Глава 1. Категория конфликта в мифопоэтике — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Категория конфликта в мифопоэтике

2020-01-13 120
Глава 1. Категория конфликта в мифопоэтике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятия «миф» и «мифопоэтика» ………………..……………………………..9
2. Конфликт как категория литературного произведения......................................44
3. Оппозиция «свой»-«чужой» как главный критерий конфликта в архаическом сознании……………………………………………………………………………..46
4. Концепт «конфликт» в германо-скандинавской мифологии………………….50

Глава 2. Художественные особенности исландских родовых саг
2.1. Специфика развития древнеисландской литературы…...……………...……63
2.2. Социальные и историко-культурные категории в исландских родовых сагах: герои, иерархия……………………………………………………………….……..92
2.3. Особенности языка исландских саг……………………………………..……97

Глава 3. Семантизация концепта «месть» в «сагах об исландцах»
3.1. «Месть» как идейная доминанта исландских саг……………………….…..104
3.2. Функции женских образов в «сагах об исландцах»………………………...111

 

Заключение ………………………………………………………………………..119

Библиографический список ……………………………………………………120

Приложение 1 ……………………………………………………………………..127

Приложение 2 ……………………………………………………………………..167

Введение

 

Магистерская диссертация посвящена исследованию исландских «родовых саг» – уникального, уже исчезнувшего жанра европейской литературы, а также конфликта в них как основной сюжетообразующей категории, которая определяет содержание, систему образов и концептосферу литературного произведения, а в особенности – «саг об исландцах». Саги, изначально бытовавшие в устной форме, имели большое значение для консолидации «новорожденного» исландского народа. Составляя традицию рода, сохраняя и передавая сведения о жизни исландской общины и о нередких междоусобицах среди ее членов, саги несут на себе отпечаток родового общества. Появившись в эпоху, когда историческое и художественное повествование еще были связаны синкретической правдой, анонимная сага стоит между историей и романом. Сага – это и не фольклор, между тем как она является продуктом творчества всех исландцев своего времени. Больше, чем любое другое литературное произведение сага опирается на конфликт, она, по сути, и создавалась, чтобы рассказать о конфликте. Специфика жанра также состоит в том, что, хотя саги записывались в христианскую эпоху, они пронизаны духом германского язычества, где главной движущей силой выступает фатум. Это решающий фактор и ключ к пониманию саги.

Актуальность исследования обусловлена охватившим с недавнего времени мир стихийным и глобальным интересом к германо-скандинавской мифологии и европейскому средневековому литературному наследию, о чем свидетельствует бесчисленное количество появившихся на эту тему информативных явлений. Кроме того, выбор темы данной работы продиктован очень узким, хотя и постоянным интересом филологов к скандинавистике, а с течением времени и появлением новых литературных жанров и явлений эта область филологии все больше остается в тени, привлекая лишь небольшую группу энтузиастов – в русскоязычных научных масштабах работ по исследованию древнескандинавских литературных памятников крайне мало. Помимо всего прочего, тема представленной магистерской диссертации была выбрана по совету одного из ведущий российских скандинавистов и саговедов Ф.Б. Успенского.

Историография саговедения имеет давнюю традицию – начало было положено еще в XVII в. собирателями рукописей Бриньольвом Свейнссоном и Педером Клауссоном Фриисом, который стал и первым переводчиком саги («Саги о Посошниках») на датский язык. Однако массовый характер переводы приобрели лишь в начале XIX в. вместе со становлением германистики. В зарубежной науке исследованием древнескандинавской литературы занимаются лучшие универстеты Европы, США и, конечно, Скандинавии. Среди иностранных ученых внимания заслуживают следующие имена: E.T. Kristensen, S.H. Grundtvig, A.B. Magnússon, H.K. Laxness, O. Rygh, J. Lauridsen, K. Visted, H. Bertelsen, S. Mascetti, L. Madsen, T.K. Evald, K.Rage, C. R. Unger, C.J. Clover, K.E. Gade, E.V. Gordon, A. Jakobsson, F. Heinemann, R. McTurk, M.C. Ross, Ö. Thorsson, D. Whaley,M. Arnold, G. Karlsson, K. Liestol, W.I. Miller, O.E. Haugen, M.C. Van den Toorn. Первые переводы саг (т.н. «лживых») на русский язык были произведены в 1930-е гг. Б.И. Ярхо и А.И. Смирницким, первые переводы «родовых саг», выполненные крупнейшими отечественными германистами – М.И. Стеблин-Каменским, С.Д. Кацнельсоном и В.Г. Адмони, были изданы в 1956 г. За ними последовали другие издания саг, переведенные под общим руководством М.И. Стеблин-Каменского (1970-80-ее гг.). Отечественная, советская школа скандинавистики формируется на протяжении XX века. Ее отцом-основателем по праву считается выдающийся ученый-филолог М.И. Стеблин-Каменский, чей вклад в изучение древнескандинавского языкового и литературного наследия до сих пор никем не превзойден. Историко-антропологический аспект древнеисландской литературы исследовал не менее крупный ученый-медиевист А.Я. Гуревич. Подобные исследования проводил В.А. Закс. Корифеи отечественной скандинавистики М.И. Стеблин-Каменский и А.Я. Гуревич – это, бесспорно, два столпа, на которых стоит русскоязычная наука о литературном наследии викингов. Что касается изучения германо-скандинавской мифологии и фольклора, здесь также фигурируют два уважаемых имени – А.Ф. Лосева и Е.М. Мелетинского. Среди современных деятелей российской науки можно выделить О.А. Смирницкую, А.И. Корсуна, Е.А. Мельникову, И.Г. Матюшину, А.А. Сванидзе, Ф.Б. Успенского, Г.В. Глазырину, Е.А. Гуревич, А.Б. Ерёменко, А.А. Хлевова. Крупнейшим специалистом по «королевским сагам» является Т.Н. Джаксон. Весомый вклад в изучение и перевод саг на русский язык внес А.В. Циммерлинг.

