Исследовательские возможности различных методов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Исследовательские возможности различных методов

2020-01-13 2144
Исследовательские возможности различных методов 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Методы естественно-научного исследования. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Специфика анкетирования и интервью. Виды вопросов и правила их составления. Этапы организации анкетирования и беседы. Психологические тесты и их виды. Наблюдение и его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Виды наблюдения. Этапы научного наблюдения. Метод анализа продуктов деятельности. Контент-анализ.

Эксперимент

Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенно­сти внутреннего психического процесса. С.Л.Рубинштейн выделяет три основные особенности эксперимента.

1) в эксперименте исследователь сам вы­зывает изучаемое им явление;

2) экспериментатор может варьировать, изменять усло­вия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных ус­ловий (переменных), с тем чтобы установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс.

Выделяют три вида эксперимента: ла­бораторный, естественный и формирующий (психолого-педа­гогический).

Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как пра­вило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной осо­бенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблю­дение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость полу­чаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусст­венность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборато­рии данных на реальные условия жизнедеятельности человека.

Естественный эксперимент снимает отме­ченные ограничения лабораторного эксперимента. Идея прове­дения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятель­ности людей принадлежит отечествен­ному психологу А.Ф.Лазурскому. Есте­ственный эксперимент вырос из педа­гогической практики; здесь же он полу­чил признание и широкое применение. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности ис­следования с естественностью условий проведения. Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на предварительном предположении (гипотезе) о его характере, осуществляется в привычных услови­ях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в есте­ственном эксперименте, не подозревают о том, что они выступа­ют в роли испытуемых.

Педагогическая практика предоставляет большие возможно­сти для использования естественного эксперимента. Реальная педагогическая деятельность осуществляется, как правило, в не­скольких параллелях и циклична. Педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвое­ния школьниками материала, на темп продвижения в изучении предмета, на особенности понимания, запоминания, эмоцио­нального отношения школьников к изучаемому и др.

Эксперимент в естественных условиях педагогического про­цесса сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях обучения дает хорошие результаты для психологического изуче­ния школьников.

Формирующий эксперимент это метод исследования пси­хического развития детей в условиях специально организованно­го экспериментального педагогического процесса. Исследователь не ограничивается изучением сложившихся форм психики, регистрацией и объяснением достигнутого уча­щимися психического развития, что характерно для констати­рующего (лабораторного) эксперимента. На основе предвари­тельного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определенного возраста либо условий и характера формирования важнейших человеческих способностей строится гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило, в экспери­ментальных классах или школах.

В формирующем эксперименте сам педагогический процесс становится экс­периментальным. В экспериментальном исследовании осу­ществляется поиск и проектирование новых форм учебно-воспитательного процесса, осуществляется своеобразное “выращивание” продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников и одновременно изучение перспективных путей психического развития на определенном возрастном этапе.

Форми­рующий эксперимент стал основным методом отечественной педагогической психологии. Его достоинствами являют­ся ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе, теоретиче­ская обоснованность эксперименталь­ной модели организации этого процесса, длительность исследова­ния, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных.

 

Опрос

Метод опроса используется в психологии в двух формах: ан­кетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной инфор­мации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психо­логии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Если опрос проводится письменно с использованием анке­ты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть ста­тистически обработаны. Плохо составленная ан­кета не только не дает достоверной информации, но и компро­метирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при ан­кетировании данные намечают направления дальнейшего изуче­ния личности или группы.

Данный метод обладает следующими достоинствами: высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых обследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготов­ки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствием влияния личности и поведения опрашива­ющего на работу респондентов; нсвыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих. Однако анкетированию свойственны и существенные не­достатки: отсутствие личного контакта не позволяет, как, скажем, в свободном интервью, изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов; не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчстов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более вы­годном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

По содержанию (или направленности) вопросов выделя­ют три вида;

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их на­личие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анке­тирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различ­ных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отве­чающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных от­ветов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выбо­ров (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель нс осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точ­ки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и определен­ное количество пустых строк (обычно пять-семь).

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдель­ных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Беседа является бо­лее “психологичной” формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим законо­мерностям.

Организация интервью включает следующие этапы:

I. Подготовительный этап включает следующие компоненты:

1) определение предмета и объекта опроса, постановка ис­следовательских задач, выбор той или иной разновидности интервью;

2) проектирование инструментария психологического ис­следования (в том числе: составление плана интервью, фор­мулирование примерной совокупности вопросов респондентам, выделение категорий анализа собираемой информации, разра­ботка инструкций, подготовка технических средств регистра­ции и обработки данных);

3) пилотажное интервьюирование;

4) уточнение программы исследования, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоответствий, возникших в ходе пробного интервью;

5) составление итогового варианта совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации, текстов инструк­ций респондентам.

