Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-01-13 | 123 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На данном этапе на первый план выходит целенаправ-
ленная работа над скоростно-силовыми качествами и
быстротой сложной двигательной реакции в русле спе-
циализации. Для формирования скоростно-силовых ка-
честв используются специальные упражнения с непре-
дельными отягощениями и упражнения «ударного»
типа. При этом для каждой группы однотипных движе-
ний, характерных для конкретного вида единоборства
разрабатываются специальные упражнения. Можно ис-
пользовать и типовые упражнения, но в ущерб эффек-
тивности. Сложная двигательная реакция — это соче-
тание реакции на движущийся объект с вызываемой ею
реакцией выбора. С целью совершенствования этих ка-
честв используют специальную гимнастику для глаз,
упражнения для концентрации внимания, воспитыва-
ют способность использовать «скрытую информацию»,
способность к вариативным действиям. Целесообразно
использование методов саморегуляции, способствую-
щих снятию психической напряжённости.
Введение в реальный поединок. Основные харак-
теристики, которые отличают учебный или спортив-
ный поединок от реального поединка, — это дистанция
между соперниками, на которой они выполняют дей-
ствия, это динамические свойства действий, возмож-
ности в выборе средств ведения поединка и его конеч-
ная цель. На данном этапе даются представления и
формируются первоначальные навыки ведения реаль-
ного поединка. Достигается это с помощью выполне-
ния условно-реальных поединков в различных темпо-
вых и силовых режимах. Смысл таких поединков за-
ключается в выполнении обусловленных действий, в
том числе и с различными видами оружия, но с макси-
мально возможными скоростно-силовыми характери-
|
стиками и на реальной дистанции. По мере совершен-
ствования навыков реального боя степень обусловлен-
ности снижается, однако это ведёт к повышению воз-
можности травматизма. На этом этапе обучения реаль-
ному бою необходимо использование специального за-
щитного снаряжения и специальной методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочу напомнить, что цель данной ра-
боты — обозначить проблемы современного каратэ,
которые возникают в результате ошибочных пред-
ставлений об этом явлении и непрофессионального
подхода к процессу обучения, сформулировать основ-
ные понятия, которые позволят человеку увереннее
ориентироваться в потоке информации на эту тему, а
также концептуально изложить основные аспекты
воспитательной деятельности в каратэ. Подробное же
изложение вопросов теории предмета, методики обу-
чения и практики каратэ будет дано в последующих
работах по каждому конкретному периоду многолет-
ней деятельности.
Ниже представлены тезисы, в которых сконцентри-
рованы наиболее важные, на мой взгляд, мысли по воп-
росам, затронутым в данной монографии.
1. Боевое искусство каратэ — это система форми-
рования личности воина (бойца) как многолет-
ний процесс, в основе которого лежит работа, на-
правленная на физическое, интеллектуальное и
нравственное воспитание и совершенствование.
2. Сегодня под одноимённым названием развивают-
ся независимо друг от друга три направления де-
ятельности — физкультурное, спортивное, бое-
вое, что говорит о широких прикладных возмож-
ностях каратэ.
3. Боевое направление в каратэ может стать весьма
эффективным средством ведения рукопашного
боя при правильном логическом оформлении
программы обучения.
4. Физкультурно-спортивное направление в кара-
тэ — это уникальное средство физического вос-
питания, но не более того.
5. В современном каратэ отсутствует научно-мето-
дическая база, что привело к плюрализму взгля-
|
дов на это явление, огромному количеству сти-
лей и направлений, а также к появлению профес-
сионально необразованных «специалистов».
6. Каратэ едино. Стиль — это разновидность выпол-
нения одного и того же.
7. Стиль — это не обособленное единоборство, а ме-
тод педагогического воздействия.
8. Ката не являются абсолютным критерием оцен-
ки мастерства в каратэ. Ката, как и кихон, имеют
значение на этапах начальной подготовки, как
средство формирования двигательных навыков
и как средство индивидуальной подготовки на
более поздних периодах.
9. Смешанно-групповой метод обучения сдерживает
рост мастерства у наиболее способных учеников.
10. Искусство боя передаётся только индивидуально.
11. Современное каратэ — это форма физкультурно-
спортивной деятельности, а не воинское дело.
12. Совершенствование в каратэ есть логическое
продолжение процесса воспитания.
13. Гармоничное развитие личности в каратэ — это про-
цесс совокупного воспитания физических, интел-
лектуальных и нравственных качеств человека.
