Общественной безопасности       i — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общественной безопасности       i

2020-01-13 78
Общественной безопасности       i 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

•I

Нормы об уголовно наказуемых деяниях против об­щественной безопасности в УК 1979 г. были закреплены в 11 статьях, сейчас — в 26 (ст. 114—139). Сохранив по­чти все прежние составы преступлений, законодатель значительно увеличил число последних — до 42.

Почти четверть из них предусмотрены в статьях 114 и 115 (по пять в каждой). Однако новым следует считать только отравление сельскохозяйственных угодий, водо­емов, предприятий промышленности и инфраструктуры, общественных строений и т. д., которое наряду с поджо­гом, затоплением, взрывом или иным способом нанесе­ния ущерба вышеуказанным объектам наказывается ли­шением свободы на срок от трех до десяти лет, если эти действия не повлекли тяжких последствий (ст. 114). Ос­тальные 9 составов преступлений были и в прежнем ко­дексе — в диспозициях статей 105 и 106. Еще одно до­полнение можно обнаружить в части 2 статьи 115. Если раньше за перечисленные преступные деяния, причинив­шие тяжкое телесное повреждение, смерть человеку или крупный ущерб общественной, частной собственности, несовершенные по неосторожности, лишь проговарива­лись весьма различные по своей тяжести санкции (от ареста до семи лет лишения свободы), то в нынешнем законе уже есть конкретные разъяснения относительно их применения.

Без изменений остались статьи 116 — нанесение по­вреждений железнодорожному подвижному составу, ав­тотранспорту, транспортным средствам на электричес­кой тяге, водным судам, воздушному транспорту, 117 —

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

нанесение повреждений железнодорожным путям, мос­там, тоннелям, шоссейным дорогам, водным путям, ма­якам, указателям, 118 — нанесение повреждений лини­ям электропередачи, газопроводам или другому легко­воспламеняющемуся и взрывоопасному оборудованию (ранее статьи 107—109). Все эти преступления, создав­шие опасность аварии, катастрофы или совершенные в ущерб общественной безопасности, но в то же время не повлекшиетяжких последствий, караются лишением сво­боды на срок оттрех до десяти лет. Минимальные поправ­ки внесены в статью 119 (ст. 110 УК 1979 г.). Как и в слу­чае со статьей 115, они касаются части 2 и носят уточня­ющий характер.

В старом Китае, судя по кинематографу, историчес­кой и художественной литературе, террористические организации были не редкость. Достаточно вспомнить прекрасную ленту знаменитого китайского кинорежиссе­ра Чжан Имоу «Шанхайская триада» (перевод очень ус­ловный) с блистательной Гун Ли в главной роли о нравах, царивших в мегаполисе в 20—30-е гг. XX в. Согласно официальной версии, в дореформенном социалистичес­ком Китае с ними было покончено, поэтому Уголовный кодекс 1979 г. не предусматривал такого рода преступ­ной деятельности. По признанию специалистов, явление возродилось в 80-е гг. и быстро приобрело национальный размах. Выступая в марте 1997 г. на пятой сессии ВСНП k восьмого созыва с разъяснениями по проекту нового; варианта УК, заместитель председателя ПК ВСНП Ван| Ханьбинь отнес данную проблему к числу «изученных» «для принятия достаточно твердого решения о включе­нии» новых положений в закон (19, 58).

За организацию, руководство или активное участие в террористической организации устанавливается лише- ние свободы на срок от трех до десяти лет; прочим учас'5 тникам грозит лишение свободы до трех лет, арест либо надзор. Деяния, повлекшие убийство, взрыв, захват за­ложника и другие преступления, караются в соответствии; с положениями о наказании за совершение нескольких-преступлений (ст. 120). Подробнее эти вопросы pac-i

z О--------------------------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов.'


_______ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

сматриваются в комментариях к главе 4 «Преступления против прав личности, демократических прав граждан» Особенной части. Здесь же хотелось бы заметить, что террористические акты с человеческими жертвами в со­временном Китае, по материалам местных СМИ, в пос­ледние годы участились.

