Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-01-13 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Направление психологии | Предмет | Основные методы |
Интроспективная психология (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джемс) | Сознание (переживания, ощущения, идеи, непосредственно предстающие перед субъектом в его «внутреннем опыте») | Интроспекция (самонаблюдение за собственными переживаниями в условиях экспериментального воздействия) |
Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Э.Толмен) | Поведение (ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды) | Внешнее наблюдение (фиксация проявлений поведения организма) Эксперимент (регистрация изменений поведения при варьировании внешних воздействий) |
Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Левин) | Гештальт (целостная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений) | Феноменологический (свободное сообщение о своем опыте с позиции «наивного» наблюдателя) |
Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер) | Бессознательное (вытесненные импульсы, желания, влечения, воспоминания и желания, слишком тревожащие, чтобы быть принятыми в сознании) | Анализ ошибок, описок, оговорок Ассоциативный эксперимент (регистрация идей и образов, которые возникают в результате предъявления субъекту слов) |
Когнитивная психология (У.Найссер, Г.Саймон) | Когнитивные процессы (процессы приема, хранения, переработки и использования информации) | Моделирование (построение моделей переработки информации) |
Гуманистическая психология (К.Роджерс, А.Маслоу) | Уникальная и неповторимая личность в процессе ее развития | Понимание (вживание в изучаемую реальность) |
На основе того, в каком направлении зародились и использовались определенные методы, можно осуществить их классификацию.
|
В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев классифицируют методы исследования на методы объяснительной (естественнонаучной, академической, объективной) и методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии. Такое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.
Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которыевыражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими. Основными исследовательскими методами в объективной (объяснительной) науке являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.
Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. Назначение методов описательной психологии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого.Объяснению в естествознании гуманитарная психология противопоставляет понимание.
Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.
|
Б.Г.Ананьев предложил в основу классификации методов положить этапы научного исследования: подготовительный, исследовательский, этап обработки и этап интерпретации данных.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!