II. Коммуникативный этап предполагает общение с респондентом, которое имеет следующую структуру:

- введение в беседу: установление контакта, информиро­вание о целях опроса и условиях его проведения, формирова­ние установки на сотрудничество, ответы на возникающие у респондента вопросы;

- основная фаза интервью: подробное исследование, осу­ществляемое по заранее разработанному плану;

- завершение беседы: снятие возникшего напряжения, выражение благодарности и признательности за участие в работе.

III. На аналитическом этапе интервьюирования производится обработка и интерпретация собранной информации, се анализ, а также сопоставление результатов устного опроса с данны­ми, полученными при помощи других методов психологичес­кого исследования.

Основные правила составления вопросов для интервью:

1) каждый вопрос должен быть логически однозначным, не содержащим в себе нескольких относительно автономных ча­стей, требующих различных ответов;   

2) следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопреде­ленным значением, затрудняющих работу респондентов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их целиком и ответить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдается конкретным вопросам перед аб­страктными или обобщенными;

5) вопросы относительно сложные, неинтересные для рес­пондента или воспринимаемые им как слишком личные, не стоит выносить в начало интервью;

6) следует стремиться к тому, чтобы вес варианты предла­гаемых ответов были в равной степени приемлемы для рес­пондента, не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия;

7) психологическая последовательность вопросов имеет для интервью более существенное значение, чем логическая после­довательность. Иногда рекомендуется отступать от логичес­кого порядка, чтобы избежать влияния ответов на предшеству­ющие вопросы или в целях предупреждения утомления опра­шиваемого, разбивающегося при однообразной умственной де­ятельности.

Не всякая беседа педагога с детьми может рассматривать­ся как опрос. Беседа как метод имеет место в том случае, если педагог занимает исследовательскую позицию, когда ее проведе­ние определяется целями изучения или оценки каких-либо явле­ний. Педагогическая практика предоставляет большие возмож­ности применения метода беседы для психологического изуче­ния ребенка.

Тестирование

К объективным методам психологии относится также тестиро­вание, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний особенностей, характеристик конкретно­го человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. В этом от­ношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуе­мому.

Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выпол­нения. Результат выполнения теста оценивается в количествен­ных показателях. Тесты имеют различного рода нормы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный пока­затель выполнения теста соотносится с его нормой. Помимо стандартизации результатов в тесте стандартизированы: процедура предъявления (инструкция, условия, в которых предъявляется тест, предъявляемый материал), процедура проведения и процедура обработки. Нарушение стандартов процедур ведет к существенному искажению результатов измерения.

В психодиагностике существуют разнообразные классификации тестов:

1. по форме представления – стендартизированные (тест-опросники и тест-задания) и проективные;

2. по предъявляемой задаче - на вербальные (материал тестовых задач представлен в вербальной форме) и невербальные;

3. по форме процедуры обследования - индивидуальные и групповые (методики, предназначенные для одновременного обследования группы испытуемых);

4. по форме предъявления - бланковые (задания предъявляются на специально разработанных бланках обследования) и аппаратурные (методики, подразумевающие применение электронных устройств);

5. по направленности - тесты личности (проективные методики, опросники личности, методики, предназначенные для диагностики эмоциональных мотивационных и межличностных свойств индивида), тесты интеллекта (тесты общих способностей).

Особое значение имеют тесты в педагогической практике. Здесь они выполняют ряд существенных функций, главная среди которых — это диагностика. Одной из основных задач психоди­агностики в сфере образования является оценка соответствия уровня психического развития школьника возрастным нормам и стандартам. Несоответствие уровня развития конкретного ре­бенка некоторому возрастному нормативу ставит перед педаго­гом задачу определения индивидуального психологического портрета учащегося и средств психолого-педагогической коррек­ции его развития.

Другая задача психологической диагностики в сфере образо­вания состоит в оценке развивающего эффекта определенной пе­дагогической практики, конкретных образовательных программ. Тесты должны показать, насколько та или иная дидактическая система способствует психическому развитию ребенка. Осо­бенно актуальна такая диагностика в условиях многовариантно­сти образования. Еще одна задача психодиагностики в образовательном учреждении — диффе­ренциация детей по интересам, склонностям, способностям (тесты способностей), оценка уровня овладения учебными знания­ми и навыками (тесты достижений), профориентационная рабо­та, самопознание и саморазвитие.

Наблюдение

Объективное наблю­дение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторо­на деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Метод наблюдения – один из самых трудных методов исследования. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду тре­бований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из чет­ко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучае­мой реальности. Наблюдение должно быть плановым и система­тическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на про­тяжении определенного периода времени. Важно как можно бо­лее подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходи­ма полнота наблюдения.

Достоинствами наблюдения является доступность, дешевизна средств и фиксация естественного протекания психических про­цессов, без их искажения. Недостатки наблюдения связаны с большими затратами времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания), трудностью предвидеть, когда проявится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы, невозможностью повторного наблюдения тождест­венных фактов, а также тем, что многие явления недоступны наблюдению.   

Для выполнения этих требований наблюдение должно строится поэтапно.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.