Только 14 февраля 1998г. мощные взрывы про­изошли сразу в городах Ухань (административный центр провинции Хубэй) и Чанша (административный центр провинции Хунань). В Ухани на подъезде к мосту через реку Янцзы был взорван троллейбус, курсиро­вавший по маршруту Ханькоу-Учан. В результате 16 че­ловек погибли, 30 получили ранения. В Чанша из-за сильного взрыва на привокзальной площади погибла одна женщина, двое человек были тяжело ранены (6, 16 февраля 1998 г.). Как сообщило агентство Синьхуа 3 марта 1999 г., полиция арестовала троих подозрева­емых в подрыве железнодорожного полотна в провин­ции Хэбэй. 42-летний чиновник из уезда Синтай про­извел взрыв на трассе Пекин—Гуанчжоу 20 января 1999 г., парализовав движение на четыре часа. Ли Хун-синь совершил это преступление после того, как «не получил комиссионных за посредничество в открытии угольной шахты». Двоюродный брат «рассердившего­ся» — Ли Юнсинь помог изготовить взрывное устрой­ство с часовым механизмом, а знакомый по имени Ван Цинху — установить его.

Наибольшую опасность для общества представляет деятельность мусульманских террористических органи­заций в северо-западном Синьцзян-Уйгурском автоном­ном районе, выступающих за отделение от Китая. Так, по данным агентства ИТАР-ТАСС от 16 и 20 сентября 1999 г., в ходе проведенной операции полиция застрелила од­ного и арестовала более 20 террористов-уйгуров. Одно­временно был освобожден трехлетний заложник, кото­рого преступники удерживали у себя. Примерно в то же время синьцзянские власти смогли задержать несколь­ко групп мусульман-террористов, конфисковав у них ог-

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

нестрельное оружие и большое количество взрывчатых веществ. Все арестованные прошли специальную дивер­сионную подготовку в зарубежных странах.;  К сожалению, сообщения о взрывах и других терак­тах в этом регионе поступают регулярно. Поэтому в ка-j нун празднования 50-летия образования КНР осенью (.1999 г. правоохранительные органы Синыдзян-Уйгурско-го автономного района были приведены в состояние по­вышенной готовности. Подробнее о решительной борь­бе с сепаратизмом в Китае рассказывалось в предыду­щей главе.

Лишением свободы на срок десять и более лет либо.пожизненным заключением наказывается захват воздуш-;ного судна с применением насилия, принуждения или иных способов. Если эти действия повлекли тяжкое те­лесное повреждение, смерть человека или нанесли се­рьезный ущерб воздушному судну, применяется смерт­ная казнь (ст. 121). Используемое в статье понятие «зах--ват» формально не предполагает цели «угона» воздуш­ного судна, однако в общеполитической лексике и на практике четкие разграничения на этот счет отсутству­ют.

Ранее схожее положение было закреплено в пункте 3 статьи 100 главы «Контрреволюционные преступления» Особенной части УК 1979 г. Ряд факторов способствова­ли его переносу в рассматриваемую главу. Во-первых, властям трудно было рассчитыватиь на выдачу угонщи­ков, ибо по китайскому законодательству их действия квалифицировались как контрреволюция, в результате чего во многих странах воздушных пиратов воспринима­ли как диссидентствующих политических преступников со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, присоединение КНР к ряду международ­ных конвенций накладывало обязательства юридическо­го характера. Например, многосторонние конвенции в области воздушного права регламентируют среди про­чего вопросы борьбы с незаконным вмешательством в функционирование гражданской авиации, в частности с

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


_________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвен­ция 1970г.), незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации (Токийская конвенция 1963г. и Монреальская конвенция 1971 г.). Официально признав все три конвенции, Пекин должен был внести коррективы в собственное уголовное зако­нодательство, что он исделал. В 1987 г. и 1992 г. на21-м и 29-м заседаниях ПК ВСНП соответственно шестого и седьмого созывов были приняты Установление о распро­странении уголовной юрисдикции на преступления, пре­дусмотренные положениями международных договоров, которые КНР заключила или к которым присоединилась (20, 903), и Постановление о наказании преступников, захвативших воздушное судно (19,1531). Таким образом статья о захвате воздушного судна и оказалась в главе «Преступления против общественной безопасности».

