В обучении школьников с ТМНР» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В обучении школьников с ТМНР»

2020-01-13 110
В обучении школьников с ТМНР» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В обучении школьников с ТМНР»

Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социальное взаимодействие может быть определено как различного рода взаимоотношения в социуме. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот контекст представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Расширение круга социального взаимодействия требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и миром социальным.

Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.

Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью.

 

 

Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР

Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у школьников с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

Основные задачи:

¾ способствовать формированию коммуникативной мотивации;

¾ формировать умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;

¾ учить выражать различные просьбы/требования;

¾ способствовать формированию социальной ответной реакции;

¾ формировать умение комментировать окружающие события, сообщать информацию, отвечать/задавать простые вопросы, с целью получения интересующей информации.

  Коррекционные задачи:

¾ развивать органы артикуляции;

¾ развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;

¾ развить коммуникативную функцию речи;

¾ развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Форма организации Формами обучения являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения, с ча­стичным использованием словесного метода, который применя­ется в сочетании с вышеперечисленными методами с использованием средств дополнительной альтернативной коммуникации.

Форма организации урока:

¾ работа в микрогруппе;

¾ индивидуальная работа.

Методы и приемы. В рамках специального обучения в работе с детьми с ТМНР, при планировании занятий, учитель учитывает ситуативный принцип отбора материала для последующего переноса обучающей ситуации на естественную. И наоборот, можно начать планируемое обучение в естественной обстановке.

Для  обучения социальному взаимодействию (коммуникации) применяют следующие методы и приемы:

¾ повседневные методы обучения (подготовленный режимный момент; визуализация инструкции; обучение обстановкой).

¾ репродуктивные (физический контакт и движение).

¾ естественные методы обучения (адаптированная речь; наблюдение; поддержка высказывания; самостоятельное управление коммуникативным процессом; синхронная коммуникация).

¾ практические методы обучения: (упражнения подражательно-исполнительского характера (коммуникация с опорой на жесты); моделирование (использование символов, коммуникативных книг, технических устройств);

¾ прикладной анализ поведения

 

 

Форма подведения итогов

В результате освоения образовательной программы школьники могут научиться:

¾ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

¾ формулировать собственное желание и позицию;

¾ задавать вопросы;

¾ использовать средства поддерживающей коммуникации для регуляции своего действия;

¾ использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;

¾ использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих возможностей и потребностей;

¾ применять правила речевого, неречевого поведения.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1. Помещение: учебный класс, оформленный в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий.

Материалы:

· бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности;

· карандаши;

· наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;

· наборы ткани разной фактуры и разного цвета;

· Инструменты и приспособления:

· атрибуты для игры-драматизации;

· детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);

· детские бытовые приборы-игрушки;

· детские книги;

· доски: магнитная, ковролиновая;

· игрушки мелкие;

· игрушки музыкальные;

· индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;

· иллюстративный материал отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;

· картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;

· колокольчики;

· корзины разной величины плетеные и пластмассовые;

· куклы;

· кукольная мебель; кукольная одежда;

· магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;

· муляжи овощей и фруктов;

· мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);

· мячи разного размера и цвета;

· настенное зеркало;

· настенные кармашки для контурных изображений;

· настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступ­ной детям высоте от пола;

· напольная ширма;

· предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором;

· принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губ­ка, полотенце и др.);

· телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);

· часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);

Литература

1. Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие. — Минск, 2006. — С. 30—42.

2. Варенова, Т. В. Обучение навыкам общения детей с интеллектуальной недостаточностью на основе альтернативных средств коммуникации / Т. В.

3. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. — 274 с.

4. Куцепалова, И. А. Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта / И. А. Куцепалова, В. И. Козловская, И. Ю. Косарева // Дефектология. — 2002. — № 1. — С. 78—87.

5. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.

6. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / С. Ньюмен; пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004. — 240 с.

7. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан [и др.]; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. — 144 с.

8. Розум, Л. Г. Индивидуально-ориентированное коррекционное обучение детей с тяжелой формой умственной отсталости / Л. Г. Розум // Дефектология — 2001. — № 3. — С. 20—28.

в обучении школьников с ТМНР»

Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социальное взаимодействие может быть определено как различного рода взаимоотношения в социуме. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот контекст представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Расширение круга социального взаимодействия требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и миром социальным.

Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.

Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.