Почему нам так важны результаты международного мониторинга  читательской грамотности? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Почему нам так важны результаты международного мониторинга  читательской грамотности?

2020-01-13 117
Почему нам так важны результаты международного мониторинга  читательской грамотности? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование PIRLS – это международный мониторинг читательской грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест PIRLS признан международным сообществом экспертов лучшим современным измерителем читательской грамотности начинающих читателей. Начиная с 2001 года страны, участвующие в PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, неситуативные стратегические решения. Масштаб этих решений различен: от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения.

Почему именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования? Это связано с тем, что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны: 

· Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью закончит школу и продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем читательской грамотности.

· Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения.

Почему существенна читательская грамотность детей, заканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения.

В переводе на реалии отечественного образования судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному и наименее технологизированному результату образования – к умению учиться. Следовательно, имеет смысл пристально всмотреться и основательно вдуматься в результаты теста PIRLS 2016.

Анализ отдельных вопросов к текстам PIRLS-2016 сделан для того, чтобы: 

1) отечественные специалисты по оценке качества знаний могли ориентироваться на мировые стандарты педагогических измерителей;

2) учителя начальной школы, а главное, все учителя-предметники основной школы получили образцы работы с текстами, которая должна вестись на каждом уроке. 

Лишь общими усилиями всего педагогического сообщества мы сможем не только сохранить высокое качество читательской грамотности выпускников начальной школы, но и поднять уровень читательской грамотности на всех следующих ступенях образования. 

Таким образом, исследование читательской грамотности PIRLS сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично: один раз в пять лет. К настоящему времени проведено четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и в 2016 годах. В 2016 году тест исследования PIRLS состоял из 16 вариантов, каждый из которых имел примерно одинаковый уровень трудности и состоял из двух текстов, художественного и научно-популярного, и 12–17 заданий к каждому тексту. Время выполнения теста – 80 минут с перерывом.

Для сравнения выделено среднее значение международной шкалы – 500 баллов, которое было установлено по среднему результату для стран – участниц исследования при формировании шкалы.  В 2016 году российские выпускники 4 классов вышли на первое место в группе стран с высокими результатами по чтению (первое место из 50 стран, 581 балл), они также получили  7 место из 49 стран, 564 балла по математике и  4 место из 49 стран, 567 баллов по естествознанию. При этом Г. С. Ковалева замечает, что  только 1–2% учащихся не достигают базового международного уровня по выделенным направлениям, а высший уровень (более 625 баллов) демонстрируют от 20% учащихся по математике и естествознанию,  до 26% – по чтению [11; с. 1–17].

Отмечая успехи российских четвероклассников, Г. С. Ковалева также анализирует и проблемные зоны в подготовке выпускников начальной и основной школы, выявляя в качестве основной причины образовательных дефицитов особенности организации учебного процесса в российских  школах, его ориентацию на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ВПР,  ОГЭ и ЕГЭ. Вместе с тем современный рынок труда сейчас особенно нуждается в специалистах, способных выполнять аналитическую и творческую работу.

Нельзя не сказать о том, что российская  система образования по-прежнему готовит преимущественно работников для выполнения типовых задач. Профессии, требующие сложного обучения, все еще не являются престижными. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности школьников, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов.

Успешное решение задач повышения конкурентоспособности российского образования, поставленных президентом РФ, предполагает формирование у подавляющего большинства учащихся, примерно у 70–80%:

– целостного социально ориентированного взгляда на мир, и в частности овладения систематическими научными представлениями, лежащими в основе научной картины мира, а также системой нравственных ориентиров;

– учебной самостоятельности, и в частности развития умения творчески подходить к решению проблем;

– способности к инновациям и к критическому взгляду на решаемые проблемы;

– умения свободно работать с информацией, навыка сотрудничества и других умений, которые условно называют 4К (коммуникация, креативность, кооперация, критическое мышление).

Развитие личности школьников и формирование перечисленных выше  качеств личности в парадигме доминирующей в российской школе педагогической технологии передачи школьникам готового предметного знания не становится предметом целенаправленного педагогического воздействия. Выход на желаемые показатели успешности учащихся возможен только при условии, что в школе с самых ранних этапов обучения приоритетное внимание будет уделено технологиям развивающего обучения, являющимся основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, введение которых началось с 2009 года. Решить проблему повышения качества образования, по мнению Г. С. Ковалевой, можно только  при следующих условиях:

– системные комплексные изменения в учебной деятельности учащихся: переход от решения типичных стандартных задач к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений;

– переориентация системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века»: функциональная грамотность учащихся и развитие позитивных установок, мотивация обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовность жить в эпоху перемен [12, с. 199–209].

Основными механизмами переориентации системы российского образования на технологии развивающего обучения, с точки зрения Г. С. Ковалевой, являются:

1) обновление методов обучения, учебных и методических материалов;

2) системное повышение квалификации учителей в соответствии с выявленными дефицитами;

3) введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования c использованием инструментария, подобного PIRLS и PISA;

4) создание условий для дальнейшего развития учащихся с наивысшими академическими результатами, поскольку за последние годы повышение качества образования в основной школе происходило в основном за счет повышения результатов слабой группы учащихся и уменьшения их числа.

Анализируя основные результаты международных сравнительных исследований грамотности чтения младших школьников PIRLS,  М. И. Кузнецова отмечает, что в современном мире к числу значимых ценностей можно отнести такие навыки и способности учащихся, как:

– нахождение и оценка информации, принятие решений,

– умение адаптироваться к меняющимся условиям и

– умение работать в команде [13, 35–45].

Нахождение и оценка информации, по замечанию М. И. Кузнецовой, невозможны без определённого уровня развития читательской деятельности школьников, определение которого заложено в требования ФГОС начального общего образования.  Как отмечает автор, словосочетание «читательская грамотность» впервые  появилось в научной литературе  в 1991 году в публикациях IEA – организации, инициировавшей исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS. В этот период было необходимо найти понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.

В настоящее время читательская грамотность в международном исследовании  PIRLS определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида.  Как отмечается в материалах PIRLS, дети читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. В ходе исследования PIRLS 2006 и 2011 годов использовались 10 текстов (5 художественных и 5 информационных), в 2006 году общее количество заданий к текстам равнялось 126, в 2011 количество заданий равнялось 135.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.