Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-01-13 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Настоящая глава объединяет 15 статей нынешнего варианта Уголовного кодекса (ст. 382—396). Следует сразу оговориться, что понятие «коррупция» весьма расплывчато в КНР, как, вероятно, и во всем мире. О ней много говорят, пишут, проводят международные конференции и симпозиумы, принимают всевозможные резолюции и обращения, но единого подхода к этому явлению нет и поныне.
В Китае тоже ситуация непростая. Вскоре после образования КНР Государственный совет в 1952г. принял Положение о наказании за коррупцию. В нем содержалось определение коррупции — присвоение, хищение, получение обманным путем, выманивание государственных ценностей, вымогательство ценностей других лиц, получение взятки и иные деяния в нарушение закона по извлечению выгоды в корыстных целях, прикрываясь общественными интересами, совершенные работниками всех государственных органов, предприятий, учебных заведений и относящихся к ним структур (11, 33). Оно отражало традиционное понимание китайцами сути проблемы, поэтому соответствущее китайское слово во всех словарях до сих пор переводится как «коррупция».
В УК 1979 г. предусматривалась ответственность за коррупцию (ст. 155) и взяточничество (ст. 185), т. е. получение взятки выделялось в самостоятельный состав преступления.
В 1988г. на законодательном уровне дается новое толкование понятия «коррупция» — присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладе-
---------------------------------------------------------------------------------- 207
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
ние общественными ценностями государственными работниками, работниками коллективных хозяйственных организаций и др. с использованием служебного положения. Оно, фактически, с некоторыми нюансами закреп-. лено в нынешнем УК. Налицо резкое сужение сферы применения «коррупции», что, кстати, отмечают и ученые-юристы (11,35—36).
|
Одновременно на партийном и государственном уровне все интенсивнее используется термин, отсутствующий в УК и который можно перевести как «разложение». В данном случае имеются в виду чиновники всех уровней, использующие свое служебное положение для получения максимальных выгод и льгот, присвоения общественных и частных ценностей. Среди них, безусловно, немало преступников, но много и таких, кто в командировках предпочитает останавливаться в роскошных отелях за казенный счет, неоправданно часто и необоснованно пользуется служебным транспортом, устраивает застолья и вечеринки под видом официальных мероприятий. Последние получают партийные взыскания, их исключают из КПК, снимают с работы, но не более. Называть это «коррупцией», как частенько поступают китайские СМИ, в частности англоязычная пресса, представляется неоправданным, ибо в таком случае придется признать, что коррупция в КНР далеко не всегда уголовно наказуема.
Думается, что в стране существуют два восприятия «коррупции»: политико-нравственное и уголовно-правовое. На партийно-политических форумах, в документах КПК и средствах массовой информации «коррупция» в значительной степени отождествляется с «разложени-, ем», а суды выносят приговоры на основе конкретных статей настоящей главы Уголовного кодекса.
В УК 1979г. максимальное наказание устанавливалось в статье 155. Коррупция при особо отягчающих обстоятельствах наказывалась пожизненным лишением свободы либо смертной казнью. За преступления, связанные со взяточничеством, наказания были не столь суровые (ст. 185). Получение взятки государственным работником с использованием служебного положения
208------------------------------------------------------------------
|
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов
л Комментарии к Особенной части УК КНР
наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом. Аналогичное преступление, нанесшее государству или обществу крупный ущерб, — лишением свободы на срок пять и более лет. За дачу взятки и посредничество во взяточничестве следовало наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет либо ареста.
Однако уже в начале 80-х гг. ситуация в стране изменилась. В условиях динамично развивающегося общества и крупномасштабных экономических реформ подобного рода преступления резко участились. Государство отреагировало адекватно. Постановление об усилении наказаний в отношении лиц, совершивших серьезные хозяйственные преступления (4, 372—374), принятое ПК ВСНП в марте 1982г., значительно ужесточало уголовную репрессию в том числе и за взяточничество, вплоть до смертной казни.