В 80—90-е гг. неоднократно предпринимались попыт­ки захватов и угонов самолетов китайской гражданской авиации. Летом 1999 г. Чжоу Вэйцян и ХаньФэнъин, об­виненные в угоне самолетов на Тайвань, были пригово­рены к лишению свободы на 15 и 7 лет. Чжоу Вэйцян в июне 1994г. захватил самолет, следовавший из Фучжоу (административный центр провинции Фуцзянь) в Гуанч­жоу (административный центр провинции Гуандун), и приказал пилотам совершить посадку на Тайване. По его словам, ссора с женой и несправедливая компенсация, выплаченная за гибель его двоюродной сестры в авто­дорожной катастрофе, натолкнули на мысль о мести. В феврале 1999 г. он был выдан тайбэйскими властями и вскоре предстал перед судом. Хань Фэнъин совершила подобное преступление вместе со своим мужем в сен­тябре 1993 г. Приговор ей был вынесен судом средней ступени города Цзинань (административный центр про­винции Шаньдун). О судьбе мужа не сообщалось (6, 20 июня 1999г.).

С вмешательством в работу летного состава при ис­полнении им служебных обязанностей и безопасностью полетов непосредственно связана статья 123 — насилие

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР______...........

в отношении экипажа находящегося в полете воздушно­го судна. В зависимости от последствий оно карается лишением свободы на срок до десяти лет, десять и бо­лее лет либо пожизненным заключением. В УК КНР этот состав преступления прежде отсутствовал. Только в За­коне о гражданской авиации 1995г. (ст. 192) впервые насилие на находящемся в полете гражданском воздуш­ном судне, не повлекшее тяжких последствий, предла­галось квалифицировать по статье 105 УК 1979 г. (под­жог, затопление, взрыв или иными способами причине­ние ущерба общественной безопасности без тяжких по­следствий), а если оно повлекло тяжкие последствия, — по статье 106 УК 1979 г. (те же преступные деяния, что и в статье 105, но при наличии тяжких последствий) (19, 1567—1568). При подготовке кодекса 1997 г. упоминание о «гражданском» воздушном судне было снято, посколь­ку действие статей 121 и 123 распространяется на воз­душные суда различной принадлежности, включая граж­данские, военные, полицейские, международных органи­заций и др. (13, 168,171).

Захват водного судна, автотранспортного средства с применением насилия, принуждения или иных спосо­бов влечет за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, при наступлении тяжких последствий — де­сять и более лет либо пожизненное лишение свободы (ст. 122). Вслед за «захватом воздушного судна» в современ­ном варианте Уголовного кодекса в отдельную статью выделен «захват водного судна, автотранспорта», хотя в УК 1979г. они были объединены с «захватом поезда, транспортного средства на электрической тяге» (пункт 3 статьи 100). Законодатель разумно посчитал, что захват и угон транспортного средства, маршрут которого все­цело зависит от проложенных рельсов или протянутых проводов, выглядят, мягко говоря, неубедительно, поэто­му в законе остались лишь первые два «захвата».

Кроме того, в статье 122 используется другое слово, обозначающее судно. Нынешнее понятие шире, чем пре­жнее. Помимо более или менее крупных гражданских и

72"-------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


______ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

военных судов морского и речного базирования, оно включает в себя также рыбацкие шхуны, пассажирские катера, прогулочные теплоходы и т. д.

