Средовые факторы развития и общей организации территории  жилых поселков. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Средовые факторы развития и общей организации территории  жилых поселков.

2020-01-13 306
Средовые факторы развития и общей организации территории  жилых поселков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.
Жилые поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или под центра системы расселения.
 В проектах планировки и застройки жилых поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Перспективы развития жилого поселения должны быть определены на основе планов развития сельскохозяйственных, производственных предприятий с учетом их специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных предприятий, организаций и учреждений.

Территорию для развития городских,  жилых поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе:

· сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений,

· технико-экономических,

· санитарно-гигиенических показателей,

· топливно-энергетических,

· водных,

· территориальных ресурсов,

·  состояния окружающей среды,

· с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий.         При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

С учетом преимущественного функционального использования территория города, поселка, подразделяется:

· на селитебную,

· производственную,

· ландшафтно-рекреационную.(Рис.17,18,19.)

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории жилого поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах, поселениях следует выделять зоны (районы) исторической застройки. Приложение 2-5.

Рис.17. Расположение функциональных зон жилого поселка.

Рис.18. Пример размещения функциональных зон на территории жилого поселка.

 

Рис.19. Планировочная организация жилого поселка.

А — жилая зона; Б — хозяйственно-производственная зона: 1 — теплично-парниковое хозяйство; 2 — животноводческая ферма; 3 — складской двор; 4 — бригадный конный двор; 5 — ремонтно-хозяйственный двор.

 

1.4. Геометрические разновидности формирования архитектурно-планировочной структуры жилого поселка.

Три основных формы планировочной структуры:

· Центрическая;

· Линейная;

· Решетчатая.

 Системы формирования планировочной структуры были известны еще в глубокой древности. Сочетания и композиционные модификации этих основных форм можно обнаружить в рисунке плана любого современного города или жилого поселка.

Эти модели достаточно редко встречаются в чистом виде, но их анализ позволит нам рассмотреть принципы организации плана поселка.

Центрично -круговая форма плана берет свое начало от стихийного развития поселения вокруг первичного ядра, которое может представлять собой железнодорожную станцию, перекресток, торговый центр. (рис. 20.) Для большинства круглых планов характерны развитие радиально-кольцевой композиции и наличие четких границ, препятствующих дальнейшему территориальному росту.

 

 

Рис. 20. Центрично-круговые модели плана: а — круговая; б — односторонняя (в основе полукруглая); в — спиральная; 1,2,3 — участки первой, второй и третьей очереди освоения (соответственно); 4—общественные пространства, улицы, подъезды

 

Внешняя кольцевая дорога, часто обозначающая в проектах границу поселка, практически не в состоянии сдержать рост развивающегося поселка, слишком велик соблазн застройки такой дороги с двух сторон. Стихийное нарушение границ и кольцевое наращивание территории выявляют два главных недостатка, присущих центричному поселению: нарушение пешеходной связи с центром и отсутствие пространственного резерва для его развития.

Транспортные и инженерные сооружения, вокруг которых формируется поселок, являются не только источником удобства, но также шума, пыли и опасности, поэтому центр размещают от них на некотором расстоянии. Появляется улица, соединяющая станцию с геометрическим центром поселка, которая со временем приобретает функции общественного центра.

Производными от центричной модели являются сегментная, полукруглая, веерная, спиральная формы плана.

Функциональное зонирование территории (вследствие ее неравноценности, удаленности от основных центров притяжения) изменяется от центра к периферии. Ближе к центру в радиусе 150…200 м располагаются 2…4-этажные жилые дома с минимальными наделами земли, но зато в непосредственной близости от магазина, почты, других зданий общественного центра и транспорта. Далее от центра (в серединной зоне) целесообразно размещать 1…2-этажные блокированные дома с участками до 4 соток. На периферии располагают одноквартирные индивидуальные дома с приусадебными участками площадью 6 соток и более. Максимальные размеры центричного поселения ограничиваются условиями пешеходной связанности между центром и периферией, т. е. радиусом 500 м.

   Линейно-полосовая форма плана часто складывается в результате влияния природно-климатических условий, особенностей рельефа, условий исторического развития поселения и др. Многие люди хотят жить за городом и в то же время работать или учиться в большом городе. В этом желании скрыто противоречие, так как, раздавая пригородные земли всем желающим мы очень скоро получим скучную и однообразную субурбию, в которой невозможно реализовать ни городской, ни сельский образ жизни.

Для проживания на природе необходим собственный участок (для дома, подсобного хозяйства), и при этом желательно, чтобы был прямой доступ к полю, лесу или другому естественному ландшафту. Для того чтобы сохранить связь с городом, дом должен быть расположен близко от дороги. При этом необходимо наличие автомобиля и регулярного общественного транспорта. Оба требования учитываются в линейной модели расселения, в которой жилые дома с участками размещаются вдоль загородных шоссе. (рис.21,22) С одной стороны у такого участка хорошая дорога, ведущая в районный центр, а с другой — зеленый загородный ландшафт.

