Епископ Орский и Гайский Ириней - об опыте преподавания в высшей школе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Епископ Орский и Гайский Ириней - об опыте преподавания в высшей школе

2020-01-13 104
Епископ Орский и Гайский Ириней - об опыте преподавания в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практически сразу после назначения на Орскую кафедру (в 2011 г.) епископ Ириней начал преподавать в Орском гуманитарно-технологическом институте. Окончив Московские духовные школы – семинарию и академию, а также с отличием исторический факультет Российского государственного гуманитарного университета и имея богатый пастырский опыт, Владыка успешно читает лекции уже по нескольким по курсам социологической и исторической направленности.
– Владыка, вы преподаете в Орском институте не первый год и ведете не богословские предметы, а светские. Ваше присутствие в вузе – норма или, скорее, исключительное явление?
 – Рад, что, имея духовное и светское высшее образование, веду преподавательскую деятельность в ведущем вузе восточного Оренбуржья – Орском гуманитарно-технологическом институте. Более пяти лет читаю здесь лекции по курсу «Церковь, государство и общество». С прошлого года стал преподавать еще две дисциплины: историю стран Европы и Америки в эпоху Нового времени и историю мировой и отечественной культуры того же периода.
К сожалению, богословские факультеты в светских вузах России сейчас – редкость. И, конечно, такое положение дел сказывается негативно на всех. Студенты духовных школ лишаются возможности общаться со светскими сверстниками, они не знают, с какими трудностями сталкиваются молодые люди, как их возможно преодолеть. В свою очередь, студенты государственных и частных вузов также не имеют представления, чем живет наша Церковь, какие богословские дискуссии ведутся внутри нее, не знакомы с историей Церкви и могут легко поддаваться разным искушениям и манипуляциям религиозных обманщиков.

Для преподавателя очень важно быть предельно внимательным к каждому своему слову, обращенному к аудитории. На лекциях приветствую критический подход, чтобы студенты размышляли, дискутировали. Хорошо, что у многих есть желание поправить меня или доказать обратное моим утверждениям. В таких ситуациях всегда нужно работать над собой, быть готовым дать ответ спрашивающим. По

------------------------------------------- Епископ Орский и Гайский Ириней ------------------------------------------- 2

 слову Священного Писания: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Лк. 11:11).
– Какова ваша цель в институте? Привести людей к Богу?
– Моя первостепенная задача – давать знания. Да, есть студенты, которые пришли в Церковь после нашего знакомства, после общения на лекциях и вне занятий. Им стало интересно, они открыли для себя новое, и это свободный выбор человека. Важно «сеять» (см. Мк. 4:3-20), плоды будут потом, мы не знаем, когда. Другая моя задача – не дать молодым людям попасть в руки религиозных мошенников.
Важно также уделить особое внимание тем, кто стремится достигнуть чего-либо в жизни. Эти ребята стараются хорошо учиться, активно участвуют в студенческой деятельности – для лучших из них назначаются архиерейские стипендии. Сейчас по всей епархии 16 студентов вузов и колледжей получают такие стипендии, ежемесячно от двух до пяти тысяч рублей. Верю, что их старания не пройдут даром и они принесут пользу и светскому обществу, и Церкви. А некоторые уже трудятся на разных поприщах и не забывают о том, как помогали и поддерживали их, стараются следовать этому примеру. Со многими из них мы тепло общаемся и после окончания ими учебы.

http://www.fa.ru/org/div/gprstm/Pages/student-olymp.aspx
– Возвращаясь к теме молодежи: как подать предмет, чтобы заинтересовать молодых людей?
– Скажу об исторических дисциплинах, которые преподаю. Большинство исследователей соглашаются с тем, что история – наш учитель. Историю человечества нужно изучать, подобно тому, как врач изучает болезнь пациента. Он записывает его жалобы, задает вопросы о болезни и на основании симптомов ставит диагноз. После этого он предлагает больному лечение, следит за ходом восстановления. В сложных случаях врачи принимают коллегиальное решение о лечении больного. Каждый из них предлагает метод лечения, исходя из своего опыта. И этот опыт может быть не только положительным – кому-то становилось лучше, а у кого-то, наоборот, наблюдалось ухудшение. Порой страдания и даже смерть одних в последствии были спасительными для многих других людей – очень важен именно опыт. Это жизнь.
Подобным образом и историк должен изучать и преподавать свой предмет: это наблюдение закономерностей, связи событий и последствий; в конечном итоге, это – передача опыта от поколения к поколению. Если к предмету относиться так, а не просто, как к определенной сумме знаний, которые следует «втолковать» студентам, то интерес со стороны аудитории, несомненно, возрастает.

