Своей историей о прошлом поселка, его жителях и, в частности, жильцах дома № 5 по бывшей улице Заречная (ныне – Народного Ополчения) поделилась коренная свердловчанка Галина Монакова. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своей историей о прошлом поселка, его жителях и, в частности, жильцах дома № 5 по бывшей улице Заречная (ныне – Народного Ополчения) поделилась коренная свердловчанка Галина Монакова.

2020-01-13 303
Своей историей о прошлом поселка, его жителях и, в частности, жильцах дома № 5 по бывшей улице Заречная (ныне – Народного Ополчения) поделилась коренная свердловчанка Галина Монакова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История первая

История вторая

Родная улица моя

Улица в посёлке Свердловский, названная в честь героя-альфовца Михаила Марченко, ранее именовалась Заречной. Здесь находились так называемые фубровские дома (ФУБР — фонд улучшения быта рабочих), возведённые в 1920-ых годах. Жителей расселили в 2008-2013 годах в отдельные квартиры новостроек. Воспоминаниями о детских годах, проведённых в общежитии, поделились с нами коренные жители посёлка.

«У каждого человека есть места, с которыми связаны самые лучшие, светлые воспоминания. Для меня – это улица детства», – рассказывает свердловчанка Галина Дмитриевна Артёмкина (в девичестве Галкина). – «Мы жили на Заречной улице, нам очень нравилось её название. Улица располагалась на правом берегу реки Клязьма, рядом с парком и прудами. Наш дом был трёхэтажный, из красного кирпича, с одной общей лестницей, общими коридорами на каждом этаже и печным отоплением. Из коридоров располагались входы в комнаты, где жили семьи рабочих по 4-5 человек и более. Наши коридоры были довольно широкие, светлые с большими окнами. Здесь можно было ездить на велосипеде, бегать, играть в салочки, водить хороводы. Иногда по вечерам устраивали кинозал. Когда вечером детвора собиралась в коридоре, старшие ребята натягивали большую белую простыню и включали проектор, мы погружались в волшебный мир мультфильмов и кино. Зимой здесь ставили большую ёлку – настоящую, из леса.

На весь дом была одна общая кухня, кухонные плиты топились дровами и углём. Потом, когда печь сломали, провели водяное отопление. Наш двор был везде – рядом с домом, за соседскими сараями, в заброшенных садах, на берегу реки, в парке. Играли в прятки, «войну», в «дочки-матери». В сугробах мы любили вырезать лопаткой себе обеденные столы, кресла, прокапывать длинные туннели, строили целые крепости. Зимы раньше были морозные, река – чистая и каждую зиму замерзала, так что прямо по льду перебирались на другой берег. Любили кататься на коньках, у кого они были, а у кого не было – цеплялись за других, и так паровозиком и ездили. Катались с горок, кто на санях, а кто просто на «пятой точке». Домой приходили все в снегу, штаны и пальто мокрые, облепленные затвердевшим снегом, который невозможно было ни сбить руками, ни соскоблить варежкой. На заледеневшем пруду делали лунки, «чтобы рыба не задохнулась», рыбаки ловили нам рыбку. И мы, счастливые, сажали 2-3 рыбки в банки с водой, и так у нас получался свой аквариум.

Весна приносила с собой другие игры и забавы. По ручьям запускали самодельные кораблики. Мы надевали резиновые сапоги и ходили «мерить лужи».

Летом всей компанией шли на пруд купаться. В кустах и зарослях деревьев устраивали шалаши, сгибали ветки, делали кресла. Лазали по деревьям, кто посмелее, прыгал с тарзанки в воду.

Излюбленным нашим местом был «перешеек», который соединял два пруда. Там мы и учились плавать. Было довольно мелко и довольно тёплая вода. Здесь вброд можно было перейти от наших домов в парк. На этом месте сначала построили деревянный мосток, теперь на его месте красивый, резной металлический мост. А на нашей улице выстроили современный микрорайон с высотными многоквартирными домами. И название улицы стало другим!»

С большой теплотой о своей родной улице вспоминает и другая жительница Свердловского Татьяна Дронова (в девичестве Кученкова). Родилась Татьяна Сергеевна в 1946 году. Жили они с семьёй в доме №3 по улице Заречная. «Наш дом был построен в 1924 году. На каждом этаже - по пять квартир. Каждая квартира состояла из двух комнат и прихожей. Я жила на втором этаже, здесь жили ещё 18 малышей и подростков», - вспоминает Татьяна Сергеевна. - «Кухня у нас на весь дом была одна, и находилась она на первом этаже. Помню большую двухярусную печку. На верхнем ярусе обычно пекли пироги. Печь пироги к нам приходили и из других домов. Моя бабушка — Никифорова Мария Константиновна — была самая старшая в семье из 9 человек. Бабушка умела готовить, и шить, и вязать. Вставала она рано, и, проснувшись, мы часто ели её вкусные пироги. В кухне стоял куб, где всегда была горячая вода. Куб нужно было топить. В углу, за кубом стоял самоварник, где мы готовили воду для чая. На самовар ставили заварной чайник, чтобы он настаивался. Часто брали самовар на улицу. Перед домом росли сосны, под ними расстилали байховое одеяло и пили чай с баранками. В сосенках стоял деревянный стол с лавками, где малыши и бабушки часто играли летом в лото. Всё лето мы проводили на улице, играли в жмурки, лапту, догонялки, вышибалы, чижики, прятки.