Минимальные размеры природного комплекса, расположенного между дорогами, зависят от типа ландшафта и интенсивности освоения территории района.

Рис 21. Линейная структура плана.

.

 

Рис. 22. Пример формирования линейно – полосовой формы плана жилого поселка.

Редкая сеть загородных шоссе предоставляет мало места для освоения, частое переплетение дорог уничтожает участки свободного или аграрного ландшафта. В целом, чем суровее для жизни природные условия, тем большая площадь требуется для сохранения естественного биоценоза растений и животных

(рис. 23).

Соседние поселки, построенные по такому принципу, образуют многопетлевые композиции. Места пересечения и стыковки дорог, доступные жителям обоих поселков, естественно становятся общественными центрами, «притягивают» остановки общественного транспорта.

 

 

Рис. 23. Застройка вокруг зеленых массивов

 

Многопетлевая структура плана привлекательна своей гибкостью, многообразием композиционных решений и совместимостью с любым ландшафтом. Планировочные петли основных дорог естественно образуются вокруг холмов, лесопарковых массивов и водоемов, формируя непрерывную систему расселения от города до города с сохранением естественной природы и рекреационного потенциала территории. Рис. 24.

 

 

 

Рис.24 Пример формирования многопетлевой структуры жилого поселка.

 

Линейно-ветвистая форма плана своим названием указывает на аналогию с растениями: от транспортной магистрали как от ствола отходят ветви малых местных дорог, которые заканчиваются жилыми группами, подобными листьям. Такая форма плана характерна частым раздвоением дорог и косоугольным примыканием к ним местных тупиковых подъездов. Достоинствами линейно-ветвистой структуры являются самостоятельность и безопасность пешеходных путей, исключительная композиционная пластичность и приспособляемость к любым природным условиям (рис. 25).

Параллельные дороги с односторонним движением и застройкой в два ряда между ними еще больше способствуют безопасности движения за счет исключения четырехсторонних перекрестков и левых поворотов (рис. 26).

Вторично-линейная система плана образуется при наращивании новых, вторичных линий перпендикулярно главному, первоначальному направлению. Вторично-линейные планы в морфологическом отношении похожи на ветвистые, обладают теми же ландшафтными преимуществами и особенностями транспортного обслуживания (рис. 11,27).

 

 

Рис. 25. Линейно-ветвистая форма плана

    

 

Рис. 26. Застройка между параллельными дорогами: 1 — ряды жилых домов; 2 — индивидуальные участки; 3 — пешеходные дорожки; 4 — второстепенные проезды или аллеи.

 

 

 

Рис. 27. Вторичная линейная схема: 1 — шоссе; 2 — основные проезды; 3 – второстепенные проезды.

 

Квадратно – решетчатая форма плана представляет собой равномерную сеть улиц и проездов. Прямоугольный решетчатый план в отличие от круглого дублирует все направления движения и композиционно оправдан для крупного поселка. К сожалению, это наиболее распространенная форма построения загородных поселков. Такой формальный прием, удобный на стадии проектирования и землеустройства, наименее приемлем в экологическом и социальном планах; Сплошное освоение территории полностью меняет существующий ландшафт, а равномерное распределение участков и открытых

пространств не создает условий для социальных контактов и общественной жизни. Такой прием планирования оправдан на территориях рельефные и климатические условия которых позволяют внедрить подобного рода структуру. (рис.28,29,30)

Планировочная организация жилой застройки в проектируемом поселке

определяется новыми социальными условиями жизни, высоким уровнем общественного обслуживания и инженерного благоустройства.

Рис. 28. Генеральный план поселка Чагорта, республика Калмыкия.

 

Рис.29. Село Голубовка Черниговской области (арх. К. Лопяло).

 

Рис.30. Типовой поселок на 3000жителей

1 поселковый совет, 2столовая, 3 магазин, 4 школа, 5 детский сад, 6 детские ясли, 7 амбулатория, 8 баня-прачечная, 9 пожарное депо, 10 хлебопекарня, 11рынок, 12 склад

    

1.3.1. Основные требования к приемам застройки:

· обеспечение максимальных удобств для населения;

· кратчайшее удобное пешеходное и транспортное сообщение с зоной общественного центра, культурно-бытовыми учреждениями;

· целесообразное зонирование жилой застройки с выявлением рациональных

планировочных приемов организации застройки;

· соблюдение санитарно-гигиенических и противопожарных норм;

· принятие наиболее экономичных и выразительных для конкретных условий

приемов застройки;

· размещение зданий на участке с учетом климатических особенностей, благо-приятной ориентации в отношении инсоляции, направления господствующих ветров,

· видовых перспектив и других местных условий;

· рациональное использование застраиваемых территорий;

· рациональная организация сети проездов и подъездов к жилым домам, их

минимальная протяженность.

 

   


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.