Глава 8. Коррупция и взяточничество — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 8. Коррупция и взяточничество

2020-01-13 144
Глава 8. Коррупция и взяточничество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Настоящая глава объединяет 15 статей нынешнего варианта Уголовного кодекса (ст. 382—396). Следует сра­зу оговориться, что понятие «коррупция» весьма рас­плывчато в КНР, как, вероятно, и во всем мире. О ней много говорят, пишут, проводят международные конфе­ренции и симпозиумы, принимают всевозможные резо­люции и обращения, но единого подхода к этому явле­нию нет и поныне.

В Китае тоже ситуация непростая. Вскоре после об­разования КНР Государственный совет в 1952г. принял Положение о наказании за коррупцию. В нем содержа­лось определение коррупции — присвоение, хищение, получение обманным путем, выманивание государствен­ных ценностей, вымогательство ценностей других лиц, получение взятки и иные деяния в нарушение закона по извлечению выгоды в корыстных целях, прикрываясь об­щественными интересами, совершенные работниками всех государственных органов, предприятий, учебных заведений и относящихся к ним структур (11, 33). Оно отражало традиционное понимание китайцами сути про­блемы, поэтому соответствущее китайское слово во всех словарях до сих пор переводится как «коррупция».

В УК 1979 г. предусматривалась ответственность за коррупцию (ст. 155) и взяточничество (ст. 185), т. е. полу­чение взятки выделялось в самостоятельный состав пре­ступления.

В 1988г. на законодательном уровне дается новое толкование понятия «коррупция» — присвоение, хище­ние, получение обманным путем или незаконное овладе-

---------------------------------------------------------------------------------- 207

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

ние общественными ценностями государственными ра­ботниками, работниками коллективных хозяйственных организаций и др. с использованием служебного поло­жения. Оно, фактически, с некоторыми нюансами закреп-. лено в нынешнем УК. Налицо резкое сужение сферы при­менения «коррупции», что, кстати, отмечают и ученые-юристы (11,35—36).

Одновременно на партийном и государственном уров­не все интенсивнее используется термин, отсутствующий в УК и который можно перевести как «разложение». В дан­ном случае имеются в виду чиновники всех уровней, ис­пользующие свое служебное положение для получения максимальных выгод и льгот, присвоения общественных и частных ценностей. Среди них, безусловно, немало пре­ступников, но много и таких, кто в командировках предпо­читает останавливаться в роскошных отелях за казенный счет, неоправданно часто и необоснованно пользуется служебным транспортом, устраивает застолья и вечерин­ки под видом официальных мероприятий. Последние по­лучают партийные взыскания, их исключают из КПК, сни­мают с работы, но не более. Называть это «коррупцией», как частенько поступают китайские СМИ, в частности анг­лоязычная пресса, представляется неоправданным, ибо в таком случае придется признать, что коррупция в КНР далеко не всегда уголовно наказуема.

Думается, что в стране существуют два восприятия «коррупции»: политико-нравственное и уголовно-право­вое. На партийно-политических форумах, в документах КПК и средствах массовой информации «коррупция» в значительной степени отождествляется с «разложени-, ем», а суды выносят приговоры на основе конкретных статей настоящей главы Уголовного кодекса.

В УК 1979г. максимальное наказание устанавлива­лось в статье 155. Коррупция при особо отягчающих об­стоятельствах наказывалась пожизненным лишением свободы либо смертной казнью. За преступления, свя­занные со взяточничеством, наказания были не столь суровые (ст. 185). Получение взятки государственным работником с использованием служебного положения

208------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


л Комментарии к Особенной части УК КНР

наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом. Аналогичное преступление, нанесшее го­сударству или обществу крупный ущерб, — лишением свободы на срок пять и более лет. За дачу взятки и по­средничество во взяточничестве следовало наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет либо ареста.

Однако уже в начале 80-х гг. ситуация в стране изме­нилась. В условиях динамично развивающегося обще­ства и крупномасштабных экономических реформ подоб­ного рода преступления резко участились. Государство отреагировало адекватно. Постановление об усилении наказаний в отношении лиц, совершивших серьезные хозяйственные преступления (4, 372—374), принятое ПК ВСНП в марте 1982г., значительно ужесточало уголов­ную репрессию в том числе и за взяточничество, вплоть до смертной казни.

