Чего он боится больше всего на свете? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Чего он боится больше всего на свете?

2020-01-13 81
Чего он боится больше всего на свете? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что сделала мама правильно, а что неправильно?

Что сделал папа неправильно?

Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?

Хочет ли он встречаться с отцом?

Как бы он предпочел провести праздник: пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?

Есть ли у него заветное желание?

Хочет ли встретиться с родственниками папы (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)?

Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком о проблемах, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которой можно все рассказать.

Конечно, родители не могут провести профессиональную диагностику. Эта прерогатива психолога детского дошкольного учреждения. Приведем несколько несложных диагностических методик, которые можно провести психологу в условиях детского сада.

Психологу с целью определения позиции членов семьи в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье рекомендуется проведение проективного теста «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, 1996).

Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами» Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

Число членов семьи, попавших в площадь круга.

Величина кружков.

Расположение кружков по относительно друг друга.

Дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, психолог сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным составом семьи. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, посторонних предметов может быть изображен в качестве членов семьи.

Затем необходимо обратить внимание на величину кружков. Больший по сравнению другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Большую информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Пример из практики. Девочка 6-ти лет изобразила в круге себя и свою сестру, а мать и отца за кругом. Родители девочки развелись. Мать ушла к другому мужчине. Девочек воспитывает один отец. Результаты теста она прокомментировала так: «Это два кружочка. Один кружочек – это я. Другой кружок – моя сестра. Мы такие маленькие, но мы всегда вместе». На вопрос психолога: «А где же родители?», - она ответила: «Они за кругом – ругаются». Девочка чувствовала себя очень одиноко. У нее постоянно присутствует страх того, что папа тоже их бросит, и они с сестрой останутся совсем одни.Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать представления о взаимоотношениях в семье и обсудить их с членами семьи.

С целью выявления характера детских предпочтений по отношению к членам семьи можно порекомендовать методику «Два дома».

Детям предлагается изображение двух домиков, отличающихся своей привлекательностью. Они должны «поселить» в домики всех членов семьи в зависимости от своих предпочтений.

Характер детских предпочтений (симпатии и антипатии) прямо связан с размещением детьми членов семьи в разные по своей привлекательности дома.

Например, Лиза, о которой уже шла речь, в привлекательный домик поселила себя, маму и папу. Бабушку она отправила жить в черный и непривлекательный домик.

В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка.

Результаты тестов и рисунков дают психологу информацию, которая сопоставляется с информацией, полученной от родителей детей. Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят его. Но проведенные тесты и рисунки говорят об обратном. Просто ребенок скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится.

На этом этапе задача психолога убедить мать в необходимости встречи ребенка с отцом. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка.

В качестве диагностики рекомендуется тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001).

Инструкция: посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем Вам и Вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит Ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким, спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет».

Тест для мамы

Тест для ребенка

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок любит проводить время с отцом?

  1. Любишь ли ты бывать с папой? Рассказывает ли Ваш ребенок о своем отце своим друзьям?
  2. Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе? Нравится ли Вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.?
  3. Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится что-нибудь ремонтировать, помогать отцу?

  1. Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать папе)? Считаете ли Вы, что Ваш ребенок гордится своим отцом?
  2. Ты гордишься своим папой? Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо?
  3. Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо? разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях?
  4. Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях? Часто ли отец хвалит ребенка?
  5. Часто ли папа тебя хвалит? Справедливо ли наказывает отец ребенка?
  6. Справедливо ли тебя наказывает папа? Любит ли Ваш ребенок приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)?
  7. Ты любишь приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)? Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком?
  8. Как, по-твоему, папа строгий? Часто ли Ваш ребенок обижается на отца?
  9. Ты часто обижаешься на папу? По Вашему мнению, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка?
  10. Папа обращает внимание на твой внешний вид? Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для Вашего ребенка?
  11. Хочет ли папа быть примером для тебя? Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку?
  12. Твой папа приветлив и внимателен к тебе?

Обработка результатов.

Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение ребенка.

Если результаты ребенка ниже на 5 и более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно.

Если результаты ребенка выше на 5 и более баллов – значит, мама недооценивает привязанность ребенка к отцу, и следует прислушаться к ребенку.

Результаты этого теста помогут маме осознать потребность ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.

Для ребенка образ отца должен быть, прежде всего, позитивным. Отец удовлетворяет потребности ребенка в защите и любви, потребность в авторитете, потребность в образцах «мужского» и «женского» поведения. От удовлетворения этих потребностей во многом будет зависеть вся последующая жизнь ребенка. Поэтому необходимо не допускать типичных ошибок, которые ослабляют статус отца, в ситуации, когда отец ушел из семьи (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001), а именно:

Не следует использовать отца в качестве «пугала» - говорить: «Если не послушаешь, если не сделаешь, то все скажу папе». Ребенок начинает воспринимать отца как нечто угрожающее, с тревогой ожидать встречу с отцом, вместо радости при его появлении ребенок испытывает страх и стыд. Так формируются опасные стереотипы восприятия отца.

Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не возникало образа отца как профессионального экзекутора. Категорически недопустимо коллекционирование проступков ребенка, с тем, чтобы «обрадовать» отца при его появлении, если он живет уже не с вами.

Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, сразу же и в его присутствии. Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь смягчить свои оценки и вернуться к вопросу позже, в более спокойной обстановке. Если вы не согласны в мелочах, лучше уступить.

Не полезно для семьи обсуждать отца с другими родственниками или друзьями, если рядом присутствуют дети. Не жалуйтесь на низкие заработки или недостаточно изящные вкусы отца ваших детей, помните, что дети всегда хотят видеть его героем, и ваши высказывания заставляют их страдать.

Будьте осторожнее с иронией по отношению к бывшему мужу – дети могут не уловить оттенков, но могут перенять манеру смеяться над отцом как о слабом человеке.

Критикуя детей, не следует говорить фразы типа «Весь в папочку».

Никогда не позволяйте в присутствии детей жалеть вслух о том, что вышли замуж именно за него.

Так как роль отца в развитии ребенка огромна, необходимо повышать его статус. С этой целью психологи рекомендуют матери следующие приемы:

Чаще публично благодарить отца детей за то, что он делает – за покупки, подарки, внимание.

Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют героический характер (если трудно это сделать, доверьтесь своей фантазии). Имейте в виду, что игра «А мой папа…» всегда популярна у детей.

Чаще советоваться с отцом ребенка и сообщать об этом ребенку: «Я спрошу у папы…» или «Это может знать только папа…». Если делать это трудно, обратитесь к методике Станиславского – мысленно подставляйте вместо образа мужа образ своего собственного отца, и легче будет испытать выразительность и уважение к мужу.

Отдельного разговора заслуживает ситуация развода с отцом, который является алкоголиком. В этом случае все зависит от межличностных отношений ребенка и отца до развода. Если отец был груб, применял насилие по отношению к ребенку и матери, то, конечно, создать положительный образ отца очень трудно. Единственный путь вспомнить тот период, когда он не пил. Скорее всего, у женщины есть какие-то положительные воспоминания о муже, если она за него вышла замуж. Необходимо сообщить ребенку, что папа болен. Поэтому он не может общаться с ребенком. Но самое главное не сравнивать ребенка с отцом: «Ты такой же, как и твой отец-алкоголик!». Еще в более худшей ситуации оказываются дети, которых пугают тем, что их отдадут на воспитание к разгульному, пьющему отцу. Это вызовет у ребенка страх, ответную агрессию, злость и ненависть к обоим родителям. Если же отец не является агрессивным алкоголиком, можно подумать о возможности встреч ребенка с отцом. Как это не печально, многие пьющие мужчины бывают любящими, добрыми и сентиментальными по отношению к своим детям.

Итак, родители сообщили ребенку о разводе, договорились друг с другом о том, как часто должен покинувший родитель встречаться с ребенком, возможно, наметили стратегию переезда одного из родителей или переезда мамы и ребенка.

Что необходимо знать родителям в случае переезда. Важно сохранить без особых изменений среду обитания ребенка. Если ребенок переезжает, то сохранить его игрушки, создать в новом жилище его детский уголок, похожий на тот, который был у него на прежнем месте. По возможности не сразу переводить ребенка в новый детский сад. Но если этого не удается, постараться сохранить его дружеские связи. Приезжать к его друзьям, приглашать старых друзей в новый дом. Это позволит сохранить психическое равновесие у ребенка. При переезде следует обратить особое внимание на игрушки и вещи, которые были подарены отцом. Не следует в состоянии обиды выбрасывать эти игрушки, ведь они так дороги ребенку.

Следует обратить особое внимание на роль бабушек и дедушек, которая возрастает в жизни новой неполной семьи. В связи с возможной перегруженностью матери роль бабушки, особенно со стороны матери, велика. Однако необходимо предостеречь и родителей, и прародителей от переопределения ролей в семье. В связи с тем, что мама значительно больше уделяет время профессиональной и хозяйственной деятельности, бабушка зачастую становится «функциональной» матерью для внуков. Нередко и другая ситуация, когда «молодой дедушка» (в возрасте 45-50 лет) начинает выполнять для внуков роль «отца», вытесняя и препятствуя общению родного отца с детьми и дискредитируя его. Эта ситуация может привести только к дисфункциональным отношениям в семье.

Крайне важно, чтобы к общению с внуками были допущены бабушка и дедушка супруга, который покинул семью. Сохранение прежних эмоциональных связей с родственниками сказывается положительно на эмоциональном развитии ребенка и снимает ощущение одиночества у ребенка.

Работа с ребенком, родители которого находятся в ситуации развода, довольна длительна. У ребенка должен быть сформирован новый образ семьи, новая система взаимоотношений с родителями, которые живут отдельно. Ребенок должен осознать, что такие ситуации в жизни случаются, что это может случиться и с другими детьми, что он не одинок в своем несчастье. Длительность такой работы зависит от конкретной жизненной ситуации и психологических особенностей детей. С этой целью психологом детского дошкольного учреждения проводится коррекционная работа.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.