Учение нигилизма (Шувалов, 1866) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учение нигилизма (Шувалов, 1866)

2020-01-13 377
Учение нигилизма (Шувалов, 1866) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кроме полонизма, на современное наше общество особенно вредно действует так называемое нигилистическое учение. В последнее время оно усиливается и не только заражает учащуюся молодежь, легко увлекающуюся всякими утопиями, но находит последователей даже в среде общественных деятелей, преимущественно между преподавателями учебных заведений; и наконец, вредное это учение стало проникать в низший слой нашего общества, и революционная пропаганда не остается бесследною среди простого народа, на который большое влияние имеют члены мировых и земских учреждений и чиновники акцизного ведомства, большею частию проникнутые демократическим направлением...

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров

 

 

8. Выполните культурологический анализ. Внимательно рассмотрите иллюстрации С.Г. Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель». Каким образом в иллюстрациях реализуется тема «маленького человека» и изображается одиночество главного героя? (20 баллов)

Образец ответа

В своих иллюстрациях С.Г. Бродский, переосмысливая конкретные образы повести Н.В. Гоголя «Шинель», показывает историческое время, породившее их. Шинель у Бродского – не «светлый гость <…> ожививший на миг бедную жизнь», а символ николаевского времени. Подсказанные художественной манерой Гоголя, рисунки художника глубоко метафоричны. Земля, затянутая в шинельное сукно с нашитыми гербовыми пуговицами; провисающее полами шинели холодное петербургское небо (метафоры); великанская шинель на громадном портновском манекене (гипербола), возвышающаяся над площадью, над целым городом и даже над миром (причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического – гротеск), – все эти художественно-выразительные средства, а также диспропорции художественного пространства (на всех четырех рисунках контраст большой – маленький), мотив мертвенности, преобладание тёмных тонов передают мрачную и бездушную атмосферу чиновничье-бюрократической эпохи, губящей всё человеческое.

Образы и детали. На первой иллюстрации: огромная шинель, огромный манекен, рядом с которыми город и мир предстают мизерными; заметная пустота, отсутствие людей создают эффект неживого, мёртвого пространства.

На втором рисунке: громадные чиновничьи пуговицы с императорским двуглавым орлом, между чёткими шеренгами которых в лихорадочном беге изображена фигурка «маленького человека» в прямом и переносном смысле (художественное преуменьшение – литота).

Тема одиночества человека в огромном городе, намеченная Гоголем, разработана в иллюстрациях Бродского смело и пронзительно. «В холодных пространствах Петербурга» маленькая и одинокая фигурка Акакия Акакиевича (литота) на огромной площади (контраст, гипербола), «которая глядела страшною пустынею», выглядит совершенно потерянной. Мотив мертвенности усилен деталями изображения: есть мост, но нет воды, т.е. город предстает как каменное, мёртвое пространство; на всех изображениях – мрачное, давящее небо. Замерзший город с геометрически правильными линиями парапетов, крыш, окон и одинаковых домов казарменного вида буквально поглотил героя. Так художник изобразил драму одиночества, ненужности, забитости, убогости, доведённую до абсурда (гротеск). Вслед за писателем и художником читатель-зритель воспринимает Петербург как холодный мертвящий город, где действуют враждебные «маленькому человеку» силы, как символ бездушного государства, противостоящего Человеку (антитеза).

Критерии оценивания.

На примерах в анализе указаны:

Символы – 2 балла.

Метафора – 2 балла.

Художественное преувеличение (гипербола) – 2 балла.

Художественное преуменьшение (литота) – 2 балла.

Контраст, антитеза – 2 балла.

Гротеск – 2 балла.

Образы и детали – 2 балла.

Тема одиночества – 2 балла.

Мотив мертвенности – 2 балла.

+ грамотность (нет орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) – 2 балла. Или + 2 балла за оригинальность ответа.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: С 15 б. + ЯО1 5 б. = 30 баллов)


КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

1. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (0,5*6= 3 балла)

а) муаровое платье б) брабантские кружева в) смычок и струны г) ананасы в шампанском д) чёртовы качели е) шлейф, забрызганный звездами Ключи а) И. Северянин б) Н. Гумилев в) И. Анненский г) И. Северянин д) Ф. Сологуб е) А. Блок

2. Перед Вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? (0,5*3=1,5 б.) Назовите героя, произведение (0,25*3=0,75 б.) и его автора (0,25*3=0,75 б.). (3 балла)

А) Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Б) <…> как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»
В) Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.

