Стадии процесса применения права. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Стадии процесса применения права.

2020-01-13 73
Стадии процесса применения права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логический процесс нормативного регулирования – существуют (устанавливаются, вырабатываются) общие правила поведения (нормы), которые регулируют определённые общественные отношения (конкретные ситуации) и определяют поведение людей в любых конкретных ситуациях.

 

Норма → Конкретная ситуация → Поведение в конкретной ситуации.

Процесс правоприменения – силлогизм, в котором большей посылкой являются нормы права, меньшей – фактические обстоятельства дела, умозаключением – решение по делу.

 

Стадии правоприменительной деятельности:

 

1. Установление юридической основы для разрешения дела. Деятельность правоприменителя по установлению юридической основы дела предполагает:

a. Нахождение нормы, подлежащей применению.

b. Проверку правильности текста акта, содержащего норму.

c. Проверку подлинности нормы, её действия во времени, в пространстве, по кругу лиц.

d. Уяснение содержания нормы.

e. Определение всех норм, которыми необходимо руководствоваться в течение процесса применения права на отдельных стадиях.

f. Нахождение, проверка имеющих юридическое значение актов толкования главной нормы и вспомогательных норм.

g. Нахождение средств решения дела в случае отсутствия в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам.

2. Установление фактической основы для разрешения дела (правоприменитель тщательно изучает конкретные обстоятельства дела, имеющие юридическое значение – юридические факты; юридические факты устанавливаются различным способами, в том числе с помощью доказательств; органы, собирающие фактические обстоятельства и органы, выносящие решение могут не совпадать). Цель стадии: установление истины (достоверное знание в правоприменении – органическое сочетание элементов абсолютной и относительной истины, полного и неполного вероятностного знания). Модель установления истины (познание): изменение среды → материальные процессы → сознание.

3. Вынесение решения по делу (юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания; оформляется, применяется правоприменительный акт; основная стадия правоприменительной деятельности, последующая за подготовительными стадиями).

4. Фактическое исполнение решения и контроль над ним (с одной стороны: реализация принятого решения – объективный критерий оценки процесса правового регулирования; с другой стороны: фактические действия по реализации решения вне сферы применения права, являются самостоятельным этапом реализации права).

 

Дополнительные стадии: выработка проекта решения, согласование проекта решения, пересмотр принятого решения.

 

Правоприменительный процесс ↔ управленческий процесс (сбор информации – принятие решения).

Правоприменительный процесс (логический подход): посылки → умозаключение.

Правоприменительный процесс (фактический подход): мыслительная деятельность (анализ, оценка, толкование, формулирование) → принятие решения.

Индивидуальное правосознание (интеллектуально-волевая основа) ↔ Правоприменение.

Проблема: правоприменение ↔ правовая культура; право ↔ закон.

 

 

Правоприменительные акты.

Правоприменительный акт – документ, в котором содержится индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.

 

Правоприменительный акт – внешнее объективное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела (государственно-властный характер, авторитет государства).

 

Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определённый акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав, юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.

 

Правоприменительный акт:

1. Письменная форма (имеет определённые реквизиты).

2. Устная форма.

3. Бессловесная форма (конклюдентные действия, жесты).

 

Правоприменительный акт:

1. Действие.

2. Документ.

Состав правоприменительного акта:

1. Издающий субъект.

2. Адресат акта.

3. Объект (конкретная ситуация подлежащая разрешению).

4. Содержание (индивидуально-конкретное предписание).

 

Юридическая правоприменительная техника – правила формулирования, составления текста правоприменительных актов (относящиеся к содержанию акта правила структурного построения и оформления правоприменительных актов, придания ему внешних атрибутов).

 

Требования к правоприменительным актам:

 

1. Строгое соответствие НПА, на основе которых принимаются индивидуальные акты.

2. Издаются в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица.

3. Содержат глубокую и всестороннюю мотивировку.

4. Имеют все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер.

 

Характеристики правоприменительного акта:

 

1. Имеют государственно-властный характер.

2. Издаются компетентными органами на основе правовых норм.

3. Направлены на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений (в отличие от НПА, предназначенного для общего, нормативного регулирования). Правоприменительный акт – юридический факт, влекущий возникновение, изменение, прекращение у адресатов субъективных прав и обязанностей.

4. Обязательны к исполнению (акты применения права обычно вступают в юридическую силу с момента принятия, по истечении определённого срока, в специально указанный срок). Юридическая сила правоприменительного акта (свойство действовать, порождать определённые правовые последствия) основывается:

a. На государственно-властных полномочиях компетентных органов, производных от суверенитета государства.

b. На юридической силе применяемых норм права.

5. Не являются источником права (применяются к конкретному событию, случаю, лицу).

 

Нормативный правовой акт Акт применения права
Предписания общего характера Предписания индивидуального характера (индивидуально-конкретные предписания, выступающие в качестве юридических фактов)
Неопределённый круг юридических и физических лиц-адресатов для многократного применения Строго определённый круг лиц-адресатов по определённому поводу для однократного применения
Широкий круг общественных отношений Строго определённый вид общественных отношений
Действие вне зависимости от общественных отношений Прекращение одновременно с прекращение общественных отношений

 

Классификация правоприменительных актов:

 

I. По издающим субъектам:

 

a. Акты органов законодательной власти.

b. Акты органов исполнительной власти.

c. Акты контрольно-надзорных органов.

d. Акты судебных органов.

e. Акты негосударственных организаций.

 

II. По времени действия:

 

a. Однократного действия. Пример: протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа.

b. Длящегося действия (юридические последствия продолжаются определённый или заранее не определённый срок). Пример: решение о назначении пенсии, приговор суда, устанавливающий наказание в виде лишения свободы.

 

III. По типу принятия:

 

a. Принятые единоначально.

b. Принятые коллегиально.

 

IV. По характеру применяемых норм права:

 

a. Регулятивные (устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений; документы принимаются на основе регулятивных – запрещающих, обязывающих, управомочивающих норм права в связи с правомерным поведением людей).

b. Правоохранительные (акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение).

 

V. В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела:

 

a. Основные (документы, содержащие завершённое решение юридического дела).

b. Вспомогательные.

 

VI. По форме регулятивного воздействия:

 

a. Исполнительные (направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю; предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением).

b. Правоохранительные акты (предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений; издаются в связи с предупреждением правонарушения, при совершении правонарушения).

 

Эффективность правоприменительного акта зависит от:

 

1. Цели издания.

2. Результатов действия.

3. Соизмерения результатов с целью, неизбежными издержками (полная эффективность – достижение цели при минимальных издержках за счёт материальных, социально-политических, идеологических, организационных, юридических средств обеспечения эффективности).

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.