Путеводитель по Бхагавад-гите — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Путеводитель по Бхагавад-гите

2020-01-13 166
Путеводитель по Бхагавад-гите 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторая часть данного издания — это «Словарь имен и терминов», системообразующие статьи из которого составляют «Путеводитель по Бхагавад-гите». «Словарь» и «Путеводитель» могут использоваться как независимая книга и предназначены для людей, которые желают познакомиться с ведическим мировоззрением. Они составлены на основе оригинальных священных писаний Индии, а также комментариев выдающихся ведических богословов: Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Баладева Видьябхушана, Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Ряд статей «Словаря» содержат уникальные объяснения учения Бхагавад-гиты, данные Шрилой Б. Р. Шридхаром Махараджем и его преемником — Шрилой Б. С. Говиндой Махараджем. Значительная часть этих материалов публикуется на русском языке впервые. Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].

Драгоценность раскрывает все свое великолепие в должном обрамлении и при правильном свете. Мы надеемся, что благодаря «Словарю» и «Путеводителю» читатель сможет по достоинству оценить глубину и красоту откровения Бхагавад-гиты — жемчужины мудрости Востока.

 

Обзор ведической литературы:

Веды — обзор ведической литературы
 Санскрит — язык богов и мудрецов
 Деванагари — священная письменность
 Шлока — ведические стихотворные размеры
 Мантра — сакральная речевая формула
 «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — повествование о Всепривлекающем Абсолюте, Шри Кришне

 

Три аспекта Абсолюта:

Брахмáн — всеохватывающий аспект
 Параматма — всепроникающий аспект
 Бхагаван — Личность Бога, всепривлекающий аспект

 

Личность Бога и Его Энергия:

Ва̄судева — общее представление о Боге как Личности
 Кришна — Прекрасная Реальность
 Радха — женское начало Абсолюта
 Пракрити и Пуруша — подчиненное и господствующее начала

 

Нисхождение и деяния Господа:

Аватара — нисхождение Всевышнего в материальный мир
 Лила — божественная игра, деяния Господа

 

Учение о человеке:

Атма (Джива) — душа
 Происхождение души
 Аханкара — ложное эго
 Буддхи — разум
 Манас — ум

 

Уровни знания:

Вигьяна — духовное знание
 Гьяна — мирское знание или знание, приводящее к отречению от мира материи
 Прагьяна — погруженность в духовную реальность

 

Учение о деятельности и ее последствиях:

Карма — деятельность и ее последствия, благочестивая деятельность
 Викарма — греховная деятельность
 Акарма — духовная деятельность

 

Виды йоги: учение о духовной практике:

Йога — превзойти мир материи и обрести связь с Высшим Началом
 Бхакти-йога — йога преданности Всевышнему
 Дхьяна-йога (Аштанга-йога) — медитативная йога
 Карма-йога — йога деятельности
 Гьяна-йога (Санкхья-йога) — йога различения духа и материи
 Буддхи-йога — йога просветленного разума

 

Философия жертвоприношения:

Ягья — принцип жертвоприношения
 Гьяна-ягья — жертвоприношение в сознании

 

Учение о долге и общественном устройстве:

Дхарма — ведическое учение о долге
 Варнашрама-дхарма — сословия и периоды жизни в ведической культуре
 Варны — четыре сословия
 Брáхманы — «те, кто погружены в мир духа»
 Шудры — «те, кто погружены в материю»

 

Материальный мир:

Вишну — хранитель материальной вселенной
 Шива — разрушитель мира материи
 Майя — энергия заблуждения
 Брахма — творец материального мира
 Гуны — три качества материи

 

Духовный мир:

Вайкунтха — благоговейное почитание Всевышнего
 Вриндаван (Голока) — жизнь одной семьей с Богом

 

Учение об эпохах:

Чатур-юга — четыре великие эпохи
 Кали-юга — наше время, «железный век»

 

 

Словарь имен и терминов

Абхиманью

— герой эпоса «Махабхарата», сын Арджуны и сестры Кришны по отцу Субхадры. От отца (Арджуны) и деда (Индры) Абхиманью унаследовал мужество и воинскую доблесть. Поскольку он был наделен всеми выдающимися качествами отца, его считали равным Арджуне. В возрасте шестнадцати лет Абхиманью принял участие в войне, описанной в «Махабхарате». Во время этой войны Абхиманью держал в страхе таких великих воинов, как Дроначарья, Карна и Дурьодхана. Его противники чувствовали, что единственным воином, способным ему противостоять, был Бхишма. Учитывая добродетели и способности Абхиманью, его считали самым достойным наследником трона. Его сын, Махарадж Парикшит, которому впервые был поведан «Шримад-Бхагаватам», взошел на трон после Махараджа Юдхиштхиры.

