Легитимность власти по Веберу — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Легитимность власти по Веберу

2020-02-15 281
Легитимность власти по Веберу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Понятие власть в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие власть не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является одним из направлений в изучении теории государства и права.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, такое совпадение было не случайным, а явилось смутной догадкой о природе власти.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства, его политической системы, а также его права.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. В любом общественном образовании неизбежно возникают отношения подчинения, иначе говоря, властные отношения.

В данной работе рассматриваются генезис власти, основные компоненты и способы функционирования этого феномена.


 

Понятие «Власть»

 

Власть — одно из ключевых, наиболее масштабных, многогранных и определяющих явлений в жизни общества. Только в русском языке она описывается, оценивается и характеризуется более чем пятью тысячами понятий и категорий.

В 1991 года впервые в России был употреблён термин «Кратология», который означает – наука о власти. В русский язык его ввёл Вячеслав Халипов. Этот термин происходит от греческого слова «kratos» - власть, сила, господство. [2]

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что связано со сложностью и многоаспектностью названного явления. Каждое из определений акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти, и связано с определенным подходом к ее рассмотрению.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение познавательной и практической деятельности, ее свойств и критериев практической деятельности, оценки ее легитимности. Методологический аспект состоит в рассмотрении сущности и специфики проявления власти. Социологический аспект относится к анализу легитимности власти в переходных состояниях общества. Социально-психологический аспект раскрывает механизм формирования типов личности властвующих через базовые потребности во власти, а также механизм реализации государственной власти. Аксиологический аспект подчеркивает социальную ценность феномена власти.

В основе концептуальной схемы исследования власти лежат следующие общие понятия. Это основания власти, исследование которых дает возможность трактовать властные отношения как разновидность причинных отношений, объем и силу власти. Эти понятия могут быть измерены, т.е. выражены точным математическим языком.

Власть это всегда какое-либо отношение, а не вещь, которой обладают. Она возникает в ходе отношения, а не до него, например, в отношениях человека с человеком, человека с группой и т.д. Власть - не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого. Классическая формула власти с этой точки зрения гласит: «А имеет власть над Б в той мере, в какой А может заставить Б делать то, чего бы Б, без этого воздействия А, никогда не стал бы делать». Следовательно, власть - это чья-либо способность, а затем уже и возможность управлять другими людьми.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Но в целом данное определение власти расплывчато, недостаточно. В рамках западной философии наибольшую ценность представляет работа Б. Рассела «Власть», в которой философ утверждает, что для правильного понимания властных отношений не следует ограничиваться лишь объективными закономерностями системы, а следует изучать психологию личности. Каждый человек, по Б. Расселу, изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями - стремлением к власти и стремлением к славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны. Но в условиях свободной состязательности, когда власть «открыта» для всех, ее получит тот, кто более всего желает.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.

2. Власть является атрибутом, неотъемлемым компонентом, общества на всех этапах его развития. Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающееся в литературе, словосочетание, как «социальная власть», ибо власть всегда социальна. То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему, социальный организм, которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования.

С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление - явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное.

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным, даже если животное находится в собственности хозяина, и он может распорядиться его судьбой.

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным. С точки зрения общесоциальной, оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу:

• это может быть физическая сила;

• сила оружия;

• сила интеллекта;

• сила авторитета, убеждения;

• эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.

В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.


 

Виды и основания власти

 

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива;

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

1.власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим);

2.государственная власть;

3.власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

4.власть политических лидеров.

Существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности, в зависимости от способа организации и властвования, может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти.

Власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти:

1.Верховенство и обязательность её решений для всякой иной власти, обращение ко всем гражданам;

2.Моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;

3.Наличие особого аппарата управления и принуждения;

4.Использование легальной силы, опора на традиции и чувства;

5.Публичность – всеобщность и безличность, обращаемая ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей».[3] Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением, и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Политическая власть в обществе, и прежде всего это касается государственной власти, может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.


 

Религия и власть

 

При рассмотрении этого вопроса следует отметить, что существуют два направления трактовки взаимоотношений власти духовной и власти светской.