В 1998—1999 гг. нашумевшим стало дело о морском пиратстве в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Пираты захватили транспортное судно «Чаншэн» с 23 китайскими моряками и грузом металлолома, под­нявшись на борт в форме сотрудников управления по борьбе с контрабандой, когда оно находилось в тайвань­ском порту по пути из Шанхая в Малайзию. После выхо­да судна в открытое море «полицейские» собрали чле­нов команды на палубе и надели на них наручники. Через своего посредника в южнокитайском городе Шанвэй (провинция Гуандун) пираты договорились с индонезий­ским бизнесменом в Сингапуре о продаже «Чаншэн» за 350 тысяч долларов без команды. От последней было решено избавиться в море. Моряков убили и выбросили за борт. Тела 20 из них позднее обнаружили рыбаки.

В начале 1999 г. большинство преступников было аре­
стовано. В ходе следствия выяснилось, что пираты, воз­
главляемые индонезийцем китайского происхождения
Суони Вэем, предпринимателем из Шанвэя Вэн Сыляном
и рабочим Цзя Хунвэем, в свое время захватили танкер,
перевозивший пальмовое масло из Сингапура, и судно с
грузом патоки. В декабре 1999г. 38 человек предстали
перед судом. Они обвинялись также в убийствах, разбое,
контрабанде наркотиков, хранении огнестрельного ору­
жия и боеприпасов (6,13 декабря 1999 г.). Это был наи­
более вопиющий случай морского пиратства за период
после образования КНР.                                             «

Вероятно, под влиянием описанных событий мини-f; стерство общественной безопасности в конце 1999r.t провело совещание по вопросам ужесточения борьбы с преступлениями на море, целью которого было обеспе­чение безопасности плавания в территориальных водах и международного судоходства. Как сообщало агентство Синьхуа 25 ноября 1999г., ситуация на юго-восточном побережье Китая и в прилегающей к нему акватории в

----------- •--------------- —-------------------------------------------------------------------------- у о

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

последние годы заметно ухудшилась. Поэтому министер­ство призвало полицейские службы прибрежных районов усиливать координацию и укреплять сотрудничество с местными судами, прокуратурами и таможенными орга­нами в борьбе с совершаемыми на море преступления­ми.

В какой-то степени отражением достижений научно-технического прогресса в Китае и переменами в уровне жизни граждан обусловлены изменения в статье 124 — нанесение повреждений объектам телерадиовещания, телекоммуникаций в ущерб общественной безопаснос­ти (ст. 111 УК 1979 г.). Так, раньше говорилось о повреж­дении лишь радиостанций. С повсеместным распрост­ранением телевидения проблема была поставлена шире. Одновременно с учетом современных реалий мощного прогресса высокотехнологического и наукоемкого про­изводства телеграф, телефон и другие средства связи были объединены в более емком и научном понятии «те­лекоммуникации».

Вопросы противоправной деятельности, связанной со стрелковым оружием, регулируются в шести статьях настоящей главы (ст. 125—130). Если в УК 1979 г. была одна статья о незаконных производстве и обороте та­кого оружия (ст. 112), то сейчас эта тема получила ин­тенсивное развитие. В Уголовном кодексе нет деления на огнестрельное, пневматическое, сигнальное, газовое и другое оружие. В соответствии с Законом о контроле! за стрелковым оружием, принятым ПК ВСНП в 1996 г.,: последнее — это ствольное оружие, пригодное для при­чинения человеку телесного повреждения, смерти или утраты им непосредственного отражения действитель­ности органами чувств с помощью стрельбы металли­ческими пулями или другими материалами, получающи-i ми направленное движение за счет энергии порохово­го заряда, сжатого газа или другой энергии (ст. 46) (19, 1570).

