История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования

2020-02-15 166
История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В своей курсовой работе я рассмотрю полномочия и деятельность прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Так же проведу сравнение между тем, что ранее находилось в полномочиях прокурора, и какие права у него отняли в следствии внесения изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации. Так же рассмотрю каким образом прокурор проверяет законность возбуждения уголовных дел, обоснованность привлечения к уголовной ответственности лица, и в на каком основании и как передает дело в суд.

Актуальность данной курсовой работы в том, что с момента своего рождения каждый человек независимо от пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка и социального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых и естественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать его пыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать его достоинство. В России, главным гарантом таких прав является Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ). Конституция РФ гарантирует определенный печень прав которые нельзя нарушать. Например, в ст.22 Конституции РФ: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность”. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона, который допускает ограничение этих прав только по судебному решению. А до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности, надзор за точным и единообразным исполнением законов и правопорядка осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему нижестоящие прокуроры (ст. 129 Конституции РФ). Дальнейшее развитие положения Конституции РФ получили в ряде законов: в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе “О прокуратуре”, Приказах Генерального прокурора Российской Федерации.

Цель исследовать проблемы осуществления прокурором своей деятельности на досудебной стадии уголовного процесса.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

. С учетом нового Уголовно-процессуального кодекса РФ определить правовое положение прокурора и систему его функций в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России;

. Изучить соотношение функций прокурора с функциями других участников процесса в досудебных стадиях уголовного процесса: суда, следователя, начальника следственного отдела, дознавателя, органа дознания, защитника;

. Проанализировать содержание процессуальных функций прокурора и их практическую реализацию в досудебных стадиях уголовного процесса;

. Разработать теоретические положения и предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, а также на улучшение организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов расследования и повышения его эффективности

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются такие как:

осуществление надзора за тем, чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности;

осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

осуществление надзора за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнут аресту, без санкции прокурора или без решения суда;

обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процесса и других граждан;

осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;

выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению.

Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют современные методы теории по­знания: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой и дру­гие.

Объектом исследования стал комплекс правоотношений, складывающийся при реализации функций прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, и их влияние на законность расследования преступлений. Предметом исследования являются совокупность институтов и норм уголовно-процессуального и прокурорско-надзорного права, относящихся к досудебному производству; ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, а также практика их применения.

В настоящей работе были использованы труды таких ученых как: Халиулин А.Г., Масленикова Л.Н., Коротков А.П., Тимофеев А.В. Якубович Н.А. и др.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Ра­бота состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, за­ключения и библиографии.


 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРОКУРОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. ИСТОРИЯ И СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

прокурор расследование уголовный дело

Преступление как наиболее опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для реализации норм уголовного закона и тем самым обеспечить охрану личности, прав и свобод граждан, общественный порядок и безопасность конституционного строя РФ, для гарантии мира и безопасности общества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.

Одной из важнейших задач в ходе производства по делу является соблюдение и применение норм закона. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому, соответствующему тяжести преступления и его личности наказанию и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, ибо изобличить и наказать только виновного значит не допустить привлечения к ответственности и осуждению невиновного.

Основанная на законе и направляемая законом деятельность прокурора является немаловажным звеном всего уголовного процесса. Значение деятельности прокуратуры РФ, полномочия и порядок этой деятельности определяются федеральным законом. Я рассмотрела внесенные поправки в УПК РФ, а так же те новые полномочия которыми стал обладать прокурор, и те которые у него отняли, и отдали Следственным органам.

Широкими полномочиями прокурор обладает в стадии предварительного расследования. В ней он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел осуществляет общее руководство расследованием, направляет его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследованиях, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.

Особое значение имеет прокурорский надзор там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. Прокурор не должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызвано необходимостью, и изменять эту меру пресечения как только отпадают основания, по которым она избрана.

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащего содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенному в судебно-психиатрическое учреждение.

Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.

Надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия в процессе расследования уголовных дел - одно из основных направлений в деятельности органов прокуратуры, важная отрасль высшего надзора за точным исполнение законов.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Конституция РФ от 12.12.1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г.

.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2001, N 249

.   Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 "Российская газета" 26.06.1996г.

4. Федеральный закон “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I М.: Ось-89 <javascript:__doPostBack('_ctl10$lbtPublisher','')>

.   Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.

.   Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136.

.   Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».

.   Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

.   Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательский Дом “Городец”», 2005.

.   Савицкий В.М. Учебник: Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975.

.   Якубович Н. А. Учебник: Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. М.,1970.