14. Многолетняя деятельность в каратэ — это про-
цесс постепенного перевоплощения подростка в
мастера-наставника.
15. Программа и методика обучения для тех, кто на-
чал заниматься каратэ в старшем возрасте, и для
подростков существенно отличаются.
16. Школьный период обучения характеризуется
крайней догматичностью, которая выражается в
неукоснительном выполнении требований про-
граммы. Следующий период является периодом
углублённой специализации, рационализации и
варьирования процесса подготовки. Завершаю-
щий период — это период самостоятельного вы-
бора и перестройки характера движений с целью
более рационального использования физических
возможностей.
17. Педагогические принципы отражают объектив-
ные закономерности воспитания мастера боевых
искусств.
18. В основе педагогических принципов воспитания
в каратэ должна лежать философская концепция
о трёхсоставности человека (физическая, интел-
лектуальная и духовная составляющие) как еди-
ного целого.
19. Стремление к идеалу порождает энергию, способ-
ствующую достижению вершин мастерства.
20. Воспитание физически здорового, нравствен-
но чистого и интеллектуально развитого чело-
века — вот первостепенная задача боевого ис-
|
кусства.
21. Мастера каратэ невозможно воспитать за корот-
кий срок. Можно лишь научить выполнять не-
которые приёмы.
22. Нельзя путать понятия «мастер боевого искус-
ства каратэ» и «мастер спорта по каратэ». Эти
понятия из разных сфер жизни.
23. В каратэ без ясной цели воспитательный процесс
превращается из движения вперёд в топтание на
месте в рамках одних и тех же форм.
24. Степень развития мастерства в каратэ во многом
зависит от состояния интеллекта человека.
25. Прежде чем обучать приёмам боя, необходимо со-
здать психофизическую основу.
26. В каждом конкретном случае преподаватель ка-
ратэ должен стремиться к воспитанию «неповто-
римой индивидуальности».
27. Здоровье воспитанников зависит от правильно-
го организационно-методического обеспечения
занятий и соревнований.
28. Программа и методика обучения должны быть по-
нятными и научно обоснованными.
29. Общая физическая подготовка направлена на ук-
репление организма в целом, а специальная фи-
зическая подготовка — на формирование физиче-
ских качеств в русле специализации.
30. Техника каратэ — это те приёмы, которые нахо-
дят применение в реальном бою.
31. Спортивный поединок — это одна из форм учеб-
ного поединка.
32. Реальный поединок — это поединок без ограни-
чения состава действий и способов воздействия
на противника.
33. Практика кобудо не имеет никакого отношения
к современному каратэ.
34. Соревнования — это не самоцель, а часть процес-
са обучения.
35. Задача экзамена не только в том, чтобы опреде-
лить уровень воспитанника, но ещё и в том, что-
бы выявить недостатки в воспитательной дея-
тельности.
36. Воспитание индивидуальной мотивации — это
одна из важнейших задач этапа начальной подго-
товки.
37. Главное, что отличает реальный и спортивный
поединки, — это их конечная цель.
ХОШУ ИКЕДА О СУТИ КАРАТЭ
Мы должны учиться у древней традиции.
Однако мы не должны во всём полагаться
на неё. В прошлом — боевое искусство
прошлого. Боевое искусство будущего,
вероятно, будет отличаться от боевого
искусства дня сегодняшнего. КАРАТЭ
|
современной эпохи должно включать в себя
все достоинства традиции и идти вперёд.
Хошу Икеда, основатель японского каратэ
Дзёсинмон. Из записок. Июнь 1971 года
Понятия КАРА и ТЭ
Значение КУ
Предполагают, что название данного вида боевого ис-
кусства изменялось следующим образом: ТЭ (рука) —
ТОДЭЙ (рукопашный бой) — КАРАТЭ (китайская
рука) - КАРАТЭ (пустая рука) - КАРАТЭДО (путь
пустой руки). Существовали также такие промежуточ-
ные названия, как: ТОДЭЙ - КЭМПО, ТОДЭЙ - КЭМ-
ПО - ДЗЮЦУ, КАРАТЭ - ДЗЮЦУ, КАРАТЭ -
КЭМПО и другие.
В первый раз название «каратэдо» (пустая рука)
было использовано в августе 1905 года инструктором
по каратэ одной из средних школ на Окинаве Ханагу-
суку Тёмо. Очевидно, оно не было тогда общеупотре-
бительным, потому что в книге Фунакоси Гитина «Ру-
копашный бой на Рюкю-каратэ», вышедшей в ноябре
1922 года, употребляются параллельно два названия:
«китайская рука» и «пустая рука».