Тем не менее проблема сохранялась. Несмотря на показательные процессы и многочисленные смертные приговоры количество коррупционеров и взяточников неизменно росло. В итоге в январе 1988 г. на 24-м заседании ПК ВСНП шестого созыва были приняты Дополнительные установления о наказании за коррупцию и взяточничество (20, 907—908), действовавшие до октября 1997 г. Этот нормативный акт кардинально перекраивал уголовное законодательство того времени и фактически объявлял войну преступникам. В частности, в санкциях 3 из 1 2 статей, предусматривавших конкретные наказания за совершенные преступления, закреплялась смертная казнь. Были сформулированы новые составы преступлений. Установления послужили своего рода основой соответствующей главы обновленного УК.
Субъектами большинства преступлений, предусмотренных в данной главе, являются так называемые государственные работники. Последнее понятие достаточно сложное и требует специальных разъяснений.
Статья 83 УК 1 979 г. устанавливала, что под государственными работниками в кодексе понимаются лица, в соответствии с законом выполняющие служебные обязанности во всех государственных органах, предприяти---- - 209
Современное уголовное законодательство КНР
________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
ях, непроизводственных и других учреждениях. Вышеуказанное Постановление об усилении наказаний в отношении лиц, совершивших серьезные хозяйственные преступления, содержало исключительно широкое определение этого понятия и включало лиц, работающих в представительных, исполнительных, правоохранительных органах государства всех ступеней, армии, государственных предприятиях, учреждениях, а также других лиц, в соответствии с законом выполняющих различные служебные обязанности.
|
Такое расширенное толкование «государственных работников», естественно, вызывало нарекания со стороны законодателей и юристов-специалистов. Неслучайно входе подготовки нового варианта кодекса данный вопрос стал предметом острых дискуссий. В конечном итоге все-таки возобладала точка зрения, согласно которой в Китае многие факты, связанные прежде всего с коррупцией и взяточничеством, имеют место именно на предприятиях и в организациях, особенно государственных. Поэтому включение сотрудников производственных и непроизводственных структур в число государственных работников «будет способствовать защите госимущества» (19,454).
Согласно статье 93 Общей части УК 1997 г., под государственными работниками понимаются лица, выполняющие служебные обязанности в государственных органах. В качестве государственных работников рассматриваются и лица, выполняющие служебные обязанности в государственных компаниях, предприятиях, непроизводственных структурах, общественных организациях, лица, направленные государственными органами, компаниями, предприятиями, непроизводственными структурами в негосударственные компании, предприятия, непроизводственные структуры, общественные организации для выполнения служебных обязанностей, а также другие лица, в соответствии с законом выполняющие служебные обязанности.
В перечисленных органах и организациях, как считают китайские специалисты, к категории государственных
210------------------------------------------------------------------
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин. А. А. Петухов
_____ je Комментарии к Особенной части УК КНР__________
работников не относятся водители автомашин, охранники, повара, уборщицы и другой технический персонал, а также рядовой состав вооруженных сил (12, 95).
|
В конце апреля 2000 г. на 15-м заседании ПК ВСНП девятого созыва были даны разъяснения к части 2 ста-> тьи 93. В законодательном порядке было указано рассматривать в качестве «других лиц, в соответствии с законом выполняющих служебные обязанности» (т. е. государственных работников), отныне и членов комитетов сельского населения (созданы в 80-е гг.), других низовых организаций в сельской местности, осуществляющих определенные функции «при оказании содействия народным правительствам в административном управлении». К числу конкретных видов такой деятельности отнесены управление средствами, выделенными при стихийных бедствиях, авариях, на предупредительные меры против паводков, оказание помощи семьям павших героев, семьям военнослужащих, инвалидам войны, поддержку бедных, переселенцев, материальную помощь; управление средствами социальных пожертвований на общественные работы; хозяйствование и управление землей, находящейся в собственности государства; управление компенсационными выплатами за реквизицию земли; замещение по взиманию, уплате налогов; работа, связанная с планированием рождаемости, пропиской населения, призывом на военную службу, а также другая деятельность по содействию народным правительствам в административном управлении.