Нас рано научили плавать. Учительницей у нас была Люся Белова (в девичестве Ерасова). Вообще она у нас была заводилой. С ней мы ходили в лес, строили там шалаши, играли в них. По дороге на кладбище было поле, и там росла высокая трава, в которой мы играли в прятки, рвали цветы и собирали щавель. Траву с жёлтыми цветами мы называли редькой и ели её с куском чёрного хлеба. Сейчас на месте этого поля - микрорайон Лукино-Варино.

Жили все не богато, от получки до получки, но дружно. Сейчас дети больше сидят за компьютером, а мы всегда были в движении. Часто ходили на лыжах, катались на пруду на коньках, на санках и картонках с горок».

 

История третья

Несостоявшийся поэт

В посёлке Свердловский живёт немало интересных, неординарных личностей. Коренные жители прекрасно знают другу друга, есть и те, кто дружит на протяжении многих лет. С возведением ЖК «Лукино-Варино», посёлок быстро пополняется, завязываются новые знакомства, правда, бывает и так, что люди не знают, кто живёт в соседней квартире и уж тем более подъезде.

В одном из номеров газеты (№9 от 30 мая 2018 года) мы рассказывали о выпускниках свердловской школы 1974 года. Тогда класс был под угрозой расформирования, но, к счастью, ребята успешно окончили десятилетку. Оказалось, что на этой статье история не закончилась. Один из выпускников того класса, Александр Кученков – житель посёлка в третьем поколении, решил встретиться с нами, чтобы поведать об истории своей семьи. Будучи скромным, трудолюбивым человеком, он назвал себя несостоявшимся поэтом, который всю сознательную жизнь посвятил обработке металла. Среди его стихов, есть такие строчки:

Однажды поздно вечером, весной

В посёлке небольшом, что близ Москвы-столицы

Родился мальчик небольшой

В семье рабочей и обычной…

В семейном архиве Александра Юрьевича – огромное количество старых фотоснимков. Тот или иной кадр повествуют о домах и строениях в посёлке, часть из которых не сохранилась до наших дней, о людях, их заботах и радостях. А ещё, замечательным образом, на этих кадрах запечатлены эмоции.

Умели ведь в то время фотографировать! При том, что пригласить фотографа было не так уж легко и довольно дорого, на снимках удавалось запечатлеть местный колорит, характер людей, даже, можно сказать, некий драматизм. Одна из фотокарточек повествует о бабушке Александра Юрьевича – Марии Ивановне Кученковой. Она была прихожанкой Знаменского храма в с. Городищи, а её муж – Павел Архипович был коммунистом, членом партийной ячейки при фабрике.

В своё время он спрятал метрику сына, чтобы жена не смогла крестить малыша. Вместе с братом Максимом Архиповичем он состоял в рабочем активе большевистской организации, вёл борьбу за бесперебойную работу фабрики, повышение трудовой дисциплины, разъяснял необходимость соблюдения порядка на производстве.

О дедушке Александр Юрьевич мало, что знает, поскольку тот умер в 1933 году. Отцу нашего собеседника – Юрию Павловичу – в ту пору было всего 8 лет. Что касается родственников по материнской линии, мама нашего героя – Любовь Антоновна, уроженка Рязанской губернии. Её отец погиб на фронте. Будучи военнообязанной, она вместе с другими молодыми девушками прибыла на свердловскую фабрику работать, да так и осталась в посёлке до конца жизни. С будущим мужем она познакомилась в общежитии при фабрике.

Сам Александр Юрьевич после окончания свердловской школы учился в Щёлковском химико-механическом техникуме, получил специальность «техник-механик». Затем – служба в рядах советской армии – ПВО, учебка под Ленинградом и в течении полутора лет – служба в городе Азове. В 1977 году он перевёлся на вечернее отделение и работал на свердловском заводе №5 имени Дзержинского. Затем – во Фрязине на заводе «50-летия СССР», тогда же посещал литературный кружок.