Вообще нет смысла цепляться за название «китай-
ская рука», если мы признаем, что каратэ — это по сво-
ей сути независимая, самостоятельная система, при-
шло ли оно из Китая или происходит от древнего бое-
вого искусства Рюкю. Давайте попытаемся разобрать-
ся, почему произошла перемена названия от «китай-
ской руки» к «пустой руке».
«Иероглиф «пустой» читается не только как
КАРА (японское чтение), но и как КУ (китайское
чтение). Этот иероглиф символизирует дух
БУДО: «защищать голыми (пустыми) руками
свое тело от противника». Идущие по этому пути
должны избавиться от гордости и «передавать го-
лос пустоты». Они должны научиться «концент-
рировать свой дух, забыв о пустом». Они долж-
ны «быть в пустоте, но обращены вовне». В буд-
дизме есть такое выражение: «Цвет — это пусто-
та (КУ), а пустота (КУ) — это цвет». Если попы-
таться внимательно рассмотреть, что же такое
космос, то мы поймем, что это пустота (КУ).
Иными словами, пустота (КУ) — это всё. Суще-
ствует много видов военного искусства: ДЗЮДО
(мягкий путь), КЭНДО (путь меча), КЮДО
(путь лука), ДЗЁДО (путь трости), однако мож-
но сказать, что их путь один — такой же, что и
путь КАРАТЭ (пустой руки). В действительно-
сти КАРАТЭ (пустая рука) — это начало всего.
Именно поэтому я настаивал на употреблении
иероглифа КУ (пустой)».
Фунакоси Гитин. «Путь каратэдо», 1956
Изначально КУ — это пустой, полый, то есть отсут-
ствие чего-либо. «Отсутствие» связано с понятием МУ
(ничто), которое обозначает состояние недумания, без-
молвия, когда человек забывает о сущем. Это необъяс-
нимое состояние, это то, что называют естеством, то
есть состояние, в котором человек избавляется от всех
беспокойств, посторонних мыслей. Иными словами,
МУ (ничто) — это есть КУ (пустота). А КУ — это всё,
|
ибо пустота охватывает собой все сущее. Вот такова
философия КУ. Она рассматривает КУ как единство
внешней технической и внутренней духовной сторон.
Переход от «китайской руки» к «пустой руке» озна-
чал привнесение в КАРАТЭ духовного начала и скла-
дывание более широкой философии.
Значение ТЭ
Говорят, что в древности военное искусство Рюкю
называли ТЭ или ОКИНАВА-ТЭ, а искусство руко-
пашного боя, пришедшее из Китая, — ТОДЭЙ. В са-
мой Японии также существовали БО-НО ТЭ (рука
посоха), КАМА-НО ТЭ (рука серпа) и так далее. По-
этому, вероятно, имеет смысл рассмотреть значение
слова ТЭ.
В словаре говорится, что ТЭ — это искусство, тех-
ника (приемы), рука, способ, средство. Слово исполь-
зуется в различных терминах, относящихся к искус-
ству или военному делу, не только как рука, и это при-
дает ему более глубокий смысл: борьбу с соперником
называют ТЭ-АВАСЭ (дословно — сцепить руки);
значительный, грозный — ТЭ-ГОВАИ (страшные
руки); очень способный человек — ТЭ-КИКИ (уме-
лые руки); обучение — ТЭ-ХОДОКИ (распутать
руки); кроме того, в военном деле есть такие терми-
ны, как ЁСЭ-ТЭ (противник, наступающие силы);
МАМОРИ-ТЭ (обороняющийся); САКИ-ТЭ (голов-
ной отряд, авангард); УСИРО-ДЭ (руки за спиной);
ОКУ-НО ТЭ (секрет ремесла); АСА-ТЭ (легкое ра-
нение); ФУКА-ДЭ (глубокая рана); ИТА-ДЭ (тяже-
лая рана). В этих словах проявляется глубина значе-
ния слова ТЭ.
Рука способна принимать различные положения и
выполнять различные действия: хватать, бить, хлопать,
защищать, брать, вытирать, трогать. В связи с этим
имеется множество выражений, передающих наши чув-
ства. Часто слово используется в сочетании со слова-
ми «спокойствие», «возбуждение», «ожидание», «бес-
покойство», «страх», «напряжение», «гнев», «волне-
ние», «восторг», «ненависть», «счастье», «радость». В
каратэ также существует множество терминов, в кото-
рых используется слово ТЭ, в них отражается особен-
ность искусства рукопашного боя, его неуловимая кра-
сота.