По статьям 382 и 383 (коррупция), 384 (использова
ние не по назначению общественных средств), 385 и 386
(получение взятки) рассматриваемой главы Особенной
части УК, согласно принятому нормативному акту, ква
лифицируются незаконное овладение общественными
ценностями, использование не по назначению обще
ственных средств, требование и получение ценностей от
Других лиц или незаконное получение ценностей от дру
гих лиц членами комитетов сельских жителей и других
низовых организаций в сельской местности, выполняю
щими вышеперечисленные обязанности, с использова-
———-------------------------------------------------------- 2] ]
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
нием служебного положения, если эти деяния образуют состав преступления.
Данное решение объяснялось необходимостью распространить на указанную категорию лиц действие соответствующих статей главы 8 Особенной части Уголовного кодекса (7, 26 апреля 2000 г.).
Бесспорно, при переводе с китайского языка с учетом российских реалий возникает соблазн заменить термин «государственные работники» дефиницией «государственные служащие». Как известно, законодательство РФ трактует понятие «государственный служащий» весьма общо. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы РФ (1, 145—163), государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Государственные служащие федеральных органов государственой власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются федеральным законом государственными служащими РФ.
|
К числу государственных служащих, правда, не отнесены лица, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства РФ, председатели палат Федерального собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие).
Для современного Китая такой список «недосягаемых» несколько великоват (естественно, в заключительной его части), но с соответствующими оговорками, ве-
212------------------------------------------------------------------
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов
Комментарии к Особенной части УК КНР
роятно, и можно было бы воспринять российскую версию при переводе. Однако существуют два принципиальных «но». Во-первых, «работники» и «служащие» в китайском языке обозначаются разными иероглифами, понятие «служащий» в УК КНР отсутствует. Во-вторых, государственные служащие в Китае — это лица, выполняющие служебные обязанности в органах только исполнительной власти всех уровней, за исключением технического персонала (9,1). Понятно, что в этой ситуации вопрос следует считать «закрытым».
Под коррупцией в УК 1997 г. понимается присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами общественными ценностями государственными работниками с использованием служебного положения. Как коррупция рассматривается и присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами государственными ценностями с использованием служебного положения работниками, которые распоряжаются, ведают государственной собственностью по поручению государственных органов, компаний, предприятий, непроизводственных структур, общественных организаций (ст. 382).
К коррупции практически приравнено получение взятки, которое определяется как требование и получение ценностей от других лиц или незаконное получение ценностей от других лиц для извлечения ими выгоды государственными работниками с использованием служебного положения. В нарушение государственных установлений получение под различными предлогами вознаграждений, платы за оформление в личную собственность имущества государственными работниками в сфере хозяйственной деятельности также рассматривается как получение взятки (ст. 385).
Получение взятки наказывается в соответствии с положениями статьи 383 о коррупции на основании общей суммы и обстоятельств совершенного преступления. Указанная статья, в частности, предусматривает, что коррупция на сумму 100 тысяч юаней (около 12 тысяч долла-
---------------------------------------------------------------------------------- 213
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
ров) и более наказывается лишением свободы на срок десять и более лет либо пожизненным лишением свободы; при особо отягчающих обстоятельствах—смертной казнью. Коррупция на сумму 50 тысяч юаней (примерно 6 тысяч долларов) и более наказывается лишением свободы на срок пять и более лет; при особо отягчающих обстоятельствах — пожизненным лишением свободы. В перечисленных случаях в качестве дополнительного наказания может применяться или применяется конфискация имущества.
