Влияние народной игры на социализацию ребёнка — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Влияние народной игры на социализацию ребёнка

2019-12-26 284
Влияние народной игры на социализацию ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности (например, группе сверстников), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. При этом некоторые исследователи особо выделяют такой параметр игры как значение «системы сознательно приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения», а также показатель «степени совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

Социально-педагогическое назначение народной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

Социальное воспитание в своей совокупности обеспечивает освоение молодежью системы ценностей (социальных, общинных, индивидуальных), адекватной историко-культурным традициям. Ведь ценности становятся личностно значимыми только в момент их соприкосновения с личностью и приобретают социальную обусловленность при реализации возвышенных потребностей творящего человека во имя развития своего города, региона, страны и всего человечества. Ценности, формируемые на основе воспитания, условно можно представить в виде трех больших блоков: общечеловеческие ценности – ценности, присущие всем без исключения обществам на любом этапе их развития, являющиеся основой человеческого бытия (например, триада «истина, добро, красота»); ценности культуры данного общества, ставшие присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей – носителей и строителей данной культуры (например, христианские ценности); ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общества, т.е. господствующей системой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (например, свобода, равенство, профессионализм).

Й. Хейзинги считает, что сама культура предстает перед нами как своеобразная форма игры с правилами.

С.А.Шмаков в определении особых функций игры как педагогического феномена культуры выделяет наиболее важные ее функции: социокультурное назначение игры; функции межнациональной коммуникации и самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики; коммуникативная функция игры; развлекательная функция, а также игротерапевтическая, диагностическая функции и функции коррекции в игре. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.

Ролевая игра как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую.

Посредством игры формируется этническая самоидентификация детей. Формы национального сознания и самосознания не даны, а заданы подрастающим поколениям. Присваивая их, ребенок не просто попадает в готовую этническую среду. Условием этнической самоидентификации является представление ребенку опредмеченных форм этно-национального опыта в виде актуально складывающейся «этнонациональной среды».

Социальное самоопределение подрастающих поколений через народные игры – это индивидуализация детей как культурно-исторически значимый вектор их интеграции во взрослое сообщество. Игра выступает средством присвоения исторически сложившейся структуры национального самосознания. Во многих народных играх воссоздаются ситуации воспитания и обучения, передачи опыта от старших к младшим, и вместе с тем в них дети реально выполняют по отношению друг к другу педагогические функции. В результате решения игровой задачи достигаются вполне серьезные педагогические цели. Присвоение опыта позволяет ребенку ощутить этнокультурную идентичность, принадлежность к своему народу, освоить национальные обычаи, традиции, обрядовую культуру. Народной игре свойственна насыщенность традициями и обычаями этноса. Поэтому она несет в себе эффективный способ приобщения подрастающих поколений к этнокультурной традиции.

Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр, отмечает В.М. Григорьев. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д.

Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальную модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности.

В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир.

У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.

Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество.

Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.

Важнейшими базисными характеристиками личности являются конструкты духовности и нравственности являются. Духовность детерминируется как устремленность личности к прогностическим целям и выступает в качестве ценностной характеристики сознания, духовность имеет атрибутивный характер, поскольку она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако она заложена в личности человеке потенциально. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

В народных играх, несомненно, есть связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

Культурная идентификация личности ребенка через игру обеспечивает ее адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост, расширение ее кругозора.

Как и любой вид деятельности, игра регламентируется определенными принципами и осуществляется в строгом соответствии с ними.

В процессе игры ребенок эксплицирует на себя другую личность; посредством чего он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Результатом игры являются изменения в социокультурном опыте личности на основе совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, представляющих наиболее действенные и зримые личностные показатели и сферы человека – интеллектуально-волевого, деятельно-практического, эмоционально-ценностного его развития.

В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли.

Многие качества личности ребенка помогает развить использование национально-регионального потенциала игр. Среда этно-национальной культуры может рассматриваться как идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Игры народов Севера.

Бери да помни!