Наверное, можно сказать, что основное различие
между человеком и животными состоит в том, что руки
человека отличаются ловкостью и подвижностью. Кро-
ме того, рука способствовала развитию головного моз-
га человека. Можно сказать, что рука лежала в основе
достижений человеческого общества, которое создало
производство, оружие, различные творения искусства.
Что же определило такую важность действий рук?
Несомненно, то, что человек встал на ноги.
Прямохождение
Твой дух — дух водяной птицы.
Твои руки — всегда ждут момента.
Твои ноги — всегда действуют.
Песни искусства СО-ДЗЮЦУ
(метание копья) Школы Ходзо-рю
В этих словах также отражены важная, ювелирная,
функция рук и сила и двигательная функция ног. Ког-
да человек встал на ноги, руки освободились и стали
быстро развиваться. Это было решающей причиной
эволюции человека. Человек овладел ремеслом, на-
учился обращаться с оружием, производить товары,
создавать творения искусства. Все это произошло бла-
годаря руке.
Мастер йоги Оки Масахиро в своей работе пишет,
что «первым условием того, что человек смог встать
на ноги, является то, что большой палец ноги у чело-
века хорошо развит». Если мы сравним ногу челове-
ка с лапой обезьяны, то увидим, что это действитель-
но так. В древности говорили: «Ноги — в тепле, голо-
ва—в холоде». По ноге научились определять состо-
яние организма человека. Говорят, что тело после
смерти начинает охлаждаться именно с ног. Трени-
ровка ног необходима для совершения любых дей-
ствий (не только в каратэ). Железные гэта (традици-
онная японская обувь, напоминающая сандалии, на
двух опорах под подошвой, чтобы ноги не промока-
ли), гэта на одной опоре или высокие гэта в каратэ
используются именно для развития пальцев ног. Если
ноги больны, ухудшается работа внутренних органов,
кровообращения. В йоге также уделяется внимание
тренировке пальцев ног, особенно большого пальца.
Даже в дзэн-буддизме говорится о том, что необходи-
мо заботиться о своих ногах: «смотри на ноги». Если
ты хочешь сберечь свои руки, ты должен прежде все-
го беречь свои ноги. Именно поэтому обучение в ка-
ратэ начинается со стоек. Тому, кто занимается лишь
техникой рук, необходимо хоть раз обратить внима-
ние на свою позу (стойку), чтобы добиться правиль-
ных движений ногами.
ДЗЮЦУ и ДО
В древности японское военное искусство БУДО
было общим названием для «18 боевых искусств»
(«Бунгэй дзюхаппан»), включавших в себя КЭН-
ДЗЮЦУ, ДЗЮ-ДЗЮЦУ, КЮ-ДЗЮЦУ, БА-ДЗЮЦУ
(искусство верховой езды) и другие. Постепенно все
они специализировались, углублялись и превратились
в соответствующие направления (вместо ДЗЮЦУ ста-
ли употреблять ДО). Появилась социальная необхо-
димость в принципах, объясняющих путь (ДО) от во-
енного искусства (ДЗЮЦУ) к искусству, главная цель
которого состоит в развитии личности. Переход от
ДЗЮЦУ к ДО привел к созданию культуры БУДО в
широком смысле. Каратэ также не является исключе-
нием. Под влиянием КЭНДО и ДЗЮДО его стали на-
зывать КАРАТЭДО. И все-таки, я думаю, что назва-
ние КАРАТЭ лучше. КАРАТЭДО звучит как-то неес-
тественно и немного режет слух. Вообще я думаю, что
название КАРАТЭ уже включает в себя такие значе-
ния, как ДЗЮЦУ (искусство) и ДО (путь). В назва-
нии КАРАТЭ ДО этот смысл просто усиливается.
Нужно отдать должное мудрости древних, которые
извлекли из ДЗЮЦУ (искусства) ДО (путь) гармонии
и мира. Это имеет большую ценность еще и потому, что
люди, провозгласившие путь (ДО) гармонии и мира,
сначала овладели искусством (ДЗЮЦУ), а потом за-
говорили о духовном развитии, не прошли мимо ис-
кусства (ДЗЮЦУ), сразу встав на путь (ДО). В любом
случае БУДО должно основываться на искусстве
(ДЗЮЦУ). В то же время ДЗЮЦУ недостаточно само
по себе. Если человек останавливается лишь на ДЗЮ-
ЦУ, из него может вырасти тиран.
