Повышение уровня физической подготовленности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Повышение уровня физической подготовленности.

2020-01-13 123
Повышение уровня физической подготовленности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На данном этапе на первый план выходит целенаправ-

ленная работа над скоростно-силовыми качествами и

быстротой сложной двигательной реакции в русле спе-

циализации. Для формирования скоростно-силовых ка-

честв используются специальные упражнения с непре-

дельными отягощениями и упражнения «ударного»

типа. При этом для каждой группы однотипных движе-

ний, характерных для конкретного вида единоборства

разрабатываются специальные упражнения. Можно ис-

пользовать и типовые упражнения, но в ущерб эффек-

тивности. Сложная двигательная реакция — это соче-

тание реакции на движущийся объект с вызываемой ею

реакцией выбора. С целью совершенствования этих ка-

честв используют специальную гимнастику для глаз,

упражнения для концентрации внимания, воспитыва-

ют способность использовать «скрытую информацию»,

способность к вариативным действиям. Целесообразно

использование методов саморегуляции, способствую-

щих снятию психической напряжённости.

Введение в реальный поединок. Основные харак-

теристики, которые отличают учебный или спортив-

ный поединок от реального поединка, — это дистанция

между соперниками, на которой они выполняют дей-

ствия, это динамические свойства действий, возмож-

ности в выборе средств ведения поединка и его конеч-

ная цель. На данном этапе даются представления и

формируются первоначальные навыки ведения реаль-

ного поединка. Достигается это с помощью выполне-

ния условно-реальных поединков в различных темпо-

вых и силовых режимах. Смысл таких поединков за-

ключается в выполнении обусловленных действий, в

том числе и с различными видами оружия, но с макси-

мально возможными скоростно-силовыми характери-

стиками и на реальной дистанции. По мере совершен-

ствования навыков реального боя степень обусловлен-

ности снижается, однако это ведёт к повышению воз-

можности травматизма. На этом этапе обучения реаль-

ному бою необходимо использование специального за-

щитного снаряжения и специальной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу напомнить, что цель данной ра-

боты — обозначить проблемы современного каратэ,

которые возникают в результате ошибочных пред-

ставлений об этом явлении и непрофессионального

подхода к процессу обучения, сформулировать основ-

ные понятия, которые позволят человеку увереннее

ориентироваться в потоке информации на эту тему, а

также концептуально изложить основные аспекты

воспитательной деятельности в каратэ. Подробное же

изложение вопросов теории предмета, методики обу-

чения и практики каратэ будет дано в последующих

работах по каждому конкретному периоду многолет-

ней деятельности.

Ниже представлены тезисы, в которых сконцентри-

рованы наиболее важные, на мой взгляд, мысли по воп-

росам, затронутым в данной монографии.

1. Боевое искусство каратэ — это система форми-

рования личности воина (бойца) как многолет-

ний процесс, в основе которого лежит работа, на-

правленная на физическое, интеллектуальное и

нравственное воспитание и совершенствование.

2. Сегодня под одноимённым названием развивают-

ся независимо друг от друга три направления де-

ятельности — физкультурное, спортивное, бое-

вое, что говорит о широких прикладных возмож-

ностях каратэ.

3. Боевое направление в каратэ может стать весьма

эффективным средством ведения рукопашного

боя при правильном логическом оформлении

программы обучения.

4. Физкультурно-спортивное направление в кара-

тэ — это уникальное средство физического вос-

питания, но не более того.

5. В современном каратэ отсутствует научно-мето-

дическая база, что привело к плюрализму взгля-

дов на это явление, огромному количеству сти-

лей и направлений, а также к появлению профес-

сионально необразованных «специалистов».

6. Каратэ едино. Стиль — это разновидность выпол-

нения одного и того же.

7. Стиль — это не обособленное единоборство, а ме-

тод педагогического воздействия.

8. Ката не являются абсолютным критерием оцен-

ки мастерства в каратэ. Ката, как и кихон, имеют

значение на этапах начальной подготовки, как

средство формирования двигательных навыков

и как средство индивидуальной подготовки на

более поздних периодах.

9. Смешанно-групповой метод обучения сдерживает

рост мастерства у наиболее способных учеников.

10. Искусство боя передаётся только индивидуально.

11. Современное каратэ — это форма физкультурно-

спортивной деятельности, а не воинское дело.

12. Совершенствование в каратэ есть логическое

продолжение процесса воспитания.

13. Гармоничное развитие личности в каратэ — это про-

цесс совокупного воспитания физических, интел-

лектуальных и нравственных качеств человека.