 

Аватара

— явление Господа в материальном мире в образе, наделенном той или иной степенью могущества, теми или иными полномочиями. Дословно слово «аватара» означает «нисхождение». Учение об аватарах представлено в Бхагавад-гите и связано с темой явления вечного знания в мир рождения и смерти (Бхагавад-гита, 4.6–9; 9.11 и др.).

 

Агни

— божество огня.

 

Адити

— супруга Кашьяпы Муни, одного из семи мудрецов; мать богов.

 

Адитьи

— божества, сыновья Адити и мудреца Кашьяпы.

 

Айравата

— белый слон, запряженный в колесницу Индры; царь всех слонов, который возник из нектара, полученного во время пахтания Молочного океана девами (богами) и асурами (демонами). Господь Кришна заявляет в Бхагавад-гите (10.27): «Среди благородных слонов Я многоголовый Айравата, носящий царя небес Индру».

 

Акарма

— бездействие в значении «деятельность, не порождающая последствий и ведущая к освобождению из мира материи». Входит в триаду «карма-викарма-акарма» (Бхагавад-гита, 4.17) (благочестивое действие; греховное действие; деятельность, не приносящая мирских плодов). В стихе 4.18 Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Кто понимает, что бескорыстная деятельность приравнивается к бездействию, а отказ от исполнения долга в конце концов порабощает деятельностью, тот самый разумный среди людей». Уровень акармы описан как «искусство деятельности» (Бхагавад-гита, 2.50), доступное лишь для йогов.

 

Акшара

— многозначный санскритский термин с общим значением «надмирная Реальность». «А-» — это приставка с отрицательным значением, соотносимая с русской «не-». Соответственно термин «а-кшара» трактуется как «находящийся за пределами мирской скверны (непогрешимый), за пределами времени (непреходящий) и за пределами видоизменений материи (неизменный)». Обычно акшара выступает синонимом понятий «Брахмáн» и «кутастха». Слово «акшара» может означать также слог Ом, поскольку этот священный слог считается звуковым олицетворением Брахмана.

Три уровня мироздания, описанные в Бхагавад-гите (15.16–18), — это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ).

См. также Брахмáн, Кутастха.

 

Амаракоша

— древний санскритский словарь, объясняющий смысл различных понятий, разделенных по сферам деятельности («Раздел о богах», «Раздел о земле» и т. п.), составленный мудрецом Амара Симхой (III–IV вв. н. э.).

 

Анантадев (Ананта)

— «безграничный», «бесконечный»; 1) распространение Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу гравитационного притяжения; 2) одно из имен Баларамы.

 

Ангирас

— один из семи великих мудрецов (саптариши), один из десяти прародителей человечества (праджапати); сын Брахмы, рожденный из его ума.

 

Анурага

— любовь и влечение к Кришне, стремление служить Ему, возникающее из внутреннего божественного вдохновения (бхавы), а не на основе желания обрести выгоду в бренном мире (выполняя благочестивую карму) или покинуть его (культивируя гьяну) благодаря следованию указаниям писаний. Такое самопредание высшего уклада лишено корысти и расчетливости.

«Шримад-Бхагаватам» (3.29.13) провозглашает: «Истинный преданный не интересуется освобождением из мира материи». Шри Чайтанья Махапрабху также учит принципам чистого преданного служения Господу (шуддха-бхакти), которое начинается, когда в человеке просыпается спонтанная преданность Шри Кришне. Он молит Кришну: «О Мой Господь, Мне не нужно от Тебя ни богатства, ни красавицы-жены, ни многочисленных последователей. Я прошу Тебя только об одном: позволь Мне жизнь за жизнью оставаться Твоим чистым преданным» («Шикшаштакам», 4). Говоря «жизнь за жизнью», Шри Чайтанья подразумевает, что преданный не стремится даже к освобождению из круговорота рождений и смертей, если ему будет предоставлена возможность служить Господу.