Тем не менее проблема сохранялась. Несмотря на показательные процессы и многочисленные смертные приговоры количество коррупционеров и взяточников неизменно росло. В итоге в январе 1988 г. на 24-м засе­дании ПК ВСНП шестого созыва были приняты Дополни­тельные установления о наказании за коррупцию и взя­точничество (20, 907—908), действовавшие до октября 1997 г. Этот нормативный акт кардинально перекраивал уголовное законодательство того времени и фактически объявлял войну преступникам. В частности, в санкциях 3 из 1 2 статей, предусматривавших конкретные наказания за совершенные преступления, закреплялась смертная казнь. Были сформулированы новые составы преступле­ний. Установления послужили своего рода основой со­ответствующей главы обновленного УК.

Субъектами большинства преступлений, предусмот­ренных в данной главе, являются так называемые госу­дарственные работники. Последнее понятие достаточ­но сложное и требует специальных разъяснений.

Статья 83 УК 1 979 г. устанавливала, что под государ­ственными работниками в кодексе понимаются лица, в соответствии с законом выполняющие служебные обя­занности во всех государственных органах, предприяти---- - 209

Современное уголовное законодательство КНР


________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

ях, непроизводственных и других учреждениях. Вышеука­занное Постановление об усилении наказаний в отноше­нии лиц, совершивших серьезные хозяйственные пре­ступления, содержало исключительно широкое опреде­ление этого понятия и включало лиц, работающих в пред­ставительных, исполнительных, правоохранительных органах государства всех ступеней, армии, государ­ственных предприятиях, учреждениях, а также других лиц, в соответствии с законом выполняющих различные слу­жебные обязанности.

Такое расширенное толкование «государственных ра­ботников», естественно, вызывало нарекания со сторо­ны законодателей и юристов-специалистов. Неслучайно входе подготовки нового варианта кодекса данный воп­рос стал предметом острых дискуссий. В конечном ито­ге все-таки возобладала точка зрения, согласно которой в Китае многие факты, связанные прежде всего с корруп­цией и взяточничеством, имеют место именно на пред­приятиях и в организациях, особенно государственных. Поэтому включение сотрудников производственных и непроизводственных структур в число государственных работников «будет способствовать защите госимуще­ства» (19,454).

Согласно статье 93 Общей части УК 1997 г., под госу­дарственными работниками понимаются лица, выполня­ющие служебные обязанности в государственных орга­нах. В качестве государственных работников рассматри­ваются и лица, выполняющие служебные обязанности в государственных компаниях, предприятиях, непроизвод­ственных структурах, общественных организациях, лица, направленные государственными органами, компания­ми, предприятиями, непроизводственными структурами в негосударственные компании, предприятия, непроиз­водственные структуры, общественные организации для выполнения служебных обязанностей, а также другие лица, в соответствии с законом выполняющие служеб­ные обязанности.

В перечисленных органах и организациях, как счита­ют китайские специалисты, к категории государственных

210------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин. А. А. Петухов


_____ je Комментарии к Особенной части УК КНР__________

работников не относятся водители автомашин, охранни­ки, повара, уборщицы и другой технический персонал, а также рядовой состав вооруженных сил (12, 95).

В конце апреля 2000 г. на 15-м заседании ПК ВСНП девятого созыва были даны разъяснения к части 2 ста-> тьи 93. В законодательном порядке было указано рас­сматривать в качестве «других лиц, в соответствии с за­коном выполняющих служебные обязанности» (т. е. го­сударственных работников), отныне и членов комитетов сельского населения (созданы в 80-е гг.), других низовых организаций в сельской местности, осуществляющих определенные функции «при оказании содействия народ­ным правительствам в административном управлении». К числу конкретных видов такой деятельности отнесены управление средствами, выделенными при стихийных бедствиях, авариях, на предупредительные меры против паводков, оказание помощи семьям павших героев, се­мьям военнослужащих, инвалидам войны, поддержку бедных, переселенцев, материальную помощь; управле­ние средствами социальных пожертвований на обще­ственные работы; хозяйствование и управление землей, находящейся в собственности государства; управление компенсационными выплатами за реквизицию земли; замещение по взиманию, уплате налогов; работа, связан­ная с планированием рождаемости, пропиской населе­ния, призывом на военную службу, а также другая дея­тельность по содействию народным правительствам в административном управлении.