14. Многолетняя деятельность в каратэ — это про-

цесс постепенного перевоплощения подростка в

мастера-наставника.

15. Программа и методика обучения для тех, кто на-

чал заниматься каратэ в старшем возрасте, и для

подростков существенно отличаются.

16. Школьный период обучения характеризуется

крайней догматичностью, которая выражается в

неукоснительном выполнении требований про-

граммы. Следующий период является периодом

углублённой специализации, рационализации и

варьирования процесса подготовки. Завершаю-

щий период — это период самостоятельного вы-

бора и перестройки характера движений с целью

более рационального использования физических

возможностей.

17. Педагогические принципы отражают объектив-

ные закономерности воспитания мастера боевых

искусств.

18. В основе педагогических принципов воспитания

в каратэ должна лежать философская концепция

о трёхсоставности человека (физическая, интел-

лектуальная и духовная составляющие) как еди-

ного целого.

19. Стремление к идеалу порождает энергию, способ-

ствующую достижению вершин мастерства.

20. Воспитание физически здорового, нравствен-

но чистого и интеллектуально развитого чело-

века — вот первостепенная задача боевого ис-

кусства.

21. Мастера каратэ невозможно воспитать за корот-

кий срок. Можно лишь научить выполнять не-

которые приёмы.

22. Нельзя путать понятия «мастер боевого искус-

ства каратэ» и «мастер спорта по каратэ». Эти

понятия из разных сфер жизни.

23. В каратэ без ясной цели воспитательный процесс

превращается из движения вперёд в топтание на

месте в рамках одних и тех же форм.

24. Степень развития мастерства в каратэ во многом

зависит от состояния интеллекта человека.

25. Прежде чем обучать приёмам боя, необходимо со-

здать психофизическую основу.

26. В каждом конкретном случае преподаватель ка-

ратэ должен стремиться к воспитанию «неповто-

римой индивидуальности».

27. Здоровье воспитанников зависит от правильно-

го организационно-методического обеспечения

занятий и соревнований.

28. Программа и методика обучения должны быть по-

нятными и научно обоснованными.

29. Общая физическая подготовка направлена на ук-

репление организма в целом, а специальная фи-

зическая подготовка — на формирование физиче-

ских качеств в русле специализации.

30. Техника каратэ — это те приёмы, которые нахо-

дят применение в реальном бою.

31. Спортивный поединок — это одна из форм учеб-

ного поединка.

32. Реальный поединок — это поединок без ограни-

чения состава действий и способов воздействия

на противника.

33. Практика кобудо не имеет никакого отношения

к современному каратэ.

34. Соревнования — это не самоцель, а часть процес-

са обучения.

35. Задача экзамена не только в том, чтобы опреде-

лить уровень воспитанника, но ещё и в том, что-

бы выявить недостатки в воспитательной дея-

тельности.

36. Воспитание индивидуальной мотивации — это

одна из важнейших задач этапа начальной подго-

товки.

37. Главное, что отличает реальный и спортивный

поединки, — это их конечная цель.

 

 

ХОШУ ИКЕДА О СУТИ КАРАТЭ

 

Мы должны учиться у древней традиции.

Однако мы не должны во всём полагаться

на неё. В прошлом — боевое искусство

прошлого. Боевое искусство будущего,

вероятно, будет отличаться от боевого

искусства дня сегодняшнего. КАРАТЭ

современной эпохи должно включать в себя

все достоинства традиции и идти вперёд.

Хошу Икеда, основатель японского каратэ

Дзёсинмон. Из записок. Июнь 1971 года

Понятия КАРА и ТЭ

Значение КУ

Предполагают, что название данного вида боевого ис-

кусства изменялось следующим образом: ТЭ (рука) —

ТОДЭЙ (рукопашный бой) — КАРАТЭ (китайская

рука) - КАРАТЭ (пустая рука) - КАРАТЭДО (путь

пустой руки). Существовали также такие промежуточ-

ные названия, как: ТОДЭЙ - КЭМПО, ТОДЭЙ - КЭМ-

ПО - ДЗЮЦУ, КАРАТЭ - ДЗЮЦУ, КАРАТЭ -

КЭМПО и другие.

В первый раз название «каратэдо» (пустая рука)

было использовано в августе 1905 года инструктором

по каратэ одной из средних школ на Окинаве Ханагу-

суку Тёмо. Очевидно, оно не было тогда общеупотре-

бительным, потому что в книге Фунакоси Гитина «Ру-

копашный бой на Рюкю-каратэ», вышедшей в ноябре

1922 года, употребляются параллельно два названия:

«китайская рука» и «пустая рука».