За коррупцию на сумму 5 тысяч юаней (около 600 долларов) и более следует лишение свободы на срок от одного года до семи лет; при отягчающих обстоятельствах — от семи до десяти лет. Коррупция на сумму менее 5 тысяч юаней при отягчающих обстоятельствах влечет лишение свободы на срок до двух лет либо арест. В некоторых случаях виновным в коррупции можно назначить наказание ниже низшего предела, освободить их от наказания, наложить административное взыскание.
Следует признать, что новое законодательство в определении наказаний за конкретные суммы оказалось по сравнению с прежним весьма либеральным. Согласно ранее упоминавшимся Дополнительным установлениям о наказании за коррупцию и взяточничество, идентичные наказания назначались за более скромные суммы: 50 тысяч юаней и более, 10 тысяч юаней (1200 долларов) и более, 2 тысячи юаней (около 240 долларов) и более, менее 2 тысяч юаней.
Самым нашумевшим и беспрецедентным в истории КНР стало «дело Чэнь Ситуна» — бывшего члена политбюро ЦК КПК, секретаря пекинского горкома партии и мэра столицы. Весной 1995 г. вся страна была потрясена самоубийством вице-мэра Пекина Ван Баосэня. Примерно в то же время следственные органы добрались и до его шефа. По постановлению городского народного суда высшей ступени, Чэнь Ситун дал указание Ван Бао-сэню построить в окрестностях столицы две роскошные виллы за государственный счет, на сооружение и обору-
214------------------------------------------------------------------
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшнн, А. А. Петухов
. Комментарии к Особенной части УК КНР
дование которых было истрачено 35,21 млн. юаней (более 4 млн. долларов). Сам мэр вел «коррумпированный, упаднический образ жизни». С июля 1991 г. по ноябрь 1994 г. он получил 22 подарка на общую сумму в 555 ты-, сяч юаней (около 67 тысяч долларов), которые были им присвоены, а не переданы, как предусматривается, го-н сударству. Чэнь Ситун был приговорен к 16 годам лише-г ния свободы. Верховный суд КНР оставил этот приговор без изменений (6, 1 и 21 августа 1998 г.). Ранее к 12 годам был приговорен его сын — Чэнь Сяотун.
Кстати, статья 394 УК КНР содержит четкие предпи
сания относительно «любви к подаркам». Получение их
на значительную сумму государственными работниками
в служебной деятельности внутри страны или во внешних
сношениях, если они не сданы согласно государствен
ным установлениям, квалифицируется и наказывается в
соответствии с положениями статей 382, 383. ;
Вопросы, связанные с тем, как поступать с подарками, регулирует, в частности, Постановление о системе проведения регистрации подарков, полученных работниками партийных и государственных органов в ходе поездок по стране (25, 19 мая 1995 г.), принятое канцелярией ЦК КПК и канцелярией Государственного совета и утвержденное ЦК КПК и Госсоветом. В статье 2 устанавливается, что в ходе поездок по стране работники партийных и государственных органов не должны принимать подарки, поднесение которых может повлиять на правильное исполнение ими служебных обязанностей, а подарки, от принятия которых по тем или иным причинам не представляется возможным отказаться, необходимо зарегистрировать и сдать в вышестоящую организацию. За исключением имеющих небольшую стоимость, все другие полученные данными работниками подарки входе поездок по стране (не включая поездки к родственникам и друзьям), подлежат регистрации.
Взяточничество в КНР — собирательный термин, ох
ватывающий три состава преступлений — получение
взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.
Дачей взятки является передача ценностей государ-
----------------------------------------------------------------- 215
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР _________
ственным работникам для извлечения неправомерной выгоды. В то же время передача ценностей вследствие вымогательства без извлечения неправомерной выгоды не является дачей взятки (ст. 389). По китайскому законодательству, дача взятки расценивается как менее общественно опасное деяние, чем ее получение. Поэтому в соответствии со статьей 390 УК она наказывается лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом; дача взятки для извлечения неправомерной выгоды при отягчающих обстоятельствах или крупном ущербе интересам государства наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, при особо отягчающих обстоятельствах — десять и более лет либо пожизненным лишением свободы, в качестве дополнительного наказания может применяться конфискация имущества.
