Критерии оценки работы магистранта. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Критерии оценки работы магистранта.

2020-01-13 119
Критерии оценки работы магистранта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАГИСТРОВ

по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование

Магистерская программа

 «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде»

                                                               

 

Квалификация (степень) выпускника магистр

Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии начального образования и художественного развития ребенка Протокол № 9 от 28.01. 2015 г. Зав. кафедрой Котова С.А. Корректировка связи с выходом ФГОС 3+   Утверждено на заседании Совета Института детства Протокол № 5/1 от 16.02. 2015 г. Председатель Совета Ноткина Н.А.

 

Санкт-Петербург

2016 г.

.


Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:

- компетентностного и деятельностного подходов;

- принципов инновационности; модульности; единства познавательной,

исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента;

ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного

стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития

среды, общества и образовательных систем;

- ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-педагогического

развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

- ориентации на интеграцию российского образования в европейское и

международное образовательное пространство.

 

Курс входит в общенаучный цикл ООП, в его базовую часть.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени

высшего профессионального образования (бакалавриат). Успешное освоение курса способствует более продуктивному освоению студентами параллельно изучаемых учебных дисциплин:

- педагогическое проектирование;

- проектирование образовательной среды;

- методология и методы научного исследования;

- инновационные процессы в образовании;

- управление организацией.

Кроме того, изучение курса способствует получению студентом высоких результатов государственных квалификационных испытаний – итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит 4 темы, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается тестирование, которое помогает закрепить изученный материал.

Студенты выполняют самостоятельное исследование конкретных научно-

педагогических проблем, изучают состояние их разработанности и практическое применение результатов. По материалам выполненных исследований готовят научные доклады, которые создаются ими в процессе самостоятельных внеаудиторных занятий и защищают их на практических занятиях в течение семестра. Предусматривается подготовка и сдача студентами дифференцированного  зачета.

 

Перечень заданий:

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТ МАГИСТРА
  Обязательные:
1 Подготовка к занятию, обсуждение и анализ вопросов по планам практических занятий
2 Групповые дискуссии - 2
3 Создание библиографии
4 Эссе
5 Тематическое сообщение
6 Контрольный тест по курсу
7. Аннотация монографии/ сборника конференции
8. Разработка и защита группового проекта по разрешению проблемы современного образования
9 Реферат

Дополнительные:

1 Рецензия
2 Аннотация сайта

ПРИМЕЧАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. СРОК СДАЧИ ЗАДАНИЙ. Выполненные задания студенты обязаны сдавать в указанные сроки. Более позднее время сдачи материалов возможно только по уважительной причине по согласованию с преподавателем. Несвоевременное выполнение задания по неуважительной причине ведет к снижению до 20% от максимального количества баллов за данное задание.

2. СРОКИ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЙ. Преподаватель обязуется проверить сданные задания в течение недели и сообщить результаты проверки на следующем занятии. О продлении срока проверки по уважительным причинам преподаватель обязуется своевременно информировать студентов.

3. ОТМЕНА И ПЕРЕНОС ЗАНЯТИЙ. Отмена занятий или их перенос преподавателем по уважительной причине обязательно сопровождается уточнением со стороны преподавателя сроков сдачи зачетных заданий студентами.

4. ПРОПУСКИ ЗАНЯТИЙ. Занятия, пропущенные студентом по уважительной причине, отрабатываются по согласованию с преподавателем. Занятия, пропущенные без предупреждения и без уважительной причины, отработаны быть не могут. В этом случае для получения зачета студент должен попытаться найти другой путь получения необходимых баллов с опорой на задания дополнительного характера.

5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, по согласованию с преподавателем составляют индивидуальный маршрут изучения курса с опорой на задания как обязательного, так и дополнительного характера.


 

Методические рекомендации для студентов

 Введение

1. Сформулируйте каковы, на Ваш взгляд, современные проблемы науки педагогики и образования

2.  Опишите Ваши ожидания и пожелания к изучению курса.