Вообще нет смысла цепляться за название «китай-

ская рука», если мы признаем, что каратэ — это по сво-

ей сути независимая, самостоятельная система, при-

шло ли оно из Китая или происходит от древнего бое-

вого искусства Рюкю. Давайте попытаемся разобрать-

ся, почему произошла перемена названия от «китай-

ской руки» к «пустой руке».

«Иероглиф «пустой» читается не только как

КАРА (японское чтение), но и как КУ (китайское

чтение). Этот иероглиф символизирует дух

БУДО: «защищать голыми (пустыми) руками

свое тело от противника». Идущие по этому пути

должны избавиться от гордости и «передавать го-

лос пустоты». Они должны научиться «концент-

рировать свой дух, забыв о пустом». Они долж-

ны «быть в пустоте, но обращены вовне». В буд-

дизме есть такое выражение: «Цвет — это пусто-

та (КУ), а пустота (КУ) — это цвет». Если попы-

таться внимательно рассмотреть, что же такое

космос, то мы поймем, что это пустота (КУ).

Иными словами, пустота (КУ) — это всё. Суще-

ствует много видов военного искусства: ДЗЮДО

(мягкий путь), КЭНДО (путь меча), КЮДО

(путь лука), ДЗЁДО (путь трости), однако мож-

но сказать, что их путь один — такой же, что и

путь КАРАТЭ (пустой руки). В действительно-

сти КАРАТЭ (пустая рука) — это начало всего.

Именно поэтому я настаивал на употреблении

иероглифа КУ (пустой)».

Фунакоси Гитин. «Путь каратэдо», 1956

Изначально КУ — это пустой, полый, то есть отсут-

ствие чего-либо. «Отсутствие» связано с понятием МУ

(ничто), которое обозначает состояние недумания, без-

молвия, когда человек забывает о сущем. Это необъяс-

нимое состояние, это то, что называют естеством, то

есть состояние, в котором человек избавляется от всех

беспокойств, посторонних мыслей. Иными словами,

МУ (ничто) — это есть КУ (пустота). А КУ — это всё,

ибо пустота охватывает собой все сущее. Вот такова

философия КУ. Она рассматривает КУ как единство

внешней технической и внутренней духовной сторон.

Переход от «китайской руки» к «пустой руке» озна-

чал привнесение в КАРАТЭ духовного начала и скла-

дывание более широкой философии.

Значение ТЭ

Говорят, что в древности военное искусство Рюкю

называли ТЭ или ОКИНАВА-ТЭ, а искусство руко-

пашного боя, пришедшее из Китая, — ТОДЭЙ. В са-

мой Японии также существовали БО-НО ТЭ (рука

посоха), КАМА-НО ТЭ (рука серпа) и так далее. По-

этому, вероятно, имеет смысл рассмотреть значение

слова ТЭ.

В словаре говорится, что ТЭ — это искусство, тех-

ника (приемы), рука, способ, средство. Слово исполь-

зуется в различных терминах, относящихся к искус-

ству или военному делу, не только как рука, и это при-

дает ему более глубокий смысл: борьбу с соперником

называют ТЭ-АВАСЭ (дословно — сцепить руки);

значительный, грозный — ТЭ-ГОВАИ (страшные

руки); очень способный человек — ТЭ-КИКИ (уме-

лые руки); обучение — ТЭ-ХОДОКИ (распутать

руки); кроме того, в военном деле есть такие терми-

ны, как ЁСЭ-ТЭ (противник, наступающие силы);

МАМОРИ-ТЭ (обороняющийся); САКИ-ТЭ (голов-

ной отряд, авангард); УСИРО-ДЭ (руки за спиной);

ОКУ-НО ТЭ (секрет ремесла); АСА-ТЭ (легкое ра-

нение); ФУКА-ДЭ (глубокая рана); ИТА-ДЭ (тяже-

лая рана). В этих словах проявляется глубина значе-

ния слова ТЭ.

Рука способна принимать различные положения и

выполнять различные действия: хватать, бить, хлопать,

защищать, брать, вытирать, трогать. В связи с этим

имеется множество выражений, передающих наши чув-

ства. Часто слово используется в сочетании со слова-

ми «спокойствие», «возбуждение», «ожидание», «бес-

покойство», «страх», «напряжение», «гнев», «волне-

ние», «восторг», «ненависть», «счастье», «радость». В

каратэ также существует множество терминов, в кото-

рых используется слово ТЭ, в них отражается особен-

ность искусства рукопашного боя, его неуловимая кра-

сота.