Считать каратэ лишь системой духовного воспита-
ния человека или исключительно системой физиче-
ского развития — значит не понимать истинный смысл
каратэ. Каратэ — это особый путь, способствующий как
духовному, так и телесному развитию человека. Но
обучение каратэ должно начинаться не с пути (ДО), а
с искусства (ДЗЮЦУ). Я против идеализма, презира-
ющего плоть и физическую силу.
Я также не согласен с теми, кто говорит лишь об
опыте и физическом развитии. Сначала нужно отра-
батывать свое искусство (ДЗЮЦУ), потом постепен-
но переходить от ДЗЮЦУ к ДО. Вскоре вы начнете
продвигаться вперед, ставя на один уровень искусство
(ДЗЮЦУ) и путь (ДО), и пойдёте по линии, соединя-
ющей их. Иными словами, «искусство к пути», «путь
к искусству». В этом смысле всё равно, с чего вы начи-
наете постижение каратэ: с пути или с искусства, с те-
ории или с практики. Однако нет ни одной школы, ко-
торая бы полностью игнорировала физическую подго-
товку, потому что без неё каратэ немыслимо.
МИТИ и ДО
МИТИ (дорога, тропа) не воспринималась древни-
ми как этический путь. ДО (путь) являлось правилом,
определяющим поведение человека и его мировоззре-
ние. Оно не раскрепощало человека, а, наоборот, сдер-
живало его в определенных рамках. ДО в некотором
смысле является продуктом коллективных норм. В
настоящее время нам нужен не путь социального сдер-
живания, а путь (МИТИ) свободы. В поэтической ан-
тологии «Синкокин вака-сю» («Собрание старых и
новых песен Ямато») есть такое стихотворение:
Пробираюсь сквозь
густые заросли
горы Окуяма...
Случайно вышел на тропу.
Никто о ней не знает.
«В любом, даже самом густом лесу можно най-
ти дорогу. Автор стихотворения против того, что-
бы все дороги и тропинки (МИТИ) были сведе-
ны к одному пути (ДО). Мнение о том, что толь-
ко «БУСИДО» предоставляет человеку дорогу
(МИТИ), является не более чем изящным сло-
воблудием».
Уэда Масааки
Это цитата из книги «Путь Японии». Наверное, нет
другой страны, где бы уделяли столько внимания по-
нятию пути (ДО). В словаре говорится, что путь — это
высший принцип, абсолют. Конфуций говорил: «Путь
всегда неизвестен». Тем не менее философия дзюдо,
кэндо, каратэдо, кюдо, садо (путь чая), кадо (путь цвет-
ка), седо (каллиграфия) и других видов традиционных
искусств является в действительности философией
пути. Люди открыли множество путей.
Путь (МИТИ) каратэдо — это не более чем путь
физического воспитания. Он представляет собой путь
самоосвобождения от давления со стороны с помощью
закалки своего организма. Это путь телесного просвет-
ления. Это путь, ведущий к собственному достоинству;
путь, целью которого является свобода тела; это осо-
бая философия, позволяющая человеку стать сильным,
позволяющая ему реализовать свои истинные намере-
ния. Безусловно, слово «путь» (ДО) употребляется как
в широком, так и в узком смысле. Есть множество раз-
личных «хороших путей», применяемых в спорте, для
оздоровления, в качестве методов физического воспи-
тания. Однако «хорошие пути», не уделяющие долж-
ного внимания техническому искусству (ДЗЮЦУ), не
должны иметь ничего общего с каратэ.
Таким образом, есть много разновидностей пути:
тропинки, тропки, дорожки, дороги. Однако "путь
(МИТИ) в БУДО — это не дорога в физическом смыс-
ле. В эпоху «18 боевых искусств» («Бунгэй дзюхап-
пан») существовала культура ДЗЮЦУ. Это называлось
путём самурая (МОНОНОФУ-НО МИТИ). В насто-
ящее время все они изменили свои названия с ДЗЮ-
ЦУ на ДО. Военное искусство, бывшее в прошлом тай-
ным и передававшееся по принципу «не выноси за во-
рота» («монгай фусюцу») или «только одному сыну»
(«исси содэн»), постепенно стало массовым. Появле-
ние пути свидетельствовало о том, что рождается но-
вое массовое течение. Происходит поворот от индиви-
дуального обучения к коллективному: от «узкой троп-
ки» (КОМИТИ) к «широкому пути» (ДАЙДО). Слож-
но говорить о том, что лучше, ведь и то и другое ведет к
своей цели.
КАРАТЭ — начало
Военного искусства.
