Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-01-13 | 377 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кроме полонизма, на современное наше общество особенно вредно действует так называемое нигилистическое учение. В последнее время оно усиливается и не только заражает учащуюся молодежь, легко увлекающуюся всякими утопиями, но находит последователей даже в среде общественных деятелей, преимущественно между преподавателями учебных заведений; и наконец, вредное это учение стало проникать в низший слой нашего общества, и революционная пропаганда не остается бесследною среди простого народа, на который большое влияние имеют члены мировых и земских учреждений и чиновники акцизного ведомства, большею частию проникнутые демократическим направлением...
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров
8. Выполните культурологический анализ. Внимательно рассмотрите иллюстрации С.Г. Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель». Каким образом в иллюстрациях реализуется тема «маленького человека» и изображается одиночество главного героя? (20 баллов)
Образец ответа
В своих иллюстрациях С.Г. Бродский, переосмысливая конкретные образы повести Н.В. Гоголя «Шинель», показывает историческое время, породившее их. Шинель у Бродского – не «светлый гость <…> ожививший на миг бедную жизнь», а символ николаевского времени. Подсказанные художественной манерой Гоголя, рисунки художника глубоко метафоричны. Земля, затянутая в шинельное сукно с нашитыми гербовыми пуговицами; провисающее полами шинели холодное петербургское небо (метафоры); великанская шинель на громадном портновском манекене (гипербола), возвышающаяся над площадью, над целым городом и даже над миром (причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического – гротеск), – все эти художественно-выразительные средства, а также диспропорции художественного пространства (на всех четырех рисунках контраст большой – маленький), мотив мертвенности, преобладание тёмных тонов передают мрачную и бездушную атмосферу чиновничье-бюрократической эпохи, губящей всё человеческое.
|
Образы и детали. На первой иллюстрации: огромная шинель, огромный манекен, рядом с которыми город и мир предстают мизерными; заметная пустота, отсутствие людей создают эффект неживого, мёртвого пространства.
На втором рисунке: громадные чиновничьи пуговицы с императорским двуглавым орлом, между чёткими шеренгами которых в лихорадочном беге изображена фигурка «маленького человека» в прямом и переносном смысле (художественное преуменьшение – литота).
Тема одиночества человека в огромном городе, намеченная Гоголем, разработана в иллюстрациях Бродского смело и пронзительно. «В холодных пространствах Петербурга» маленькая и одинокая фигурка Акакия Акакиевича (литота) на огромной площади (контраст, гипербола), «которая глядела страшною пустынею», выглядит совершенно потерянной. Мотив мертвенности усилен деталями изображения: есть мост, но нет воды, т.е. город предстает как каменное, мёртвое пространство; на всех изображениях – мрачное, давящее небо. Замерзший город с геометрически правильными линиями парапетов, крыш, окон и одинаковых домов казарменного вида буквально поглотил героя. Так художник изобразил драму одиночества, ненужности, забитости, убогости, доведённую до абсурда (гротеск). Вслед за писателем и художником читатель-зритель воспринимает Петербург как холодный мертвящий город, где действуют враждебные «маленькому человеку» силы, как символ бездушного государства, противостоящего Человеку (антитеза).
Критерии оценивания.
На примерах в анализе указаны:
Символы – 2 балла.
Метафора – 2 балла.
Художественное преувеличение (гипербола) – 2 балла.
|
Художественное преуменьшение (литота) – 2 балла.
Контраст, антитеза – 2 балла.
Гротеск – 2 балла.
Образы и детали – 2 балла.
Тема одиночества – 2 балла.
Мотив мертвенности – 2 балла.
+ грамотность (нет орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) – 2 балла. Или + 2 балла за оригинальность ответа.
III -й уровень. Творческое задание (1 задание: С 15 б. + ЯО1 5 б. = 30 баллов)
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Класс
1. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (0,5*6= 3 балла)
а) муаровое платье б) брабантские кружева в) смычок и струны г) ананасы в шампанском д) чёртовы качели е) шлейф, забрызганный звездами | Ключи а) И. Северянин б) Н. Гумилев в) И. Анненский г) И. Северянин д) Ф. Сологуб е) А. Блок |
2. Перед Вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? (0,5*3=1,5 б.) Назовите героя, произведение (0,25*3=0,75 б.) и его автора (0,25*3=0,75 б.). (3 балла)
А) | Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». |
Б) | <…> как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…» |
В) | Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления. |
Ответ.
