Семинар 4. Психологическое обоснование педагогической науки. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семинар 4. Психологическое обоснование педагогической науки.

2020-01-13 328
Семинар 4. Психологическое обоснование педагогической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основное содержание

Бихевиоризм. Необихевиоризм Э. Толмена и К. Холла, учение о промежуточных переменных. Оперативный бихевиоризм Б. Скиннера. Оценка теории бихевиоризма. Гештальтпсихология. Экспериментальное учение феноменов восприятия. Законы гештальта. Проблема мышления, исследования М. Вертгеймера, В. Келера, К. Дункера. Исследования онтогенетического развития К. Коффкой. Теория личности К. Левина. Критический анализ направления, разделение эмпирического и теоретического содержания гештальтпсихологии. Глубинная психология. Прикладной психоанализ. Индивидуальная психология А. Адлера. Проблема мотивирующих сил человеческой деятельности. Проблема компенсации в теории А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга. Учение об архетипах. Типология личности в теории Юнга. Неофрейдизм и его общая характеристика как течения современной психологии. Психокультурный фрейдизм К. Хорни. Теория Г.Салливена. Теория отчуждения Э. Эриксона. Теория фрустрации. Критический анализ теорий неофрейдизма. Французская социологическая школа. Концепция общественной обусловленности Л. Леви-Брюля. Теория личности во французской социологической школе (П. Жане, Ж. Нюттен). «Понимающая» или «описательная» психология В. Дильтея и развитие ее в трудах Э. Шпрангера. Позитивное содержание кризиса в психологии.

Задания к семинару

1.Как можно в целом определить вектор развития психологической науки сегодня? Как это влияет на педагогику?

2. В минигруппе изучите и дайте характеристику одного из течений современной психологии.

1.Бихевиоризм.

2.Гештальтпсихология

3.Индивидуальная психология А. Адлера

4.Аналитическая психология К. Юнга

5.Неофрейдизм

6.Концепция общественной обусловленности Л. Леви-Брюля

7.«Понимающая» или «описательная» психология В. Дильтея и развитие ее в трудах Э. Шпрангера

 

Подготовьте презентацию для остальных слушателей по следующему плану:

1. история появления течения

2. основные представители

3. основные идеи и принципы

4. практический аспект предложенной теории

5. реализация идей в современной педагогике

 

Семинар 5. Модели детства в культуре цивилизаций.

Основное содержание.

Модели детства в культуре западной цивилизации: априорная модель детства; апостериорная модель детства; раннехристианская модель детства; модель детства в духе Нового Завета; теософские модели детства. Модели детства в культуре восточных цивилизаций: конфуцианская модель детства; индо-буддийская модель детства; исламская модель детства. Модель детства в культуре евразийской цивилизации.

Задания к семинару

 

 

1. Проанализируйте работы Д.И. Фельдштейна о социально-психологической природе современного детства и перспективах развития образования.

2. Изучите материалы сайта http://www.detstvo2030.ru/ о форсайт проекте детство 2030. Как Вы оцениваете представленный идеальный образ человека будущего? Нужно ли дополнить или изменить предложенный вариант, на Ваш взгляд?

3. Обратитесь к работе Маргарет Мид "Культура и мир детства". Какие черты будут характерны для ребенка будущего, на взгляд автора? Как Вам кажется, сбываются ли эти прогнозы на современном этапе?

4. Составьте интеллект-карту моделей детства в различных мировых культурах

Майнд-менеджмент — технология представления необходимой информации в максимально наглядном, понятном и структурированном виде. Важное понятие майнд-менеджмента — интеллект-карта, также употребляются названия карта памяти, mindmap. Как следует из названия, такой способ обработки информации предназначен в первую очередь для интеллектуальной деятельности.

В основе технологии использования интеллект-карт лежат два важных принципа:

· Использование лево- и правополушарного мышления одновременно. Как многие знают, разные полушария нашего мозга отвечают за разные операции. Так, левое — это прежде всего логика, линейные операции, анализ, речь, действия с числами и перечнями. Правое же полушарие отвечает за образы: пространственная ориентация, восприятие цвета, ритма, форм, а также объектов в целом, воображение, мечты. А интеллект-карты, как было сказано выше, отличает структурированность и наглядность. То есть, во время работы с ней задействованы возможности обоих полушарий.

· Ассоциативность мышления. Подавляющему большинству людей присуще именно ассоциативное, а не линейное, логическое мышление. Во всяком случае, если не контролировать поток мыслей специально, скорее всего при обдумывании, скажем, плана отчета о проделанной работе, в вашей голове будут возникать отдельные моменты, о которых следует упомянуть. И лишь после того, как вы их зафиксируете, удастся составить четкую и логичную структуру.