С 1992 года стал трудиться в Щёлкове на заводе Вторичных драгоценных металлов слесарем-ремонтником по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования. С 2003 года работает мастером механического цеха ОАО «Щёлковское рудоуправление». Выйдя на пенсию, трудится слесарем на котельной того же предприятия. Семейный фотоархив Александр Юрьевич обновляет своими снимками – в 12 лет ему подарили модный тогда фотоаппарат «Смена G», и он до сих пор цел. Его двоюродная тётя – Роза Максимовна Берендеева (в девичестве Кученкова), в молодости была первой красавицей посёлка. Очерк о её трудовой доблести напечатан в книге «Живая память Победы», изданной редакцией «Панорама-инфо» в 2015 году. Коренной свердловчанин, он трепетно хранит всё, что связано с его семьёй, и конечно, ему дорога история родного посёлка.

Аэлита УКРАИНСКАЯ

И стория четвертая

Преданность малой родине

 

На таких, как он, страна держалась и держится, на него может равняться молодое поколение. Человек разносторонних интересов, необыкновенно начитанный, он внёс свою лепту в трудовую славу посёлка. Рассказ Германа Алексеевича Крутова записали его дочь Инна Санаева и член свердловского Совета ветеранов Елена Сафонова. Одними из первых, кто поселился в Городищах были Сафоновы. В их роду – участники Первой мировой и Великой Отечественной войн, и раскулаченные, и репрессированные, и без вести пропавшие, и закончившие свою жизнь на строительстве Беломорканала. Были и учителя, и научные работники... Раньше не было принято изучать генеалогию, сейчас этим занялись внуки и правнуки, надеясь восстановить историю своей семьи.

 

Пётр Яковлевич Сафонов, дед Германа Алексеевича, работал на фабрике, возил готовый товар (сукно) в Москву. Пётр Яковлевич арендовал у С.И. Четверикова продуктовую лавку. Большого дохода она не приносила. После НЭПа её национализировали, и впоследствии жители знали это место как лавку Якова Моисея.

– От двух браков у деда было 12 детей – четыре сына и восемь дочерей, – рассказывает Герман Алексеевич, – Одной из этих дочерей и была моя мама Клавдия Петровна 1892 года рождения. Она всю жизнь проработала в яслях в пер. Заречном и в детском саду (Усадьба Четвериковых). Ещё до революции она была участницей художественной самодеятельности и драматического кружка, которым руководила жена Сергея Ивановича Четверикова – Мария Александровна.

Действующие лица спектакля "Дети Ванюшиных". В нижнем ряду, шестая слева, сидит Клавдия Петровна (мама Германа Крутова), четвёртая слева - её сестра Анастасия.

На фотографии из семейного архива Германа Крутова изображены исполнители ролей спектакля «Дети Ванюшиных». В нижнем ряду, шестая слева сидит Клавдия Петровна, четвёртая слева – её сестра Анастасия. У Клавдии Петровны была исключительная память. Очевидцы вспоминают, что она, будучи в преклонном возрасте, помнила всех видных деятелей не только Советского Союза, но и зарубежных стран, и много рассказывала историй о посёлке и его обитателей. Отец героя нашего рассказа – Алексей Иванович Крутов (1893 года рождения) работал бухгалтером в подсобном хозяйстве при фабрике, виртуозно владел счётами.

– Земство села Городищи послало двух дочерей Петра Яковлевича – Марию и Анастасию – учиться в Москву, и они выучились на учителей начальных классов, – повествует об истории своего рода Герман Алексеевич. – Марию Петровну Шошину жители посёлка вспоминают с теплом, она работала в нашей старой школе. Первая учительница, это как вторая мама. Анастасия Петровна вышла замуж и уехала в Ивантеевку, где работала учителем. За свой труд была награждена «Орденом Ленина».

Герман Алексеевич родился 1 ноября 1928 года. Учился в свердловской школе, посещал литературный кружок, который вёл учитель русского языка и литературы Беляев Александр Георгиевич. Он и обратил внимание на способность к стихосложению юного Германа. Вот первые четверостишия начинающего поэта (орфография автора сохранена):

Прошли Войны Отечественной годы,

Салют Победы прогремел!

Поднялись из руин заводы,

И климат Мира потеплел.

С тех пор Герман Алексеевич писал стихи – с поводом или без, ко Дню рождения друзей, родных, о природе и о том, что его волновало.

– Когда началась Великая Отечественная, мне было 13 лет, и я пошёл работать к коммунарам (так тогда называли завод имени Дзержинского), – вспоминает Герман Крутов. – Надо было выживать, рабочим завода давали карточку на 750 граммов хлеба, и мы, ещё дети, работали, как взрослые. Делали ударные механизмы для ручной гранаты РГД, известной, как «лимонки», а в ноябре 1945-го я был принят на фабрику имени Я.М. Свердлова, учеником токаря. Со временем стал помощником мастера аппаратно-прядильного производства и проработал на фабрике более шестидесяти лет.