По статьям 382 и 383 (коррупция), 384 (использова­
ние не по назначению общественных средств), 385 и 386
(получение взятки) рассматриваемой главы Особенной
части УК, согласно принятому нормативному акту, ква­
лифицируются незаконное овладение общественными
ценностями, использование не по назначению обще­
ственных средств, требование и получение ценностей от
Других лиц или незаконное получение ценностей от дру­
гих лиц членами комитетов сельских жителей и других
низовых организаций в сельской местности, выполняю­
щими вышеперечисленные обязанности, с использова-
———-------------------------------------------------------- 2] ]

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

нием служебного положения, если эти деяния образуют состав преступления.

Данное решение объяснялось необходимостью рас­пространить на указанную категорию лиц действие со­ответствующих статей главы 8 Особенной части Уголов­ного кодекса (7, 26 апреля 2000 г.).

Бесспорно, при переводе с китайского языка с уче­том российских реалий возникает соблазн заменить тер­мин «государственные работники» дефиницией «госу­дарственные служащие». Как известно, законодатель­ство РФ трактует понятие «государственный служащий» весьма общо. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы РФ (1, 145—163), государственным служащим является гражданин Россий­ской Федерации, исполняющий в порядке, установлен­ном федеральным законом, обязанности по государ­ственной должности государственной службы за денеж­ное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответ­ствующего субъекта РФ. Государственные служащие федеральных органов государственой власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также иных го­сударственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются федеральным законом государственными служащими РФ.

К числу государственных служащих, правда, не отне­сены лица, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государ­ственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий го­сударственных органов (президент, председатель пра­вительства РФ, председатели палат Федерального со­брания, руководители органов законодательной и испол­нительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие).

Для современного Китая такой список «недосягае­мых» несколько великоват (естественно, в заключитель­ной его части), но с соответствующими оговорками, ве-

212------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


Комментарии к Особенной части УК КНР

роятно, и можно было бы воспринять российскую вер­сию при переводе. Однако существуют два принципиаль­ных «но». Во-первых, «работники» и «служащие» в китай­ском языке обозначаются разными иероглифами, поня­тие «служащий» в УК КНР отсутствует. Во-вторых, госу­дарственные служащие в Китае — это лица, выполняю­щие служебные обязанности в органах только исполни­тельной власти всех уровней, за исключением техничес­кого персонала (9,1). Понятно, что в этой ситуации воп­рос следует считать «закрытым».

Под коррупцией в УК 1997 г. понимается присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами общественными ценнос­тями государственными работниками с использованием служебного положения. Как коррупция рассматривает­ся и присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами государ­ственными ценностями с использованием служебного положения работниками, которые распоряжаются, веда­ют государственной собственностью по поручению госу­дарственных органов, компаний, предприятий, непроиз­водственных структур, общественных организаций (ст. 382).

К коррупции практически приравнено получение взят­ки, которое определяется как требование и получение ценностей от других лиц или незаконное получение цен­ностей от других лиц для извлечения ими выгоды госу­дарственными работниками с использованием служеб­ного положения. В нарушение государственных установ­лений получение под различными предлогами возна­граждений, платы за оформление в личную собствен­ность имущества государственными работниками в сфе­ре хозяйственной деятельности также рассматривается как получение взятки (ст. 385).

Получение взятки наказывается в соответствии с по­ложениями статьи 383 о коррупции на основании общей суммы и обстоятельств совершенного преступления. Указанная статья, в частности, предусматривает, что кор­рупция на сумму 100 тысяч юаней (около 12 тысяч долла-

---------------------------------------------------------------------------------- 213

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

ров) и более наказывается лишением свободы на срок десять и более лет либо пожизненным лишением свобо­ды; при особо отягчающих обстоятельствах—смертной казнью. Коррупция на сумму 50 тысяч юаней (примерно 6 тысяч долларов) и более наказывается лишением сво­боды на срок пять и более лет; при особо отягчающих обстоятельствах — пожизненным лишением свободы. В перечисленных случаях в качестве дополнительного на­казания может применяться или применяется конфиска­ция имущества.