Лицу, давшему взятку и добровольно признавшемуся в этом до уголовного преследования, можно назначить наказание ниже низшего предела либо освободить его от наказания.
Посредничество во взяточничестве государственных работников при отягчающих обстоятельствах карается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом. Посреднику во взяточничестве, добровольно признавшемуся в совершении преступления до уголовного преследования, можно назначить наказание ниже низшего предела либо освободить его от наказания (ст. 392).
Отражением современной китайской действительности стало появление в уголовном законодательстве новой статьи, создающей немалые трудности при переводе. По статье 388, для извлечения третьими лицами неправомерной выгоды требование и получение ценностей от третьих лиц или получение ценностей от третьих лиц государственными работниками с использованием благоприятных условий, вытекающих из собственных служебных полномочий или занимаемых должностей, через служебные действия (бездействие) других государственных работников рассматривается как получение взятки. В связи с распространением указанной практики законодатель был вынужден специально уточ-
О 1 Д-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов
Комментарии к Особенной части УК КНР
нить одно из проявлений «использования служебного:
положения». L|i
Привлекает внимание статья 395 — требование объяснения источников имеющейся собственности или расходов от государственных работников при очевидном их превышении законных поступлений. Государственный работник, не сумевший объяснить законность своих доходов, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом, разница в суммах рассматривается как незаконный доход; часть собственности, превышающая законную, подлежит изъятию. УК КНР обязует государственных работников, имеющих вклады за границей, заявлять об их наличии в соответствии с государственными установлениями. Утаивание такой информации на значительную сумму наказывается лишением свободы на срокдо двух летлибо арестом; при смягчающих обстоя-ч тельствах налагается административное взыскание. 3
Китайские правоохранительные органы уделяют се?з
рьезное внимание этим положениям закона. В частности,}
по сообщению агентства Синьхуа от 22 декабря 1998 г.,f
городской народный суд средней ступени в Наньчане (ад-j
министративный центр провинции Цзянси) приговорил^
местного чиновника Гу Саньфа к пожизненному лишению*
свободы. С начала 1993 по 1996 гг., используя служеб-^
ное положение, он получил взятки на сумму 370 тысяче
юаней (около 45 тысяч долларов). Кроме того, у него были|*
обнаружены средства в размере более 780 тысяч юаней!
(почти 95 тысяч долларов), происхождение которых онз
не сумел объяснить. г
Впервые в истории уголовного законодательства KHPj
введено понятие «коллективный самовольный раздел]
государственного имущества». К сожалению, авторы!
пока не могут предложить более удачный вариант пере- ^
вода. Статья 396 предусматривает, что за подобный «раз-? j
дел» от имени организации на значительную сумму госу- j
дарственными органами, компаниями, предприятиями.г
непроизводственными структурами, общественными*
организациями лица, непосредственно ответственные за *
руководство, и другие непосредственно ответственные,*
•------ :----------------------------------------------------------------------------------------------- 217"
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
лица наказываются лишением свободы на срок до трех
лет либо арестом, в качестве дополнительного или са
мостоятельного наказания применяется штраф; при
крупном размере суммы — от трех до семи лет, в каче-5
стве дополнительного наказания применяется штрафй
Аналогичным образом наказывается и коллективный са-^
мовольный раздел от имени организации ценностей в!
виде штрафов, конфискованного имущества, которые»
должны быть сданы в государственную казну, правоох^*
ранительными и административно-исполнительными*
органами. й
По мнению китайских юристов, включение в УК дан-1
ного положения вызвано «очевидностью явления», «весь-?