Жена Германа Алексеевича, Нина Ильинична Уварова тоже трудилась на фабрике, была экономистом планового отдела. Они много читали, любили театр, объездили много городов, посетили и зарубежные страны: Германию, Италию, Югославию. Все эти поездки организовывал профсоюз фабрики.

– В советские времена мы жили в коллективе. После войны не у всех были даже радиоприёмники, а телевизоры стали появляться где-то в 1955-56-ом году, - делится наш герой. – Всё своё время молодёжь проводила на всевозможных кружках: спортивных, художественной самодеятельности, драмтеатре и так далее. В клубе каждый день показывали фильмы. Очереди в кассу были постоянным явлением. Приезжали артисты, певцы, лекторы. В спортзале и на стадионе постоянно тренировались и проводились соревнования. Жизнь кипела. Я пошёл по стопам своей мамы, занимался в драмкружке. Играл роль Ивана Нелюбы в комедии «Стряпуха замужем». Был участником хора фабрики. А ещё наш герой – ярый болельщик любимой футбольной команды «Динамо». До сих пор не пропускает передачи о футболе.

История пятая

Вспоминая дорогих учителей…

Верхний ряд: Соловьёва Нина Васильевна, второй ряд снизу (слева направо): Куликова Надежда Ивановна, Хвальнова Ирина Дмитриевна, Михайлова Елена Фёдоровна, Чупахина Евгения Игнатьевна, Чернышова Александра Петровна, Ржаницына Людмила Николаевна, Попова Александра Ильинична, в нижнем ряду – Друян Рахиль Михайловна

В 1901 году в селении Городищи при фабриканте С.И. Четверикове началось строительство первой деревянной школы (учительский дом на улице Брусника (Первомайская)). До этого дети учились при церкви в д. Анискино. Уже в 1902 году в недостроенной школе начали заниматься 30 учащихся начальных классов.

В 1912 году школа переехала в помещение Реального училища для работников фабрики (это помещение старой школы на ул. Центральная, напротив детского сада). В этой школе с 1 по 10 классы также учились дети из окрестных деревень: Авдотьино, Анискино, Громково, Кашинцево, Козловка, Мизиново, Митянино, Осеево, Райки, Топорково, Улиткино. Помещений не хватало, учились в две смены, а в третью – вечерняя школа. Использовалось даже подсобное помещение, называемое «Конюшня», где ещё были и слесарные мастерские школы. Учил слесарному и токарному делу Зубарёв Николай Галактионович. Сведения из истории школы можно почерпнуть из книги по истории Свердловского, изданной в 2007 году. – В этой книге, авторами которой являются Галина Чехерева и Георгий Ровенский, вспоминается о многих учителях, – отмечает Елена Сафонова. – Хочется рассказать и о других учителях, которых до сих пор помнят свердловчане. Так, в 1936 году в посёлок Свердловский по распределению приезжает учитель немецкого языка Шеффер Павел Романович с супругой Шамрицкой Анастасией Дмитриевной, учительницей начальных классов. В 1941-ом его с женой и двумя детьми эвакуируют в Красноярский край по национальному признаку. В 1943 году Павел Романович был репрессирован и отправлен в трудовой лагерь на Урал и больше в семью он не вернулся. В 1947 году его жена Анастасия Дмитриевна с дочерью и больным сыном вернулась в посёлок Свердловский и, закончив пединститут, стала работать учителем русского языка и литературы.

Анастасию Дмитриевну ребята очень любили и уважали. При встрече бывшие одноклассники всегда вспоминают её с теплотой. Валентина Иванкина, у которой Шамрицкая была классным руководителем с 5 по 9 классы, вспоминает: «Она прививала нам любовь к родному языку и литературе, на уроках всегда была тишина, так как нам было интересно. Она была строгая, не терпела ложь, но внушения делала не обидно, интеллигентно. Мы с ней много занимались и внеклассной работой: собирали гербарии, готовили к праздникам спектакли, концерты. Мы часто бегали к ней домой, она угощала нас всевозможной выпечкой и фруктами их своего сада. А тогда не было ни у кого чего-то лишнего, все жили бедно. И я хочу сказать, что она привила мне любовь к поэзии, да и многие в нашем классе стали писать стихи. Ещё я часто вспоминаю учителя Алексея Ивановича Короткова, который в школьные годы также помогал мне разобраться в этой жизни».

Жила Шамрицкая в доме для учителей на две семьи. Во второй половине дома жил другой неординарный педагог – Макаров Ефим Петрович с супругой Раисой Григорьевной, её мамой и тремя детьми. Он был учителем физики, математики, астрономии. Супруги окончили Ростовский университет и по распределению попали в Иркутск. Он был участником Великой Отечественной войны, был ранен и контужен. В суровом сибирском климате чувствовал себя плохо, и нужно было менять место проживания. По его просьбе в 1954 году его направили в посёлок Свердловский.