За коррупцию на сумму 5 тысяч юаней (около 600 долларов) и более следует лишение свободы на срок от одного года до семи лет; при отягчающих обстоя­тельствах — от семи до десяти лет. Коррупция на сум­му менее 5 тысяч юаней при отягчающих обстоятель­ствах влечет лишение свободы на срок до двух лет либо арест. В некоторых случаях виновным в коррупции мож­но назначить наказание ниже низшего предела, осво­бодить их от наказания, наложить административное взыскание.

Следует признать, что новое законодательство в оп­ределении наказаний за конкретные суммы оказалось по сравнению с прежним весьма либеральным. Согласно ранее упоминавшимся Дополнительным установлениям о наказании за коррупцию и взяточничество, идентичные наказания назначались за более скромные суммы: 50 тысяч юаней и более, 10 тысяч юаней (1200 долларов) и более, 2 тысячи юаней (около 240 долларов) и более, менее 2 тысяч юаней.

Самым нашумевшим и беспрецедентным в истории КНР стало «дело Чэнь Ситуна» — бывшего члена полит­бюро ЦК КПК, секретаря пекинского горкома партии и мэра столицы. Весной 1995 г. вся страна была потрясе­на самоубийством вице-мэра Пекина Ван Баосэня. При­мерно в то же время следственные органы добрались и до его шефа. По постановлению городского народного суда высшей ступени, Чэнь Ситун дал указание Ван Бао-сэню построить в окрестностях столицы две роскошные виллы за государственный счет, на сооружение и обору-

214------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшнн, А. А. Петухов


. Комментарии к Особенной части УК КНР

дование которых было истрачено 35,21 млн. юаней (бо­лее 4 млн. долларов). Сам мэр вел «коррумпированный, упаднический образ жизни». С июля 1991 г. по ноябрь 1994 г. он получил 22 подарка на общую сумму в 555 ты-, сяч юаней (около 67 тысяч долларов), которые были им присвоены, а не переданы, как предусматривается, го-н сударству. Чэнь Ситун был приговорен к 16 годам лише-г ния свободы. Верховный суд КНР оставил этот приговор без изменений (6, 1 и 21 августа 1998 г.). Ранее к 12 го­дам был приговорен его сын — Чэнь Сяотун.

Кстати, статья 394 УК КНР содержит четкие предпи­
сания относительно «любви к подаркам». Получение их
на значительную сумму государственными работниками
в служебной деятельности внутри страны или во внешних
сношениях, если они не сданы согласно государствен­
ным установлениям, квалифицируется и наказывается в
соответствии с положениями статей 382, 383.         ;

Вопросы, связанные с тем, как поступать с подарка­ми, регулирует, в частности, Постановление о системе проведения регистрации подарков, полученных работни­ками партийных и государственных органов в ходе поез­док по стране (25, 19 мая 1995 г.), принятое канцелярией ЦК КПК и канцелярией Государственного совета и утвер­жденное ЦК КПК и Госсоветом. В статье 2 устанавлива­ется, что в ходе поездок по стране работники партийных и государственных органов не должны принимать подар­ки, поднесение которых может повлиять на правильное исполнение ими служебных обязанностей, а подарки, от принятия которых по тем или иным причинам не пред­ставляется возможным отказаться, необходимо зареги­стрировать и сдать в вышестоящую организацию. За ис­ключением имеющих небольшую стоимость, все другие полученные данными работниками подарки входе поез­док по стране (не включая поездки к родственникам и друзьям), подлежат регистрации.