Первое направление отражает утверждение, что любая власть – есть власть от Бога, следовательно, необходимо полное и покорное подчинение носителям этой власти. На этом принципе основана теологическая теория происхождения государства. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Обоснование теории божественного происхождения власти прослеживаются у апостола Павла в «Послании Римлянам». [6, гл. XIII, стих 1-6]. Апостолы и отцы церкви определяли, однако, и границы власти. Так, слова Деяний Святых Апостолов: «Бога надо слушать более, нежели человека» [7, гл. IV, стих 19], являлись аргументом для христиан, отстаивавших свободу своей нравственно-религиозной жизни. Святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Амвросий Медиоланский ставят власть священства выше власти светской, представляемой императором. Григорий Богослов говорит: «Закон Христа подчинил вас нашей власти и нашему суду, ибо и мы властвуем, и прибавлю: властью высшею и совершеннейшею, нежели ваша».[8, с.2] «Император – писал Амвросий Медиоланский – не должен ни кого лишать свободы. Добрые цари любят свободу, нечестивые – рабство».[8, с.2] Блаженный Августин учит, что вся история человечества представляет развитие двух противоположных обществ или государств: земного, греховного, в котором царствует Диавол, и божественного, повинующегося Богу. Отношение обеих властей духовные писатели выражали в так называемых теориях двух светил, солнца и луны или двух мечей, духовного и светского, данных апостолу Петру.

Начиная с XIV столетия, получает своё дальнейшее развитие теория главенства светской власти. Одними из первых её пропагандистов становятся Пётр Дюбуа, Иоанн Парижский, Оккам, Марсилий Падуанский, а также Данте. С XV века в пользу светской власти начинают косвенно действовать проповедники подчинения «папы» вселенскому собору, так как члены собора – епископы и прелаты – были обыкновенно зависимы от светской власти. Реформация сильно укрепила светскую власть.

В XVI веке Игнатием Лойолой основывается Орден Иезуитов, который возникает в виде реакции против реформации, снова выдвигается вопрос о преимуществе духовной власти. Наиболее блестяще эту идею выразил Кампанелла, мечтавший о всемирной монархии пап.

К исходу XVI века в вопросах главенства власти снова возвращается приоритет светской власти. В немалой степени этому способствуют труды таких видных мыслителей как Макиавелли и Боден. Боден называет светскую власть суверенитетом и определяет её, как постоянную и абсолютную власть государства.

С приходом XVII века появляется потребность в более прочных основах общежития. Их основу находят в учениях естественного права, приведших к теории договорного происхождения государства. Смотря по тому, с каких позиций определялось естественное состояние людей, власть или получала какие-нибудь ограничения (Гуго Гроций, Мильтон), или являлась абсолютной, как у Гоббса. К вопросу о происхождении власти присоединяется, в это время, поставленный ещё в древности вопрос о её назначении. С XVII века вопрос о главенстве духовной власти в масштабах государства и подчинения ей власти светской, с такой остротой как прежде не ставится.

Как мудро замечает А.Н. Уайтхед «божественный элемент в мире должен быть понят как убеждающая, а не как принуждающая деятельность».[13, с.369]


 

Заключение

Несмотря на то, что в понятие «власть» вкладываются во многом разные смыслы, суть её остаётся единой. Она имеет место возникать в любом социальном обществе.

Власть и властеотношения начали подвергаться осмыслению и изучению ещё в Древнем Мире, что характеризует её, как устойчивый социальный феномен, присущий различным по своему характеру и содержанию обществам. Сущность власти изучают очень многие, и все имеют специфическое понимание этого социального явления. Все определения власти относительны, вероятно. Кроме того, известно, что власть неразрывно связана с государством и гражданским обществом, с элементами политической системы и др. Логическим следствием изучения власти явилось создание отдельной науки «Кратологии», в которой обобщились все имеющиеся на сегодняшний день понятия, методы и концепции её изучения.

Наличие характерных и присущих только «Власти» признаков характеризует её как явление. Любое явление, как следствие, имеет видовое деление, что означает её разносторонность и многогранность.

При этом «Власть» сама может характеризовать общество, в котором она возникает. Это наглядно проиллюстрировал в своих трудах М.Вебер. Используя понятие «Власть» он вывел требования к государственным служащим, с целью придания государственной власти легальности, что в свою очередь служит социальным интересам общества и придаёт ему спокойное устойчивое развитие.

Большое внимание уделено психологической концепции власти. В ней «Власть» представляется как некая высшая ценность, в обладании которой человек испытывает насущную потребность, а отсутствие власти сравнивается с отсутствием свободы, с ограниченностью. Следствием этой несвободы является потребность освободиться, т.е. получить независимость от обстоятельств – захватить «Власть». Также обладание властью расценивается, как обладание некими вещами либо статусным положением, недоступными в подчинённом состоянии.

Подводя итог работы можно со всей определённостью констатировать, что понятие «Власть» является ёмким по своему содержанию. Властные отношения затрагивают все сферы жизни общества.