– Все его боялись и обожали одновременно, – вспоминает Елена Васильевна. – Говорил он тихо, неторопливо, и каждое его слово отпечатывалось в голове. Все помнят с замиранием в сердце его фразу: «Сейчас к доске пойдёт…». Хочется вспомнить об учителях биологии, которые помимо своей основной работы, занимались и трудовым воспитанием учеников, связанным с сельскохозяйственными работами на пришкольном участке. Это две сестры – Ольга и Юлия Головицыны. Ольга Алексеевна – скромная, хозяйственная, Юлия Алексеевна – экстравагантная, своеобразная, она ходила на каблуках, с «бабеттой» на голове, и над этой причёской часто подшучивали ученики. К сожалению, нет дальнейшей информации о них. После того, как они ушли на пенсию, до конца своих дней они жили в доме для одиноких престарелых людей.

Первым профессиональным учителем физкультуры пришла работать в школу Хвальнова Ирина Дмитриевна. Впоследствии она стала учителем биологии. Ученики из соседних деревень рассказывали, как она устраивала им ночлег в школе на матах, поскольку в непогоду они не могли ходить в школу каждый день. Также она организовывала их вечерний досуг. Когда уроки проходили на лыжах, она лично следили за тем, чтобы все высушили мокрую одежду на батареях. По её стопам пошла и Шимина Нина Павловна. Она также начинала учителем физкультуры, а затем стала учителем биологии.

– Кто учился в старой школе на улице Центральная, хорошо помнят кабинет биологии, – рассказывает Елена Сафонова. – Чего там только не было! Скелет человека, ёмкость с заспиртованными моллюсками, червями, лягушками, различные плакаты. Всё это приобреталось в годы, когда ничего нельзя было достать. Был в этом кабинете и живой уголок с мелкими животными и птицами. В школьном дворе находился крольчатник. А какой сад был посажен учащимися под их руководством! Фруктовые деревья, кустарники, огород, цветники – уход за всем этим хозяйством осуществлялся учителями биологии. Они составляли план летней практики. В саду, в крольчатнике всегда был порядок. Вся продукция шла в школьную столовую. Осенью устраивались праздники урожая, выставки цветов, чаепития.

В 1965 году стараниями директора Швачкина Михаила Фёдоровича была построена и начала работать новая школа № 5 на улице Набережная (нынешняя школа имени Михаила Марченко). На этом месте были фабричные огороды, а пятиэтажных домов не было, школа стояла в поле. Вокруг непролазная грязь, строительный мусор. Вокруг школы был разбит сад-огород: цветники, газоны, клумбы. Коротков А. И. со своим классом посадили аллею из пирамидальных тополей. Всем этим занимались учителя и ученики под руководством учителей биологии Шимина Нина Павловна и Зайцева Екатерина Петровна. Ученики и по сей день вспоминают учителей и благодарят их за самоотверженный труд, заботу и любовь.

По другим источникам:

До 1936 года директором школы работал Валентин Григорьевич Стеблин (1905 г.р.), окончивший 3 курса пединститута им. Либкнехта (г. Москва). В 1936 году директором стал преподаватель истории Василий Никифорович Жестков (1908 г.р.), окончивший Калининский пединститут. С 1938 года директор школы – преподаватель естествознания Дина Никифоровна Чернова (1904 г.р.), окончившая Тимирязевскую сельскохозяйственную академию.

В 1935 – 1940 гг. в начальных классах школы преподавали: Елена Дмитриевна Антонова (1912 г.р.; ср. образование); Мария Александровна Батарова (1898 г.р.; 8 кл. гимназии), работавшая после войны завучем школы, награждённая медалью «За трудовое отличие»; Валентина Николаевна Демешко (1903 г.р.; учит. семинария, педкурсы); Надежда Николаевна Куликова (1919 г.р.; педкурсы, МОПИ) после войны преподававшая историю; Валентина Васильевна Левашова (1914 г.р.; педтехникум в 1934 г.); Ольга Матвеевна Лосева (1916 г.р.; ср. образование); Зоя Фёдоровна Моторина (1916 г.р.; педтехникум); Виктория Николаевна Никольская (1921 г.р.; школа-десятилетка в Ростовской обл.); Александра Ильинична Попова (1905 г.р.; педтехникум), позднее награждённая орденами «Знак Почёта» Трудового Красного знамени и Ленина; Анфиса Александровна Фомичева (1912 г.р.; моск. педучилище); Анастасия Дмитриевна Шеффер (1908 г.р.; Пятигорские учит. курсы); Мария Петровна Шошина (1887 г.р.; Моск. учит. семинария), впоследствии награждённая орденом Ленина, и Мария Фёдоровна Яковлева (1912 г.р.), окончившая педтехникум в 1932 г.