Взяточничество в КНР — собирательный термин, ох­
ватывающий три состава преступлений — получение
взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.
Дачей взятки является передача ценностей государ-
----------------------------------------------------------------- 215

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР _________

ственным работникам для извлечения неправомерной выгоды. В то же время передача ценностей вследствие вымогательства без извлечения неправомерной выгоды не является дачей взятки (ст. 389). По китайскому зако­нодательству, дача взятки расценивается как менее об­щественно опасное деяние, чем ее получение. Поэтому в соответствии со статьей 390 УК она наказывается ли­шением свободы на срок до пяти лет либо арестом; дача взятки для извлечения неправомерной выгоды при отяг­чающих обстоятельствах или крупном ущербе интересам государства наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, при особо отягчающих обстоятель­ствах — десять и более лет либо пожизненным лишени­ем свободы, в качестве дополнительного наказания мо­жет применяться конфискация имущества.

Лицу, давшему взятку и добровольно признавшему­ся в этом до уголовного преследования, можно назна­чить наказание ниже низшего предела либо освободить его от наказания.

Посредничество во взяточничестве государственных работников при отягчающих обстоятельствах карается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом. Посреднику во взяточничестве, добровольно признавше­муся в совершении преступления до уголовного пресле­дования, можно назначить наказание ниже низшего пре­дела либо освободить его от наказания (ст. 392).

Отражением современной китайской действитель­ности стало появление в уголовном законодательстве новой статьи, создающей немалые трудности при пере­воде. По статье 388, для извлечения третьими лицами неправомерной выгоды требование и получение ценно­стей от третьих лиц или получение ценностей от треть­их лиц государственными работниками с использовани­ем благоприятных условий, вытекающих из собственных служебных полномочий или занимаемых должностей, через служебные действия (бездействие) других госу­дарственных работников рассматривается как получе­ние взятки. В связи с распространением указанной практики законодатель был вынужден специально уточ-

О 1 Д-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


Комментарии к Особенной части УК КНР

нить одно из проявлений «использования служебного:
положения».                                                                 L|i

Привлекает внимание статья 395 — требование объяснения источников имеющейся собственности или расходов от государственных работников при очевидном их превышении законных поступлений. Государственный работник, не сумевший объяснить законность своих до­ходов, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом, разница в суммах рассматривается как незаконный доход; часть собственности, превышающая законную, подлежит изъятию. УК КНР обязует государ­ственных работников, имеющих вклады за границей, за­являть об их наличии в соответствии с государственны­ми установлениями. Утаивание такой информации на значительную сумму наказывается лишением свободы на срокдо двух летлибо арестом; при смягчающих обстоя-ч тельствах налагается административное взыскание. 3

Китайские правоохранительные органы уделяют се?з
рьезное внимание этим положениям закона. В частности,}
по сообщению агентства Синьхуа от 22 декабря 1998 г.,f
городской народный суд средней ступени в Наньчане (ад-j
министративный центр провинции Цзянси) приговорил^
местного чиновника Гу Саньфа к пожизненному лишению*
свободы. С начала 1993 по 1996 гг., используя служеб-^
ное положение, он получил взятки на сумму 370 тысяче
юаней (около 45 тысяч долларов). Кроме того, у него были|*
обнаружены средства в размере более 780 тысяч юаней!
(почти 95 тысяч долларов), происхождение которых онз
не сумел объяснить.                                                        г

Впервые в истории уголовного законодательства KHPj
введено понятие «коллективный самовольный раздел]
государственного имущества». К сожалению, авторы!
пока не могут предложить более удачный вариант пере- ^
вода. Статья 396 предусматривает, что за подобный «раз-? j
дел» от имени организации на значительную сумму госу- j
дарственными органами, компаниями, предприятиями.г
непроизводственными структурами, общественными*
организациями лица, непосредственно ответственные за *
руководство, и другие непосредственно ответственные,*
•------ :----------------------------------------------------------------------------------------------- 217"

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

лица наказываются лишением свободы на срок до трех
лет либо арестом, в качестве дополнительного или са­
мостоятельного наказания применяется штраф; при
крупном размере суммы — от трех до семи лет, в каче-5
стве дополнительного наказания применяется штрафй
Аналогичным образом наказывается и коллективный са-^
мовольный раздел от имени организации ценностей в!
виде штрафов, конфискованного имущества, которые»
должны быть сданы в государственную казну, правоох^*
ранительными и административно-исполнительными*
органами.                                                                     й

