источники выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления, приведенным в «Российском статистическом ежегоднике» и других российских источниках. Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение и т.д.

· инвестиции в безопасность населения и предпринимателей обеспечивают накопление всех других составляющих ЧК, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни;

· инвестиции в подготовку элиты общества;

· инвестиции в предпринимательскую способность и предпринимательский климат, государственные и частные инвестиции в малый бизнес и венчурный бизнес. Инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности обеспечивают его реализацию как экономического производительного ресурса страны;

· инвестиции в воспитание детей;

· инвестиции в изменение менталитета населения в положительную сторону – это инвестиции в культуру населения, которая определяет эффективность ЧК;

· инвестиции в институциональное обслуживание население институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;7

· инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают ЧК;

· инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.

Результаты расчетов ЧК России и стран СНГ на базе затратного метода с использованием алгоритма специалистов Всемирного банка и схемы, представленной на рис. 2, приведены в табл. 1. Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство российского ЧК. Для оценки величины реального накопления авторами работы использовался расчет показателя «истинное сбережение» по методике специалистов Всемирного банка.

ЧК, как следует из таблицы 1, в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика.

Оценки авторов этой работы мирового богатства, национальных богатств некоторых стран и групп стран, а также стоимости его структурных составляющих приведены в таблице 2.

Следует отметить, что изложенная выше методика оценки ЧК оценки ЧК по затратам достаточно корректна для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками, однако дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК разных стран. ЧК слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.

В последние десятилетия наблюдается в развитых странах опережающий рост инвестиций в ЧК (табл. 3). ЧК рос более быстрыми темпами, чем физический. В 1990 г. суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в США превышали производственные капиталовложения более чем в 3 раза.

Подталкивает к этому нарастающий разрыв доходов людей с высшим образованием мирового уровня и без него. По данным за 1990 г., у американцев с начальным образованием совокупный полученный в течение всей жизни доход составлял 756 тыс. долл., с высшим образованием – 1720 тыс. долл., т.е. американцы с высшим образованием имели средний доход на 1 млн долл. Больше. Высокая оплата квалифицированного и интеллектуального труда является одним из главных стимулов получения знаний в развитых странах и главным фактором  их развития.

В свою очередь, высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новых экономик, экономик знаний порождает мощные синергетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного ЧК страны. Отсюда огромные преимущества развитых стран мира и проблемы для стран с «догоняющими» экономиками, пытающихся встать в их ряды.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.