 

Арджуна

— (другие имена: Партха, Дхананджая, Бхарата, Гудакеша), вечный спутник и друг Господа Кришны, великий воин, один из братьев Пандавов, деяния и жизнь которого описаны в поэме «Махабхарата». Перед битвой на Курукшетре Господь поведал ему Бхагавад-гиту.

 

Арьяма

— божество из рода адитьев, создатель дня и ночи, управляющий движением времени.

 

Асат

— «то, что подвержено гибели», «преходящее». Слово «сат» означает «истинное», «вечное», «существующее». «А» — приставка с отрицательным значением. Материальный мир в Бхагавад-гите (8.15 и 9.33) назван «бренным и исполненным страданий» (дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам), «преходящим и исполненным несчастий» (анитйам асукхам̇). Восприятие материального мира просветленным взглядом описано так: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш́анам (Бхагавад-гита, 13.9): «Там, где присутствуют четыре недруга: рождение, смерть, старость и болезни, не может быть подлинного счастья». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Сделка с миром смерти не способна удовлетворить нас, она вызовет лишь потерю наших сил».

 

Асур

— демон, безбожник.

 

Атма (Атман)

— в общем значении «самость». В разных значениях слово «атман» указывает на различные компоненты «я», ответственные за самосознание личности, — это душа, тело, ум и разум. Также атман может быть синонимом слова «Брахмáн» или же «Параматма» — Высшая Душа. Упанишады утверждают: йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас / тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м («Мундака-упанишада», 3.2.3; «Катха-упанишада», 1.2.23): «Тому, кто будет избран (вр̣н̣уте) как достойный дара (тена лабхйас), Атма являет (а̄тма̄ вивр̣н̣уте) Свой личностный образ (танӯм̇ сва̄м)». В этом стихе слово «атма» указывает на Параматму и Бхагавана — Личность Бога. В таком же значении («Всевышний») слово «атман» используется в стихе «Брихад-араньяка-упанишада» (2.1.20), где Господь сравнивается с костром, а все живые существа — с искрами (йатха̄ агнех̣ кш̣удра̄ виш̣пхулин̇га̄ вйуччарантй эвам эва̄сма̄д а̄тманах̣ <…> сарва̄н̣и бхӯта̄ни вйуччаранти). Кришна схожим образом высказывается в Бхагавад-гите (15.7): «Живое существо (джӣва-бхӯтах̣) — Моя вечная частица (мамаива̄м̇ш́а сана̄танах̣)».

В гаудия-вайшнавской традиции слово «атман» чаще всего используют в форме «атма», в значении «душа». В Бхагавад-гите (7.4,5) содержится описание материальной энергии Господа (пракрити) и душ, которые одухотворяют и оживляют материю (пара-пракрити).

Душа — частица Брахмáна, всеохватывающего аспекта Абсолюта, качественно единая с ним: акш̣арам̇ парамам̇ брахма, свабха̄во ’дхйа̄тмам учйате (Бхагавад-гита, 8.3).

Мудрец, достигший просветления и свободы от мира материи, осознает, что атман есть Брахман. Он ни о чем не скорбит и ничего не желает в мире рождения и смерти (Бхагавад-гита, 18.54). Однако согласно Бхагавад-гите осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (мад бхактим̇ лабхате пара̄м).

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь устремляет взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души («Джайва-дхарма», т. I, гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».

Душа — частица Господа, который есть сат-чит-ананда — воплощение вечности, знания (сознания) и блаженства («Брахма-самхита», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.158–160). Однако обусловленная материей душа должна пройти определенный путь, чтобы реализовать свои аспекты вечности, знания (сознания) и блаженства. Шрила Шридхар Махарадж нередко описывает душу как «частицу сознания, пребывающую в поиске счастья». Постижение трех аспектов Абсолюта («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) приводит к познанию душой вечности, сат, при постижении Брахмана, дополнительного постижения знания и всепроникающего сверхсознания, чит (включая сат), при постижении Параматмы, и дополнительного блаженства отношений с Абсолютом, ананды (включая сат и чит), при постижении Бхагавана. Пребывание же обусловленной души в материальном мире характеризуют как «асат, ачит и нирананда» — «бренное, исполненное невежества и страданий».

Описание истинного предназначения души и ее сокровенной природы приведено в стихах «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 20.108,109): «По своей природе душа — вечная служанка Кришны. Она относится к пограничной энергии Кришны [пребывая между духовным и материальным мирами] и представляет собой проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него, как луч солнечного света или искра огня тождественны своему источнику и одновременно отличны от него».

