Понятие о Домостроительстве. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие о Домостроительстве. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода.

2020-01-13 417
Понятие о Домостроительстве. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сотериологический образ Христос – Царь.

 

Архангел Гавриил в словах, обращенных к Деве Марии во время Благовещения: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 32-33).

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), и многократно Сам Христос; Царем этого Царства Он Сам Себя признавал: Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь (Ин. 18, 37).

Смысл этого образа в том, что Сын Божий, имеющий царскую власть над всем миром как Бог, получает ее своей победой и как человек. Он разрушает ад и выводит из ада души праведников, Своим Воскресением побеждает смерть и тление, по Своем Вознесении восседает по своему человечеству одесную Бога Отца, и Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).

Царственная власть Христа над всем миром, как чувственным, так и духовным, проявлялась во всей Его жизни. Свидетельств об этом множество – претворение воды в вино, укрощение моря, хождение по водам, изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых, умножение хлебов и т.д. Большинство из этих событий являются чудесами.

Причина и цель Боговоплощения. Почему не скоро пришел на землю Спаситель?

 

Причина воплощения Сына Божия, пришествия Его в мир для искупительного подвига – бесконечная любовь Божия к своему творению – человеку, который после грехопадения нуждался в спасении. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16-17).

- нет другой причины для такого домостроительства, кроме этой одной»(свт. Иоанн Златоуст.)

О цели - «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес».

-Сам Господь свидетельствует, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10), не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 17).

И Слово Божие «воплотилось, чтобы мы обожились» свт. Афанасий

- «Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Него, ибо и Он сделался человеком для нас» (Слово 1), «… дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком» - свт. Григорий Богослов

- «Для чего Бог стал человеком? Чтобы человека сделать богом» и «Он дает обещание, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе - Преп. Симеон Новый Богослов

«(Боговоплощение) есть божественный итог, ради которого и возникло все (тварное бытие). « Это есть, в подлинном смысле слова, предел Промысла» Преп. Маским

Почему не скоро пришел на землю Спаситель?

1. Надлежало, чтобы люди в продолжении веков опытно познали всю глубину своего падения и свое нравственное бессилие и тем сильнее возжелали Божественной помощи. «Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но – благодетельствовать желающим» (свт. Григорий Богослов.)

2. Надлежало, чтобы зараза греха, глубоко проникшая в человеческую природу, мало-помалу вышла вся наружу, чтобы эта нравственная болезнь человечества созрела вполне и достигла последней степени своего развития, и тогда-то уже явился Небесный Врач душ и телес для ее всецелого и совершенного исцеления. когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20)

- И как искуснейшие врачи … уступают болезни, … пока болезнь не достигнет степени, и начинают употреблять свое искусство тогда уже, когда болезнь, обнаружившись вполне … чтобы ничто не утаилось и не осталось не исцеленным» свт. Григорий Нисский

3. Надлежало предварить людей о пришествии на землю Христа, сообщить сведения о всех обстоятельствах Его явления, чтобы, когда Он явится, люди могли безошибочно узнать Его, приготовить к принятию Его учения.

4. Надлежало человечеству предварительно пройти долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых мужей Ветхого Завета, чтобы явиться, наконец, в неискусобрачной Деве Марии на той степени чистоты и святости, на которой оно могло сделаться вместилищем Святейшего святых Бога Слова.

 

Свидетельства о Божественности Иисуса Христа: ветхозаветные, новозаветные, мужей апостольских.

Ветхозаветные.

 

1. Мессия называется Сыном Божиим

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 1-7).

2. Он рожден из существа Божия прежде всякого времени: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. … из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое… Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 3).

3. Пророк Михей говорит о рождении Мессии в Вифлееме и о Его предвечном происхождении: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

4. Мессия называется Господом (Адонаи) и Богом (Елогим) и даже именем Яхве. Эти имена применимы только к Богу. {о Сыне} Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44, 7-8).

5. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1).

6. Вот, Я посылаю Ангела Моего (Иоанна Крестителя), и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1).

7. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь (Яхве) оправдание наше!" (Иер. 23, 5-6; 33, 15-16).

Новозаветные.

1. Беседа с Никодимом. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 13-18).

2. Ответ Иудеям после исцеления расслабленного .…Отец Мой доныне делает, и Я делаю… истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 16-26).

3. Ответ Иудеям на праздние обновления. Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец - одно… Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 24-37).

4. Иоанн Креститель, отвечая ученикам об Иисусе: Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 31-36). Христос подтверждает свидетельство Иоанна Крестителя: Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине (Ин. 5, 32-33).

5. Ссылаясь на Свои чудеса: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).

6. Свидетельство Отца Небесного во время крещения: се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).

7. Здесь же ссылается на ветхозаветные писания: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).

8. На суде у первосвященника Каиафы: Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

9. Приписывает Себе вечность: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58).

О божественности Христа учили и Апостолы:

10. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).

11. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).

12. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16).

13. Господь славы (1 Кор. 2, 8).

14. От них (израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог (Рим. 9, 5).

15. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6).

16. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).

17. Тот, Который Сына Своего (i¹di/ou от iãdioj - собственный) не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).

18. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3). И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 14-17).

Мужи апостольские.

1. Св. Климент Римский - «страдания Бога» они имели постоянно перед очами своими.

2. В Послании к Римлянам св. Игнатий Богоносец. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего.

3. В Послании к Ефесянам. св. Игнатий Богоносец: «Посему будем все делать так, как Он (Христос) Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, - как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его»

4. В Послании к Траллийцам: «Берегитесь еретиков, для этого не надо надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей»

5. Послание к Смирнянам: «Славлю Иисуса Христа Бога»

6. «Есть только Один Врач, плотский и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» (Еф. 7)

7. «Бог наш Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Еф. 18)

8. «Ожидай Того (Христа), Кто выше времени, - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым, - неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Гл. 3)

 

 

КЕНОСИС

Это уничижение относится и к обеим природам Господа Иисуса Христа, и к Его Лица:

1) в отношении Его Божественной природы: для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольно воспринятым уничижением, умалением Его величия;

2) в отношении Его человеческой природы: будучи человеком совершенным, непорочным, непричастным первородному греху, Он воспринял образ раба (Флп. 2, 7), жил на земле в подобии плоти греховной (Рим. 8, 3), т.е. добровольно воспринял тленность человеческого естества, нуждался в пище, страдал от жажды, утомлялся, испытывал боль, когда Его истязали. Он претерпевал все это реально и в той мере, насколько это имело место в жизни людей после грехопадения.

3) в отношении Его Лица: Он был святым, непреклонным к личному греху, но претерпел оскорбления и бесчестия от людей как самый страшный преступник, вплоть до всенародного поношения и позорной смерти на Кресте.

И согласно этому образу, диавол именно вследствие такого уничижения (во всех трех смыслах) не разглядел в Иисусе Христе Сына Божия, Бога.

Недоумение неоплатоника Порфирия о способе Боговоплощения. «Тем более, если Иисус желал уверить, что Он – Человек выше человека…чтобы Его окружали огненные языки подобно тому, как Он сошел в виде огня на гору Синай, и весь Израиль это видел; тогда народ, увидев, поверил бы?»

Уничиженное состояние Сына Божия (во всех трех смыслах) можно объяснить и без образа Божественной хитрости. Мы уже говорили о цели Воплощения – а само соединение с человеческой, тварной природой есть уничижение для природы Божественной.

Христос совершал множество чудес, в основном исцелений и воскрешений, скорее по любви к людям, чем просто для уверения людей в Своем Божестве. Человек должен поверить в Божество Христа сам, а не под давлением неопровержимых доказательств с Его стороны.

Этот сотерологический образ довольно яркий, запоминающийся, но его нельзя догматизировать, им нельзя ограничиваться. Он совсем не объясняет смысл Воскресения и Вознесения, ибо в этих событиях диавол уже не является действующим лицом. Но этот образ хорошо дополняет образ Христа – Царя-победителя ада и диавола.

