Глава 3. Теоретический этап организации исследования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Теоретический этап организации исследования

2020-01-13 202
Глава 3. Теоретический этап организации исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Научная проблема как начальный этап построения исследования, этапы порождения проблемы. Актуальность проблемы исследования. Выделение объекта и предмета исследования. Специфика психики как объекта исследования. Научная гипотеза: требования к формулированию гипотез, типы гипотез по их происхождению, по содержанию. Статистические гипотезы. Формулирование цели и задач исследования как последовательности действий, необходимых для проверки гипотезы.

 

Недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений создает условия для формулирования научной проблемы. Постановка научной проблемы предполагает:

1. обнаружение существования такого дефицита;

2. осознание потребности в устранении дефицита;

3. описание проблемной ситуации на естественном языке;

4. формулирование проблемы в научных терминах.

Основными аспектами актуальности проблемы исследования чаще всего могут быть:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные о характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое "белое пятно" в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных диагностических и исследо ва тельских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психолого-педагогического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

После определения проблемы формулируются объект и предмет исследования.

Объект психолого-педагогического исследования разными авторами формулируется по-разному. С точки зрения одних научных школ, фрагментом реальности, который подлежит психолого-педагогическому исследованию, является психика человека, ее развитие и факторы, под влиянием которых это происходит.

Психика как объект исследования является сложным феноменом, имея следующие специфические особенности:

1. Познаваемость и непознаваемость (с одной стороны, психика дана каждому человеку в самонаблюдении, ее познание осуществляется с момента возникновения человека, с другой стороны, психика другого человека остается до конца непостижимой).

2. Существование объективных критериев проявления психической деятельности (психика проявляется в деятельности человека и ее продуктах, в его действиях и поведении).

3. Психика – один из самых динамичных объектов исследования (процессы и состояния психики сменяют друг друга с очень большой скоростью, в один и тот же момент времени могут протекать несколько психических процессов).

4. Психика – совокупность типичного и индивидуального (общие закономерности преломляются через индивидуальные особенности).

5. Психические явления не имеют однозначного трактования.

В связи с этим достаточно распространенным является другой подход к определению объекта психолого-педагогического исследования, согласно которому объектами исследования могут быть индивид, группа, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных, то есть та совокупность индивидов, на которые распространяются результаты исследования.

В качестве предмета психолого-педагогического исследования может быть взято огромное количестве психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы; функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Предмет исследования должен быть назван автором, чтобы будущим читателям работы было проще понять цель и назначение работы, определить ее соответствие собственным интересам и целям.

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается гипотеза или совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи, свойства, степени его выраженности, условиях возникновения и проявления.

К формулировке гипотезы предъявляются следующие требования:

· не должна включать в себя слишком много предложений (как правило, одно, основное, редко – больше);

· в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

· она не должна противоречить ранее установленным научным фактам или предполагать их обоснованное, осознанное опровержение;

· гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической и практических возможностях исследования;

· требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. 

В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, необходима четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не должна вызывать трудностей со стороны методов и организационных возможностей. 

Можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению:

1) гипотезы, основывающиеся на теории или модели реальности, представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (служат для проверки следствий конкретной теории или модели);

2) научные экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнару­женных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основан­ные на уже существующих теориях, а на интуиции исследователя;

3) эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотноситель­но какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

По содер­жанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:

А) явления (например, существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти);

Б) связи между явлениями (например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны – формулируются в корреляционном исследовании);

В) причинной связи между явлениями (экспериментальные гипотезы).

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипоте­зы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипо­теза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Эмпирическая гипотеза служит для организации исследования, а ста­тистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирического исследования.

Цель исследования - желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Перечислим основные виды целей психологического исследования.

1. Определение характеристик явления. При этом следует подумать о том, какие именно характеристики необходимо изучать, какой набор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления, выделенными вами и упомянутыми в тексте письменного изложения.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений. При этом надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить сущность связи.

3. Изучение возрастной динамики явления. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение, обучение, виды деятельности и т.д. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта. Задачами исследования при такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5. Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия.

6. Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией.

7. Создание методики. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют: повысить точность измерения, надежность; давать более дифференцированную или более общую, полную характеристику диагностируемых качеств; сократить время обследования; расширить контингент испытуемых (по возрастам, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т.д.); облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

8. Адаптация диагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде.

Исследовательские задачи представляют собой промежуточные цели, последовательность действий, необходимых для проверки гипотезы. Задачами может выступать:

· анализ реального состояния предмета исследования, его динамики;

· построение модели явления, выявление, уточнение,  углубление, методологическое обоснование сущности, природы, структуры изучаемого объекта (явления);

· выявление воздействия данных условий на особенности протекания и существования явления;

· выявление путей, условий и средств повышения эффективности, совершенствования, становления исследуемого явления, процесса;

· построение прогноза в определенном направлении и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.