ма серьезным уроном государственному имуществу и*
национальной экономике», «решительным недоволь->
ством широкой общественности» (13,496). '*
9 января 1999 г. народный суд высшей ступени про^ винции Юньнань вынес приговор по делу директора-pac-f порядителя (с 1979 по 1996 гг.) ведущего в Азии табач-1 ного объединения «Хунда» Чу Шицзяня и двух его соуча-1 стников: главного бухгалтера Ло Ицзюня и вице-предсе-1 дателя правления Цяо Факэ. В числе прочего им инкри-^ минировался самовольный раздел между собой казен-* ных средств на сумму 3,55 млн. долларов. Помимо фактов крупных хищений, Чу Шицзянь не сумел объяснить происхождение финансовых и материальных ценностей на сумму 4,03 млн. юаней (более 485 тысяч долларов) и 620 тысяч сянганских (гонконгских) долларов (около 80 тысяч долларов США), очевидно превышающих его законные доходы. С учетом явки с повинной, дачей важных показаний по другим преступлениям по собственной инициативе, изъятием входе следствия всех его незаконных доходов и передачей их в государственную казну суд приговорил «табачного короля» к «более мягкому наказанию» — пожизненному лишению свободы (22,11 января 1999г.).
В последних числах декабря 1998 г. агентство Сины> хуа опубликовало список 10 важнейших внутриполити* ческих событий. Среди них и ужесточение борьбы с кор>4
О] Q —----- —----------------------------------------------------------------------------------------------- ir-
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухо»
' ______ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
рупцией, входе которой был наказан ряд высокопоставленных руководителей, включая уже упоминавшегося мэра Пекина Чэнь Ситуна, бывшего заместителя постоянного комитета СНП провинции Хэбэй Цзя Дяньу, бывшего заместителя председателя народного правительства Гуанси-Чжуанского автономного района Сюй Бин-суна и др. (6, 26 декабря 1998 г.). Почти в то же время в Пекине проходило всекитайское совещание по политико-правовым вопросам, на котором председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Цзянь Цзэминь решительно заявил, что в 1999 г. в стране будет наведен порядок в экономике и активизируется борьба с экономической преступностью, в том числе с коррупцией и взяточничеством (24, 24 декабря 1998 г.). Поэтому нет ничего удивительного в том внимании, какое уделяется в современном Китае данной проблеме на всех уровнях.
В сентябре 1999 г. в Пекине состоялось всекитайское совещание работников прокуратуры по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством. Заместитель генерального прокурора страны Чжао Дэнцзюй отметил, что с 1997 г. прокуратурами различных уровней были расследованы 103 тысячи дел, связанных с коррупцией и взяточничеством, по которым проходили 115 тысяч человек. В частности, количество таких дел на суммы от 500 тысяч до 1 млн. юаней (примерно 60—120 тысяч долларов) и свыше 1 млн. юаней составило соответственно 2625 и более 3000. Проведено расследование свыше 7600 дел о коррупции и взяточничестве в отношении более 8400 работников административно-исполнительных и правоохранительных органов. Удалось взыскать присвоенные или незаконно полученные средства на сумму более 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долларов) (27, 23 сентября 1999 г).
В конце 1999 г. — начале 2000 г. прошли новые про
цессы над коррупционерами и взяточниками. В начале
декабря суд второй инстанции провинции Хунань оста
вил в силе смертный приговор бывшему начальнику и
секретарю партгруппы управления машиностроения в
этой провинции Линь Готи. Его сын Линь Жуйхай был при-
.----------------------------------------------------------------- 219
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________
говорен к пожизненному лишению свободы, а жена Чжао Цзюнь — к 6 годам тюрьмы. С августа 1992 г. по август 1998 г., используя служебное положение Линь Готи, все трое получили 29 взяток в размере 5,27 млн. юаней (около 640 тысяч долларов). Эта сумма оказалась крупнейшей в истории провинции за период после образования КНР (24, 4 декабря 1999 г.).
