Состояние и тенденции развития преступности в современной России. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состояние и тенденции развития преступности в современной России.

2020-01-13 189
Состояние и тенденции развития преступности в современной России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наш анализ преступности основывается, прежде всего, на данных официальной милицейской статистики. При этом необходимо учитывать высокую и все возрастающую латентность преступности. Естественная латентность (преступления, которые не известны органам, их регистрирующим) возрастает, поскольку в населении падает доверие к возможностям милиции, и жертвы все реже и реже сообщают о случившемся с ними. Так, по результатам ежегодных виктимологических опросов в Санкт-Петербурге (1998-2001), 69-73% потерпевших от преступлений не сообщают об этом в милицию. Из них 40-42% потому, что “милиция все равно бы ничего не стала делать”. В Волгограде в 2000 г. доля не обратившихся составила 59%. Аналогичные сведения приводились в материалах Научно-исследовательского института МВД РФ (свыше 65% жертв тяжких преступлений не обращаются в милицию). С 1993-1994 гг. очень высока искусственная латентность, когда не регистрируется множество преступлений, известных милиции. Массовое противозаконное сокрытие преступлений от регистрации объясняется стремлением искусственно “снизить” показатели преступности и “повысить” раскрываемость преступлений, по которой руководство страны и МВД оценивает деятельность милиции. О массовом незаконном сокрытии преступлений от регистрации имеется обширная литература. Приведем лишь данные о раскрываемости преступлений в России за последние годы (табл. 1). Милиция общественной безопасности. Источники: Ежегодники "Состояние преступности в России". М.: МВД РФ Реальным является показатель 1992 г., последующий рост вплоть до абсолютно ирреальных 74-75% свидетельствует о том, что регистрируются в основном так называемые “очевидные”, легко раскрываемые преступления (наличие свидетелей, потерпевший называет преступника, задержание подозреваемого на месте преступления и т.п.), тогда как “неочевидные” не регистрируются. Об этом же свидетельствуют данные о динамике зарегистрированных преступлений в 2000-2001 гг. по сравнению с 1999 г.: рост таких тяжких преступлений как убийства, причинение тяжкого вреда здоровью при “сокращении” краж, грабежей, хулиганства, т.е. преступлений, которые легче скрыть от регистрации (см. табл.3) Уровень на 100 тыс. населения. Источники: Ежегодники "Преступность и правонарушения" М.: МВД РФ, МЮ РФ.. Эта ситуация хорошо известна и руководству МВД РФ. Летом 2001 г. министр заявил о пересмотре критериев оценки работы милиции, но, судя по данным о раскрываемости в 2001 г. (69,7%), положение дел меняется не существенно.

Общая динамика зарегистрированной преступности в России за 1961- 2001 гг. приводится в табл.2. На основании этих данных можно сделать ряд выводов.

Во-первых, наблюдается снижение числа и уровня (на 100,000 населения) преступлений в периоды хрущевской “оттепели” (1963-1965) и горбачевской “перестройки” (1986-1988).То, что это не случайность, подтверждается позитивной динамикой в те же годы других социальных показателей (снижение уровня самоубийств, смертности, повышение рождаемости и др.).

Во-вторых, тенденция постепенного возрастания числа и уровня преступлений вполне соответствует мировым тенденциям после Второй мировой войны.

В-третьих, наблюдается резкий рост зарегистрированной преступности в 1989-1993 гг. (в 2,3 раза за 5 лет). Это вполне объяснимо для периода бурных социальных, экономических, политических перемен при сохранении глубокого всестороннего кризиса в стране.

В-четвертых, социальный контроль над преступностью, деятельность системы уголовной юстиции “не поспевают” за ростом зарегистрированной преступности. При увеличении числа преступлений с 1970 по 1999 г. в 4,3 раза число выявленных лиц возросло в 2,4 раза, а число осужденных (по 1998 г.) - в 1,9 раза. Если учесть высокую латентность преступности, то разрыв между темпами ее роста и активностью правоохранительных органов окажется значительно больше.