Учителями предметниками в 1935 – 1940 гг. в школе работали: Раиса Васильевна Баламут (1894 г.р.; оконч. пединст. в 1934 г.; естествознание и нем. яз.); Александр Георгиевич Беляев (1896 г.р.; МОПИ; рус. яз.), впоследствии награждённый орденом «Красной Звезды» и орденом «Знак Почёта»; Гертруда Фёдоровна Брендельфельд (1883 г.р.; пединст.; нем. яз.); Ольга Андреевна Голубева (1904 г.р.; Глуховский пединст.; рус. яз.); Виталий Константинович Горбатов (1902 г.р.; Ленинградский ин-т в 1928 г.; физика); Татьяна Михайловна Ершова (1914 г.р.; Днепропетровский ун-т; математика и физика); Тамара Александровна Игнаткина (1917 г.р.; курсы Загорского пединст.; история); Алексей Сергеевич Князев (1912 г.р.; МОПИ в 1938 г.; математика); Ольга Владимировна Круппар (1920 г.р.; педкурсы в 1939 г.; рус. яз.); Павел Петрович Кудинов (1890 г.р.; рисование); Александр Ефимович Кулешов (1893 г.р.; МОПИ; биология); Евдокия Герасимовна Левитова (1896 г.р.; пединст. в 1937 г.; рус. яз.); Вера Станиславовна Мицкевич (1920 г.р.; ср. обр., учит. курсы; рус. яз.); Семён Петрович Морозов (1909 г.р.; ср. худ.-педагогическое училище; рисование и черчение); Анастасия Петровна Носова (1885 г.р.; Петербургские высшие Бестужевские курсы в 1916 г.; математика); Василий Митрофанович Путохин (1909 г.р.; Моск. ин-т им. Бубнова в 1933 г.; математика); Иван Ильич Сокович (1911 г.р.; Сев.-Кавк. пединст.; химия и биология); Пётр Иванович Суслин (1912 г.р.; МОПИ; рус. яз.); Галина Иосифовна Туркина (1910 г.р.; пединст.; математика); Пётр Никитович Фёдоров (1905 г.р.; пединст. в 1939 г.; история); Константин Михайлович Филиппченко (1913 г.р.; физкультура); Лидия Николаевна Челюк-Линдер (1894 г.р.; незак. высш.; пение); Павел Романович Шеффер (1910 г.р.; девятилетка при МОПИ; нем. яз.) иМария Марковна Янголенко (1904 г.р.; пединст.; география).

Директором школы в 1945 г. стал окончивший Смоленский пединститут в 1941 г., фронтовик, учитель истории Михаил Фёдорович Швачкин (1905 – после 1971???), впоследствии – заслуженный учитель Российской Федерации. Более 25 лет он руководил школой4. Завучем, а позднее, на протяжении долгих лет и директором школы работала Нина Васильевна Соловьёва. В первые послевоенные годы в школу пришли работать Л. И. Волосович (история), Оскар Менделеевич Вольдман (нем. яз.), Алексей Иванович Короткови Василий Михайлович Тарасов с супругой Татьяной Михайловной (преподаватели математики).