Почти одновременно в Ухани (провинция Хубэй) к 10 годам лишения свободы был приговорен бывший заместитель главы правительства в разное время провинций j ХайнаньиХубэй Мэн Цинпин. Вавгусте 1989 г., находясь в должности вице-губернатора провинции Хайнань, последний утвердил право неких частных лиц на приобретение земельных участков в административном центре указанной провинции городе Хайкоу и получил за это взятки на сумму 100 тысяч юаней (примерно 12 тысяч долларов) и столько же в сянганских (гонконгских) долларах (менее 13 тысяч долларов США). В1993 г. Мэн Цинпин занял пост заместителя главы администрации провинции Хубэй. Используя служебное положение, он вновь получил взятку в размере 40 тысяч юаней (4,8 тысячи долларов) (25,3 декабря 1999 г.). Любопытно, что ранее ему инкриминировались значительно большие суммы взяток.
Причиной «перерождения» Мэна, по мнению Центральной комиссии КПК, рассматривавшей это дело еще в конце 1998 г., стало то, что он «никогда не уделял внимания партучебе и самосовершенствованию, потерял политическую бдительность, погряз в комфорте и роскоши, не имел идеалов и здоровых устремлений». «Все партийные и государственные работники должны извлечь хороший урок из дела Мэн Цинпина и ценить власть, данную им партией и народом», — говорилось в соответству-1 ющем циркуляре (6, 31 декабря 1998 г.).
Большой резонанс в стране вызвало «дело Ху Чанци-i, на«. В феврале 2000 г. народный суд средней ступени го* рода Наньчан (административный центр провинции Цзян-^ си) приговорил бывшего вице-губернатора этой провинции к смертной казни, признав его виновным в получении 87 взяток на сумму около 5,5 млн. юаней (более 650 тысяч
220-------------------------------------------------------
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов
________ * Комментарии к Особенной части УК КНР___________
долларов). В ходе следствия последний не смог также объяснить происхождение собственности, оцененной в 1,62 млн. юаней (почти 200 тысяч долларов). Кроме того, было установлено, что с начала 1997 г. по июнь 1999 г. для «продвижения своей карьеры» преступник 5 раз давал взятки другим лицам в размере 80 тысяч юаней (менее 10 тысяч долларов) (7,16 февраля 2000 г.). 1 марта суд высшей ступени отклонил кассационную жалобу осужденного, а 8 марта с санкции верховного суда приговор был приведен в исполнение. Таким образом, Ху Чанцин стал самым высокопоставленным чиновником в истории КНР, казненным за коррупцию и взяточничество.
Все центральные СМИ сообщили о расстреле, а ведущая официальная газета «Жэньминьжибао» опубликовала специальный комментарий. В нем, в частности, подчеркивалось, что данное дело относится к числу крупнейших экономических преступлений, негативно повлиявших на ситуацию в обществе. Строгое его расследование «свидетельствует о решимости ЦК КПК во главе с Цзян Цзэминем предъявлять жесткие требования к внутрипартийному контролю, управлять государством в соответствии с законом и развернуть суровую борьбу с разложением». По мнению автора комментария, факты, связанные с преступлениями Ху Чанцина, показывают, что в ходе расширения Китаем связей с внешним миром и развития социалистической рыночной экономики кадровые работники КПК должны твердо придерживаться своих политических убеждений, извлекать необходимые уроки, определить для себя критерии служебной неподкупности и «воспитывать своих родственников, друзей и сослуживцев в духе соблюдения дисциплины и законов страны» (25, 9 марта 2000 г.).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что при-[,
говор был приведен в исполнение не только в Междуна^
родный женский день, но и в самый разгар работы тре-jj'
тьей сессии ВСНП девятого созыва. Твердое намереннее
властей покончить с указанными негативными явления^;
ми в стране было недвусмысленно подтверждено на
практике.