 

Задания к семинару

1. Прочитайте и проанализируйте статью А. Эйнштейна «Наука и религия»:

http://www.einsteinandreligion.com/scienceandreligion.html

I

В течение прошлого и частично предыдущего столетия было широко принято считать, что между знанием и верой существует непреодолимое противоречие. Среди образованных людей превалировало мнение, что настало время, когда вера должна во всё большей степени заменяться знанием, что вера, не основанная на знании - это предрассудок, и с этим нужно бороться. В соответствии с этой концепцией, единственной функцией образования было открыть дорогу к знаниям и школа как орган образования должна служить исключительно для этой цели.

В столь категорической форме эта рационалистическая точка зрения формулировалась редко, а может быть и никогда, ибо для любого достаточно здравомыслящего человека ясно, насколько односторонней такая формулировка является. Но в той же мере ясно, что если хочешь добраться до сути дела, нужно выражаться четко и без обиняков.

Верно, что убеждения лучше всего подкреплять опытом и ясным осмыслением. Поэтому нужно безусловно согласиться с таким крайним рационализмом. Слабость этой позиции, однако, в том, что убеждения, необходимые и определяющие для нашего поведения, и умения правильно реагировать на обстановку, нельзя найти исключительно только на этой твёрдой научной почве.

Научный метод может научить нас только, как факты связаны друг с другом и обусловлены друг другом. Стремление к такому объективному знанию является самым высшим, на которое человек способен, и вряд кто-нибудь заподозрит меня в желании преуменьшить героические достижения человечества в этой области. Но в то же время ясно, что знание того, что есть, не открывает дверь к открытию того что должно быть. Можно иметь самое ясное и полное знание о том, что есть, и в то же время быть не в состоянии вывести из этого, что должно быть целью наших человеческих устремлений. Объективное знание предоставляет нам мощные средства для достижения конкретных целей, но конечная цель сама по себе и средства её достижения должны прийти из другого источника. И вряд ли нужно доказывать, что наше существование и наша деятельность обретают смысл только после формулировки такой цели и соответствующих ценностей. Знание правды как таковой - это замечательно, но этого слишком мало для того чтобы служить путеводителем, так как оно не может доказать обоснованность и ценность этого стремления к знанию истины. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с ограниченностью чисто рациональной концепции нашего существования.

Не следует, однако, предполагать, что научный образ мышления [intelligent thinking] не играет никакой роли в формировании целей и в этической оценке. Когда кто-либо осознаёт, что для достижения цели были бы полезны определённые средства, средства сами по себе становятся в силу этого целью. Интеллект раскрывает для нас взаимоотношение средств и целей. Но разум сам по себе не может разъяснить смысл конечных [ultimate] фундаментальных целей. Выявить эти цели и сделать их основой эмоциональной жизни индивидуума, - именно в этом, как мне представляется, состоит наиболее важная функция религии в социальной жизни человека. И если спросить, откуда проистекает авторитетность этих фундаментальных целей, поскольку их нельзя установить и обосновать просто из здравого смысла [by reason], можно только ответить: они существуют в здоровом обществе как прочные традиции, которые действуют на поведение, стремления и оценки людей, они с нами, они просто существуют как нечто живое без того, чтобы нуждаться в нахождении обоснования для их существования. Они пришли в мир не через демонстрацию, но через откровение, через посредство ярких личностей. Не следует пытаться оправдать их, нужно только просто и ясно ощущать их природу.

Высшие принципы наших устремлений и оценки даны нам иудейско-христианской религиозной традицией. Она ставит высокую цель, которую при нашей слабости мы в состоянии достичь только не полностью [inadequately], но которая даёт прочное основание нашим устремлениям и оценкам. Если отвлечься от её религиозной формы и взглянуть просто на её человеческую сторону, можно было бы, вероятно, сформулировать её так: свободное и ответственное развитие индивидуума, такое, чтобы он мог свободно и с радостью поставить свои силы на службу всему человечеству.