 

Берут развильную кость птицы (такая кость имеется у любой птицы над грудной костью вверх по зобу). Оба участника игры берутся руками за концы развилок и тянут каждый в свою сторону, пока кость не переломится. Тот, у кого в руках окажется большая часть, кладет ее за ухо и произносит: «Кладу да помню!». Через какое-то время второй игрок неожиданно протягивает первому какую-нибудь вещь, предмет (например, кусочек хлеба, конфетку, игрушку, что угодно). Первому игроку надо взять протянутую вещь и сказать: «Беру да помню!». А если он не скажет этого, то тот, который подал вещь, сам скажет: «Бери да помни!». В этом случае считается, что этот игрок обыграл своего товарища. А все же если тот ответил как положено по правилам, то теперь уже он в свою очередь стремится застать своего товарища врасплох. Кто выиграл, тот получает от соперника подарок, о котором условились перед началом игры. В этом случае игра считается завершенной. До тех пор, пока игра не закончена, тот из соперников, которому досталась большая половина косточки, обязан носить ее при себе.

Игра эта на бдительность и на смекалку.

(Играют двое).

 

Воробей

 

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты,птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу,мяу», - стараясь изменить голоо Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

( Играют 10 - 12 человек)

 

Копотун

 

Копотун – это детская игрушка. Делают ее так. Две дощечки соединяют с помощью деревянной втулки. Посредине передней дощечки делают отверстие, в него просовывают суровую нитку и закрепляют ее конец за заднюю дощечку. На другой конец нитки нацепляют грузило, так, что игрушка, поставленная на конец стола, уравновешивается в вертикальном положении слегка наклонно в сторону грузила. Теперь, если дернуть за нитку книзу, игрушка будет долго качаться, как маятник, вниз-вверх. Игрушка готова, можно начинать игру.

Ставят игрушку на край стола и, дернув за нить с грузиком, заставляют ее кланяться. Пока игрушка покачивается, успевают пропеть довольно объемистую песенку-сказку:

Копотун кланяется, кланяется,

У копотуна 7 снох (невест), 7 снох,

Глиняная сноха за водой пойдет,

Дождь намочит и размокнет.

Травянная сноха выйдет

Корову покормить,

В сено(траву) упадет

И корова проглотит.

Берестяная сноха

Печку начнет топить

Огонь вспыхнет и сгорит.

Ледяная сноха станет

Чай кипятить,

В чугунок упадет и растает.

Сноха как мячик

Станет скакать -

Под гору укатится.

Сноха из метлы

Станет пол мести

Да и застрянет

Между половицами.

Сноха – пузырь

Станет смеяться,

Смеялась,смеялась и лопнула.

А копотун все кланяется

и кланяется.

(Играют 3 – 10 человек).

Данные игры относятся к комнатному типу и проводятся в закрытых помещениях.

Прячь глаза

 

Выбирают двух водящих (маток). Матки между собой бросают жребий, кому из них прятаться, а кому искать. Затем, поочередно, из каждой пары играющих, они набирают себе команду. Матка, которой выпал жребий, ведет свою команду и прячет игроков, а некоторых отпускает на волю. Как только матка первой партии спрячет своих игроков и договорится с ними о месте встречи, она возвращается к ждущей команде. Матка ищущей команды берет ее за полу пальто или малицы, и все идут на поиски. Задача ищущих – найти спрятавшихся и не допустить соприкосновения с их маткой. А у спрятавшихся – неожиданно выскочить и прикоснуться рукой к своей матке. Матка спрятавшейся команды, конечно, знает, где ее игроки, но не ведет прямо к ним, ходит окольными путями и извещает своих товарищей песней – сигналом:

Песец идет,

Росомаха идет,

Матка идет,

Хорошенько подготовьтесь!

Если всех спрятавшихся поймают, прячется ищущая партия. Если же кому-либо удастся дотронуться до своей матки, то он снова идет прятаться. Ну а пойманные в этот кон уже не играют.

