Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР

2020-01-13 106
Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у школьников с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

Основные задачи:

¾ способствовать формированию коммуникативной мотивации;

¾ формировать умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;

¾ учить выражать различные просьбы/требования;

¾ способствовать формированию социальной ответной реакции;

¾ формировать умение комментировать окружающие события, сообщать информацию, отвечать/задавать простые вопросы, с целью получения интересующей информации.

  Коррекционные задачи:

¾ развивать органы артикуляции;

¾ развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;

¾ развить коммуникативную функцию речи;

¾ развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Форма организации Формами обучения являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения, с ча­стичным использованием словесного метода, который применя­ется в сочетании с вышеперечисленными методами с использованием средств дополнительной альтернативной коммуникации.

Форма организации урока:

¾ работа в микрогруппе;

¾ индивидуальная работа.

Методы и приемы. В рамках специального обучения в работе с детьми с ТМНР, при планировании занятий, учитель учитывает ситуативный принцип отбора материала для последующего переноса обучающей ситуации на естественную. И наоборот, можно начать планируемое обучение в естественной обстановке.

Для  обучения социальному взаимодействию (коммуникации) применяют следующие методы и приемы:

¾ повседневные методы обучения (подготовленный режимный момент; визуализация инструкции; обучение обстановкой).

¾ репродуктивные (физический контакт и движение).

¾ естественные методы обучения (адаптированная речь; наблюдение; поддержка высказывания; самостоятельное управление коммуникативным процессом; синхронная коммуникация).

¾ практические методы обучения: (упражнения подражательно-исполнительского характера (коммуникация с опорой на жесты); моделирование (использование символов, коммуникативных книг, технических устройств);

¾ прикладной анализ поведения

 

 

Стратегии стимулирования потребности в коммуникации

Стратегия «Чего-то не хватает»: в повседневной ситуации провоцируют отсутствие важного предмета, тем самым, побуждая к коммуникации.

Стратегия «Помощь с задержкой»: применяется для того, чтобы дети научились просить о помощи в зависимости от ситуации.

Стратегия «Действие с задержкой»: при данном методе дейс­твие задерживается, а выполняемое в данный момент - прерывается.

Стратегия «Что-то не так»: дети с умственными ограничениями должны учиться от чего-то отказываться.

Условия обучения поддерживающей коммуникации:

Детям нужно как можно больше поводов для коммуникации.

Детям нужны другие люди, которые будут также пользоваться впоследствии такой формой коммуникации; такие люди должны показывать на предметы, фотографии либо прибегать к жестам.

Нужно поощрять детей, когда они стараются прибегнуть к коммуникации.

Основные требования к средствам общения. В обучении детей используются моторно-доступные, мотивированные, иконические (простые, понятные для окружающих без специальной подготовки и временно заменяющие устную речь) жесты; предметы (игрушки) — простые, не слишком привлекательные; яркие картинки, с которыми есть возможность манипулировать (приклеивать—отклеивать и т. д.); фотографии людей и объектов, с которыми ребенок знаком; слово, написанное специальным простым шрифтом.

Форма подведения итогов

В результате освоения образовательной программы школьники могут научиться:

¾ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

¾ формулировать собственное желание и позицию;

¾ задавать вопросы;

¾ использовать средства поддерживающей коммуникации для регуляции своего действия;

¾ использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;

¾ использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих возможностей и потребностей;

¾ применять правила речевого, неречевого поведения.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1. Помещение: учебный класс, оформленный в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий.

Материалы:

· бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности;

· карандаши;

· наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;

· наборы ткани разной фактуры и разного цвета;

· Инструменты и приспособления:

· атрибуты для игры-драматизации;

· детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);

· детские бытовые приборы-игрушки;

· детские книги;

· доски: магнитная, ковролиновая;

· игрушки мелкие;

· игрушки музыкальные;

· индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;

· иллюстративный материал отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;

· картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;

· колокольчики;

· корзины разной величины плетеные и пластмассовые;

· куклы;

· кукольная мебель; кукольная одежда;

· магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;

· муляжи овощей и фруктов;

· мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);

· мячи разного размера и цвета;

· настенное зеркало;

· настенные кармашки для контурных изображений;

· настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступ­ной детям высоте от пола;

· напольная ширма;

· предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором;

· принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губ­ка, полотенце и др.);

· телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);

· часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.