А) | Акакий Акакиевич Башмачкин. Н.В. Гоголь «Шинель» |
Б) | Раневская. А.П. Чехов «Вишневый сад» |
В) | Пьер Безухов. Л.Н. Толстой «Война и мир» |
3. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность 2 фактами из его жизни (0,25*2*3=1,5 б.) и назовите 2 его произведения (0,25*2*3=1,5 б.). (6 баллов)
|
А) | Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными. В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева… |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) | |
Б) | Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. Увлекся идеями Л.Н. Толстого. Совершил «хождение» к толстовцам в Полтаву. В 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, потом – София, Белград, Париж. |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: | |
В) | Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны, внучки сына эфиопского князя. 18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной… |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) |
Образец ответа (1б.+0,5б.+0,5б.=2*3=6 б.)
А) | Ф.М. Достоевский Участник революционного кружка М.В. Петрашевского, приговорен к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой. «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Братья Карамазовы». |
Б) | И.А. Бунин Совершил путешествие на остров Цейлон, за границей продолжает писать на русском языке, получил Нобелевскую премию. «Жизнь Арсеньева», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи». |
В) | А.С. Пушкин Окончил Царскосельский лицей, был сослан в Михайловское. «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка». |
|
4. Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов. (Не менее пяти) (5 баллов)
Задание: Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?
Ответ:
«Что такое счастье» – стихотворения Э. Асадова, Н. Асеева, книги А. Суркова и С. Михалкова.
«Что делать?» – роман Н. Чернышевского и статья В. Ленина.
«Кто виноват?» – роман А. Герцена
«Как нам обустроить Россию?» – статья А. Солженицына.
«Любите ли Вы Брамса?» – роман Ф. Саган.
«А вы могли бы?» – стихотворение В. Маяковского.
«Когда же придет настоящий день?» – статья Н. Добролюбова.
«Кто он?» – стихотворения А. Майкова, С. Маршака и В. Маяковского.
«Вы слышите их?» – роман Н. Саррот.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» – стихотворение В. Маяковского.
Примечания:
· Названия некоторых произведений в ряде изданий не содержат вопросительного знака. Несмотря на это ответы, в которых были указаны данные названия, засчитывались как правильные.
· При подсчете баллов также засчитывались названия опубликованных произведений современных авторов.
· В качестве правильного засчитывался в том числе ответ: «Как украсть миллион?» – название сценария к одноименному фильму, автор Дж. Брэдшоу.
5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5*6=3 б.). Как называются произведения (0,25*6=1,5 б.), кто их автор (0,25*6=1,5 б.)? (6 баллов)
Башмачкин, Беликов, Вронский, Калитина, Ларина, Мещерская
Ответ:
· Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. Гоголь, «Шинель»)
· Беликов (А. Чехов, «Человек в футляре»)
· Алексей Кириллович Вронский (Л. Толстой, «Анна Каренина»)
· Елизавета Михайловна Калитина (И. Тургенев, «Дворянское гнездо»)
· Татьяна (и Ольга) Дмитриевна Ларина (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)
· Ольга Мещерская (И. Бунин, «Легкое дыхание»)
6. Выполнит задание (7 баллов). Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? (4 б.) Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной) (2 б.), поставьте точки над ё (0,5*2=1 б.)
Акунин, Ахматова, Белый, Бугаев, Гликберг, Горький, Казак Луганский, К. Р., Лотарев, Надоумка, Надеждин, Пешков, Северянин, Черный, Чехонте, Чхартишвили
Образец ответа
Аку/нин (Борис Акунин – псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили),
|
Ахма/това,
Бе/лый (Андрей Белый – псевдоним Бориса Николаевича Бугаева),
Буга/ев,
Гли/кберг,
Го/рький (Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова),
Каза/к Луга/нский (псевдоним Владимира Ивановича Даля),
К. Р. (псевдоним великого князя Константина Романова),
Лотарё/в,
Надоу/мка (Никодим Надоумка – псевдоним Николая Ивановича Надеждина),
Наде/ждин,
Пе/шков,
Северя/нин (Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва),
Чё/рный (Саша Чёрный – псевдоним Александра Михайловича Гликберга),
Чехонте/ (Антоша Чехонте – псевдоним Антона Павловича Чехова),
Чхартишви/ли.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!