Наверное, можно сказать, что основное различие

между человеком и животными состоит в том, что руки

человека отличаются ловкостью и подвижностью. Кро-

ме того, рука способствовала развитию головного моз-

га человека. Можно сказать, что рука лежала в основе

достижений человеческого общества, которое создало

производство, оружие, различные творения искусства.

Что же определило такую важность действий рук?

Несомненно, то, что человек встал на ноги.

Прямохождение

Твой дух — дух водяной птицы.

Твои руки — всегда ждут момента.

Твои ноги — всегда действуют.

Песни искусства СО-ДЗЮЦУ

(метание копья) Школы Ходзо-рю

В этих словах также отражены важная, ювелирная,

функция рук и сила и двигательная функция ног. Ког-

да человек встал на ноги, руки освободились и стали

быстро развиваться. Это было решающей причиной

эволюции человека. Человек овладел ремеслом, на-

учился обращаться с оружием, производить товары,

создавать творения искусства. Все это произошло бла-

годаря руке.

Мастер йоги Оки Масахиро в своей работе пишет,

что «первым условием того, что человек смог встать

на ноги, является то, что большой палец ноги у чело-

века хорошо развит». Если мы сравним ногу челове-

ка с лапой обезьяны, то увидим, что это действитель-

но так. В древности говорили: «Ноги — в тепле, голо-

ва—в холоде». По ноге научились определять состо-

яние организма человека. Говорят, что тело после

смерти начинает охлаждаться именно с ног. Трени-

ровка ног необходима для совершения любых дей-

ствий (не только в каратэ). Железные гэта (традици-

онная японская обувь, напоминающая сандалии, на

двух опорах под подошвой, чтобы ноги не промока-

ли), гэта на одной опоре или высокие гэта в каратэ

используются именно для развития пальцев ног. Если

ноги больны, ухудшается работа внутренних органов,

кровообращения. В йоге также уделяется внимание

тренировке пальцев ног, особенно большого пальца.

Даже в дзэн-буддизме говорится о том, что необходи-

мо заботиться о своих ногах: «смотри на ноги». Если

ты хочешь сберечь свои руки, ты должен прежде все-

го беречь свои ноги. Именно поэтому обучение в ка-

ратэ начинается со стоек. Тому, кто занимается лишь

техникой рук, необходимо хоть раз обратить внима-

ние на свою позу (стойку), чтобы добиться правиль-

ных движений ногами.

ДЗЮЦУ и ДО

В древности японское военное искусство БУДО

было общим названием для «18 боевых искусств»

(«Бунгэй дзюхаппан»), включавших в себя КЭН-

ДЗЮЦУ, ДЗЮ-ДЗЮЦУ, КЮ-ДЗЮЦУ, БА-ДЗЮЦУ

(искусство верховой езды) и другие. Постепенно все

они специализировались, углублялись и превратились

в соответствующие направления (вместо ДЗЮЦУ ста-

ли употреблять ДО). Появилась социальная необхо-

димость в принципах, объясняющих путь (ДО) от во-

енного искусства (ДЗЮЦУ) к искусству, главная цель

которого состоит в развитии личности. Переход от

ДЗЮЦУ к ДО привел к созданию культуры БУДО в

широком смысле. Каратэ также не является исключе-

нием. Под влиянием КЭНДО и ДЗЮДО его стали на-

зывать КАРАТЭДО. И все-таки, я думаю, что назва-

ние КАРАТЭ лучше. КАРАТЭДО звучит как-то неес-

тественно и немного режет слух. Вообще я думаю, что

название КАРАТЭ уже включает в себя такие значе-

ния, как ДЗЮЦУ (искусство) и ДО (путь). В назва-

нии КАРАТЭ ДО этот смысл просто усиливается.

Нужно отдать должное мудрости древних, которые

извлекли из ДЗЮЦУ (искусства) ДО (путь) гармонии

и мира. Это имеет большую ценность еще и потому, что

люди, провозгласившие путь (ДО) гармонии и мира,

сначала овладели искусством (ДЗЮЦУ), а потом за-

говорили о духовном развитии, не прошли мимо ис-

кусства (ДЗЮЦУ), сразу встав на путь (ДО). В любом

случае БУДО должно основываться на искусстве

(ДЗЮЦУ). В то же время ДЗЮЦУ недостаточно само

по себе. Если человек останавливается лишь на ДЗЮ-

ЦУ, из него может вырасти тиран.