Незаконные производство, торговля, перевозка, пе­ресылка по почте, хранение стрелкового оружия, бое-

74---------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов*


Комментарии к Особенной части УК КНР___________

припасов, взрывчатых веществ наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет; при отягчающих обстоятельствах — десять и более лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью. Точно также караются незаконные торговля, перевозка ядерного ма­териала (ст. 125). Несмотря на очевидную схожесть с по­ложениями прежнего УК (ст. 112), в данной статье много нового. Появилось понятие «взрывчатые вещества». Правда, в уголовном законодательстве оно встречается уже в принятом 2 сентября 1983 г на 2-м заседании ПК ВСНП шестого созыва Постановлении об усилении на­казаний преступников, серьезно нарушивших обще­ственную безопасность (20,901—902). Кстати, в этом же постановлении за указанные преступные деяния вводи­лась смертная казнь (ранее максимальное наказание — пожизненное заключение). Обобщив опыт работы пра­воохранительных органов почти за два десятилетия, за­конодатель дополнительно включил в часть 1 статьи 125 положения о незаконных пересылке по почте и хранении стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Новый состав преступления в части 2 данной статьи — незаконные торговля, перевозка ядерного материала. Его появление обусловлено внешнеполитическими фак­торами. Как известно, 3 марта 1980 г. была принята меж­дународная Конвенция о физической защите ядерного материала, в которой закреплялись технические и пра­вовые способы его защиты при международной транс­портировке и, учитывая особую опасность хищения и распространения этого материала во враждебных целях, определялись составы преступлений, порядок привлече­ния к ответственности нарушителей и выдачи их. В1989 г. КНР с оговорками присоединилась к ней, взяв на себя соответствующие обязательства, что и нашло отражение в законе.

Кроме того, в статье 125 предусматривается ответ­
ственность юридического лица за совершенное преступ­
ление (ч. 3). Следующая статья, как бы развивая это по­
ложение, фиксирует уголовную ответственность органи­
зации, которая нарушила инструкции по стрелковому
•----.------------------------------------------------------------- 75

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

оружию, занимаясь производством и сбытом такого ору­жия на законных основаниях. К числу нарушений отнесе­ны превышение квот или производство, снабжение стрелковым оружием, не отвечающим стандартам; про­изводство такого оружия без номеров, с повторяющими­ся, фальшивыми номерами; незаконный сбыт внутри страны стрелкового оружия, произведенного на экспорт, и др. (ст. 126). Норма, естественно, появилась в кодексе впервые, поскольку в УК 1979г. уголовная ответствен­ность юридического лица вообще не предусматривалась.

За тайное или открытое хищение стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ следует лишение сво­боды на срок от трех до десяти лет; при отягчающих об­стоятельствах —десять и более лет, пожизненное лише­ние свободы либо смертная казнь. Лишение свободы на десять и более лет, пожизненное заключение либо смер­тная казнь ожидает преступников, совершивших нападе­ние в целях хищения стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, их тайное или открытое хищение, если они принадлежали государственным органам, во­еннослужащим, сотрудникам полиции, бойцам народно­го ополчения (ст. 127).

Указанная статья претерпела любопытную эволюцию. В кодексе 1979 г. была норма о тайном или открытом хи­щении стрелкового оружия, боеприпасов, принадлежав­ших государственным органам, военнослужащим, со­трудникам полиции, бойцам народного ополчения (ст. 112). В приведенном выше Постановлении об усилении наказаний преступников, серьезно нарушивших обще­ственную безопасность, 1983 г. упоминание о тех, кому стрелковое оружие или боеприпасы принадлежали, сни­мается. В то же время само преступление могло карать­ся более строго, допускалось применение наказания «выше высшего предела». Поскольку максимальным по статье 112 было пожизненное лишение свободы, то эта формулировка означала в данном случае смертную казнь. Примерно в том же виде этот состав преступления зак­реплен в части 1 статьи 127 кодекса 1997 г. В части 2 не­сколько неожиданно вновь появляются «владельцы»

76--------------------------------------------------------------------

X. М, Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


_______, Комментарии к Особенной части УК КНР ___________

стрелкового оружия, боеприпасов или взрывчатых ве­ществ. Внятных разъяснений на этот счет в китайской юридической литературе найти не удалось. Представля­ется, что их «второе пришествие» вызвано тяньаньмэнь-скими событиями 1989 г, когда подобные деяния дей­ствительно имели место.