Одним из предметов вайшнавского богословия является осуждение концепции Шанкары о временном существовании индивидуальной души, его провозглашения вечным лишь бытия Брахмана, с которым душа должна слиться, утратив индивидуальность. Классические цитаты, опровергающие это утверждение, — это шлока Бхагавад-гиты (15.7), где живое существо (джӣва-бхӯтах̣) названо «вечной (сана̄танах̣) частицей Абсолюта (мамаива̄м̇ш̣а)». Это же утверждается в афоризме, встречающемся в «Катха-упанишаде» (2.2.13) и «Шветашватара-упанишаде» (6.13): нитйо-нитйанам четанаш четананам, эко бахунам йо видадхати каман («Он Вечный среди вечных, Сознающий среди сознающих — Один, Кто наделяет желаемым многих»). Более подробно цитаты из ведических писаний, описывающие природу души, содержатся в сборнике шлок по темам «Шри Гаудия-кантхахара», в разделе «Джива-таттва».

Другое санскритское обозначение души — джива (или джива-бхута, «живое существо») — близко по значению русскому слову «жизнь». В большинстве случаев слово «атма» употребляется как синоним слова «джива», в значении «душа». Но также возможно использование этих слов для различения понятий «душа, обитающая в теле» и «главенствующая душа в теле». Шрила Говинда Махарадж объясняет: «В нашем теле в различных формах живут миллионы душ, но только одна, главная, управляет телом, являясь его хозяином; она называется дехи или атма»*.

Каждая клетка организма, согласно Ведам, обладает душой-дживой и определенным самосознанием, но «главная» душа в теле, атма, пребывает в духовном измерении, в области сердца («Мундака-упанишада», 3.1.9).

См. также Брахмáн, Параматма, Происхождение души.

* Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. «Душа в относительной реальности»: harekrishna.ru/2009/07/5268

 

Атри

— один из семи великих мудрецов (сапта-риши); сын Брахмы, рожденный из его ума; один из праджапати, прародителей человечества.

 

«Атхарва-веда»

— «Веда заклинаний». Считается, что она была создана из остатков трех основных Вед («Сама-веды», «Риг-веды» и «Яджур-веды»), поэтому нередко употребляется термин «Триведа», который исключает ее из ведического канона. Если три Веды обращены преимущественно к богам материального мира, подвиги которых они восхваляют, то проблематика «Атхарва-веды» — это человек, его личная жизнь, болезни и страхи. В ней силен элемент магизма. Она представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые использовались в волшебстве и целительстве. Слово «атхарван» («жрец», «маг») происходит от слова «атхар» — «жертвенный огонь».

 

Аханкара

— ложное эго, принцип отождествления души с материей. Дословно «ахам̇ ка̄ра» означает «я — действующий». Бхагавад-гита (3.27) осуждает подобные представления о себе. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, «ложное эго — это начало в человеке, которое принимает, собирает и передает ложную информацию о нем и об окружающем мире. Оно содержит представления о реальности, которые ущербны, основаны на заблуждениях и противоречат его истинным интересам — поэтому „ложное эго“. Ложное эго — это коллекция разного рода обособленных, собственнических интересов. Только развив преданность Центру и став Его представителем, действующим ради Него, мы познаем блаженство возвращения домой, к Богу. Служение Абсолютному Благу — основа истинной жизни. Когда мы служим, мы живем, а когда начинаем помыкать другими, мы умираем. Познать Бога значит познать себя. Искать Кришну, в действительности, означает искать высшее благо для самого себя. Однако искать Его нужно в духе служения, а не наслаждения. Когда пробудится наше подлинное „я“, истинное эго, мы почувствуем: „Я хочу в обитель Кришны и никуда больше“».

 

Ачарья

— духовный наставник; тот, кто учит своим примером.

 

Ачьюта

— «Непогрешимый», одно из имен Господа Кришны.

 

Ашваттха

— перевернутое древо, корни которого устремлены вверх, а кроны вниз. Символ материального мира, являющегося, согласно Ведам, тенью, искаженным отражением духовной Реальности. Смысл утверждения, что корни древа Ашваттха обращены вверх, в том, что материальное мироздание развивается от сознания к материи, от тонкого к грубому, от субъекта (сознания, духа) к объекту (материи). Этот процесс Шрила Шридхар Махарадж называет «субъективная эволюция»: все исходит из Всевышнего, а затем отдаляется от Него. Утверждение, что ветви этого дерева направлены вниз, указывает на последствия эксплуатации, обрекающие душу на все более и более низкие рождения — от животных вплоть до самых примитивных организмов.