"В 1950 – 1955 гг. помимо довоенных учительских кадров (завуча М. А. Батаровой, Александры Ильиничны Поповой, Марии Петровны Шошиной) в качестве преподавателей начальных классов в школе в разное время работали: Клавдия Павловна Вискова (1928 г.р.; Ногинский педтехникум); Е. Н. Кострова; Л. М. Селиванова; Анна Прохоровна Праслова; Ирина Владимировна Прохорова (в замуж. Каткова; 1926 г.р.; годичный педкурс, затем – учительский инст.); Надежда Филипповна Романенко (1915 г.р.; Моск. педтехникум); Н.И. Сухарева; награждённая орденом «Трудового Красного Знамени» Александра (?) Александровна Цимбулова (1905 г.р.; женск. гимназия), А. Черненькова (в замуж. Пирогова; 1931 г.р.; Ногинское педучилище; впоследствии – рус. яз. и лит-ра) и Варвара Сергеевна Чернышова. В те же годы, кроме упоминавшихся выше Р. В. Баламут (ин. языки) и Александра Георгиевича Беляева (лит-ра) учителями-предметниками в Свердловской средней школе в разное время трудились: Виктор Александрович Берендеев (1921 г.р.; Моск. учит. ин-т.; история); Елена Валентиновна Бережкова (1913 г.р.; Моск. хим.-тех. ин-т; химия); некоторое время работавшая завучем, и впоследствии директором школы Нина Васильевна Бегачева (в замуж. Соловьёва; 1923 г.р.; МОПИ; лит-ра); Елена Федоровна Волненко (математика); сёстры Ольга и Юлия Алексеевны Головицыны (биология); Р. К. Грачёва (1920 г.р.; пединст.; математика); Е. Д. Дикарева (1912 г.р.; МОПИ, лит-ра); Рахиль Михайловна Друян (1900 г.р.; женск. гимназия, нем. яз.); Евдокия Павловна Ёлкина (1907 г.р.; МОПИ, география); Василий Иванович Игнатов (1924 г.р.; МГУ, нем. и рус. яз.); награждённая медалью «За трудовую доблесть» Серафима Алексеевна Клинская (1912 г.р.; педтехникум, математика); Мария Михайловна Коробко (1907 г.р.; педтехникум и ин-т.; математика, геометрия); С. И. Корунчикова (1927 г.р.; МГУ; биология); Александр Михайлович Кострюков (рисование); Я. Н. Кравченко (1920 г.р.; Музыкальный ин-т. им. Гнесина; пение); Надежда Николаевна Куликова (история); П. А. Ларионова (1928 г.р.; Загорский пединст.; математика); Галина Алексеевна Лопухова (1917 г.р.; Загорский учит. ин-т; лит-ра); Елена Федоровна Михайлова (1919 г.р.; МОПИ; физика); награждённая орденом Ленина Елизавета Михайловна Путохина (1895 г.р.; женск. гимназия; лит-ра); Зоя Наумовна Пчелинцева (1925 г.р.; МГУ; рус. яз.); Людмила Ивановна (?) Ржаницина (алгебра, геометрия); З. И. Рыжкова (рус. яз.); Г. И. Савранская (1927 г.р.; МОПИ, рус. яз.); Софья Ивановна Сорокоумова (в замуж. Колбасова; 1932 г.р.; Загорский учит. ин-т; математика); Анатолий Николаевич Тарасов (музыка, пение); В. А. Филимонова (1927 г.р.; Костромской учит. ин-т; физика); М. П. Фомченков (1896 г.р.; Смоленский госуниверситет; биология); награждённая медалью «За трудовую доблесть» Ирина Дмитриевна Хвальнова (1910 г.р.; физкультура, затем - биология); награждённая орденом Ленина Александра Петровна Чернышова (1897 г.р.; МОПИ; география); Валентина Васильевна Чичканова (история) иЕвгения Игнатьевна Чупахина (1927 г.р.; МОПИ; математика). В 1956/57 г. в школу пришёл работать Алексей Иванович Коротков (география, астрономия,математика???). В 1957 г. в школу пришла учитель немецкого языка Надежда Алексеевна Прохорова, работавшая 1??? год.С 1957 по 1988 г. немецкий язык преподавала бывшая выпускница Свердловской школы Зинаида Петровна Миронова".

Проверить: за 25 лет безупречного педстажа награждали орденом Трудового, за 50??? - орденом Ленина. У А.И. Поповой и Чернышовой было так.

в 1936 году в посёлок Свердловский по распределению приезжает учитель немецкого языка Шеффер Павел Романович с супругой Шамрицкой Анастасией Дмитриевной, учительницей начальных классов, потом литература

Макаров Ефим Петрович с супругой Раисой Григорьевной, её мамой и тремя детьми. Он был учителем физики, математики, астрономии. Супруги окончили Ростовский университет

Шимина Нина Павловна. Она начинала учителем физкультуры, а затем стала учителем биологии

под руководством учителей биологии Зайцева Екатерина Петровна

 

История шестая

История седьмая

Как сорок лет тому назад

 

Крыса в сумочке учителя географии, подброшенная учениками 9 «Б» свердловской школы, стала последней каплей. Хороший, умный класс из-за хулиганских выходок оказался под угрозой расформирования. Классным руководителем в срочном порядке назначают Людмилу Пирогову. Ее цель – помочь ребятам продержаться до выпускных экзаменов. К счастью для педагогов, все 37 юношей и девушек в 1974 году успешно заканчивают десятилетку. Раз в несколько лет они обязательно собираются, чтобы расспросить друг друга о переменах в жизни и вспомнить о былом разудалом времени. Приехав в редакцию газеты, бывшие одноклассники Александр и Татьяна не скрывали ностальгических чувств.

Минувшей зимой встреча выпускников, окончивших школу 44 года назад, длилась более восьми часов. На многие вечера приходили и учителя. В архиве моих собеседников есть снимок, запечатлевший учителя физики Зою Мурачёву в окружении повзрослевших учеников.

– С Зоей Алексеевной у нас были неформальные отношения. Ее муж крутил нам мультики на кинопроекторе после уроков, – вспоминает Татьяна Борисова (в девичестве Соловьёва).

По какой же причине класс невзлюбил учителя географии Тамару Александровну Морозову? Настолько, что, открыв однажды свою сумку, она обнаружила дохлую крысу.

– Вредная она была, – поясняет Александр Юрьевич.

Запомнился ученикам Борис Григорьевич Козарь, «настоящий полковник», довольно строго преподававший начальную военную подготовку.

