Особенности изучения научно-популярного и научно-учебного текста в начальной школе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности изучения научно-популярного и научно-учебного текста в начальной школе

2020-01-13 174
Особенности изучения научно-популярного и научно-учебного текста в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально грамотной языковой личности, т. е. подбор методов и приемов, способствующих созданию условий для формирования личности младшего школьника как грамотной языковой личности. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими причинами.

Во-первых, актуализация понятия «функционально грамотная языковая личность» обусловлена общественной жизнью, которая построена на сотрудничестве и общении людей на разных уровнях социальной активности. Таким образом, современное образование необходимо построить так, чтобы оно способствовало развитию тех компетенций, которые помогут обеспечить человеку успешное функционирование в социальном обществе как личности (Н. Ф. Виноградова, Е. А. Бунеева, М. И. Кузнецова, О. А. Рыдзе, Е. А. Ермакова):

– владеющей всеми видами речи;

– умеющей решать учебные и жизненные задачи на основе адекватного взаимодействия с другими людьми;

– способной понимать и принимать существование других точек зрения;

– контролирующей и оценивающей собственную речевую деятельность.

Функционально грамотная языковая личность младшего школьника характеризуется:

· развитым словарным запасом, грамотной речью, умением работать с текстом, владением нормами родного языка, монологической и диалогической речью;

· коммуникативными умениями, позволяющими вести конструктивное общение: договариваться друг с другом, аргументированно высказывать свою точку зрения и уважать чужое мнение, выбирать адекватные средства вербального и невербального общения;

· умением контролировать свои речевые поступки, оценивать, анализировать и совершенствовать их.  

Во-вторых, ФГОС направлен на решение данной проблемы, которая отражена в портрете выпускника, включающем формирование следующих умений:

– быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [33];

– знающим русский (родной) язык и «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [34].

В-третьих, в результате увлечения телевидением, компьютерными программами и играми современные младшие школьники мало читают произведения и тексты различных жанров, следовательно, учащиеся:

– испытывают трудности в обучении и общении;

– с трудом осуществляют смысловой анализ текстов разных видов и жанров;

– у них недостаточно развито словесно-логическое мышление;

– затрудняются в создании самостоятельного связного текста, отражающего их собственные мысли и взгляды.

Перечисленные выше проблемы современной начальной школы требуют от педагога подбора новых форм, методов и приемов, способствующих формированию функционально грамотной языковой личности. Одним из методов развития данной личности является работа с научными текстами на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников. 

Основываясь на основных категориях текста, учителю необходимо знать, что понимание текста младшими школьниками теснейшим образом связано с процессом познания и овладением ребенком речевой, текстовой деятельности, что отражено во ФГОС НОО. Важнейшим средством познания является язык, а сам процесс познания, по мнению психолингвистов, протекает в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текста. Познавательная деятельность направлена на постижение смысла текста.

В основе понимания текста лежат интеллектуальные операции. Н. И. Жинкин отмечает, что, рассматривая смысл текста, читателю необходим интеллект. Интеллект понимается как «форма организации индивидуального умственного опыта, обусловливающего особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании» [9]. Именно с помощью интеллекта субъект познания «вырабатывает понятия, суждения, делает умозаключения и выводы с тем, чтобы отобразить деятельность и указать мотивы человеческой деятельности» [9]. Поэтому познавательная деятельность как составляющая основа функционально грамотной языковой личности младших школьников происходит в процессе работы над тестами научного стиля.

Научный стиль представляет собой стилевую разновидность языка, функционирующую в сфере науки, техники и производства. Языковыми особенностями научного стиля являются нормированность и монологический характер речи, предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств. Тексты научного стиля отражают этапы научной мыслительной деятельности автора, который, опираясь на факты, выдвигает гипотезу, объясняющую какое-либо явление, находит способы ее проверки, доказательства, осмысливает общую систему научных знаний. Научный текст предполагает стремление автора рационально представить информацию обобщенному адресату.

Основными признаками научного стиля являются: научная тематика, точное определение понятий, объективный характер изложения, сжатость изложения, стремление к обобщению, абстракции, логичность и доказательность изложения, насыщенность фактической информацией. Специфика стиля характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. Научный стиль делится на три основные разновидности: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. В практике начальной школы используются две разновидности научного стиля: научно-учебный и научно-популярный.  Ниже рассмотрим отличительные особенности данных двух стилевых направлений (табл. 3).

Таблица 3


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.