 

 

 

Принципы рисования очень просты:

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

 

От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

5. Посмотрите видео-лекции современных зарубежных педагогов об изменениях в современной системе образования в связи с изменениями в современной культуре. Перечислите основные идеи и тенденции в понимании культуры детства и перспективы изменений в образовании ребенка.

http://www.youtube.com/watch?v=tS2IPfWZQM4

 Chris Lehmann - Education is broken

http://www.youtube.com/watch?v=zDZFcDGpL4U

Конец формы

RSA Animate - Changing Education Paradigms Начало формы

   

http://www.youtube.com/watch?v=NS2PqTTxFFc&feature=related

Конец формы

 Skills students need for their future

http://www.youtube.com/watch?v=62PgFb2cXSg&feature=relmfu

 Tim Hurson - "The shock of the possible"

 

Семинар 6. Стандартизация как задача и проблема современного образования

Основное содержание

Проблемы вузовского и школьного образовательных стандартов, стандартизации процесса проверки образованности на разных ступенях образования, единый государственный экзамен как спорная форма проверки образованности, критерии образованности в педагогической технологии.  Болонский процесс: идеи, цели, реализация

 

Задания к семинару

 

 

1. В чем необходимость стандартизации образования?

2. Качество знаний и качество образования: в чем несовпадение этих понятий?

3. Вспомните как Вы сдавали выпускные экзамены в школе. Проанализируйте, насколько уровень Ваших знаний тогда соответствовал требованиям Университета. Чего не хватало Вам в школьном образовании? Что было утрачено из традиций школьного образования в организации обучения в Университете?

4. Сделайте Интернет обзор статей, посвященных проблемам новых стандартов образования и выделите наиболее обсуждаемые вопросы.

5. Подготовьте презентацию, раскрывающие основные идеи Болонского процесса:

http://en.wikipedia.org/wiki/Bologna_Process

http://www.ehea.info/

6.  Продолжите таблицу:

Мнения о Болонском процессе:

ЗА

Болонские реформы приведут к интеграции отечественной системы образования в Единое европейское образовательное пространство.

Болонская декларация будет способствовать не "утечке мозгов", а "обмену умами". Кафедры университетов превратятся в научно-образовательные центры.

...

ПРОТИВ

"Болонкизация" приведет к утрате фундаментальности российского образования.

Ратификация Болонской декларации приведет к неконтролируемой "утечке мозгов" из России. Реформы европейского типа приведут к разрушению кафедры, как институциональной ячейки научных школ.

...

Семинар 7. Современные образовательные технологии и пути их, реализации в современной школе и вузе

Основное содержание

Понятие технологии и образовательной системы в рамках гуманистической парадигмы образования, технологичность образовательного процесса как показатель прозрачности и устойчивости современной системы образования. Соединение воспитательных и обучающих технологий в образовательном процессе. Противоречия и проблемы реального школьного и вузовского образования на современном этапе.

Задания к семинару

 

1. Чем вызвано появление большого количества образовательных технологий в современном мире?

2. В чем различие подходов к пониманию педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике?

3. В чем Вы видите основные противоречия в использовании технологий в образовании?

4. Приведите примеры классификаций технологий по разным основаниям

5. Подготовьте презентацию, затрагивающую проблемы школьного образования на современном этапе. Постарайтесь выявить не только проблемы, но и найти предлагаемые способы их решения.

6. Сделайте обзор общественного мнения о минусах и плюсах реформирования образования в Вашей стране. Каково Ваше мнение?

 

Семинар 8. Концепция непрерывного образования.

Основное содержание

Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Проблемы непрерывного образования в документах, рассматривающих перспективы модернизации образования. Образование взрослых как культурный феномен и социальное явление. Система непрерывного образования. Проблема субъектности учения взрослых. Проблемный, информационно-рецептивный и проблемно-методический подходы к обучению взрослых.

 

Задания к семинару

 

 

1. Опишите основные ценностно-смысловые ориентиры современного образования

2. Проведите исторический анализ развития идеи непрерывности образования

3. Заполните таблицу

Критерий Традиционная система образования Система непрерывного образования
Цели образования Ориентировка на подготовку человека к выполнению определенных функций в уже сложившихся социальных и экономических условиях. Человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора и реальных возможностей определения своих целей и способов их достижения.  
Содержание образования Содержание характеризуется поверхностной "энциклопедичностью", перегруженностью информационным и фактологическим материалом. Часто материал не связанным ни с реалиями современного общества, ни с запросами самого учащегося. Образование представлено как определенный объем знаний, умений, навыков, которые должны быть прочно усвоены учащимся для последующего применения.  
Методы и формы образования Роль преподавателя сводится к доходчивому преподнесению познавательной информации. Доминируют описательные методы обучения, носящие. Проблемные и практические методы используются больше для иллюстрации и наглядности. Доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. В основном используются такие формы организации учебы, при которых каждый ученик осваивает материал с одинаковым темпом для всей группы учащихся.  
Что в результате Индивид, подготовленный лишь для выполнения определенных социально-производственных функций.  

4. Опишите основные тенденции развития идеи непрерывности образования на современном этапе: http://uil.unesco.org/home/

5. Проведите анализ современных документов, обеспечивающих систему непрерывного образования в мире и в своей стране.