Слово «ашваттха» объясняют как происходящее от санскритского «на ш́ва̄х ста̄сйа̄ти» — «это не будет существовать вечно». Его описание содержится в первом и втором стихах пятнадцатой главы Бхагавад-гиты. Стих 15.1 содержит оксюморон «аш́ваттхам̇ пра̄хур авйайам»: «бренное, известное как вечное». Имеется в виду, что, хотя материальный мир подвластен влиянию времени, он постоянно воссоздается вновь, т. к. всегда существуют души, избирающие путь корыстной деятельности и утрачивающие знание о своих вечных отношениях с Абсолютом.

 

Ашваттхама

— сын Дроначарьи. Ашваттхама был одним из выдающихся военачальников, выступивших на стороне Кауравов во время битвы на Курукшетре. В Бхагавад-гите (1.8) имя Ашваттхамы упоминается среди имен таких непобедимых воинов как Бхишма, Карна, Крипачарья, Викарна и Бхуришрава. Однако Ашваттхама больше известен не как великий воин, но как недостойный сын брáхмана Дроначарьи, а также как агрессор, злодейски убивший детей Пандавов во время сна и понесший за это суровое наказание. Он должен нести бремя грехов детоубийцы на своих плечах, странствуя в одиночестве, подобно привидению, никому не нужный и подверженный разнообразным болезням в течение трех тысяч лет («Махабхарата», книга десятая: «Сауптикапарва» («Книга о нападении на спящих»)).

 

Ашвини-кумары

— близнецы-всадники, божества рассвета и заката.

 

Баладев Видьябхушан (?–1768)

— выдающийся вайшнавский ачарья и богослов. В XVI веке такие последователи Шри Чайтаньи, как Шрила Санатана Госвами (1488–1558), Шрила Рупа Госвами (1493–1564), Шрила Рагхунатх Дас Госвами (1495–1571) и Шрила Джива Госвами (1511–1596), начали работу по оформлению гаудия-вайшнавского богословия. Их наследие было дополнено и развито благодаря богословским трудам Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура (XVII век). В начале XVIII века Шрила Баладев Видьябхушан, наставником которого был сам Вишванатх Чакраварти, написал «Говинда-бхашью» — подробный комментарий к «Веданта-сутре», а также комментарии к Бхагавад-гите и главным Упанишадам, завершив оформление религиозно-философской доктрины гаудия-вайшнавизма.

 

Баларама (Баладева)

— первое полное проявление Господа Кришны, Его «второе Я». Шрила Шридхар Махарадж объясняет отношения Кришны и Баладевы, описанные в «Махабхарате», следующим образом: «Дурьодхана был любимым учеником Баладевы (старшего брата Кришны), которого Баладева обучал битве на палицах. Когда началась война, Баладева отправился в паломничество, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану. Кришна чувствовал: „Поскольку Мой брат оставил Своего любимца и предпочел не участвовать в войне, Я тоже не могу сражаться в полной мере“. Но, в действительности, Кришна не мог оставить сторону истины, Он сочувствовал Пандавам. Чтобы сохранить баланс сил, Кришна отдал Свою армию враждебной стороне, а Сам пообещал не брать в руки оружия и быть лишь колесничим Арджуны. Однако физическая сила не является высшим достижением. Мудрое руководство — это все и вся. Кришна по природе Своей встает на сторону праведных личностей. Противоположному лагерю была присуща демоническая природа, но Баладева, брат Кришны, был на ее стороне. Баладева является Гуру Шивы («Шримад-Бхагаватам», 5.17.16; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.8). Такова политика в Творении. Позитивное и негативное начала маршируют рука об руку. Махадева, Шива, является лидером оппозиционной партии. И, тем не менее, он преданный Кришны (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ [„Шримад-Бхагаватам“, 12.13.16]). Иногда лидер просит своих собственных людей встать на сторону враждебного лагеря, используя их затем в своих целях. Мы видим такое в мире политики. Прямое и косвенное — два начала. Тезис, затем антитезис и точка гармонии — синтез. Так развиваются игры Абсолюта».

