Потребность как мотивация достижения цели — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Потребность как мотивация достижения цели

2020-02-15 102
Потребность как мотивация достижения цели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

"Вера - не столько сумма идей, которыми вы обладаете, сколько сумма идей, которые обладают вами." (Роберт Болтон <http://ru.wikiquote.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%BE%D0%BD&action=edit&redlink=1>.)

Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

ориентировки,

любопытства,

направленного интереса,

склонности,

осознанного самообразования,

творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Главным в его концепции является вопрос о мотивации. По Маслоу, люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывает человека, как "желающее существо", который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Он предположил, что все потребности врожденные и представил свое понимание иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности [6, c.68].

В основание иерархии, как наиболее мощные, А. Маслоу помещает физиологические потребности. Когда физиологические потребности более или менее удовлетворены, появляются и становятся доминирующими потребности безопасности, включающие потребности защиты. Безопасности, предсказуемости, закона, порядка и так далее. Следовательно, философские, научные убеждения дают человеку возможность чувствовать себя в безопасности, упорядочивая субъективный мир в единое, наполненное смыслом целое. На третьем уровне иерархии находятся потребности принадлежности и любви, включающие потребности в корнях, в доме и семье, к группе для контакта и потребности уважения, которые охватывают желание адекватности, компетентности, достижения, независимости, свободы и в то же время заслуженного признания, оценки и уважения со стороны других. Вместе эти уровни составляют "низшие" или потребности "дефицита". "Высшие" или потребности "роста" формируют пятый уровень иерархии, родовую потребность в самоактуализации. Она появляется только после удовлетворения четырех предшествующих потребностей. Человек стремится реализовать свои потенциальные возможности, достичь полного знания о собственной природе, более высоких уровней интеграции. В отличие от потребностей дефицита, которые угасают, когда они удовлетворены, потребности роста усиливаются вознаграждением, рост сам по себе полезен и побуждает человека к более высоким уровням достижениям [5, c.73].

По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Религиозная потребность у Маслоу связана с третьим уровнем иерархии потребностей - потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие). На этом уровне человек стремится установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная (или Д-любовь) и бытийная (или Б-любовь). Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти. В этой любви и проявляется религиозное чувство человека. Из двух типов Б-любовь является более глубоко религиозным проявлением и выходит даже за пределы самоактуализации. То, что обычными людьми воспринимается как мимолетные изменения в характере, для самоактуализированного человека является продолжающейся предрасположенностью индивидуальности. Со временем переживания могут стать менее частыми и менее интенсивными, но их наличие в действительности является чем-то не менее ценным для своего рода ускорения проникновенного и глубокого опыта жизни [6, c.60].

Вершинными или мистическими переживаниями Маслоу называет чувствами цельности, интеграции, гармонии с миром, спонтанности и легкости, когда теряется ощущение своего "Я", и происходит выход за его пределы. Индивидуумы не только сами ощущают себя более самоактуализированными, креативными, но и наблюдатели тоже объективно чувствуют это. Более осознанное, включающее познавательный элемент, высоко вершинное переживание состоит из продолжающегося чувства озарения, восприятия удивительного в обычных вещах [5, c.75].

Вершинные и высоко вершинные переживания, и связанные с ними, ценности, и способность проникновения, долго были областью религиозных традиций. Все же, говорит Маслоу, традиции любого вида, религиозные и гуманистические, перестают действовать как эффективный источник ценностей. Маслоу приписывает религиозности и положительные, и отрицательные функции. Религиозность как интенсивный, личный опыт нужно лелеять и поощрять как аспект самоактуализации. В то же время религия как ортодоксальное кредо и религиозная привычка предстает в качестве обслуживающей защитной функции и связана с более низкими уровнями человеческого благополучия, что мешает росту человеческой личности.

В. Франкл считал, что обычное человеческое существование всегда направлено не на себя, а на окружающих людей и предметы. Специально выбирая позицию самопревосходства, люди стремятся найти некие смысл и цель, которые являются значимыми для ощущения собственного совершенства и счастья. Ориентиром в этом поиске является совесть, которая предстает как непреодолимое начало[6, c.80].