 

Триадологические ереси

-Монархиан динамистов. Dinami – сила.

Феодот Кожевник (ок. 190 г.). отрекся от Христа. Христос простой человек. Родился сверхъестественным образом, но родился не Бог, не Логос, но человек, преимущество которого перед другими людьми состояло в преимущественном обожествлении. В Нем Дух Божий как сила Бога, а не Лицо Троицы. Он был полнее обожествлен, чем другие пророки.

- Павел Самосатский

По учению Павла Бог есть единое лицо. В этом едином Боге есть Логос = заключающаяся в Боге неипостасная премудрость (sofja). Этот Божественный Логос сошел на человека Иисуса, как ранее сходило на пророков, только с преимуществом, в большей мере и силе. Это было лишь сосуществование премудрости Божией со Христом. Никакого физического соединения Божества и человечества не могло иметь места ибо Логос – не ипостась, но сила Бога. Павел Самосатский был осужден и низложен на Антиохийском Соборе 268 года.

-Монархиане модалисты. Савеллий.

Сам Отец явился во плоти, сделавшись Сыном, Сам Он страдал, умер и Сам Себя воскресил.

В Боге одна ипостась и одно существо, Бог есть единство и троичен не в ипостасях, а в личинах или модусах (латинское modus – образ, способ, род, манера) под которыми обнаруживается единый Бог.

У Савеллия мы видим полнейшее завершение учения модализма.

Бог полагает Себя как Логос. Логос открывается в трех лицах: как Отец, как Сын, как Дух. Итак, у Савеллия Монада не есть Отец, Логос не есть Сын: Логос предшествует Отцу. Троичность он приурочивает к истории домостроительства: прерогативным проявлением Отца было творение мира и Синайское законодательство, Сына – воплощение, а Духа Святого – Его сошествие на апостолов.Единый Бог является нам последовательно то как Отец, то как Сын, то как Дух.

В III веке учение осуждено на поместных соборах в 261 году – на Александрийском соборев и в 262 году, на Римском.

Арианство.

- Арий - Сын Божий не есть истинный и совершенный Бог. Во Христе воплотился Бог сотворенный.

Сын Божий при Своем воплощении принял только одно тело без разумной души и что Сам Он, заступив на место души, Своим существом страдал и действовал в этом теле.

«У ариан человеческая плоть во Христе – это только покров Божества, Которое заменяло в Нем душу».

Свт. Афанасий Великий центральным фактором в споре с ересями стало обожение. Слово Божие «воплотилось, чтобы мы обожились». Обожения бы не произошло, если бы Слово не было от Отца и Слово не было бы Богом. Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее.

«Из-за того, что Он стал человеком, Он не перестал быть Богом. Также из-за того, что Он является Богом, Он не утрачивает человеческого»

Свт. Афанасий говорил об обмене свойств и энергий (communicatio idiomatum/operationum): «Ибо если божественные дела Логоса были сотворены не через тело, тогда человек не обожился. Опять же: если свойства плоти не относились к Логосу, тогда человек не освободился совершенно»

Слово «стало человеком, а не вошло в человека». Парадигма Слово-плоть.

свт. Афанасий назвал Деву Марию Богородицей

свт. Афанасий почти не говорит о человеческой душе и уме во Христе, явно предпочитая слово плоть

 

Понятие

Слово «церковь» (греч. ἐκκλησία), происходит от глагола ἐκκαλέω, что означает «собирать, вызывать».

В христианстве изначально под Церковью понимались призванные в общество Господне лица, которые услышали призыв Господа ко спасению и последовали этому призыву, а потому составляющие «род избранный (γένος ἐκλεκτόν)» (1 Пет. 2, 9).

«Церковь есть Тело Христово». Обычно это определение понимается в связи с учением о Боговоплощении – о восприятии Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы, – и о таинстве Евхаристии, – таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, – которое рассматривается как способ участия человека в Теле Церкви.

Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, безусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.

К Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10). Он есть глава тела Церкви, Он – начатой, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18-20). Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются.