В-пятых, отмечается снижение показателей зарегистрированной преступности в 1994-1997 гг. Это может быть объяснено как реальной стабилизацией ситуации, достижением “порога насыщения” в предшествующие годы (1989-1993), так и политикой руководства страны и Министерства внутренних дел (МВД) по массовому сокрытию преступлений от регистрации.

В-шестых, “стабилизация”, по-видимому, закончилась, и мы наблюдаем дальнейшее возрастание преступности в 1998-2001 гг. Уровень общей преступности вырос с 1759,5 в 1998 г. до 2045,6 в 2001 г., увеличение числа наиболее опасных преступлений (убийства с покушениями - с 29551 в 1998 г. до 33583 в 2001 г., причинение тяжкого вреда здоровья с 45170 до 55739) при “сокращении” высоко латентных (кражи, вымогательство, хулиганство и т.п.).

Поскольку данные о всей зарегистрированной преступности всегда страдают существенной неполнотой и зависят как от активности милиции, так и от законодательных новелл (криминализация новых составов, декриминализация старых), обратимся к сведениям о наиболее опасных или же распространенных преступлениях (табл. 3).

Во-первых, наблюдается интенсивный рост тяжких преступлений в 1989-1994 гг. Так, по сравнению с 1987 г., уровень убийств (с покушениями) к 1994 г. вырос в 3,5 раза, уровень причинения тяжкого вреда здоровью в 3,3 раза (при росте всей преступности за те же годы в 2,2 раза). Уровень грабежей за 1987-1993 гг. вырос в 5,9 раза, разбойных нападений - в 6,9 раза.

Во-вторых, сам уровень (на 100,000 населения) убийств (около 20 в 1993, 1996, 1997 гг. и свыше 20 в 1994-1995, 1998-2001 гг.) очень высок. Для сравнения приведем сведения по некоторым другим странам (табл.4) Ежегодник «Преступность и нарушения».? М.:МВД РФ, МЮ РФ, 1994.. При этом данные милицейской статистики (табл. 3) далеко не полны. По данным медицинской статистики, уровень смертей от убийств составил: в 1992 г. - 22,9 (по милицейской статистике - 15,5), в 1993 г. - 30,4 (по милицейской статистике - 19,6), в 1994 г. - 32,3 (вместо 21,8). К 1994 г. Россия выходит на одно из первых мест в мире по уровню смертей от убийств среди стран, представляющих сведения о причинах смертности в ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения - World Health Organization). При этом не учитывается количество убитых среди “пропавших без вести” и не обнаруженных, а эта цифра составляла в середине и конце 90-х гг. более 25 тысяч ежегодно.

Наконец, приведем сравнительные усредненные данные за 1998-2000 гг. по ряду стран (уровень убийств на 100000 жителей): Австралия - 1,9; Австрия - 0,9; Англия с Уэльсом - 1,5; Бельгия - 1,8; Венгрия - 2,5; Германия - 1,2; Дания - 1,0; Испания - 2,7; Италия - 1,5; Канада - 1,8; Нидерланды - 1,4; Норвегия - 0,9; Польша - 2,0; Россия - 20,5; США - 5,9; Финляндия - 2,6; Франция - 1,7; Швейцария - 1,1; Швеция - 2,0; Южная Африка - 54,2; Япония - 1,0.Согласно официальным данным, в России резко возрастает наркотизация населения (табл. 5, 6). Ежегодник «Преступность и нарушения». М.:МВД РФ, МЮ РФ.

и, соответственно, число преступлений, связанных с наркотиками (табл. 7). Рост наркотизма действительно имеет место. Официальные сведения, конечно же, неполны. Например, если сравнить статистику потребителей наркотиков и наркозависимых в Санкт-Петербурге с результатами наших исследований, то реальное количество потребителей и наркоманов в сто раз выше, чем по официальной статистике. Аналогичные результаты получены московскими исследователями. Регистрируются также далеко не все преступления, связанные с наркотиками. При этом наблюдается одна особенность: милиция выявляет и регистрирует большое количество преступлений, связанных с наркотиками, совершаемых наркоманами, больными людьми, “поймать” которых не представляет больших трудностей.