.   Сухарева А.Я. Учебник: «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001.

.   Соловьев А.Б., Багаутдинов Ф.Н., Филиппов М.Н. Учебник: Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996.

.   Комлев Б.А. Учебник: Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997.

.   Соловьев А.Б. Учебник Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28-35.

.   Маркина Е.А. Учебник: Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997.

.   Учебник для юридических институтов и факультетов. Прокурорский надзор. Под. Ред. М. П. Малярова. Изд ¨Юридическая литература¨, 1966.

18. Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине "Прокурорский надзор". Общая часть: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 120 с.

.   Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие. - М.: "Проспект", 2001. - 88 с.

.   Соловьёва Н.А., Соловьёв В.К. Учебник: Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве: Лекция. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 52 с.

.   Копылова О.П. Учебник: Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса: Лекция. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 44 с.

.   Копылова О.П. Кчебник: Уголовный процесс: В 2 ч. Ч.2. Особенная часть уголовного процесса: Курс лекций. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 100 с.

.   Сильнов Михаил Александрович // Лекции: Вопросы прокурорского надзора за законностью производства следственных действий <http://www.oprave.ru/Prokuratura/pr-01s.html>. Москва 1999г.

.   Козусев А.Ф. Учебник: Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.

.   Короткое А.П., Токарева М.Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.

.   Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002.

.   Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М.Е. Токаревой. М., 2002.

.   Рохлин В.И. и др. Бандитизм: Расследование и прокурорский надзор. СПб., 1998.

.   Плотницкий А.В., статья «уголовный процесс», Российский следователь, М.2008: Издательство «Юрист», №2.

.   Ген.прокурор Ю. Чайка, Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость.

ВВЕДЕНИЕ

 

В своей курсовой работе я рассмотрю полномочия и деятельность прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Так же проведу сравнение между тем, что ранее находилось в полномочиях прокурора, и какие права у него отняли в следствии внесения изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации. Так же рассмотрю каким образом прокурор проверяет законность возбуждения уголовных дел, обоснованность привлечения к уголовной ответственности лица, и в на каком основании и как передает дело в суд.

Актуальность данной курсовой работы в том, что с момента своего рождения каждый человек независимо от пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка и социального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых и естественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать его пыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать его достоинство. В России, главным гарантом таких прав является Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ). Конституция РФ гарантирует определенный печень прав которые нельзя нарушать. Например, в ст.22 Конституции РФ: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность”. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона, который допускает ограничение этих прав только по судебному решению. А до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности, надзор за точным и единообразным исполнением законов и правопорядка осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему нижестоящие прокуроры (ст. 129 Конституции РФ). Дальнейшее развитие положения Конституции РФ получили в ряде законов: в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе “О прокуратуре”, Приказах Генерального прокурора Российской Федерации.

Цель исследовать проблемы осуществления прокурором своей деятельности на досудебной стадии уголовного процесса.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

. С учетом нового Уголовно-процессуального кодекса РФ определить правовое положение прокурора и систему его функций в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России;

. Изучить соотношение функций прокурора с функциями других участников процесса в досудебных стадиях уголовного процесса: суда, следователя, начальника следственного отдела, дознавателя, органа дознания, защитника;

. Проанализировать содержание процессуальных функций прокурора и их практическую реализацию в досудебных стадиях уголовного процесса;

. Разработать теоретические положения и предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, а также на улучшение организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов расследования и повышения его эффективности

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются такие как:

осуществление надзора за тем, чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности;

осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

осуществление надзора за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнут аресту, без санкции прокурора или без решения суда;

обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процесса и других граждан;

осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;

выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению.

Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют современные методы теории по­знания: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой и дру­гие.

Объектом исследования стал комплекс правоотношений, складывающийся при реализации функций прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, и их влияние на законность расследования преступлений. Предметом исследования являются совокупность институтов и норм уголовно-процессуального и прокурорско-надзорного права, относящихся к досудебному производству; ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, а также практика их применения.

В настоящей работе были использованы труды таких ученых как: Халиулин А.Г., Масленикова Л.Н., Коротков А.П., Тимофеев А.В. Якубович Н.А. и др.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Ра­бота состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, за­ключения и библиографии.


 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРОКУРОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. ИСТОРИЯ И СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования

 

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

В отдельные периоды российской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: - осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; - непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

поддержание обвинения на суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. 23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

Учреждение в 1933 году Прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в том числе и законности следственного аппарата. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г.


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.