Объект исследования: родовая распря в древнеисландском обществе как отраженный в национальной литературе социальный феномен.

Предмет исследования: конфликт в исландских «родовых сагах» как литературная категория и важнейший концепт скандинавского архаического сознания; функция мести в этом конфликте.

Цели и задачи исследования: дать характеристику различных аспектов среды, в которой сложилась сага (исторические, геополитические, культурные условия; обозначить мировоззрение, менталитет и этику в исландском обществе «эпохи саг» и особенности архаического мышления в целом), охарактеризовать специфику средневекового авторства, проследить генезис и раскрыть своеобразие жанра исландской «родовой саги», осветить ее основные категории, выявить особенности художественного конфликта в «саге об исландцах», определить функцию родовой мести и роль женских образов, выявить стилистические характеристики текстов саг, показать примеры проявления конфликта на лексическом уровне.

Методы исследования, использованные в работе – это научный подход сложившейся в эпоху европейского романтизма мифологической школы литературоведения (Ф. В. Шеллинг, А. и Ф. Шлегели, В. и Я. Гриммы), признававшей основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы, и разработанный И. Тэном (в России Ф.И. Буслаевым, А.Н. Афанасьевым, В.Я. Проппом) культурно-исторический метод, понимающий литературу как отражение исторической жизни и развития народа.

Материалом исследования послужили двенадцать самых крупных и известных «саги об исландцах»: «Сага о Ньяле» (Njáls saga), «Сага об Эгиле сыне Скаллагрима» (Egils saga Skallagrímssonar), «Сага о Гисли сыне Кислого» (Gísla saga Súrssonar), «Сага о Греттире сыне Асмунда» (Grettis saga Ásmundarsonar), «Сага о людях из Лососьей долины» (Laxdœla saga), «Сага о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga), «Сага об Эйрике Рыжем» (Eiríks saga rauða), «Сага о Курином Торире» (Hœnsa-Þóris saga), «Сага о названных братьях» (Fóstbrœðra saga), «Сага о сыновьях Дроплауг» (Droplaugarsona saga), «Сага о битве на Пустоши» (Heiðarvíga saga), «Сага о Союзниках» (Bandamanna saga).

Научная новизна исследования состоит в том, что это первая работа, полностью посвященная изучению непосредственно конфликта в исландских «родовых сагах» и его обусловленности культурно-историческим контекстом.

Теоретическая ценность исследования заключается в том, что была произведена систематизация и упрощенное изложение известных на сегодняшний день научных знаний о германо-скандинавской мифологии и древнеисландской литературе, были проведены более четкие параллели между последними, более детально изучены культурно-исторический фон и национальная этика, обусловившие жанровую специфику «родовых саг», были рассмотрены аспекты конфликта как сюжетообразующей категории данного жанра, выявлены языковые особенности «саг об исландцах».

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях древнескандинавской литературы и культуры, при написании методических и учебных пособий, а также в лекционных курсах по теории и истории зарубежной средневековой литературы и фольклора.

Положения, выносимые на защиту:

1. В мифологических системах древних культур категория конфликта является одной из центральных для построения сюжета;

2. В текстах исландских саг мифологема «конфликт» акутализируется через оппозицию «свое»-«чужое»;

3. В исландских родовых сагах система героев строится по принципу иерархии (социальной, возрастной, гендерной);

4. Художественный мир исландских саг разворачивается вокруг концептов «закон», «преступление», «оскорбление», «позор», «честь», «вражда», «ссора», «обман», «клевета», «защита», «помощь», «месть», «подстрекательство», «битва», «оружие», «ранения», «ущерб», «вред», «смерть», «примирение», «изгнание»;


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.