– А вот учитель истории Алексей Иванович Коротков ассоциировался у нас с настоящим праздником. Он постоянно возил школьников на интереснейшие экскурсии, – делится Татьяна Петровна.

– Одно время Алексей Иванович преподавал нам астрономию, – добавляет ее бывший одноклассник Александр Кученков. – Нашему классу историю преподавал Виктор Александрович Берендеев. Его боялись и уважали. На уроках был довольно строгим, а вне урока мог поговорить по душам, находил подход к людям.

В своем стихотворении «Последний звонок», написанном в мае 1974 года, Александр Кученков называет школу «второй матерью» и напутствует: «Вы не делайте ошибок, тех, что делали вы в школе».

Несмотря на все шалости, бывшие ученики вспоминают об альма-матер с большой теплотой. Светлые воспоминания остались и о покойной Людмиле Александровне Пироговой, выпустившей класс во взрослую жизнь.

– Бывало, посмотрит она на ученика, вспомнит его родителей и может сказать, как он будет учиться, – рассказывает Татьяна Борисова. – Она была и строгая, и в то же время добрая, очень располагала к себе.

В школьные годы любимым предметом Татьяны была литература. Но, заставляя усерднее заниматься математикой, учитель алгебры и геометрии Валентина Крючкова предугадала ее жизненный путь. Татьяна Бауманский университет, а после его окончания вплоть до пенсии проработала инженером-электромехаником.

– А мне Валентина Алексеевна ставила тройку лишь потому, что я не мог объяснить правило, по которому решал примеры, – парирует Александр Юрьевич.

Многие ребята по тогдашней моде отращивали волосы а-ля «The Beatles». Не всем учителям это нравилось, но юношам удавалось отстоять любимую прическу.

Кстати, в 9 «Б» попали ученики из трех восьмых классов, некоторые ребята не особо были знакомы друг с другом. Так в чем же секрет необычайной дружности класса, а в чем – причина неординарного поведения?

– Наверное, потому что у нас было чувство собственного достоинства. Это заложили в нас родители. Да и многие педагоги обращались к нам на «Вы», – размышляют мои собеседники.

Татьяна Петровна вспоминает, что сплотила класс поездка в трудовой лагерь летом 1973 года. Располагался палаточный лагерь на опушке леса, ребята в течение месяца пололи овощи – свёклу и брюкву, а также занимались военно-патриотической работой: приводили в порядок памятники. Ездили они и под Киржач, на место гибели Юрия Гагарина. Помимо трудовых будней, был у школьников и интересный досуг, вечера у костра – за этот месяц мальчишки и девчонки очень сроднились. Это дружба, которая и спустя десятки лет продолжается. Фотографии с прошлых встреч хранят эту память.

Аэлита УКРАИНСКАЯ

 

История восьмая

Соберем историю вместе

 

Рубрику «Соберем историю вместе» некоторые наши читатели считают самой интересной. Цикл статей, в которых повествуется о трудовых коллективах, старых зданиях, людях, запечатленных на старинных снимках, стал публиковаться больше года назад. Работа по созданию мультимедийной энциклопедии началась еще раньше – мы бережно снимаем копии с фотографий, ставших семейными реликвиями, и размещаем на наших информационных площадках в социальных сетях. Фотография – мгновение истории, и в наших с вами силах его «оживить».

Продолжить очерк «Учитель с северной закалкой» о преподавателе немецкого языка свердловской школы Зинаиде Мироновой решили ее бывшие ученики. Прочитав статью в «Панораме-инфо» (см. №17 (90)), они пришли к выводу, что история о классном руководителе их класса не окончена, и наведались в нашу редакцию, чтобы поделиться своими воспоминаниями о любимом педагоге, школе, одноклассниках.

– Наш 7 «В» 1960-го года образовался в пятом классе, объединив учеников, окончивших улиткинскую начальную школу и учеников свердловской школы, – рассказывает свердловчанин Виктор Попов. – Классным руководителям была назначена Зинаида Петровна Миронова, она окончила Архангельский пединститут и по распределению отработала два года в селе Карпогоры Архангельской области, а затем вернулась в Свердловский. Молодая, интересная женщина, она сплотила наш класс, привила нам любовь к иностранному языку.

Кто-то из ребят продолжил учиться здесь до десятого класса, а кто-то пошел в школу рабочей молодежи и осваивал специальность, получая разряды – а это означало прибавку к зарплате. Подростки зарабатывали, стремясь не только не сидеть на шее у родителей, но и по возможности помогать им.

Отец нашего рассказчика – Николай Попов – четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной. Сам Виктор Николаевич прослужил три года срочной службы на берегах Эльбы в ГДР в батальоне связи, который обслуживал тяжелую танковую дивизию – за границей ее называли «черепаха». Знания, полученные на уроках Зинаиды Петровны, конечно, приго


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.