Считать каратэ лишь системой духовного воспита-

ния человека или исключительно системой физиче-

ского развития — значит не понимать истинный смысл

каратэ. Каратэ — это особый путь, способствующий как

духовному, так и телесному развитию человека. Но

обучение каратэ должно начинаться не с пути (ДО), а

с искусства (ДЗЮЦУ). Я против идеализма, презира-

ющего плоть и физическую силу.

Я также не согласен с теми, кто говорит лишь об

опыте и физическом развитии. Сначала нужно отра-

батывать свое искусство (ДЗЮЦУ), потом постепен-

но переходить от ДЗЮЦУ к ДО. Вскоре вы начнете

продвигаться вперед, ставя на один уровень искусство

(ДЗЮЦУ) и путь (ДО), и пойдёте по линии, соединя-

ющей их. Иными словами, «искусство к пути», «путь

к искусству». В этом смысле всё равно, с чего вы начи-

наете постижение каратэ: с пути или с искусства, с те-

ории или с практики. Однако нет ни одной школы, ко-

торая бы полностью игнорировала физическую подго-

товку, потому что без неё каратэ немыслимо.

МИТИ и ДО

МИТИ (дорога, тропа) не воспринималась древни-

ми как этический путь. ДО (путь) являлось правилом,

определяющим поведение человека и его мировоззре-

ние. Оно не раскрепощало человека, а, наоборот, сдер-

живало его в определенных рамках. ДО в некотором

смысле является продуктом коллективных норм. В

настоящее время нам нужен не путь социального сдер-

живания, а путь (МИТИ) свободы. В поэтической ан-

тологии «Синкокин вака-сю» («Собрание старых и

новых песен Ямато») есть такое стихотворение:

Пробираюсь сквозь

густые заросли

горы Окуяма...

Случайно вышел на тропу.

Никто о ней не знает.

«В любом, даже самом густом лесу можно най-

ти дорогу. Автор стихотворения против того, что-

бы все дороги и тропинки (МИТИ) были сведе-

ны к одному пути (ДО). Мнение о том, что толь-

ко «БУСИДО» предоставляет человеку дорогу

(МИТИ), является не более чем изящным сло-

воблудием».

Уэда Масааки

Это цитата из книги «Путь Японии». Наверное, нет

другой страны, где бы уделяли столько внимания по-

нятию пути (ДО). В словаре говорится, что путь — это

высший принцип, абсолют. Конфуций говорил: «Путь

всегда неизвестен». Тем не менее философия дзюдо,

кэндо, каратэдо, кюдо, садо (путь чая), кадо (путь цвет-

ка), седо (каллиграфия) и других видов традиционных

искусств является в действительности философией

пути. Люди открыли множество путей.

Путь (МИТИ) каратэдо — это не более чем путь

физического воспитания. Он представляет собой путь

самоосвобождения от давления со стороны с помощью

закалки своего организма. Это путь телесного просвет-

ления. Это путь, ведущий к собственному достоинству;

путь, целью которого является свобода тела; это осо-

бая философия, позволяющая человеку стать сильным,

позволяющая ему реализовать свои истинные намере-

ния. Безусловно, слово «путь» (ДО) употребляется как

в широком, так и в узком смысле. Есть множество раз-

личных «хороших путей», применяемых в спорте, для

оздоровления, в качестве методов физического воспи-

тания. Однако «хорошие пути», не уделяющие долж-

ного внимания техническому искусству (ДЗЮЦУ), не

должны иметь ничего общего с каратэ.

Таким образом, есть много разновидностей пути:

тропинки, тропки, дорожки, дороги. Однако "путь

(МИТИ) в БУДО — это не дорога в физическом смыс-

ле. В эпоху «18 боевых искусств» («Бунгэй дзюхап-

пан») существовала культура ДЗЮЦУ. Это называлось

путём самурая (МОНОНОФУ-НО МИТИ). В насто-

ящее время все они изменили свои названия с ДЗЮ-

ЦУ на ДО. Военное искусство, бывшее в прошлом тай-

ным и передававшееся по принципу «не выноси за во-

рота» («монгай фусюцу») или «только одному сыну»

(«исси содэн»), постепенно стало массовым. Появле-

ние пути свидетельствовало о том, что рождается но-

вое массовое течение. Происходит поворот от индиви-

дуального обучения к коллективному: от «узкой троп-

ки» (КОМИТИ) к «широкому пути» (ДАЙДО). Слож-

но говорить о том, что лучше, ведь и то и другое ведет к

своей цели.