Об искусстве «продления»
Исходной точкой искусства каратэ является то, что
в нем не используется оружие. Оно основано на мыс-
ли о том, что нужно превратить все свое тело в оружие.
Каратэ — это искусство пустой руки. Главнейшей иде-
ей каратэ является мысль о том, что мы должны так
натренировать свой кулак, чтобы он стал похож на бо-
евое оружие. Мы используем меч, алебарду, лук и стре-
лы, разное метательное оружие и многое другое. Каж-
дое из этих оружий имеет свои преимущества: алебар-
да достаточно длинна, стрелы и метательное оружие
можно применять на большом расстоянии. Однако
искусство рукопашного боя сталкивается с ограниче-
ниями в долготе удара рукой или ногой. Удар в дей-
ствительности нельзя запустить как стрелу. Я хочу
сказать этим, что любое военное искусство, кроме брос-
ков, имеет дело с искусством точек и линий по отно-
шению к поверхности. В КЭНДО — это удар по поверх-
ности и ее разрез; использование стрелы и СЮРИ-
КЭН (метательное холодное оружие) основано на дей-
ствии «вонзить», «уколоть».
В каратэ также существует несколько технических
способов, определяемых положением точек и линий:
ЦУКИ (выпад, тычок), КЭРИ (удар ногой), УТИ
(удар), АТЭ (сильный удар локтем или коленом). От-
личие состоит лишь в том, что в каратэ нет оружия,
кроме самого тела. В этом смысле и стрельба из лука, и
метание, и удар посохом, алебардой или мечом пред-
ставляют собой не что иное, как продленный удар
(ЦУКИ) в каратэ. Стрельба из пистолета или ружья
использует тот же самый способ — способ продления
удара. Использование современного оружия позволя-
ет эффективно защищать свое тело и воздействовать
на противника. Искусство рукопашного боя — одно из
самых первых способов самозащиты.
Самый ранний из них — каратэ. Я не собираюсь
приукрашивать каратэ и не пытаюсь показать его бо-
лее рациональным, чем оно есть. Когда я говорю, что
все боевые искусства представляют собой особые тех-
ники, построенные на искусстве точек и линий и раз-
личающиеся лишь тем, что используют разные спо-
собы; когда я говорю, что все они используют способ
«продления кулака», то я хочу сказать этим лишь
одно: каратэ — это концентрированное начало всех во-
енных искусств. Именно поэтому мы можем исполь-
зовать оружие, основываясь на логике каратэ.
Нужно заниматься совершенствованием и других
древних боевых искусств, имеющих отношение к ка-
ратэ, на основе его принципов. Так, можно совершен-
ствовать технику использования другого оружия на
основе стоек и телодвижений, применяемых в каратэ.
Аналогичное введение новых элементов в другие бое-
вые искусства, например в кэндо, — невозможно. Всё
это, несомненно, привело бы к упрочению позиций
каратэ в обществе.
Общие точки военного
Пути (БУДО) и медицины
Состязательность не является основой каратэ. Ста-
вить искусство (ДЗЮЦУ) на второе место — значит
не понимать сути каратэ. Каратэ — это особая культу-
ра, существующая для человека, поэтому неизбежны
были и изменения взглядов на каратэ, изменения са-
мого каратэ в соответствии с исторической эпохой.
Изначально каратэ — это военное искусство, а не фи-
зическая активность с целью оздоровления или физ-
культуры. Однако многие понимают каратэ сегодня
именно так. То, что каратэ делает тело здоровым, дос-
тойно восхваления. Это очень важная роль каратэ. Это
принесло ему широкую популярность. Однако я не
согласен с тем, чтобы рассматривать каратэ лишь в од-
ном аспекте — в аспекте популярности или в аспекте
его оздоровительного значения.
Нужно понять, что каратэ как военный путь (БУДО)
и каратэ как методика оздоровления (ИДО) — два со-
вершенно различных пути. Каратэ играет большую роль
с точки зрения оздоровления, с точки зрения духовного
воспитания, однако эта система подготовки действует
благодаря боевой технике, что отодвигает оздоровление,
физическое и духовное воспитание на второй план. Если
бы каратэ ещё и сокращало жизнь людям, то, наверное,
можно было бы обойтись и без него. Между тем с древ-
ности говорится о большой эффективности каратэ с точ-
ки зрения физического воспитания. Различные стойки
и ката, выполняемые с соблюдением принципа симмет-
рии, можно считать конкретными примерами оздоро-
вительных методик.