Вместе с тем ни один “наркоделец” (“наркобарон”) не был выявлен милицией. Сведения о некоторых социально-демографических характеристиках выявленных лиц, совершивших преступления, приводятся в табл. 8. Наибольший интерес представляет постоянный и значительный рост удельного веса лиц, не имеющих постоянного источника доходов (с 11,8% 1987 г. до 55,6% в 1999 г., т.е. в 4,7 раза за 12 лет), и безработных (с 2,9% в 1993 г. до 9,8% в 1999 г., т.е. в 3,4 раза за 6 лет). Это еще раз свидетельствует о возрастании роли “исключенных” (exclusive) как социальной базы преступности. Это же может служить подтверждением селективного подхода милиции и уголовной юстиции к правонарушителям. Другой интересный факт - устойчивое снижение доли преступности несовершеннолетних: с 17,7% в 1989 г. до 10,2% в 2000 г. - в 1,7 раза за 11 лет. Это может объясняться несколькими причинами: постепенно более терпимым отношением милиции к преступлениям (особенно незначительным), совершаемым подростками, а также относительно лучшей их адаптацией к новым социально-экономическим условиям по сравнению со взрослыми людьми. Однако тогда возникает вопрос: какими средствами происходит адаптация подростков - путем ухода в наркотики? Или - в преступные сообщества?...

Особая тема - организованная преступность в России. Наша точка зрения отражена в ряде публикаций, и здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами. Организованная преступность - сложный социальный феномен, выражающийся в функционировании устойчивых управляемых сообществ, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. Рост организованной преступности - естественный, закономерный глобальный процесс. Организованная преступность как социальный феномен “встроена” в систему общественных отношений и оказывает существенное влияние на экономику и политику. Во многих странах, включая Россию, организованная преступность сложилась как социальный институт (в России с конца 70-х - начала 80-х годов минувшего столетия). Об этом свидетельствуют такие признаки социального института как длительность существования, регулярность функционирования, выполнение определенных социальных функций (обеспечение заинтересованных групп населения товарами и услугами, предоставление рабочих мест, перераспределение средств и др.), наличие “профессиональных” норм, символов, языка (сленг), распределение ролей. Криминальный бизнес возникает, существует и развивается при наличии ряда условий:

? спрос на нелегальные товары (наркотики, оружие и др.) и услуги (сексуальные и др.);

? неудовлетворенный спрос на легальные товары и услуги (например, тотальный “дефицит” при “социалистической” экономике);

? рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи;

? недостатки налоговой, таможенной, экономической политики государства, а также коррупция, препятствующие нормальному развитию легальной экономики.

Преступные организации (“организации преступного предпринимательства”) - социальные организации типа трудовых коллективов. Их цель - извлечение максимальной прибыли посредством производства и распределения товаров и услуг с использованием как легальных, так и преступных методов.

Преступные организации стремятся к монополизации своей деятельности в определенных сферах (наркобизнес, торговля оружием, контроль над игорным бизнесом и др.) или на определенной территории. Так, 3-4 крупных преступных сообщества “поделили” сферы влияния на территории Санкт-Петербурга; Азербайджанское сообщество контролирует все рынки города; Комаровская группировка контролирует Курортный район города и трассу Санкт-Петербург - Выборг.

Основные сферы деятельности преступных организаций в России традиционны: нелегальный оборот наркотиков, торговля оружием, рэкет, нелегальная продажа цветных металлов, кража и продажа автомобилей, финансовое мошенничество, включая использование современных электронных средств, изготовление и продажа фальсифицированных продуктов - прежде всего алкоголя, контроль над проституцией и порнобизнес, контроль над игорным бизнесом. Организованная преступность интернациональна, российские преступные сообщества сотрудничают (и конкурируют) с “коллегами” из других стран. Основные тенденции современной организованной преступности в России: стремление к легализации свое деятельности, отмывание денег, вхождение со своим капиталом и кадрами в легальный бизнес, проникновение во властные структуры. В результате - политизация организованной преступности и криминализация политики, экономики, общества и государства; образование криминально- предпринимательской- властной “элиты”, правящей страной.