Статьи 128—130 устанавливают уголовную ответ­ственность за незаконные ношение или тайное хранение стрелкового оружия в нарушение инструкций, незакон­ные сдачу его в аренду или передачу иному лицу, несво­евременное заявление о его утере и т. д.

Работники гражданской авиации, нарушившие пра­вила безопасности движения и эксплуатации воздушно­го судна, что привело к серьезному инциденту в полете, при тяжких последствиях караются лишением свободы на срок до трех лет л ибо арестом; если эти действия по­влекли авиакатастрофу или смерть людей, они наказы­ваются лишением свободы от трех до семи лет (ст. 131). По мнению китайских юристов, субъективная сторона этого состава преступления характеризуется неосторож­ной формой вины (8, 248). При легкомыслии лицо, нару­шая правила безопасности движения и эксплуатации воз­душного транспорта, предвидит возможность причине­ния вреда здоровью человека или крупного ущерба, но без достаточных ктому оснований самонадеянно рассчи­тывает на их предотвращение или ненаступление, а при небрежности оно не предвидит наступление указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предви­деть.

Субъектом преступления может быть лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обя­занное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации воздушного судна, т. е. работник граждан­ской авиации, как записано в статье 131, Данное поня­тие раскрывается в Законе о гражданской авиации 1995 г. Под «работниками гражданской авиации» понимаются: во-первых, летный состав (отряд) — пилоты, штурманы, борт-инженеры, борт-радисты, стюарды и стюардессы;

Современное уголовное законодательство КНР


__________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

во-вторых, наземный персонал — авиационно-техничес-кий состав, персонал управления воздушным движени­ем, авиационно-диспетчерский состав, персонал, обслу­живающий авиационные радиотехническое оборудова­ние и средства связи (ст. 39) (19,1567).

Вопросы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации работниками железнодорожного транс­порта регулируются положениями статьи 132. Как и пре­дыдущая, она впервые включена в Уголовный кодекс в качестве самостоятельной нормы. В Законе о железных дорогах 1990 г. об уголовной ответственности железно­дорожников говорилось в самом общем виде. Однако по мере быстрого развития в стране этого вида транс­порта весьма актуальной стала проблема обеспечения безопасности перевозок. Нередко аварии с тяжелыми последствиями происходят по вине нерадивых работ-.

НИКОВ.

В декабре 1999 г. в городе Хэнъян (провинция Хунань) < машинисты Ли Цзинчэн и Чжан Хун были приговорены соответственно к 1 году и 6 месяцам лишения свободы. 9 июля того же года в 22.43 по местному времени из-за нарушения ими правил безопасности движения пасса­жирский поезд 461, следовавший по маршруту г. Учан (провинция Хубэй) — г. Чжаньцзян (провинция Гуандун),: сошел с рельсов в районе Хэнъяна. В результате желез­нодорожной аварии погибли 9 человек, 40 пассажиров получили ранения. Прямой экономический ущерб превы­сил 6,1 млн. юаней (более 700 тысяч долларов). Движе--ние по важнейшей магистрали Пекин — Гуанчжоу (адми­нистративный центр провинции Гуандун) было останов­лено на 32 часа (6,9 декабря 1999 г.).

Еще целый ряд составов преступлений (ст. 133—134, 136) в рассматриваемой главе в основном описаны в диспозициях статей УК 1979 г. (ст. 113—115). Заслужи­вает внимания лишь отсутствовавшее раньше положе­ние о бегстве с места дорожно-транспортного проис­шествия лица, нарушившего правила движения транс­порта, в результате чего произошла авария с причине­нием тяжкого телесного повреждения, смерти челове-

~7 О --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


_________ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

ку или нанесение крупного ущерба общественной соб­ственности. Наряду с другими особо злостными обсто­ятельствами оно наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Если бегство повлекло смерть человека, предусматривается лишение свободы на семь и более лет (ст. 133).