По мнению китайских юристов, включение в УК дан-1
ного положения вызвано «очевидностью явления», «весь-?
ма серьезным уроном государственному имуществу и*
национальной экономике», «решительным недоволь->
ством широкой общественности» (13,496).              '*

9 января 1999 г. народный суд высшей ступени про^ винции Юньнань вынес приговор по делу директора-pac-f порядителя (с 1979 по 1996 гг.) ведущего в Азии табач-1 ного объединения «Хунда» Чу Шицзяня и двух его соуча-1 стников: главного бухгалтера Ло Ицзюня и вице-предсе-1 дателя правления Цяо Факэ. В числе прочего им инкри-^ минировался самовольный раздел между собой казен-* ных средств на сумму 3,55 млн. долларов. Помимо фак­тов крупных хищений, Чу Шицзянь не сумел объяснить происхождение финансовых и материальных ценностей на сумму 4,03 млн. юаней (более 485 тысяч долларов) и 620 тысяч сянганских (гонконгских) долларов (около 80 тысяч долларов США), очевидно превышающих его за­конные доходы. С учетом явки с повинной, дачей важных показаний по другим преступлениям по собственной ини­циативе, изъятием входе следствия всех его незаконных доходов и передачей их в государственную казну суд при­говорил «табачного короля» к «более мягкому наказа­нию» — пожизненному лишению свободы (22,11 января 1999г.).

В последних числах декабря 1998 г. агентство Сины> хуа опубликовало список 10 важнейших внутриполити* ческих событий. Среди них и ужесточение борьбы с кор>4

О] Q —----- —----------------------------------------------------------------------------------------------- ir-

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухо»


' ______       Комментарии к Особенной части УК КНР___________

рупцией, входе которой был наказан ряд высокопостав­ленных руководителей, включая уже упоминавшегося мэра Пекина Чэнь Ситуна, бывшего заместителя посто­янного комитета СНП провинции Хэбэй Цзя Дяньу, быв­шего заместителя председателя народного правитель­ства Гуанси-Чжуанского автономного района Сюй Бин-суна и др. (6, 26 декабря 1998 г.). Почти в то же время в Пекине проходило всекитайское совещание по полити­ко-правовым вопросам, на котором председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Цзянь Цзэминь реши­тельно заявил, что в 1999 г. в стране будет наведен поря­док в экономике и активизируется борьба с экономичес­кой преступностью, в том числе с коррупцией и взяточ­ничеством (24, 24 декабря 1998 г.). Поэтому нет ничего удивительного в том внимании, какое уделяется в совре­менном Китае данной проблеме на всех уровнях.

В сентябре 1999 г. в Пекине состоялось всекитайское совещание работников прокуратуры по вопросам борь­бы с коррупцией и взяточничеством. Заместитель гене­рального прокурора страны Чжао Дэнцзюй отметил, что с 1997 г. прокуратурами различных уровней были рассле­дованы 103 тысячи дел, связанных с коррупцией и взя­точничеством, по которым проходили 115 тысяч человек. В частности, количество таких дел на суммы от 500 ты­сяч до 1 млн. юаней (примерно 60—120 тысяч долларов) и свыше 1 млн. юаней составило соответственно 2625 и более 3000. Проведено расследование свыше 7600 дел о коррупции и взяточничестве в отношении более 8400 работников административно-исполнительных и право­охранительных органов. Удалось взыскать присвоенные или незаконно полученные средства на сумму более 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долларов) (27, 23 сентября 1999 г).

В конце 1999 г. — начале 2000 г. прошли новые про­
цессы над коррупционерами и взяточниками. В начале
декабря суд второй инстанции провинции Хунань оста­
вил в силе смертный приговор бывшему начальнику и
секретарю партгруппы управления машиностроения в
этой провинции Линь Готи. Его сын Линь Жуйхай был при-
.----------------------------------------------------------------- 219

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

говорен к пожизненному лишению свободы, а жена Чжао Цзюнь — к 6 годам тюрьмы. С августа 1992 г. по август 1998 г., используя служебное положение Линь Готи, все трое получили 29 взяток в размере 5,27 млн. юаней (око­ло 640 тысяч долларов). Эта сумма оказалась крупней­шей в истории провинции за период после образования КНР (24, 4 декабря 1999 г.).