Ослаблению контроля над преступностью, селективности полиции и уголовной юстиции, развитию организованной преступности способствует коррупция. Она существует во всех странах, различия - в масштабах и, соответственно, в последствиях для общества.

В России коррупция - традиционное зло. В настоящее время она приняла тотальный характер, охватив все ветви и уровни власти, давно превратившись в социальный институт. По данным Фонда ИНДЕМ, в стране сформированы коррупционные сети, охватывающие высшие эшелоны власти, в рамках которых (сетей) и решаются все принципиальные вопросы российской экономики и политики…

Как отмечалось, преступность, и ее виды существенно зависят от социально-экономических, политических, демографических факторов. Поскольку не наблюдается реальных позитивных изменений в России с начала 90-х годов и не предвидит их в ближайшие годы, постольку и наш прогноз пессимистичен.

Нельзя ожидать сокращения коррупции и организованной преступности. Бедность и нищета в огромной части населения будет порождать имущественные преступления. Зависть, как результат поляризации населения на очень богатых (причем, по мнению большинства, несправедливо богатых, за счет финансовых, экономических махинаций, присвоений, взяточничества) и массу бедных, вражда, недоверие, беззащитность перед преступниками и властью (как образно сказала олимпийская чемпионка Л. Лазутина, “все мы бесправны перед законом”) будут способствовать насильственным преступлениям.

Наибольшую криминогенную опасность представляют два контингента: растущая масса “исключенных”, маргиналов и развращенная, коррумпированная властная элита.

Аналогичны предположения Лунеева, который, в частности, подчеркивает: “Главной опасностью была и остается преступность высокого должностного положения, интеллекта и богатства. "Респектабельная преступность белых и перламутровых воротничков", срастаясь с продажными представителями политической и правящей элиты, законодательных, исполнительных и судебных властей, не только успешно использует имеющиеся возможности для своей преступной деятельности, но и по своему усмотрению формирует их путем многообразных воздействий на политическую, экономическую и управленческую ситуацию в стране или регионе”. E-mail: webmaster@narcom. ru Copyright © "НарКом" 1998-2003

Е. Сторубленкова не исключает, что “стабилизация "преступной деградации"… грозит перерасти в будущем в "поголовную криминализацию населения" страны”.

И, наконец, еще одна цитата: “Происходит громадный шаг вперед по пути криминализации государства… То есть государство начинает функционировать не как организм, в который проникли разные мафии, а как самая крупная мафия, которая хочет уничтожить мелкие, навести порядок и пополнить "общаг"… Государство преобразуется в соответствии с суровыми законами мафии”. Красная искра 01-09-2005.№ 35(15866)

При всем этом важно отметить: констатация тяжелой социально-экономической ситуации, пессимистическая оценка перспектив не является “тоской по социалистическому прошлому”. Советский тоталитаризм был ужасен. К сожалению, современные властные структуры делают значительный шаг назад, по сравнению с реформами периода М. Горбачева.

1.3.Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности.

Преступления, совершаемые в сфере экономики, - одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т.д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, ГОСТа, инструкций, приказов и т.д.). Леонтьев м. Теневая экономика. Сегодня. 1996.сентябрь.

Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, состав выпуска недоброкачественной продукции предполагает нарушение ГОСТа, ОСТа, РТУ и других нормативов, а состав загрязнения водоемов и воздуха, например ядовитыми промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т.д.

Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма ледообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.

Не случайно поэтому типичными носителями и источника ми информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются:

1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях;

2) субъекты всех видов указанной деятельности;

3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т.д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т.д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т.д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.

Современная экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам

Управленческие просчеты повлияли на «вектор», направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:

а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;

б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;

в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической «реформаторской» деятельности.

Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда «рыночных» отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции «фискального фундамента реформ»; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.

Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.