В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т.е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать «Телом Христовом»?Конечно, назвать можно, но вряд ли его можно рассматривать как исчерпывающе научное определение. Все-таки, это наименование есть не более чем библейский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Священного Писания.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое – это Церковь, состоящая из членов на земле, обычно она называется «странствующей Церковью». Иногда она называется также «Церковью воинствующей». Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои»

Второе стадо – это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или «торжествующей».

Послание Восточных Патриархов о Православной вере (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: «Отнюдь не сливаем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как говорят некоторые из еретиков, что члены двух Церквей – овцы одного Архипастыря Бога и освящаются одним и тем же Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поскольку одна воинствует и находится еще на пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду».

В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим.

Цель и назначение Церкви

В Евангелии сказано, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11). Так говорит о цели Своего служения Сам Господь. Под погибшим здесь имеется в виду все человечество, все потомки Адама. Таким образом, цель бытия Церкви состоит в приведении всего человечества в Царствие Божие. Церковь основана для продолжения совершенного Христом дела спасения человеческого рода, чтобы в ней через усвоение плодов искупления обрели спасение все его ищущие.

Итак, есть общая цель бытия Церкви, которая состоит в достижении полноты церковного тела, в достижении такого состояния, о котором говорит ап. Павел: да будет Бог все во всем (1Кор.15:28).

При этом можно выделить вспомогательные задачи, посредством осуществления которых достигается данная «стратегическая» цель. Первая задача состоит в том, чтобы просветить людей светом Христовой веры, объяснить, что спасение возможно только через Церковь, привести в Церковь спасенное и искупленное Христом человечество. Необходимо, чтобы Господь прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47). Можно назвать это задачей «количественного роста» Церкви. В Священном Писании Нового Завета имеется ряд образов количественного роста церковного тела. Например, Церковь растет возрастом Божиим (Кол.2:19) или Церковь возрастает в святый храм в Господе (Еф.2:21).

Вторая задача – это качественный, или духовный, рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь – само по себе присоединение к телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества.

Единство Церкви

 

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее единства: единое стадо (Ин. 10, 16); единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвященнической молитве: Да будут все едино (Ин. 17, 21). мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим 12, 5); Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12, 13);

Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и, по словам преп. Иоанна Дамаскина, во взаимном сгармонировании. Таким образом, единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего как связь ее единства.

Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. X. Яннарас говорит, что единство Церкви означает в церковном понимании вовсе не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную.

Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвященнической молитве говорит: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин. 17, 21). Внутреннее единство имеет и свои внешние проявления: а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры; б) единство таинств и богослужений; в) единство иерархического преемства епископата; г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.

Пространный Православный Катихизис (9 чл.) отвечает на это, что отдельность видимого устройства Поместных Церквей не препятствует им духовно быть членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый Дух, веру и благочестие. Именно евхаристическое общение есть то основное, что определяет единство Поместных Церквей.

Святость Церкви

Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Господь Иисус Христос.

Святость – одно из свойств Божественной природы. Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимают причастность святости Божией - означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность к полноте нравственного добра, присущего Богу, – с другой.

Если начаток свят, то и целое (Рим. 11, 16). Из Первосвященнической молитвы Спасителя (Ин. 17, 17-19) видно, что освящение и святость людей была целью служения Господа Иисуса Христа: Освяти их истиною Твоею... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует. В силу этого христиане образуют новый народ, который апостол Петр называет царственным священством (1 Пет. 2, 9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храм Божий (1 Кор. 3, 16-17) или храмы Духа Святаго (1 Кор. 6, 11).

Все члены Церкви призваны к святости, плод ваш есть святость (Рим. 6, 22).

Таким образом, Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и некоторых других (Мф. 13). Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные (2 Тим. 2, 20).

Однако существует некоторый предел, преступив который грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды.

В Пространном Катихизисе (чл. 9) говорится, что согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она сохраняется святою.