Статьи 135,137—139 в кодексе новые. В них опреде­лены санкции за преступления против общественной бе­зопасности в отношении руководителей и конкретных ответственных лиц на производстве и в учебном проце-се. В двух статьях закреплена ответственность должнос­тных лиц за нарушение правил безопасности на заводах, рудниках, в лесных хозяйствах, строительных и других организациях (ст. 135), а также в учебных заведениях или в ходе учебных мероприятий (ст. 138). Лица, непосред­ственно ответственные за снижение строительными, проектными, монтажными, инженерными организация­ми нормативов качества на объектах, что привело к се­рьезному инциденту, связанному с безопасностью, мо­гут быть приговорены к лишению свободы до пяти лет либо аресту, в качестве дополнительного наказания при­меняется штраф; при особо тяжких последствиях их ожи­дает заключение на срок от пяти до десяти лет, плюс штраф (ст. 137).

Эта статья все чаще применяется в современном Ки­
тае. Нынешний строительный бум в странет имеет и свои
теневые стороны. Так, постоянно поступает информация
о низком качестве строительных работ, в результате чего
происходят всевозможные аварии с человеческими жер­
твами. В1998—1999 гг. рухнуло сразу несколько мостов,
что вызвало резкое недовольство властей. Поэтому в
марте-апреле 1999 г. на всю страну по центральному те­
левидению была организована трансляция суда над 13
обвиняемыми по делу о катастрофе в уезде Цицзян го­
рода центрального подчинения Нунции, где в реку упал
только что построенный пешеходный мост. Тогда погиб­
ли 40 и получили ранения 14 человек. Процесс суда ис­
ключительно широко комментировался в печати.
------------------------------------------------------------------- уд

Современное уголовное законодательство КНР


_______ Комментарии к Особенной части УК КНР___________

. В июне 1999 г. в городе Ичан (провинция Хубэй) к раз­личным срокам лишения свободы были приговорены че­тыре человека, причастные к делу о рухнувшем мосте в

< уезде Бадун той же провинции. Авария произошла в фев-

нрале 1998 г. и унесла жизни 11 человек, 14 получили ра­нения. Суд решил, что трагедия стала следствием гру-

• бых нарушений в проектировании и строительстве мос­та (27,4 июня 1999г.).

Глава завершается нормой об уголовной ответствен­ности за нарушение правил противопожарной безопас­ности лицами, на которых лежала обязанность по их со­блюдению (ст. 139). Специалисты и местные СМИ при­знают, что пожары представляют собой самую большую угрозу для китайских городов. В 1999 г. в КНР произош­ло около 180 тысяч таких пожаров, что на 40 с лишним процентов выше показателя 1998 г. Они унесли жизни 2700 человек и причинили прямой экономический ущерб в размере 1,4 млрд. юаней (170 млн. долларов). Несмот­ря на то, что по числу погибших пожары уступают до­рожно-транспортным происшествиям, однако первые приводят к разрушению объектов инфраструктуры, ма­териальному ущербу, а в более серьезных случаях к на­рушению систем жизнеобеспечения городов. По словам экспертов, многие еще не осознали исключительную важность предотвращения пожаров. Главной причиной

?> их увеличения является отсутствие необходимого про­тивопожарного оборудования и строгого контроля за противопожарной безопасностью (6,10 марта 2000 г.). В середине 1999 г. Ван Цзиньлай и Чжан Цзяньго, от­вечавшие за соблюдение требований, норм и стандар-

! тов противопожарных сооружений и обеспечение сред­ствами противопожарной защиты в пекинском доме ме­бели «Юйцюаньин», расположенном на юге столицы, были приговорены к лишению свободы соответственно на 4 и 3 года после того, как 5 мая этот крупный магазин был полностью уничтожен огнем. Прямой экономический ущерб составил 20,87 млн. юаней (около 2,5 млн. долла­ров) (7, 5 июня 1999г.).

80---------------------------------------------------------

X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов


Комментарии к Особенной части y&jjiP


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.