Вместе с развитием современной науки произошли
перемены в технике и философии каратэ. Эти измене-
ния происходили на основе западной медицины, в то
время как древнее военное искусство базировалось на
познаниях о человеческом организме в восточной ме-
дицине. На это следует обратить внимание. В древно-
сти говорили: «Внешние способности — 3 года, внут-
ренние способности — 10 лет», подчеркивая трудность
развития своих внутренних способностей (внутренние
органы и техника).
Внешние способности — развитие телосложения.
Их называли также двигательными способностями.
Современное каратэ уделяет внимание главным обра-
зом развитию двигательных способностей, однако я
полагаю, что мы должны найти путь, объединяющий
как внешние, так и внутренние способности.
Чему учит ТАЙТЮ-КЭН
Стиля НЭН-РЮ
В стиле кэндо Нэн-рю имеется 5 основных методов
владения мечом: ГАССЁ-КЭН (руки сложены вместе),
МУ-ГАМАЭ (без подготовки) и 3 уровня ТАЙТЮ-
КЭН (меч в теле): верхний (ДЗЁДАН), средний (ТЮ-
ДАН) и нижний (ГЭДАН). Этот стиль еще сохранил-
ся в префектуре Гумма. Исследователь военных ис-
кусств Миноути Сойти в своей работе пишет следую-
щее: «Искусство владения мечом, основанное на тео-
рии связности (КЭЙРАКУ-РОН — теория восточной
медицины, согласно которой человеческий организм
рассматривается с точки зрения круговорота КИ (внут-
ренней энергии) и ТИ (крови); на основе данной тео-
рии были созданы методы лечения путем иглоукалы-
вания), сформировалось в эпоху Камакура (1186—
1333). Это был монашеский стиль Нэн-рю». Метод
ТАЙТЮ-КЭН ставил своей целью усиление особых
чувствительных точек (КЭЙКЭЦУ или КЮСЁ) на
основе теории связности. Вот что пишет Миноути:
«Необходимо так подготовить себя, будто на
каждом из трех уровней вашего тела (ДЗЁДАН,
ТЮДАН, ГЭДАН) рождается меч. Как ветви де-
рева. Тогда хорошо видны недостающие ветви со-
седнего дерева. Извне также должно казаться, что
из вас вырастают мечи. Это — тайтю-кэн».
Мне несколько раз доводилось наблюдать демон-
страцию искусства стиля Нэн-рю. Оно не так краси-
во, как современное кэндо. Техника базируется на те-
ории связности: нужно активизировать всю свою
энергию, чтобы достичь максимального результата.
Совершенствование организма, ставившее конечной
целью подавление противника, в то время было нача-
лом «искусства меча», сочетавшего в себе одновремен-
но теорию и практику. Это не являлось проблемой
внешнего вида. Таким образом, военное искусство
было связано с оздоровлением, с активизацией своей
собственной энергии. Понимание философии школы
Нэн-рю невозможно без знания взглядов на челове-
ческий организм в восточной медицине. Пройти мимо
таких выдающихся систем военного искусства в древ-
нем БУДО нельзя.
Дыхание
Мы живём, поглощая воздух (кислород) и продук-
ты питания. Это превращается в плоть и кровь. Ды-
хание не только контролирует движение внутренней
энергии (КИ) и деятельность системы кровообраще-
ния (ТИ), играя при этом важную роль. Остановка ды-
хания приводит к смерти. В различных сферах науки
велось исследование дыхательных методов. В воен-
ном искусстве (БУДО) с древности существовали
такие способы дыхания, как: КИКО-ХО (способ гар-
моничного дыхания), НАЙКО (КАН)-ХО (способ
внутренней гармонии), ЁКИ-ХО (способ развития
дыхания).
Способы дыхания в военных искусствах не просто
связаны с его регулированием, а входят в состав дей-
ствия. Дыхание призвано усиливать физическую мощь
и приводить в порядок внутреннюю энергию. Большое
значение придаётся связи между дыханием и выполне-
нием технических приемов. Эта идея восходит своими
корнями к восточной медицине, в которой человеческий
организм рассматривался главным образом как совокуп-
ность внутренних органов. Её исходной точкой являет-
ся мысль об овладении техникой усиления собственно-
го организма на основе круговорота КИ и ТИ и особых
чувствительных точек (КЭЙКЭЦУ), используемых в
иглоукалывании. Человеческий организм понимался
как система, состоящая из внутренних органов, связно-
сти КИ и ТИ, чувствительных точек, скелета и муску-
лов. Эта система довольно сложна для понимания и тре-
бует специальных знаний. Современная медицина от-
вергает значение и само существование круговорота
внутренней энергии КИ.