Здесь нет места для обожествления нации, класса, не говоря уже об индивидууме. Говоря языком религии, разве мы не дети одного отца? В самом деле, даже обожествление человечества как абстрактной общности было бы не в духе этого идеала. Именно индивидууму дана душа, и высшее назначение индивидуума служить, а не править или посвятить себя чему-либо иному.

Если посмотреть на суть, а не на форму, можно принять эти слова как выражение фундаментальных принципов демократии. Подлинный демократ может столь же мало поклоняться своей нации, сколь и человек, религиозный в нашем понимании этого термина.

В чём же в таком случае функция образования в школе? Она должна помочь молодому человеку вырасти так, чтобы эти фундаментальные принципы стали для него воздухом, которым он дышит. Одно обучение не может дать этого.

Если взять эти высокие принципы и сравнить их с современной жизнью и духом нашего времени, станет ясно, что цивилизованное человечество находится в настоящее время в смертельной [grave] опасности. В тоталитарных странах опасность исходит от правителей, которые стремятся уничтожить дух гуманизма. В более благополучных странах опасность удушения этих бесценных обычаев исходит от национализма и нетерпимости, а также от подавления индивидуумов экономическими средствами.

Однако признание того, как велика опасность, распространяется среди мыслящих людей, и известно множество попыток поиска средств борьбы с ней, средств из области национальной и международной политики, законодательства, организации общества в целом. Эти попытки, вне всякого сомнения, очень и очень нужны. Даже древние знали нечто, что мы, по-видимому, забыли. Все средства будут не более чем тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух. Но если стремление к достижению цели живо в нас, пусть у нас найдутся силы и средства для её достижения.

II

Прийти к соглашению относительно того, что мы понимаем под наукой, не составляет труда. Наука - это вековое стремление путём систематического размышления привести воспринимаемые явления к возможно более всесторонним ассоциациям. Грубо говоря, это попытка постериорной реконструкции сущего путём процесса концептуализации. Но когда я спрашиваю себя, что такое религия, я не могу ответить на этот вопрос так же просто. И даже найдя ответ на этот вопрос, который удовлетворяет меня в какой-то момент, я остаюсь при убеждении, что я никогда, ни при каких обстоятельствах не сведу вместе, даже в малейшей степени, всех, кто серьёзно размышлял над этим вопросом.

Прежде всего, вместо вопроса о том, что такое религия, я бы предпочёл спросить, что характеризует стремления человека, который кажется мне религиозным. Религиозно просвещённый человек представляется для меня человеком, который в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера. Мне кажется, что важна сила сверхличностного содержания и глубина убеждения в его всемогущей значимости безотносительно от того, делалась ли попытка объединить это с божественным Существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Соответственно, религиозная личность блаженна в том смысле, что у неё нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных объектов и целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются. Они существуют как факт, с той же необходимостью, что и он сам. В этом смысле религия является вековой попыткой человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние.

Если религию и науку постигать в соответствие с этими определениями, конфликт между ними невозможен. В науке можно только удостовериться о том, что есть, но не о том, что должно быть. Религия, с другой стороны, имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обоснованно говорить о фактах и взаимоотношениях между ними. В этой интерпретации известные в прошлом конфликты религии и науки следует приписать неспособности понять описанную ситуацию.

Например, конфликт, связанный с тем, что религиозные круги настаивают на абсолютной достоверности всего, что написано в библии. Это означает, что религия вторгается в сферу науки. Именно это происходило, когда церковь боролась против учений Галилея и Дарвина. С другой стороны, представители науки часто делали попытки добиться фундаментальной оценки человеческих ценностей и целей на основе научного метода и тем самым ставили себя в оппозицию к религии. Все эти конфликты происходили в результате фатальных ошибок.