Введение

 

Понятие власть в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие власть не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является одним из направлений в изучении теории государства и права.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, такое совпадение было не случайным, а явилось смутной догадкой о природе власти.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства, его политической системы, а также его права.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. В любом общественном образовании неизбежно возникают отношения подчинения, иначе говоря, властные отношения.

В данной работе рассматриваются генезис власти, основные компоненты и способы функционирования этого феномена.


 

Понятие «Власть»

 

Власть — одно из ключевых, наиболее масштабных, многогранных и определяющих явлений в жизни общества. Только в русском языке она описывается, оценивается и характеризуется более чем пятью тысячами понятий и категорий.

В 1991 года впервые в России был употреблён термин «Кратология», который означает – наука о власти. В русский язык его ввёл Вячеслав Халипов. Этот термин происходит от греческого слова «kratos» - власть, сила, господство. [2]

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что связано со сложностью и многоаспектностью названного явления. Каждое из определений акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти, и связано с определенным подходом к ее рассмотрению.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение познавательной и практической деятельности, ее свойств и критериев практической деятельности, оценки ее легитимности. Методологический аспект состоит в рассмотрении сущности и специфики проявления власти. Социологический аспект относится к анализу легитимности власти в переходных состояниях общества. Социально-психологический аспект раскрывает механизм формирования типов личности властвующих через базовые потребности во власти, а также механизм реализации государственной власти. Аксиологический аспект подчеркивает социальную ценность феномена власти.

В основе концептуальной схемы исследования власти лежат следующие общие понятия. Это основания власти, исследование которых дает возможность трактовать властные отношения как разновидность причинных отношений, объем и силу власти. Эти понятия могут быть измерены, т.е. выражены точным математическим языком.

Власть это всегда какое-либо отношение, а не вещь, которой обладают. Она возникает в ходе отношения, а не до него, например, в отношениях человека с человеком, человека с группой и т.д. Власть - не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого. Классическая формула власти с этой точки зрения гласит: «А имеет власть над Б в той мере, в какой А может заставить Б делать то, чего бы Б, без этого воздействия А, никогда не стал бы делать». Следовательно, власть - это чья-либо способность, а затем уже и возможность управлять другими людьми.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Но в целом данное определение власти расплывчато, недостаточно. В рамках западной философии наибольшую ценность представляет работа Б. Рассела «Власть», в которой философ утверждает, что для правильного понимания властных отношений не следует ограничиваться лишь объективными закономерностями системы, а следует изучать психологию личности. Каждый человек, по Б. Расселу, изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями - стремлением к власти и стремлением к славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны. Но в условиях свободной состязательности, когда власть «открыта» для всех, ее получит тот, кто более всего желает.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.

2. Власть является атрибутом, неотъемлемым компонентом, общества на всех этапах его развития. Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающееся в литературе, словосочетание, как «социальная власть», ибо власть всегда социальна. То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему, социальный организм, которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования.

С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление - явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное.

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным, даже если животное находится в собственности хозяина, и он может распорядиться его судьбой.

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным. С точки зрения общесоциальной, оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу:

• это может быть физическая сила;

• сила оружия;

• сила интеллекта;

• сила авторитета, убеждения;

• эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.

В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.


 

Виды и основания власти

 

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива;

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

1.власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим);

2.государственная власть;

3.власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

4.власть политических лидеров.

Существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности, в зависимости от способа организации и властвования, может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти.

Власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти:

1.Верховенство и обязательность её решений для всякой иной власти, обращение ко всем гражданам;

2.Моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;

3.Наличие особого аппарата управления и принуждения;

4.Использование легальной силы, опора на традиции и чувства;

5.Публичность – всеобщность и безличность, обращаемая ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей».[3] Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением, и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Политическая власть в обществе, и прежде всего это касается государственной власти, может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.


 

Легитимность власти по Веберу

 

Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства, власти, внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). [4]

Типы легитимного господства по М. Веберу [3]

Признак Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Правила (нормы), положенные в основу Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы Обаяние, привлекательность
Глава системы (тип «господина») Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Монарх или религиозный советник Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру
Форма легитимности системы Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Вера в установленный порядок вещей Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизмати­ческого лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социально-го поведения Инструментальное или це-лерациональное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

 

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное (рационально-бюрократическое) господство – господство, которое основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются нетолько управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день:

1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;

2) имеют устойчивую служебную иерархию;

3) имеют твердо определенную компетенцию;

4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);

5) работают в соответствии со специальной квалификацией;

6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;

7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;

8) предвидят свою карьеру;

9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения сл


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.