Почти одновременно в Ухани (провинция Хубэй) к 10 годам лишения свободы был приговорен бывший заме­ститель главы правительства в разное время провинций j ХайнаньиХубэй Мэн Цинпин. Вавгусте 1989 г., находясь в должности вице-губернатора провинции Хайнань, пос­ледний утвердил право неких частных лиц на приобрете­ние земельных участков в административном центре ука­занной провинции городе Хайкоу и получил за это взятки на сумму 100 тысяч юаней (примерно 12 тысяч долларов) и столько же в сянганских (гонконгских) долларах (менее 13 тысяч долларов США). В1993 г. Мэн Цинпин занял пост заместителя главы администрации провинции Хубэй. Используя служебное положение, он вновь получил взят­ку в размере 40 тысяч юаней (4,8 тысячи долларов) (25,3 декабря 1999 г.). Любопытно, что ранее ему инкримини­ровались значительно большие суммы взяток.

Причиной «перерождения» Мэна, по мнению Цент­ральной комиссии КПК, рассматривавшей это дело еще в конце 1998 г., стало то, что он «никогда не уделял вни­мания партучебе и самосовершенствованию, потерял политическую бдительность, погряз в комфорте и рос­коши, не имел идеалов и здоровых устремлений». «Все партийные и государственные работники должны извлечь хороший урок из дела Мэн Цинпина и ценить власть, дан­ную им партией и народом», — говорилось в соответству-1 ющем циркуляре (6, 31 декабря 1998 г.).

Большой резонанс в стране вызвало «дело Ху Чанци-i, на«. В феврале 2000 г. народный суд средней ступени го* рода Наньчан (административный центр провинции Цзян-^ си) приговорил бывшего вице-губернатора этой провин­ции к смертной казни, признав его виновным в получении 87 взяток на сумму около 5,5 млн. юаней (более 650 тысяч

220-------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


________ * Комментарии к Особенной части УК КНР___________

долларов). В ходе следствия последний не смог также объяснить происхождение собственности, оцененной в 1,62 млн. юаней (почти 200 тысяч долларов). Кроме того, было установлено, что с начала 1997 г. по июнь 1999 г. для «продвижения своей карьеры» преступник 5 раз давал взятки другим лицам в размере 80 тысяч юаней (менее 10 тысяч долларов) (7,16 февраля 2000 г.). 1 марта суд выс­шей ступени отклонил кассационную жалобу осужденно­го, а 8 марта с санкции верховного суда приговор был при­веден в исполнение. Таким образом, Ху Чанцин стал са­мым высокопоставленным чиновником в истории КНР, казненным за коррупцию и взяточничество.

Все центральные СМИ сообщили о расстреле, а ве­дущая официальная газета «Жэньминьжибао» опублико­вала специальный комментарий. В нем, в частности, под­черкивалось, что данное дело относится к числу крупней­ших экономических преступлений, негативно повлияв­ших на ситуацию в обществе. Строгое его расследова­ние «свидетельствует о решимости ЦК КПК во главе с Цзян Цзэминем предъявлять жесткие требования к внут­рипартийному контролю, управлять государством в со­ответствии с законом и развернуть суровую борьбу с раз­ложением». По мнению автора комментария, факты, свя­занные с преступлениями Ху Чанцина, показывают, что в ходе расширения Китаем связей с внешним миром и раз­вития социалистической рыночной экономики кадровые работники КПК должны твердо придерживаться своих политических убеждений, извлекать необходимые уро­ки, определить для себя критерии служебной неподкуп­ности и «воспитывать своих родственников, друзей и со­служивцев в духе соблюдения дисциплины и законов страны» (25, 9 марта 2000 г.).