Концепция КИ, передававшаяся с древних времен до
наших дней, хорошо понятна для тех, кто занимается
военным искусством. Когда КИ сталкивается с недугом
(БЁ), наступает болезнь (БЁКИ). В таком же смысле мы
используем КИ в словах здоровый (ГЭНКИ — букваль-
но постоянный КИ), решительность (ЦУЁКИ — силь-
ный КИ), малодушие (ЁВАКИ — слабый КИ). Счита-
лось, что поражение внутренних органов ведет к нару-
шению круговорота КИ и ТИ, что проявлялось в сла-
бых местах тела. По-видимому, фраза «убийство в те-
чение 3 лет», «убийство в течение 10 лет», появившая-
ся в древности и дошедшая до наших дней, даёт пред-
ставление о том, что, ударяя особым способом по сла-
бым местам тела, можно вызвать поражение внутрен-
них органов. Однако я против мистификации данной
системы знаний дилетантами. В действительности сла-
бые места (КЮСЁ), о которых много говорят в наше
время, и КЭЙКЭЦУ (чувствительные точки) в воен-
ном искусстве и восточной медицине — это не совсем
одно и то же.
Что касается чувствительных точек, только важных
насчитывается около 365. Исследования организма по
чувствительным точкам ведутся в рамках древних тра-
диционных военных искусств. В одном из первых сбор-
ников школы Дзёсинмон говорилось: «Нужно изучать
принципы древнего военного искусства и использовать
их». Это не просто техника, это поиски взгляда на че-
ловеческий организм, на основе которого строится
любая техника. Одно время говорили: «У спортсмена
нет сильного, здорового тела», имея в виду то, что час-
то за внешней силой мускулов скрывается слабость
внутренних органов. Усиленное внимание к внутрен-
ним органам в военном искусстве берёт свое начало в
китайском рукопашном бое. Согласно данной теории,
технические приёмы должны выполняться в сооп
ствии с потоками КИ и ТИ. Большое значение при
ётся подготовке мест, являющихся средоточием эй
гии. Во время нападения и защиты должна испол!
ваться энергия тела. Существовала даже идея о том,
сила мускулов имеет второстепенное значение. По-
димому, она оказала большое влияние на японское
енное искусство, которое использовалось в дзэн-ё
дизме, театре Но, оздоровительных методах, таш
Одной из главных идей в системе дыхания б]
мысль о двух энергетических потоках, один из кс
рых (ТОКУМЯКУ — главная цепь) проходит по
редней части тела, а другой (НИНМЯКУ — заме
ющая цепь) — по задней. Как показано на рисун]
данные энергетические потоки стали основой дь
тельных методов. Техника концентрации энер
(ТАНДЭН) в нижней части живота также основан
данных принципах. Однако мало кто знает, что су
ствует три уровня ТАНДЭН: верхний (ДЗЁ), сред
(ТЮ) и нижний (ГЭ).
Говоря о способах дыхания, сразу вспоминается
дыхание ИБУКИ. Часто ошибочно полагают, что це-
лью такого дыхания является усиление организма, од-
нако это не совсем так. В любой из систем дыхания
имеются слабые и сильные стороны, свои плюсы и ми-
нусы. Имеются также подвиды: верхнегрудное дыха-
ние, брюшное дыхание, обратное дыхание и другие.
Вдох называют ДЗИССО, задержку дыхания — МАН-
СО, выдох — КЁСО. Известны специальные дыхатель-
ные гимнастики в йоге. Говорят, что за свою жизнь каж-
дый человек делает примерно одинаковое количество
вдохов и выдохов. Частое дыхание ведет к короткой
жизни, поэтому нужно стремиться к долгим вдохам и
выдохам.
Цель дыхательных
Упражнений
В древности люди говорили: «Дыхание — это жизнь».
Понятно, какое важное значение имеет дыхание в на-
шей жизни. Однако невозможно добиться правильно-
го дыхания, если не стремиться с помощью его улуч-
шить работу внутренних органов, научиться контро-
лировать процесс кровообращения. В восточных мето-
диках закаливания организма, в военном искусстве
дыхание играет центральную роль. Основной задачей
дыхания является закалка внутренних органов.
Целью дыхательных упражнений в военном искус-
стве является более чёткое выполнение движений
(приёмов) путем улучшения работы внутренних орга-
нов и стимуляции системы кровообращения. Наруше-
ния в<
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!