Теперь, даже хотя сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены, между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость. Хотя религия может служить тем, что определяет цели, она тем не менее научилась у науки, в широком смысле, какие средства приведут к достижению целей, которые она наметила. Но наука может развиваться только теми, кто полностью впитал в себя стремление к истине и пониманию. Это стремление, однако, проистекает из сферы религии. К ней же принадлежит вера в возможность, что правила, пригодные для мира сущего, рациональны, то есть доступны разуму. Я не могу представить себе подлинного учёного без этой глубокой веры. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома, религия без науки слепа.

Хотя я только что показал, что по сути подлинного конфликта между религией и наукой не может быть, я должен тем не менее вернуться к этому утверждению ещё раз в одном существенном вопросе, относящемся к подлинному содержанию исторических религий. Это вопрос о концепции Бога. На ранних этапах духовной эволюции человечества человеческая фантазия создала по образу и подобию человека богов, которые, действуя по своей воле, должны были определять мир явлений [phenomenal world] или, во всяком случае, повлиять на него. Люди считали, что можно изменить предначертания богов в свою пользу посредством магии или молитвы. Идея Бога, как её подаёт религия, в настоящее время является сублимацией этой старой концепции богов. Её атропоморфный характер вытекает, например, из того факта, что человек обращается к божеству в молитве и просит его о выполнении своих желаний.

Никто, конечно, не будет отрицать, что идея существования всемогущего, справедливого и всеблагого личностного [personal] Бога способна дать человеку утешение, оказать ему помощь и направить его. Кроме того, в силу своей простоты она доступна даже для незрелого [underdeveloped] ума. Но, с другой стороны, в самой этой идее имеются решающие слабые стороны, которые болезненно ощущались на протяжении истории, начиная с её ранних этапов. Ведь если это существо всемогуще, тогда любое событие, включая все действия людей, все их чувства и устремления - это также Его работа. Как же тогда можно говорить об ответственности человека за свои деяния и мысли перед таким всемогущим Существом? Назначая наказания и награды, Он в известной степени судит самого себя, как же тогда это сочетается с благостью и справедливостью, которые ему приписываются?

Главный источник современных конфликтов между сферами религии и науки лежит в этой концепции личностного [personal] Бога. Цель науки - установить общие правила, которые определяют взаимосвязи объектов и событий в пространстве и времени. Для этих правил, или законов природы, требуется абсолютная общая применимость [validity] - но она не доказывается. Это в основном программа, и вера в её справедливость в принципе основана на частных примерах, её подтверждающих. Но вряд ли можно найти кого-нибудь, кто будет отрицать эти примеры и считать их самообманом. Тот факт, что на основе этих законов мы способны предсказать определённые явления с большой точностью и определённостью, глубоко укоренился в сознании современного человека, даже если он и не очень хорошо знает содержание этих законов. Ему нужно только вспомнить, что движение планет солнечной системы можно рассчитать заранее с высокой точностью на основе нескольких простых законов. Подобным же образом, хотя и не так точно, можно заранее рассчитать, как будет действовать электрический мотор, система передачи или радиосвязи, или другие самые последние разработки.

Надо сказать, что когда число факторов, играющих роль в феноменологическом комплексе, очень велико, научный метод не срабатывает. Возьмём, к примеру, погоду, предсказание которой даже на несколько дней вперёд невозможно. Тем не менее ни у кого нет сомнений, что мы сталкиваемся с причинными связями, чьи компоненты, в основном, известны. Исходы событий в этой области невозможно точно предсказать из-за разнообразия влияющих факторов, а не из-за отсутствия порядка в природе.

Наименее глубоко мы проникли в закономерности в сфере живой природы, но всё-таки достаточно глубоко, чтобы по крайней мере чувствовать и здесь господство определённой необходимости [fixed necessity]. Достаточно только вспомнить о закономерности наследственности или о влиянии ядов, например, алкоголя на поведение живых существ. Чего ещё недостаёт, так это всеохватывающих связей, но не убеждения в наличии порядка. Чем больше человек проникается упорядоченной регулярностью всех событий, тем твёрже его убеждение, что вне упорядоченной регулярности причин различной природы ничего нет. Для него не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы.

Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ешё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально. Ибо доктрина, которая способна поддерживать себя только в потёмках, а не при ясном свете, по необходимости потеряет своё влияние на человечество, что нанесёт непредсказуемый вред прогрессу человечества. В своей борьбе за этическое добро, учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. Это, конечно, более трудная, но и несравненно более достойная задача. [Сноска Эйнштейна: эта мысль убедительно представлена в книге Herbert Samuel, “Belief and Action”]. После того, как религиозные учителя осуществят этот процесс обновления, они, безусловно, признают с радостью, что научное знание возвеличивает истинную религию и делает её более мудрой.

Если цель религии - освободить человечество, насколько это возможно, от рабства эгоцентричных устремлений, желаний и страхов, научное мышление может помочь религии ещё в одном отношении. Хотя это правда, что цель науки - это открытие правил, которые позволяют находить связи между фактами и предсказывать их, это не единственная её цель. Она также стремится уменьшить количество этих связей до минимального числа независимых концептуальных элементов. Именно этому стремлению к рациональной унификации разнообразия она обязана своими самыми большими достижениями, даже несмотря на то что оно связано с наибольшим риском пасть жертвой иллюзии. Но кто бы ни претерпел от этого, огромный [intense] опыт успешного продвижения в этой области движим глубоким убеждением в рациональности, проявляющейся в сущем. Путём понимания человек достигает далеко идущего освобождения от оков личных надежд и желаний и тем самым убеждается в скромном положении мозга по отношению к величию причины, воплощённой в сущем, которая в своей бездонной глубине недоступна человеку. Эта позиция, однако, как мне представляется, является религиозной в самом высшем смысле этого слова. И мне кажется, что наука не только очищает религиозные побуждения от шлака антропоморфизма, но также вносит вклад в религиозное одухотворение нашего понимания жизни.

Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более определённо мне представляется, что путь к истинной религиозности проходит не через страх жизни, страх смерти и слепую веру, но через стремление к рациональному знанию. В этом смысле я верю, что священник должен стать учителем, если он хочет оправдать свою высокую образовательную миссию.

1956 г.

Альберт Эйнштейн.
Перевод Леонида Ярославского.

[A. Einstein, Science and Religion, in: Out of My Later Years, The Citadel Press, Secaucus, New Jersey, 1956, pp. 21-30]

 

2. Сделайте обзор Интернет-ресурсов (не менее 15), раскрывающих проблему соотношения науки и религии на современном этапе развития общества.

3.Заполните таблицу

  Религиозная картина мира Научная картина мира
Сторонники    
Сущность    
Составляющие    
Путь познания    
Место и роль человека    
Комментарии    

 

4. Попробуйте определить вес ненаучности своего бакалаврского исследования. Как Вы можете объяснить полученный результат?

Задания к семинару

1. Опишите как менялись цели и задачи познания в различные исторические периоды. Почему естественно-научное и социогуманитарное знания оказались в противоречии? Как можно описать современную тенденцию в развитии указанных видов знания?

2.Зачем нужно знать методологию? Дайте определение методологии педагогики.

3. Опишите источники методологического обоснования психолого-педагогического исследования.

4.Что такое методологическая культура учителя?

5.Приведите примеры различных классификаций методов.

6.Какие методы исследований лягут в основу Вашей магистерской диссертации?

 

Задания к семинару

1. Изобразите связи психолого-педагогических научных дисциплин с другими науками в виде схемы. Отразите в схеме области научного зна­ния, с которыми связаны психология и педагогика, объекты и типы связей. Прокомментируйте схему, проиллюстрировав ее примерами.

2. Представьте, что связи педагогики или психологии с какой-либо наукой, включенной в вашу схему, прекратились. К каким последствиям это может привести?

3. Сформулируйте требования к исследователю, работающему «на сты­ке» педагогики с другими научными дисциплинами. Какими личност­ными и профессиональными качествами он должен обладать?