Заслуживает внимания то обстоятельство, что при-[,
говор был приведен в исполнение не только в Междуна^
родный женский день, но и в самый разгар работы тре-jj'
тьей сессии ВСНП девятого созыва. Твердое намереннее
властей покончить с указанными негативными явления^;
ми в стране было недвусмысленно подтверждено на
практике.
-------------------------------------------------- :---------------- —221

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР__________

Выступая на данной сессии 10 марта, генеральный
прокурор Хань Чжубинь подчеркнул, что в 1999 г. органы
прокуратуры расследовали 7725 дел о коррупции и взя­
точничестве на сумму 50 тысяч юаней (6 тысяч долларов)
и более, 5244 дела об использовании не по назначению
общественных средств (ст. 384 УК КНР) в размере 100
тысяч юаней (12 тысяч долларов) и более. В тот же день
председатель Верховного народного суда Китая Сяо Ян,
подводя итоги работы судов всех ступеней в истекшем
году, особо выделил дела о коррупции, взяточничестве
и использовании не по назначению общественных
средств. 15748 подсудимым были вынесены суровые
приговоры. Среди них 2 руководителя провинциального
(министерского) уровня, 65 — городского (соответству­
ет департаменту в министерстве), 367 — уездного (от*!
дел в министерстве). В государственную казну были воз-'
вращены средства на сумму 1,5 млрд. юаней (более 180!
млн. долларов) (25, 11 марта 2000 г.).                       :J

Глава 9. Преступления против интересов <

государственной службы                 J

. • •                                                                                 -"\

Данная глава (ст. 397—419) непосредственно связа- '
на с положениями УК КНР о коррупции и взяточничестве;*
Так, статья 397 устанавливает, что злоупотребление слу-J
жебным положением или халатное отношение к служеСИ
ным обязанностям работников государственных органов,1
если это нанесло крупный ущерб общественной безопас-*
кости, интересам государства и народа, наказывается '
лишением свободы на срок до трех лет либо арестом; при'
особо отягчающих обстоятельствах — от трех до семи!
лет. Эти же деяния, совершенные работниками государ­
ственных органов из корыстных побуждений, наказывав
ются лишением свободы на срок до пяти лет либо арес--«
том; при особо отягчающих обстоятельствах— or пятиг
до десяти лет.                                                              а

Начало 1999 г. в Китае ознаменовалось трагически^
ми событиями в уезде Цицзян города центрального под*-?
222-------- •-------------------------------------------------------- -"

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


^________, Комментарии к Особенной части УК КНР ___________

чинения Нунции (ранее входил в состав провинции Сы-чуань). 4 января в реку внезапно рухнул 180-метровый пешеходный мост, в результате чего погибли 40 и полу­чили ранения 14 человек. Процесс над 13 обвиняемыми (следствие в отношение секретаря парткома КПК уезда Чжан Кайкэ было выделено в отдельное дело) вызвал большой резонанс в обществе во многом потому, что транслировался по центральному телевидению и широ­ко освещался в прессе.

Четверым были предъявлены обвинения по статье 397. Заместитель председателя уездного комитета по контролю за строительством Чжан Цзиби, бывший пред­седатель этого комитета Сунь Ли, а также заместитель председателя уездного ПК СНП, заместитель начальни­ка уезда Хэ Цзишэнь за халатное отношение к служеб­ным обязанностям были приговорены соответственно к 6,5 и 3 годам лишения свободы. Что касается Линь Ши-юаня — заместителя секретаря уездного паркома КПК и председателя указанного комитета по контролю за стро­ительством, то весьма неожиданно его приговорили к смертной казни (27, 4 апреля 1999г.). Естественно, по статье 397 это было исключено, но он обвинялся также и в получении взяток. Причем их сумма составила чуть бо­лее 1 Ютысяч юаней (около 13 тысяч долларов), что лишь ненамного больше уровня, допускающего возможность применения смертной казни. В этой связи хотелось бы повториться: только 22 подарка, полученных бывшим мэром Пекина Чэнь Ситуном, «потянули» на 555 тысяч юаней (16 лет лишения свободы).

В декабре 1999 г. был вынесен приговор бывшему сек­ретарю уездного парткома Чжан Кайкэ. Как отмечало аген­тство Синьхуа, являясь ответственным чиновником, он хорошо знал, что мост не прошел необходимую экспер­тизу специалисто<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.