6. Оцените насколько верны данные утверждения на современном этапе развития образования. Что необходимо сделать, чтобы непрерывность образования была достигнута в достаточной мере?

¨ Сформированы принципы развития системы непрерывного образования;

¨ Выстроена многопрофильность и многоуровневость образовательных программ;

¨ Развиты разнообразные формы обучения;

¨ Создана сеть учебных заведений, обеспечивающая преемственность образовательных услуг;

¨ Соблюдена преемственность образовательных программ

7. Проанализируйте содержание выступлений на Интернет-конференциях и вебинарах, посвященных вопросам дистанционного обучения. Может ли такая форма обучения в будущем стать самой распространенной? Почему?

 

Семинар 9. Учитель как основной субъект педагогического сознания. Проблемы подготовки учителя в условиях постиндустриального общества.

 

Основное содержание

Особая роль учителя в условиях классно-урочной системы обучения, требования к личности учителя. Учитель в западной культуре в условиях массового образования: достижения и противоречия. Учитель в китайской культуре. Особенности деятельности учителя в буддийской культуре; институт гуру. Учитель в исламской культуре. Характеристика личности и деятельности учителя в содержании евразийской культуры. Учитель в православной культуре. Проблемы становления личности учителя и пути их преодоления.

 

Задания к семинару

 

1. В мини-группах подготовьте презентацию, характеризующую образы учителей в различных культурах, по следующему плану:

• особенности культуры

• особенности организации образовательного процесса

• обязательные качества учителя

• отношения учитель-ученик

2. Сформулируйте 10 «золотых» правил своей педагогической деятельности («Золотой кодекс»). Какие наиболее значимые характеристики будете «формировать» у своих учеников?

3. Посмотрите выступление Билла Гейтса http://www.youtube.com/watch?v=1lcZbRY_bYs

Bill Gates on creating great teachers Как необходимо изменить образование учителей, чтобы они соответствовали запросам будущего?

Вопросы для самоконтроля

(в процессе проведения промежуточной аттестации)                                                                                                      

1.Какие признаки определяют учение как самостоятельную науку? Как они выражены в педагогике и психологии?

2.Чем различаются объект и предмет педагогики и психологии? Что объединяет эти науки?

3.Зачем в науке нужен категориальный аппарат? В чем специфика категориального аппарата психолого-педагогических дисциплин? Не приводит ли требование однозначности используемых терминов к огра­ничению возможностей исследователя?

4.Каковы основные психолого-педагогические закономерности, ха­рактеризующие сферу образования?

5.С какими науками связаны педагогика и психология? Что дает пе­дагогике и психологии связь с каждой наукой?

6.Каковы основные типы связей психолого-педагогических дисцип­лин с другими науками? Что может выступать в качестве объекта связи?

7.Какие концепции педагогики как науки вам известны? В чем пре­имущества и недостатки каждой из них?

8.В чем разница между научной и практической педагогической де­ятельностью?

9.Каковы основные формы взаимодействия психолого-педагогиче­ских наук с практикой образования? Чем обеспечивается возможность взаимодействия?

10. Каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования?

А) личностно ориентированная

Б) социально ориентированная

В) личностно-социально ориентированная

Г) социально-личностно ориентированная

Обоснуйте свою точку зрения.

11. Можно ли говорить о региональной стратегии развития образования или стратегия для страны одна, а существуют только региональные особенности ее воплощения?

12. Что означает понятие «единое образовательное пространство»? Можно ли вводить единые образовательные стандарты, избежав возврата к унифицированному образованию?

13. Не нарушает ли единства образования признание его многомерности и вариативности?

14. Если бы вы были министром образования, то какие мероприятия сочли бы необходимым провести для совершенствования (или радикального преобразования) отечественного образования?

15. Согласны ли вы, что современный учитель в реальной ситуации образовательного процесса постоянно меняет свою парадигматическую позицию: то выступает в традициях теоцентризма, то действует как рационалист и технократ, то восходит к высоким ценностям гуманизма? Обоснуйте свою точку зрения.

16. В Павлышской средней школе, которой руководил В.А. Сухомлинский, существовал «Золотой список» из 200 лучших книг мировой литературы, которые обязательно должен был прочитать каждый ребенок в школьные годы. Назовите 10 книг, без которых невозможно, на ваш взгляд, современное воспитание ребенка и 10 книг, без которых, невозможно становление мировоззрения современного учителя.

17. В чем разница между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством?

18. В чем разница между понятиями новшество, нововведение, инновация?

19. Говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое. Согласны ли вы с таким утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

20. Докажите практическому работнику сферы образования, что поисковая работа есть средство и условие выживания и обновления образовательных учреждений, становления эффективной системы обучения и воспитания.

21. Оцените, насколько доступна рядовому педагогу поисковая деятельность?

22. Можно ли путем изучения передового опыта компенсировать недостаточное использование других источников исследовательского поиска: ведь опыт вбирает в себя все остальное?

Задания итогового контроля по дисциплине

(интегративные задания по дисциплине)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.