КАРАТЭ — начало

Военного искусства.

Об искусстве «продления»

Исходной точкой искусства каратэ является то, что

в нем не используется оружие. Оно основано на мыс-

ли о том, что нужно превратить все свое тело в оружие.

Каратэ — это искусство пустой руки. Главнейшей иде-

ей каратэ является мысль о том, что мы должны так

натренировать свой кулак, чтобы он стал похож на бо-

евое оружие. Мы используем меч, алебарду, лук и стре-

лы, разное метательное оружие и многое другое. Каж-

дое из этих оружий имеет свои преимущества: алебар-

да достаточно длинна, стрелы и метательное оружие

можно применять на большом расстоянии. Однако

искусство рукопашного боя сталкивается с ограниче-

ниями в долготе удара рукой или ногой. Удар в дей-

ствительности нельзя запустить как стрелу. Я хочу

сказать этим, что любое военное искусство, кроме брос-

ков, имеет дело с искусством точек и линий по отно-

шению к поверхности. В КЭНДО — это удар по поверх-

ности и ее разрез; использование стрелы и СЮРИ-

КЭН (метательное холодное оружие) основано на дей-

ствии «вонзить», «уколоть».

В каратэ также существует несколько технических

способов, определяемых положением точек и линий:

ЦУКИ (выпад, тычок), КЭРИ (удар ногой), УТИ

(удар), АТЭ (сильный удар локтем или коленом). От-

личие состоит лишь в том, что в каратэ нет оружия,

кроме самого тела. В этом смысле и стрельба из лука, и

метание, и удар посохом, алебардой или мечом пред-

ставляют собой не что иное, как продленный удар

(ЦУКИ) в каратэ. Стрельба из пистолета или ружья

использует тот же самый способ — способ продления

удара. Использование современного оружия позволя-

ет эффективно защищать свое тело и воздействовать

на противника. Искусство рукопашного боя — одно из

самых первых способов самозащиты.

Самый ранний из них — каратэ. Я не собираюсь

приукрашивать каратэ и не пытаюсь показать его бо-

лее рациональным, чем оно есть. Когда я говорю, что

все боевые искусства представляют собой особые тех-

ники, построенные на искусстве точек и линий и раз-

личающиеся лишь тем, что используют разные спо-

собы; когда я говорю, что все они используют способ

«продления кулака», то я хочу сказать этим лишь

одно: каратэ — это концентрированное начало всех во-

енных искусств. Именно поэтому мы можем исполь-

зовать оружие, основываясь на логике каратэ.

Нужно заниматься совершенствованием и других

древних боевых искусств, имеющих отношение к ка-

ратэ, на основе его принципов. Так, можно совершен-

ствовать технику использования другого оружия на

основе стоек и телодвижений, применяемых в каратэ.

Аналогичное введение новых элементов в другие бое-

вые искусства, например в кэндо, — невозможно. Всё

это, несомненно, привело бы к упрочению позиций

каратэ в обществе.

Общие точки военного

Пути (БУДО) и медицины

Состязательность не является основой каратэ. Ста-

вить искусство (ДЗЮЦУ) на второе место — значит

не понимать сути каратэ. Каратэ — это особая культу-

ра, существующая для человека, поэтому неизбежны

были и изменения взглядов на каратэ, изменения са-

мого каратэ в соответствии с исторической эпохой.

Изначально каратэ — это военное искусство, а не фи-

зическая активность с целью оздоровления или физ-

культуры. Однако многие понимают каратэ сегодня

именно так. То, что каратэ делает тело здоровым, дос-

тойно восхваления. Это очень важная роль каратэ. Это

принесло ему широкую популярность. Однако я не

согласен с тем, чтобы рассматривать каратэ лишь в од-

ном аспекте — в аспекте популярности или в аспекте

его оздоровительного значения.

Нужно понять, что каратэ как военный путь (БУДО)

и каратэ как методика оздоровления (ИДО) — два со-

вершенно различных пути. Каратэ играет большую роль

с точки зрения оздоровления, с точки зрения духовного

воспитания, однако эта система подготовки действует

благодаря боевой технике, что отодвигает оздоровление,

физическое и духовное воспитание на второй план. Если

бы каратэ ещё и сокращало жизнь людям, то, наверное,

можно было бы обойтись и без него. Между тем с древ-

ности говорится о большой эффективности каратэ с точ-

ки зрения физического воспитания. Различные стойки

и ката, выполняемые с соблюдением принципа симмет-

рии, можно считать конкретными примерами оздоро-

вительных методик.