-------------------------------------------------- :---------------- —221
Современное уголовное законодательство КНР
__________ Комментарии к Особенной части УК КНР__________
Выступая на данной сессии 10 марта, генеральный
прокурор Хань Чжубинь подчеркнул, что в 1999 г. органы
прокуратуры расследовали 7725 дел о коррупции и взя
точничестве на сумму 50 тысяч юаней (6 тысяч долларов)
и более, 5244 дела об использовании не по назначению
общественных средств (ст. 384 УК КНР) в размере 100
тысяч юаней (12 тысяч долларов) и более. В тот же день
председатель Верховного народного суда Китая Сяо Ян,
подводя итоги работы судов всех ступеней в истекшем
году, особо выделил дела о коррупции, взяточничестве
и использовании не по назначению общественных
средств. 15748 подсудимым были вынесены суровые
приговоры. Среди них 2 руководителя провинциального
(министерского) уровня, 65 — городского (соответству
ет департаменту в министерстве), 367 — уездного (от*!
дел в министерстве). В государственную казну были воз-'
вращены средства на сумму 1,5 млрд. юаней (более 180!
млн. долларов) (25, 11 марта 2000 г.). :J
Глава 9. Преступления против интересов <
государственной службы J
. • • -"\
Данная глава (ст. 397—419) непосредственно связа- '
на с положениями УК КНР о коррупции и взяточничестве;*
Так, статья 397 устанавливает, что злоупотребление слу-J
жебным положением или халатное отношение к служеСИ
ным обязанностям работников государственных органов,1
если это нанесло крупный ущерб общественной безопас-*
кости, интересам государства и народа, наказывается '
лишением свободы на срок до трех лет либо арестом; при'
особо отягчающих обстоятельствах — от трех до семи!
лет. Эти же деяния, совершенные работниками государ
ственных органов из корыстных побуждений, наказывав
ются лишением свободы на срок до пяти лет либо арес--«
том; при особо отягчающих обстоятельствах— or пятиг
до десяти лет. а
Начало 1999 г. в Китае ознаменовалось трагически^
ми событиями в уезде Цицзян города центрального под*-?
222-------- •-------------------------------------------------------- -"
X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов
^________, Комментарии к Особенной части УК КНР ___________
чинения Нунции (ранее входил в состав провинции Сы-чуань). 4 января в реку внезапно рухнул 180-метровый пешеходный мост, в результате чего погибли 40 и получили ранения 14 человек. Процесс над 13 обвиняемыми (следствие в отношение секретаря парткома КПК уезда Чжан Кайкэ было выделено в отдельное дело) вызвал большой резонанс в обществе во многом потому, что транслировался по центральному телевидению и широко освещался в прессе.
Четверым были предъявлены обвинения по статье 397. Заместитель председателя уездного комитета по контролю за строительством Чжан Цзиби, бывший председатель этого комитета Сунь Ли, а также заместитель председателя уездного ПК СНП, заместитель начальника уезда Хэ Цзишэнь за халатное отношение к служебным обязанностям были приговорены соответственно к 6,5 и 3 годам лишения свободы. Что касается Линь Ши-юаня — заместителя секретаря уездного паркома КПК и председателя указанного комитета по контролю за строительством, то весьма неожиданно его приговорили к смертной казни (27, 4 апреля 1999г.). Естественно, по статье 397 это было исключено, но он обвинялся также и в получении взяток. Причем их сумма составила чуть более 1 Ютысяч юаней (около 13 тысяч долларов), что лишь ненамного больше уровня, допускающего возможность применения смертной казни. В этой связи хотелось бы повториться: только 22 подарка, полученных бывшим мэром Пекина Чэнь Ситуном, «потянули» на 555 тысяч юаней (16 лет лишения свободы).
В декабре 1999 г. был вынесен приговор бывшему секретарю уездного парткома Чжан Кайкэ. Как отмечало агентство Синьхуа, являясь ответственным чиновником, он хорошо знал, что мост не прошел необходимую экспертизу специалисто<
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!