Ответ.

А) Акакий Акакиевич Башмачкин. Н.В. Гоголь «Шинель»
Б) Раневская. А.П. Чехов «Вишневый сад»
В) Пьер Безухов. Л.Н. Толстой «Война и мир»

3. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность 2 фактами из его жизни (0,25*2*3=1,5 б.) и назовите 2 его произведения (0,25*2*3=1,5 б.). (6 баллов)

А) Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными. В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения: а) б)
Б) Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. Увлекся идеями Л.Н. Толстого. Совершил «хождение» к толстовцам в Полтаву. В 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, потом – София, Белград, Париж.
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения:
В) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны, внучки сына эфиопского князя. 18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения: а) б)

 

Образец ответа (1б.+0,5б.+0,5б.=2*3=6 б.)

А) Ф.М. Достоевский Участник революционного кружка М.В. Петрашевского, приговорен к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой. «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Братья Карамазовы».
Б) И.А. Бунин Совершил путешествие на остров Цейлон, за границей продолжает писать на русском языке, получил Нобелевскую премию. «Жизнь Арсеньева», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».
В) А.С. Пушкин Окончил Царскосельский лицей, был сослан в Михайловское. «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка».

 

4. Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов. (Не менее пяти) (5 баллов)

 

Задание: Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?

Ответ:

 «Что такое счастье» – стихотворения Э. Асадова, Н. Асеева, книги А. Суркова и С. Михалкова.

«Что делать?» – роман Н. Чернышевского и статья В. Ленина.

«Кто виноват?» – роман А. Герцена

«Как нам обустроить Россию?» – статья А. Солженицына.

«Любите ли Вы Брамса?» – роман Ф. Саган.

«А вы могли бы?» – стихотворение В. Маяковского.

«Когда же придет настоящий день?» – статья Н. Добролюбова.

«Кто он?» – стихотворения А. Майкова, С. Маршака и В. Маяковского.

«Вы слышите их?» – роман Н. Саррот.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» – стихотворение В. Маяковского.

 

Примечания:

· Названия некоторых произведений в ряде изданий не содержат вопросительного знака. Несмотря на это ответы, в которых были указаны данные названия, засчитывались как правильные.

· При подсчете баллов также засчитывались названия опубликованных произведений современных авторов.

· В качестве правильного засчитывался в том числе ответ: «Как украсть миллион?» – название сценария к одноименному фильму, автор Дж. Брэдшоу.

 

5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5*6=3 б.). Как называются произведения (0,25*6=1,5 б.), кто их автор (0,25*6=1,5 б.)? (6 баллов)

Башмачкин, Беликов, Вронский, Калитина, Ларина, Мещерская

Ответ:

· Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. Гоголь, «Шинель»)

· Беликов (А. Чехов, «Человек в футляре»)

· Алексей Кириллович Вронский (Л. Толстой, «Анна Каренина»)

· Елизавета Михайловна Калитина (И. Тургенев, «Дворянское гнездо»)

· Татьяна (и Ольга) Дмитриевна Ларина (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

· Ольга Мещерская (И. Бунин, «Легкое дыхание»)

6. Выполнит задание (7 баллов). Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? (4 б.) Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной) (2 б.), поставьте точки над ё (0,5*2=1 б.)

Акунин, Ахматова, Белый, Бугаев, Гликберг, Горький, Казак Луганский, К. Р., Лотарев, Надоумка, Надеждин, Пешков, Северянин, Черный, Чехонте, Чхартишвили

Образец ответа

Аку/нин (Борис Акунин – псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили),

Ахма/това,

Бе/лый (Андрей Белый – псевдоним Бориса Николаевича Бугаева),

Буга/ев,

Гли/кберг,

Го/рький (Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова),

Каза/к Луга/нский (псевдоним Владимира Ивановича Даля),

К. Р. (псевдоним великого князя Константина Романова),

Лотарё/в,

Надоу/мка (Никодим Надоумка – псевдоним Николая Ивановича Надеждина),

Наде/ждин,

Пе/шков,

Северя/нин (Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва),

Чё/рный (Саша Чёрный – псевдоним Александра Михайловича Гликберга),

Чехонте/ (Антоша Чехонте – псевдоним Антона Павловича Чехова),

Чхартишви/ли.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.