Один из частных аспектов святости Церкви – это непогрешимость Церкви в ее учении. Как понимать непогрешимость? Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывают в Церкви вовек. Церковь обладает полнотой Божественных сил, и врата ада не одолеют ее, согласно обетованию Господа (Мф. 16, 18). Именно поэтому апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15).

Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Христова учения от примеси какой-либо лжи, неверности, без убавления от нее и прибавления к ней.

Непогрешимость Церкви в вопросах вероучения распространяется только на истины вероучительные, но не имеет отношения к истинам естественнонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам социально-политической, экономической жизни и т.п.

 

23. Подготовка и Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе.

-Томос к армянам Константинопольского патриарха свт. Прокла († 446) - единой ипостаси воплотившегося Бога Слова.

-На Константинопольском соборе патриарх Флавиан († 449/450) - один Христос из двух природ

- Римский папа св. Львом Великий (440-461) в его Томосе к Константинопольскому патриарху Флавиану. Акценты в нем сделаны не столько на единстве, сколько на различии во Христе. В частности, Лев подчеркивает, что Христос является «совершенным в своем» (totus in suis) и «совершенным в нашем» (totus in nostris). В связи с этим обе природы Христа сохраняют неизменными свои свойства и – именно свт. Лев впервые ясно говорит об этом – действия: «Каждая природа (forma) действует (agit) в общении с другой, совершая то, что свойственно каждой». свойства природ, при всей своей неизменности, могут быть отнесены к другой природе.

Закрепляет (после свт. Афанасия) в христологическом обиходе понятие общения природных свойств (communicatio idiomatum).

человеческая природа имеет свое собственное действие, отличное от божественного, но также свою собственную человеческую волю.

На основании богословия свт. Кирилла Александрийского в интерпретации патриархов Прокла, Флавиана и Константинопольского собора 448 года, а также Томоса папы Льва к патриарху Флавиану, на IV Вселенском соборе (октябрь 451 г.) были выработаны новые формулировки, призванные лучше прояснить таинство воплощения.

1) Последуя святым отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; одного и того же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и тела, Единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству;

2) одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (ἐν δύο φύσεσιν ἀσυγχύτως ἀτρέπτως ἀδιαιρέτως ἀχωρίστως γνωριζόμενον), так что соединением нисколько не упраздняется различие естеств, но скорее сохраняется свойство каждого естества и они соединяются во единое лицо и единую ипостась;

Не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и того же Сына и Единородного, Бога Слово, Господа Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как то предал нам символ отцов.

нераздельно и неразлучно иллюстрируют единство, а неслитно и неизменно – различия.

Апостол Павел называет явление Бога во плоти великая благочестия тайна (1 Тим. 3, 16). Выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т.е. апофатически.

Неслитно ( ἀσυγχύτως).Природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новую природу, но обе прибывают в Лице Спасителя, как две различных природы.

Неизменно или непреложно (ἀτρέπτως).Это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изменилось (не преложилось) в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохраняет тождественность своих качественных свойств. Эти два первых наречия направлены против монофизитства.

Нераздельно (ἀδιαιρέτως). Означает, что хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они, тем не менее, не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно (как у Феодора Мопсуэстийского и Нестория), а соединены в Единую Ипостась Бога Слова.

Неразлучно (ἀχωρίστως). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т.е. имеет место непрерывное соединение.

 

 

26. Богоучрежденная церковная иерархия: 1) апостолы, 2) епископы, 3) пресвитеры, 4) диаконы.

 

Согласно протестантскому учению:

-Иерархия есть не божественное учреждение, а человеческое.

-Служители Церкви избираются и поставляются людьми.

-Рукоположение, т.е. возведение человека на иерархическую степень, – это только видимый знак поставления на служение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, которые отличали бы клирика от мирян.

Он поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения (Еф. 4, 11-12).

Священство предполагает избранничество свыше: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас (Ин. 15, 16), и Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4)

В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство (научите), священнодействие (крестя) и служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа.

Служение управления:

Паси агнцев Моих... паси овец Моих (Ин. 21, 15-17). Слово паси означает служение управления, апостол должен управлять верующими подобно тому, как пастырь управ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.