Вместе с развитием современной науки произошли

перемены в технике и философии каратэ. Эти измене-

ния происходили на основе западной медицины, в то

время как древнее военное искусство базировалось на

познаниях о человеческом организме в восточной ме-

дицине. На это следует обратить внимание. В древно-

сти говорили: «Внешние способности — 3 года, внут-

ренние способности — 10 лет», подчеркивая трудность

развития своих внутренних способностей (внутренние

органы и техника).

Внешние способности — развитие телосложения.

Их называли также двигательными способностями.

Современное каратэ уделяет внимание главным обра-

зом развитию двигательных способностей, однако я

полагаю, что мы должны найти путь, объединяющий

как внешние, так и внутренние способности.

Чему учит ТАЙТЮ-КЭН

Стиля НЭН-РЮ

В стиле кэндо Нэн-рю имеется 5 основных методов

владения мечом: ГАССЁ-КЭН (руки сложены вместе),

МУ-ГАМАЭ (без подготовки) и 3 уровня ТАЙТЮ-

КЭН (меч в теле): верхний (ДЗЁДАН), средний (ТЮ-

ДАН) и нижний (ГЭДАН). Этот стиль еще сохранил-

ся в префектуре Гумма. Исследователь военных ис-

кусств Миноути Сойти в своей работе пишет следую-

щее: «Искусство владения мечом, основанное на тео-

рии связности (КЭЙРАКУ-РОН — теория восточной

медицины, согласно которой человеческий организм

рассматривается с точки зрения круговорота КИ (внут-

ренней энергии) и ТИ (крови); на основе данной тео-

рии были созданы методы лечения путем иглоукалы-

вания), сформировалось в эпоху Камакура (1186—

1333). Это был монашеский стиль Нэн-рю». Метод

ТАЙТЮ-КЭН ставил своей целью усиление особых

чувствительных точек (КЭЙКЭЦУ или КЮСЁ) на

основе теории связности. Вот что пишет Миноути:

«Необходимо так подготовить себя, будто на

каждом из трех уровней вашего тела (ДЗЁДАН,

ТЮДАН, ГЭДАН) рождается меч. Как ветви де-

рева. Тогда хорошо видны недостающие ветви со-

седнего дерева. Извне также должно казаться, что

из вас вырастают мечи. Это — тайтю-кэн».

Мне несколько раз доводилось наблюдать демон-

страцию искусства стиля Нэн-рю. Оно не так краси-

во, как современное кэндо. Техника базируется на те-

ории связности: нужно активизировать всю свою

энергию, чтобы достичь максимального результата.

Совершенствование организма, ставившее конечной

целью подавление противника, в то время было нача-

лом «искусства меча», сочетавшего в себе одновремен-

но теорию и практику. Это не являлось проблемой

внешнего вида. Таким образом, военное искусство

было связано с оздоровлением, с активизацией своей

собственной энергии. Понимание философии школы

Нэн-рю невозможно без знания взглядов на челове-

ческий организм в восточной медицине. Пройти мимо

таких выдающихся систем военного искусства в древ-

нем БУДО нельзя.

Дыхание

Мы живём, поглощая воздух (кислород) и продук-

ты питания. Это превращается в плоть и кровь. Ды-

хание не только контролирует движение внутренней

энергии (КИ) и деятельность системы кровообраще-

ния (ТИ), играя при этом важную роль. Остановка ды-

хания приводит к смерти. В различных сферах науки

велось исследование дыхательных методов. В воен-

ном искусстве (БУДО) с древности существовали

такие способы дыхания, как: КИКО-ХО (способ гар-

моничного дыхания), НАЙКО (КАН)-ХО (способ

внутренней гармонии), ЁКИ-ХО (способ развития

дыхания).

Способы дыхания в военных искусствах не просто

связаны с его регулированием, а входят в состав дей-

ствия. Дыхание призвано усиливать физическую мощь

и приводить в порядок внутреннюю энергию. Большое

значение придаётся связи между дыханием и выполне-

нием технических приемов. Эта идея восходит своими

корнями к восточной медицине, в которой человеческий

организм рассматривался главным образом как совокуп-

ность внутренних органов. Её исходной точкой являет-

ся мысль об овладении техникой усиления собственно-

го организма на основе круговорота КИ и ТИ и особых

чувствительных точек (КЭЙКЭЦУ), используемых в

иглоукалывании. Человеческий организм понимался

как система, состоящая из внутренних органов, связно-

сти КИ и ТИ, чувствительных точек, скелета и муску-

лов. Эта система довольно сложна для понимания и тре-

бует специальных знаний. Современная медицина от-

вергает значение и само существование круговорота

внутренней энергии КИ.