Вот один из многих примеров. История Испании. О мощи этой страны в конце XV и начале XVI веков говорит тот факт, что Христофор Колумб и его споспешники открыли новый материк и начали колонизацию Америки. Затем Испании покорился Неаполь. Вскоре была образована Испанская империя, колонии которой находились в Европе, Америке, Африке, Азии и Океании. На вершине своего могущества Испания была одной из крупнейших империй в мировой истории и в тот исторический период – сильнейшей в политическом отношении европейской державой. Однако большие доходы от колонизации Америки сыграли отрицательную роль. Приток доходов извне не способствовал развитию внутренней экономики государства. Логично – зачем трудиться, угнетать своих граждан, если можно относительно легко заработать на чужом труде? «Ешь, пей, веселись…» (см. Лк. 12:19). В обществе углублялось социальное неравенство: появился слой общественной элиты, стремившейся только к обогащению и роскоши. Всё это усугубляло экономическое и политическое отставание Испании от других стран Западной Европы. За это и поплатились. В стране начался экономический упадок. бурях. В итоге Испания потеряла контроль и над колониями, некоторые их них в XIX веке получили независимость.

------------------------------------------- Епископ Орский и Гайский Ириней ------------------------------------------ 3
Епископ Ириней https://www.ural56.ru/news/564110/

Таким образом, из-за притока доходов от колоний оказались заброшены собственные земли, утеряны трудовые навыки и само стремление к труду; вместо развития был спровоцирован глубокий экономический кризис, и в конце концов государство утратило свою значимость в мире. Этот путь может пройти любая страна, если граждане не будут знать истории и делать важные выводы.
– Т.е. вы считаете, что для материального благополучия государства важны не только знания экономики, но и истории?
– Я выступаю за то, чтобы решения принимались коллегиально специалистами, среди которых должны быть и историки. Особенно, если это касается установления тех или иных общегосударственных праздников.
Например, неоднократно проводили соцопросы о 12 июня и 4 ноября. Многие не знают, что это за даты, и какие же праздники отмечает вся страна. Тогда можно ли назвать праздники всеобщими и объединяющими? Если в 1991 году по данным авторитетного исследовательского агентства «Левада-центр» 12 июня ассоциировали с Днем России (коим эта дата официально и является) 65 % респондентов, то в 2016 году – уже 29 %. Почти также дело обстоит и с Днем народного единства. В 2009 году проводился опрос. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более трети опрошенных затруднились с ответом! Около половины ответили, что будут отмечать День народного единства и примерно 6% сказали, что 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Если многие люди не помнят и не придают значения этим датам, то они и не стали для них близкими, а значит, и праздничными.
Обращаясь к теме дня единства, специалисты нередко предлагают определить другую дату, которая объединила бы наше общество. Ведь в XVII веке не все нынешние народы России входили в ее состав. А Польша, при всем уважении к этой стране, не самая сильная держава, победе над которой можно так радоваться. Есть в истории России другие даты, которые могли бы претендовать на День народного единства. То же справедливо и для других подобных ситуаций: прислушиваться к мнению экспертов очень важно, ведь в итоге мы стремимся к общественному единству, стабильности и разве это не существенный фактор благополучия государства?...
– Еще о современной жизни Церкви: многих, особенно молодых, людей интересует вопрос о ее нынешнем положении в нашей стране. Церковь сегодня – помощница государственной власти?
– Жаль, что теперь Церковь нередко воспринимают как часть некоего официоза. Это удаляет людей от нее. Однако, это несправедливо. Церковь не имеет влияния на светскую власть, также и государство не вмешивается в вопросы церковного управления. Разве считаются с мнением представителей Церкви при назначении кого-либо на высокопоставленную должность? Ни мы никому ничего не навязываем, ни нам.
Да, сегодня мы видим, что развивается церковно-государственный диалог, часто он весьма плодотворен. Однако, рамки этого диалога четко определены обоими сторонами. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ… Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». В своих отношениях с государством мы вежливо, но твердо настаиваем на равенстве, обоюдном уважении.              

            Печатается в сокращении.                 Источник: http://www.orskeparh.ru/?content=news&id=9847          


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.