4. Известно, что между получением нового психолого-педагогическо­го знания и широким внедрением его в практику проходит от 5 до 10 лет. Что, по-вашему, препятствует более быстрому внедрению достижений науки в образовательную практику? Ответ обоснуйте.

5. «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Как вы понимаете это высказывание? Чем хороша для образовательной практики
хорошая теория?

6. Заполните таблицу:

Отрасли педагогики Основные задачи
Общая педагогика  
Возрастная педагогика  
Коррекционная педагогика  
История педагогики и образования  
Сравнительная педагогика  
...  

 

7. Проанализируйте причины появления в педагогике новой отрасли - социальная педагогика. Какие еще отрасли могут появится в ближайшее время?

8. Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо, на ваш взгляд, актуальную проблему в современной науке об образовании.

9. Какого знания не хватает педагогам? Какие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием? Почему наличие этого знания оптимизирует образовательную прак­тику? Какие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?

 

Задания к семинару

1.Как можно в целом определить вектор развития психологической науки сегодня? Как это влияет на педагогику?

2. В минигруппе изучите и дайте характеристику одного из течений современной психологии.

1.Бихевиоризм.

2.Гештальтпсихология

3.Индивидуальная психология А. Адлера

4.Аналитическая психология К. Юнга

5.Неофрейдизм

6.Концепция общественной обусловленности Л. Леви-Брюля

7.«Понимающая» или «описательная» психология В. Дильтея и развитие ее в трудах Э. Шпрангера

 

Подготовьте презентацию для остальных слушателей по следующему плану:

1. история появления течения

2. основные представители

3. основные идеи и принципы

4. практический аспект предложенной теории

5. реализация идей в современной педагогике

 

Семинар 5. Модели детства в культуре цивилизаций.

Основное содержание.

Модели детства в культуре западной цивилизации: априорная модель детства; апостериорная модель детства; раннехристианская модель детства; модель детства в духе Нового Завета; теософские модели детства. Модели детства в культуре восточных цивилизаций: конфуцианская модель детства; индо-буддийская модель детства; исламская модель детства. Модель детства в культуре евразийской цивилизации.

Задания к семинару

 

 

1. Проанализируйте работы Д.И. Фельдштейна о социально-психологической природе современного детства и перспективах развития образования.

2. Изучите материалы сайта http://www.detstvo2030.ru/ о форсайт проекте детство 2030. Как Вы оцениваете представленный идеальный образ человека будущего? Нужно ли дополнить или изменить предложенный вариант, на Ваш взгляд?

3. Обратитесь к работе Маргарет Мид "Культура и мир детства". Какие черты будут характерны для ребенка будущего, на взгляд автора? Как Вам кажется, сбываются ли эти прогнозы на современном этапе?

4. Составьте интеллект-карту моделей детства в различных мировых культурах

Майнд-менеджмент — технология представления необходимой информации в максимально наглядном, понятном и структурированном виде. Важное понятие майнд-менеджмента — интеллект-карта, также употребляются названия карта памяти, mindmap. Как следует из названия, такой способ обработки информации предназначен в первую очередь для интеллектуальной деятельности.

В основе технологии использования интеллект-карт лежат два важных принципа:

· Использование лево- и правополушарного мышления одновременно. Как многие знают, разные полушария нашего мозга отвечают за разные операции. Так, левое — это прежде всего логика, линейные операции, анализ, речь, действия с числами и перечнями. Правое же полушарие отвечает за образы: пространственная ориентация, восприятие цвета, ритма, форм, а также объектов в целом, воображение, мечты. А интеллект-карты, как было сказано выше, отличает структурированность и наглядность. То есть, во время работы с ней задействованы возможности обоих полушарий.

· Ассоциативность мышления. Подавляющему большинству людей присуще именно ассоциативное, а не линейное, логическое мышление. Во всяком случае, если не контролировать поток мыслей специально, скорее всего при обдумывании, скажем, плана отчета о проделанной работе, в вашей голове будут возникать отдельные моменты, о которых следует упомянуть. И лишь после того, как вы их зафиксируете, удастся составить четкую и логичную структуру.

