Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель.

2020-01-13 275
Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 45-49).

сщмч. Ириней Лионский: что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение свмч. Иринея получило название теории «рекапитуляции». Адам либо не совершил вовсе, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом.

Адам и Ева, по учению сщмч. Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни. В этой необученности и заключалась причина грехопадения Адама и Евы. Однако Сын Божий пришел в мир, «восстанавливая (букв. “переоглавляя”) в себе все» Страдание Христа на кресте из послушания Богу Отцу было исправлением Адамова непослушания (Против ересей 5, 16, 3).

свт. Григорий Богослов: Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Второй Адам расплачивается за каждый долг первого Адама по отдельности

«...Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за (душу), ослушавшуюся (Бога); плоть – за (плоть), покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам); и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (икономия) к падшему через неспослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и р у ки вместо рук и: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые, вместо своевольной – пригвожденные (ко кресту), вместо извергшей Адама (из рая) – соединяющие воедино концы света. Ради этого высота – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за обладание злом, смерть – за смерть, тьма – ради света, погребение – за возвращение в землю, и воскресение (Христа) – ради воскресения (Адама)» (Слово 2).

Этот сотерологический образ довольно яркий и привлекателен особенно тем, что противостоит юридической теории, которая не касается вопроса исцеления поврежденной грехом человеческой природы. Но этот образ зачастую противопоставляют и самому частому в Священном Писании образу Христа – Искупителя, пытаясь полностью его отринуть.

«Если кто говорит, что Христос стал совершен через дела... да будет анафема…»

На V Вселенском Соборе (12-й анафематизм) прозвучало общецерковное осуждение мнения о самосовершенствовании Христа, согласно которому Он будто бы «отдалялся от более дурного мало помалу, и таким образом, преуспевая в делах, улучшился, и путем жизни стал непорочен... и после Воскресения сделался неизменяемым в помышлениях и совершенно безгрешным».

 

Опровержение Церковью ересей, отрицающих или умаляющих полноту Божества Христа.

эта евангельская проповедь Христа распятого, стала для Иудеев соблазном, а для Еллинов безумием (1 Кор. 1, 23).

- Апостол Иоанн опровергает (1Ин.) Керинфа. Лжеучение - Христос был простым человеком, родившимся обыкновенным образом от Иосифа и Марии. На Иисуса, согласно Керинфу, вследствие Его праведности лишь в большем изобилии, чем на других людей, излились дары Святого Духа, почему Он и сделался Мессией (Христом) и Сыном Божием (не в собственном смысле этого слова). Поэтому пострадал и умер за людей простой смертный человек и Его смерть никакого искупительного значения не имеет.

Триадологические ереси

-Монархиан динамистов. Dinami – сила.

Феодот Кожевник (ок. 190 г.). отрекся от Христа. Христос простой человек. Родился сверхъестественным образом, но родился не Бог, не Логос, но человек, преимущество которого перед другими людьми состояло в преимущественном обожествлении. В Нем Дух Божий как сила Бога, а не Лицо Троицы. Он был полнее обожествлен, чем другие пророки.

- Павел Самосатский

По учению Павла Бог есть единое лицо. В этом едином Боге есть Логос = заключающаяся в Боге неипостасная премудрость (sofja). Этот Божественный Логос сошел на человека Иисуса, как ранее сходило на пророков, только с преимуществом, в большей мере и силе. Это было лишь сосуществование премудрости Божией со Христом. Никакого физического соединения Божества и человечества не могло иметь места ибо Логос – не ипостась, но сила Бога. Павел Самосатский был осужден и низложен на Антиохийском Соборе 268 года.

-Монархиане модалисты. Савеллий.

Сам Отец явился во плоти, сделавшись Сыном, Сам Он страдал, умер и Сам Себя воскресил.

В Боге одна ипостась и одно существо, Бог есть единство и троичен не в ипостасях, а в личинах или модусах (латинское modus – образ, способ, род, манера) под которыми обнаруживается единый Бог.

У Савеллия мы видим полнейшее завершение учения модализма.

Бог полагает Себя как Логос. Логос открывается в трех лицах: как Отец, как Сын, как Дух. Итак, у Савеллия Монада не есть Отец, Логос не есть Сын: Логос предшествует Отцу. Троичность он приурочивает к истории домостроительства: прерогативным проявлением Отца было творение мира и Синайское законодательство, Сына – воплощение, а Духа Святого – Его сошествие на апостолов.Единый Бог является нам последовательно то как Отец, то как Сын, то как Дух.

В III веке учение осуждено на поместных соборах в 261 году – на Александрийском соборев и в 262 году, на Римском.

Арианство.

- Арий - Сын Божий не есть истинный и совершенный Бог. Во Христе воплотился Бог сотворенный.

Сын Божий при Своем воплощении принял только одно тело без разумной души и что Сам Он, заступив на место души, Своим существом страдал и действовал в этом теле.

«У ариан человеческая плоть во Христе – это только покров Божества, Которое заменяло в Нем душу».

Свт. Афанасий Великий центральным фактором в споре с ересями стало обожение. Слово Божие «воплотилось, чтобы мы обожились». Обожения бы не произошло, если бы Слово не было от Отца и Слово не было бы Богом. Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее.

«Из-за того, что Он стал человеком, Он не перестал быть Богом. Также из-за того, что Он является Богом, Он не утрачивает человеческого»

Свт. Афанасий говорил об обмене свойств и энергий (communicatio idiomatum/operationum): «Ибо если божественные дела Логоса были сотворены не через тело, тогда человек не обожился. Опять же: если свойства плоти не относились к Логосу, тогда человек не освободился совершенно»

Слово «стало человеком, а не вошло в человека». Парадигма Слово-плоть.

свт. Афанасий назвал Деву Марию Богородицей

свт. Афанасий почти не говорит о человеческой душе и уме во Христе, явно предпочитая слово плоть

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.