При каких педагогических условиях проблемная ситуация способствует формированию УУД?. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

При каких педагогических условиях проблемная ситуация способствует формированию УУД?.

2020-01-13 153
При каких педагогических условиях проблемная ситуация способствует формированию УУД?. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во-первых, учитель должен знать основные приемы создания проблемных ситуаций, четко представлять характер познавательной деятельности на каждом её этапе, понимать сущность проблемного обучения, владеть его методикой.

Это условие затрагивает теоретическую и методическую подготовку учителя начальных классов к осуществлению своей деятельности (преподавания) в условиях проблемного обучения.

В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной.

Это условие исключает возможность «работы по шаблону» учителя, требует гибкости и мастерства от педагога, дает «зеленый свет» педагогическому экспромту, творческому проведению урока. Это в свою очередь, формирует у учащихся критичность мышления, творческие продуктивные приемы мыслительной деятельности. Дети всегда «начеку», они не «спят на уроке, зная что учитель скажет (сделает, попросит выполнить) дальше», учащиеся внимательны в течении всего урока, а так как учитель неординарен, многообразен, то и ребята (подражая ему) творчески подходят, к выполнению любого задания, решению любой проблемной ситуации: они ищут все возможные варианты решения, а не останавливаются на одном.

Педагогу необходимо применять на уроке все виды проблемных заданий – проблемный вопрос, проблемные задания практического характера, проблемные задачи.

Так, не следует «зацикливаться» на теоретических знаниях, нужно не только говорить, спрашивать, отвечать, но и выполнять практические действия. Ведь познавательная деятельность – не только «добыча» знаний, их восприятие, усвоение. Это еще и предметная деятельность, в ходе которой человек познает окружающий мир. на уроках естествознания проблемные задания практического характера занимают большое место, скорее даже центральное. Нельзя познавать «по книгам» то, что можно познать наблюдая, прикасаясь, пробуя на вкус, запах и т.п.

Важным условие эффективности проблемного обучения для активизации познавательной деятельности является факт «принятия» учеником проблемы как своей личной, т.е. переход проблемной ситуации в учебную проблему. У любой деятельности есть мотив. У познавательной деятельности мотивом является интерес к познавательному, значимость познавательного для субъекта. Следовательно, каждый ученик должен заинтересоваться предметом изучения, проблема должна быть для него интересной, значимой, требующей решения.

Несомненно, решение проблемной ситуации должно идти по определенному плану, логически обусловленному.

Должна четко соблюдаться структура, познавательной деятельности на этапе решения проблемы: актуализация прежнего опыта, поиск известных способов решения, отказ от них, формулирование гипотезы о способах решений проблемы, доказательство и проверка гипотезы.

Все этапы решения проблемы характеризуются самостоятельностью познавательной деятельности учащихся. Но это не исключает помощи учителя. Педагог обязан оказать помощь, строго дозированную и своевременную.

Специфика проблемного обучения в начальных классах в том, что оно должно сочетаться с другими методами обучения: объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и др., т.к. использование только проблемного обучения непосильно для младших школьников.

В учебной деятельности разумно чередовать периоды слабого и сильного умственного напряжения.

Следующее условие: учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимо иметь ввиду эмоциональность младших школьников, неустойчивость произвольного внимания, быструю утомляемость и т.п., следовательно, использовать наглядные пособия, эмоционально вести урок, заинтересовывать ребят, предъявлять посильные проблемные задания, обеспечивать смену видов деятельности.

Проблемное обучение нельзя превращать в универсальный метод обучения, т.к. проблемная ситуация на «слабоуспевающего, слабо подготовленного ученика действует отрицательно, она больше угнетает, дезорганизует». С такими учащимися нужно вести индивидуальную работу во внеурочное время, уделить внимание их подготовке к уроку.

Для «тихих», робких ребят необходимо создавать «повторяющиеся ситуации успеха», закрепить тем самым их стремление к участию в споре, дискуссии, содействовать развитию и воспитанию уверенности, настойчивости.

И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.

Учитель начальных классов на уроках окружающего мира может и должен использовать парные и групповые формы работы, дидактические игры, опыты и наблюдения, нестандартные ситуации, технические средства обучения, занимательные упражнения, схемы, таблицы и т.д.

Сочетая (разумно) все вышеперечисленные методы и приемы, средства и формы активизации познавательной деятельности с проблемным обучением на уроках окружающего мира учитель начальных классов добьется высоких результатов в работе по активизации познавательной деятельности, которая является важным звеном оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Возможности использования разнообразных приемов создания форм, типов проблемных ситуаций на уроках окружающего мира..

 

Конкретные примеры из опыта работы:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.