(Играют 12-16 человек)

 

Ма

 

По жребию выбирают двух водящих, одна из них хозяйка, другая – ёма, остальные игроки – овцы. Хозяйка выводит своих овец на лужок и каждой на ушко шепчет имя. Ни ёма, ни сами овцы не знают этих имен друг у друга. Овцы некоторое время пасутся (рвут траву). Потом ложатся отдыхать. Хозяйка сидит в сторонке, караулит овец и «засыпает». Приходит ёма и уводит овец к себе в хлев. Хозяйка «просыпается», обнаруживает пропажу и гонится за ёмой, хочет вернуть овец. А ёма уже успела к этому времени поставить всем овцам свои собственные метки (привязать ленточки и т.п.) и доказывает хозяйке, что это ее овцы и что они были ею помечены еще ягнятами. Хозяйка же говорит, что это ее овцы и у каждой есть имя. Она поименует их, овцы подходят к ней, и хозяйка уводит их домой.

(Играют девочки 6 – 10 человек)

 

В котел

 

На площадке с хорошо утрамбованным снегом выкапывают яму (диаметром 25 -30см) – это котел. В метрах двух от котла по окружности делают ямки поменьше – лунки (на две лунки меньше, чем число игроков). У каждого в руках палка или клюшка. Играют деревянным шаром, хоккейным мячом или шайбой. По жребию выбирают водящего и сторожа у котла. Остальные занимают свободные лунки. Сторож бросает шар за площадку и конец палки втыкает в котел. Водящий гонит шар к котлу. Его задача – забить шар в котел или занять чью-нибудь освободившуюся лунку, а сторож должен отбивать шар от котла. Все остальные игроки в это время стремятся занять котел. Кто останется без лунки, тот и будет водить. Шар нельзя трогать ни рукой, ни ногой, только палкой.

(Играют 7-10 человек)

 

В попа

 

Играют на улице, на длинной дороге. Бросают жребий. Обычно жребий бросают так: каждый игрок кладет биту одним концом на носок правой ноги и, придерживая другой конец биты правой рукой, швыряют биту вперед - чья бита улетела дальше всех, тот бьет первым, чья – ближе всех, тот водящий – ставящий попа.

Берут один городок - попа. Водящий ставит его на черту, проведенную поперек дороги. Остальные (по очереди) шагов с пяти (как договорятся) бьют своими именными битами по городку по одному разу. Поп летит все дальше и дальше вдоль дороги, водящий всякий раз ставит его на дороге на том уровне, до которого он долетел. После того, как все метнули биты по одному разу, очередность меняется: метает тот, у кого бита находится ближе всего к черте (играющий не имеет права ни отступать назад, ни подойти ближе к попу от того места, где лежит его бита). Гонят попа до тех пор, пока все биты не окажутся впереди попа. Тогда водящий хватает его, а другие – свои биты и бегут к черте. В следующей игре прибежавший последним будет водить, а опередивший всех будет первым.

(Играют 6 – 10 человек).

 

У столба

 

Бросают жребий, на кого он падает, тот будет ловить, становится у столба и охраняет его. Остальные отходят от столба на 5-6 метров. По сигналу бегут к столбу. Их задача – коснуться рукой столба. Задача хранителя столба – задержать кого-либо из играющих, не подпустить к столбу. Кого поймает, тот тоже становится хранителем столба, теперь они ловят игроков уже двое. Так играют несколько конов. Ловцов становиться больше, а убегающих становится меньше. Убегающие с каждым коном отдаляются от столба все дальше и дальше и наконец прячутся. Теперь у ловящих уже большая группа, они распределяют роли: одни остаются у столба, стерегут его, а другие идут на поиски спрятавшихся. Если они найдут спрятавшегося, настигнут его и запятнают, этот игрок считается пойманным и в следующий кон тоже лови. Задача спрятавшихся остается прежней – благополучно добежать до столба и с разбегу дотронуться до него рукой. Кто коснулся столба, тот в следующем коне вновь идет прятаться.

(Играют 15-20 человек).

Эти игры относят к уличным и играют в них на свежем воздухе.

Оленьи упряжки.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

 

Один лишний (Биир ордук)

 

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

 

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта).

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

 

Ледяные палочки (Сюлы).

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

 

Охота на куропаток.

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

 

Волк и олени.

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.