 

 

 

Принципы рисования очень просты:

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

 

От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

5. Посмотрите видео-лекции современных зарубежных педагогов об изменениях в современной системе образования в связи с изменениями в современной культуре. Перечислите основные идеи и тенденции в понимании культуры детства и перспективы изменений в образовании ребенка.

http://www.youtube.com/watch?v=tS2IPfWZQM4

 Chris Lehmann - Education is broken

http://www.youtube.com/watch?v=zDZFcDGpL4U

Конец формы

RSA Animate - Changing Education Paradigms Начало формы

   

http://www.youtube.com/watch?v=NS2PqTTxFFc&feature=related

Конец формы

 Skills students need for their future

http://www.youtube.com/watch?v=62PgFb2cXSg&feature=relmfu

 Tim Hurson - "The shock of the possible"

 

Семинар 6. Стандартизация как задача и проблема современного образования

Основное содержание

Проблемы вузовского и школьного образовательных стандартов, стандартизации процесса проверки образованности на разных ступенях образования, единый государственный экзамен как спорная форма проверки образованности, критерии образованности в педагогической технологии.  Болонский процесс: идеи, цели, реализация

 

Задания к семинару

 

 

1. В чем необходимость стандартизации образования?

2. Качество знаний и качество образования: в чем несовпадение этих понятий?

3. Вспомните как Вы сдавали выпускные экзамены в школе. Проанализируйте, насколько уровень Ваших знаний тогда соответствовал требованиям Университета. Чего не хватало Вам в школьном образовании? Что было утрачено из традиций школьного образования в организации обучения в Университете?

4. Сделайте Интернет обзор статей, посвященных проблемам новых стандартов образования и выделите наиболее обсуждаемые вопросы.

5. Подготовьте презентацию, раскрывающие основные идеи Болонского процесса:

http://en.wikipedia.org/wiki/Bologna_Process

http://www.ehea.info/

6.  Продолжите таблицу:

Мнения о Болонском процессе:

ЗА

Болонские реформы приведут к интеграции отечественной системы образования в Единое европейское образовательное пространство.

Болонская декларация будет способствовать не "утечке мозгов", а "обмену умами". Кафедры университетов превратятся в научно-образовательные центры.

...

ПРОТИВ

"Болонкизация" приведет к утрате фундаментальности российского образования.

Ратификация Болонской декларации приведет к неконтролируемой "утечке мозгов" из России. Реформы европейского типа приведут к разрушению кафедры, как институциональной ячейки научных школ.

...

Семинар 7. Современные образовательные технологии и пути их, реализации в современной школе и вузе

Основное содержание

Понятие технологии и образовательной системы в рамках гуманистической парадигмы образования, технологичность образовательного процесса как показатель прозрачности и устойчивости современной системы образования. Соединение воспитательных и обучающих технологий в образовательном процессе. Противоречия и проблемы реального школьного и вузовского образования на современном этапе.

Задания к семинару

 

1. Чем вызвано появление большого количества образовательных технологий в современном мире?

2. В чем различие подходов к пониманию педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике?

3. В чем Вы видите основные противоречия в использовании технологий в образовании?

4. Приведите примеры классификаций технологий по разным основаниям

5. Подготовьте презентацию, затрагивающую проблемы школьного образования на современном этапе. Постарайтесь выявить не только проблемы, но и найти предлагаемые способы их решения.

6. Сделайте обзор общественного мнения о минусах и плюсах реформирования образования в Вашей стране. Каково Ваше мнение?

 

Семинар 8. Концепция непрерывного образования.

Основное содержание

Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Проблемы непрерывного образования в документах, рассматривающих перспективы модернизации образования. Образование взрослых как культурный феномен и социальное явление. Система непрерывного образования. Проблема субъ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.