Концепция КИ, передававшаяся с древних времен до

наших дней, хорошо понятна для тех, кто занимается

военным искусством. Когда КИ сталкивается с недугом

(БЁ), наступает болезнь (БЁКИ). В таком же смысле мы

используем КИ в словах здоровый (ГЭНКИ — букваль-

но постоянный КИ), решительность (ЦУЁКИ — силь-

ный КИ), малодушие (ЁВАКИ — слабый КИ). Счита-

лось, что поражение внутренних органов ведет к нару-

шению круговорота КИ и ТИ, что проявлялось в сла-

бых местах тела. По-видимому, фраза «убийство в те-

чение 3 лет», «убийство в течение 10 лет», появившая-

ся в древности и дошедшая до наших дней, даёт пред-

ставление о том, что, ударяя особым способом по сла-

бым местам тела, можно вызвать поражение внутрен-

них органов. Однако я против мистификации данной

системы знаний дилетантами. В действительности сла-

бые места (КЮСЁ), о которых много говорят в наше

время, и КЭЙКЭЦУ (чувствительные точки) в воен-

ном искусстве и восточной медицине — это не совсем

одно и то же.

Что касается чувствительных точек, только важных

насчитывается около 365. Исследования организма по

чувствительным точкам ведутся в рамках древних тра-

диционных военных искусств. В одном из первых сбор-

ников школы Дзёсинмон говорилось: «Нужно изучать

принципы древнего военного искусства и использовать

их». Это не просто техника, это поиски взгляда на че-

ловеческий организм, на основе которого строится

любая техника. Одно время говорили: «У спортсмена

нет сильного, здорового тела», имея в виду то, что час-

то за внешней силой мускулов скрывается слабость

внутренних органов. Усиленное внимание к внутрен-

ним органам в военном искусстве берёт свое начало в

китайском рукопашном бое. Согласно данной теории,

технические приёмы должны выполняться в сооп

ствии с потоками КИ и ТИ. Большое значение при

ётся подготовке мест, являющихся средоточием эй

гии. Во время нападения и защиты должна испол!

ваться энергия тела. Существовала даже идея о том,

сила мускулов имеет второстепенное значение. По-

димому, она оказала большое влияние на японское

енное искусство, которое использовалось в дзэн-ё

дизме, театре Но, оздоровительных методах, таш

Одной из главных идей в системе дыхания б]

мысль о двух энергетических потоках, один из кс

рых (ТОКУМЯКУ — главная цепь) проходит по

редней части тела, а другой (НИНМЯКУ — заме

ющая цепь) — по задней. Как показано на рисун]

данные энергетические потоки стали основой дь

тельных методов. Техника концентрации энер

(ТАНДЭН) в нижней части живота также основан

данных принципах. Однако мало кто знает, что су

ствует три уровня ТАНДЭН: верхний (ДЗЁ), сред

(ТЮ) и нижний (ГЭ).

 

Говоря о способах дыхания, сразу вспоминается

дыхание ИБУКИ. Часто ошибочно полагают, что це-

лью такого дыхания является усиление организма, од-

нако это не совсем так. В любой из систем дыхания

имеются слабые и сильные стороны, свои плюсы и ми-

нусы. Имеются также подвиды: верхнегрудное дыха-

ние, брюшное дыхание, обратное дыхание и другие.

Вдох называют ДЗИССО, задержку дыхания — МАН-

СО, выдох — КЁСО. Известны специальные дыхатель-

ные гимнастики в йоге. Говорят, что за свою жизнь каж-

дый человек делает примерно одинаковое количество

вдохов и выдохов. Частое дыхание ведет к короткой

жизни, поэтому нужно стремиться к долгим вдохам и

выдохам.

Цель дыхательных

Упражнений

В древности люди говорили: «Дыхание — это жизнь».

Понятно, какое важное значение имеет дыхание в на-

шей жизни. Однако невозможно добиться правильно-

го дыхания, если не стремиться с помощью его улуч-

шить работу внутренних органов, научиться контро-

лировать процесс кровообращения. В восточных мето-

диках закаливания организма, в военном искусстве

дыхание играет центральную роль. Основной задачей

дыхания является закалка внутренних органов.

Целью дыхательных упражнений в военном искус-

стве является более чёткое выполнение движений

(приёмов) путем улучшения работы внутренних орга-

нов и стимуляции системы кровообращения. Наруше-

ния в<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.491 с.