Определяя религию как "поиск окончательного смысла", Франкл убежден, что религиозность, чтобы быть подлинной, должна быть непосредственной и личной. В век уменьшения влияния традиций и ценностей самым главным принципом, необходимым для выживания человеческой расы, становится нахождение общего смысла, "понимание общих задач". Веры в одного Бога недостаточно, требуется понимание единства человечества [5, c.78].

Осознание великой цели делает человека целеустремленным и сильным; а главные, великие цели человечества сосредоточены в религиях. Еще Э. Фромм отмечал, что религия - это система мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, дает ему объект для преданного служения. Высшая цель, освещающая жизнь человека, придает его стремлениям неукротимую силу. Вера в ее достижение пролагает пути к действию, мобилизует волю, образуя основание уверенности в правоте избранного пути. Если человек не имеет значительных целей и стремлений, он теряет всякую возможность понять, зачем он явился на свет, зачем существует и его Модель Мира не обретает четких пирамидальных очертаний. [1, c.384].

Человеку, нуждающемуся в целостной интерпретации жизни, трудно самому выработать глобальное видение жизни. Ведь он существует в череде изменчивых ситуаций, поглощающих все время. И чем труднее жизнь, тем сильнее желание вырваться из этой круговерти. Такая потребность обостряется в нынешней парадоксальной ситуации, когда, несмотря на провозглашаемый прогресс человечества и рост уровня его потребления, совсем не редкость, что духовное содержание человека становится все беднее. От осознания своей беспомощности, невозможности достижения в этих условиях нравственного идеала у человека нарастает психическая напряженность. Эта напряженность и растерянность служат предпосылкой для начала его продвижения к самоопределению, которое способствует разрядке этого напряжения и тем самым нормализует самочувствие. Как воплощение такой потребности в высших ценностях возникла утопия - система идеалов. Религиозные концепции были первой формой представлений о возможном ином будущем человечества. В них оно связывалось с действием высших сил. В этом случае слабый, угнетенный или одинокий человек как бы получал обратно в виде "жизненных задач" часть перенесенного на Бога могущества, и теперь он оказывался способным их решать.

Однако, если потребности, связанные с конечными целями, в принципе могут быть достигнуты за конечное время, то высшие потребности никогда полностью не насыщаются. Так, в христианстве источником силы и целью выступает Высшая Любовь, которая предстает и как основа Вселенной. Ее нельзя насытить, по определению, как и другие высшие потребности, - в добре, правде, красоте. Вместе с тем принятие особо масштабных целей как первоочередных требует всех сил человека, его полной самоотдачи и непременного отказа от большинства субъективных интересов. Именно этот отказ, такая отрешенность от будней имеется в виду, когда говорят, что вера в Бога - основа подлинного благополучия человека. Действительно, если многие повседневные заботы и стремления теряют для человека всякое значение, то он и не страдает от невозможности их удовлетворить, чувствует себя внутренне уравновешенным и. счастливым [1, c.385].


Заключение

 

На сегодняшний день религия остается хранительницей вневременныхценностей; забвение или разрушение этих ценностей означало бы универсальную деградацию.

Вера - это одновременно факт сознания и бессознательного. В качестве феномена сознания она выступает как идейная, мировоззренческая позиция принятия или определенных утверждений или поступков (как целесообразных, ценных, истинных, справедливых и т.п.) без предварительной фактической или логической проверки. Основанием для такого акта сознания является внутренняя субъективная уверенность, не нуждающаяся в доказательствах. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами.

Вера компенсирует недостаток "высокого" в обыденной жизни и, как правило, сопровождается надеждой на будущее. "Вера, надежда и любовь" - это та "троица", которая составляет психологическое ядро не только религиозного, но любого ценностного сознания.

Вера может мотивировать поведение человека, влиять на его развитие, формируя духовные и нравственные установки личности.

Задача же современной науки, состоит в том, чтобы, сохранив объективность подходов, приступить к более серьезному изучению описываемых явлений и природы религиозной веры.

В завершении, можно привести слова Н.П. Бехтеревой: "Неистребимая вера человечества в чудеса и таинственные явления может расцениваться как детская погоня за мечтой, синей птицей Метерлинка. А может быть - и как стремление человека и человечества понять мир во всей его действительной полноте, во всем его удивительном многообразии".



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.