 

Брахма

— 1. Вторичный творец нашей вселенной, создающий ее во всем многообразии благодаря откровению и могуществу, полученному от Всевышнего. Повелитель раджо-гуны, энергии страсти и активности. Олицетворение карма-мишра-бхакти, преданности Всевышнему, смешанной со склонностью к мирской деятельности. Один из двенадцати махаджан, выдающихся святых, упоминаемых в ведических писаниях.

2. Веды (например, в Бхагавад-гите, 3.15). Имеется в виду шабда-брахма (Бхагавад-гита, 6.44), «духовное откровение в форме божественного звука (шабда)». «Ману-смрити» также часто упоминает три Веды («Риг-веду», «Яджур-веду» и «Сама-веду»), называя их «трайам-брахма-сана̄танам» — «тройная вечная Веда».

3. То же, что и Брахмáн.

 

Брахмáн

— 1. Всеохватывающий аспект Абсолюта, наряду с всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Слово «Брахман» можно перевести как «величайший», «всеохватывающий», либо как «дух», «мир сознания». В Бхагавад-гите постижение Брахмана описано во множестве стихов, например, в 13.31.

Три уровня мироздания, описанные в Бхагавад-гите (15.16–18), — это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ). Эти три мира можно описать, соответственно, как мир эксплуатации, отречения и служения (бхога, тьяга и сева).

Брахман именуют также брахмаджйоти, что можно перевести как «духовное сияние». Его яркое описание приведено в «Мундака-упанишаде» (2.2.10,11): «В духовном царстве, лежащем за пределами материальных вселенных, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое мирской скверной. Те, кто достиг духовного самосознания, знают его как неоскверняемый светоч светочей. В мире духа нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого света». Подобно тому, как обычный свет состоит из фотонов, Брахман состоит из множества душ, вечных искр сознания (Бхагавад-гита, 8.3; 15.7), пребывающих на границе между духовным и материальным мирами.

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь бросает взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души» («Джайва-дхарма», т. I. гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».

Два вида просветления, описанные в Бхагавад-гите, — это осознание себя душой, частицей Брахмана (14.26), а затем — осознание Всевышнего, источника, основы Брахмана (14.27). Качества человека, осознавшего себя душой, частицей Брахмана, приведены в Бхагавад-гите (18.54): «Тот, кто осознал себя душой, исполнен надмирной радости, он ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам и достоин обрести сокровище преданности Мне». Однако, согласно Бхагавад-гите, осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (мад-бхактим̇ лабхате пара̄м).

Брахман — статичный и однородный аспект Реальности (Бхагавад-гита, 12.3,4), поэтому иногда его именуют «безличным» (имперсональным) проявлением Абсолюта. Однако при детальном рассмотрении Брахман, безусловно, не безличен, т. к. состоит из душ. Другие наименования Брахмана, встречающиеся в Бхагавад-гите — это акшара и кутастха.

2. Общее обозначение Абсолютной Истины во всех трех Ее аспектах (Бхагаван, Параматма и Бхагаван). Например, в Бхагавад-гите (13.13–18) сказано, что Брахман есть «объект познания». В этом значении понятие «Брахман» близко к понятию «Ва̄судева» — общему представлению о Боге как Личности. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем и вне всего — таков Васудева».

3. Брахман в общем смысле может означать «надмирную Реальность за пределами рождения и смерти», «мир духа». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Материю можно уподобить айсбергу, который плавает в океане сознания». В таком значении слово «Брахман» также обозначает вечные духовные обители Бхагавана в различных образах (Вишну, Кришны). Пример — это стих о посмертной судьбе душ из «Брихад-араньяка-упанишады» (6.2.15): «В этих мирах Брахмана они живут вдали, возвеличенные. Для них больше нет возврата». В «Шримад-Бхагаватам» (2.5.39) вечные духовные миры также названы «брахма-лока сана̄тана̄х̣».

 

Брáхман

— священнослужитель, жрец, наставник в духовных вопросах, представитель высшего интеллектуального сословия в ведическом обществе, следующем варнашрама-дхарме. Шрила Шридхар Махарадж дает философское объяснение понятия «брахман» с точки зрения уровня сознания — «тот, кто всегда стремится к поиску нематериального, к постижению мира духа, сознания», т. е. Брахмáна.

 

Брахма-самхита

— (букв. «собрание молитв Брахмы»), одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма. «Брахма-самхита» содержит молитвы творца этой вселенной, Брахмы, к Кришне, произнесенные Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст «Брахма-самхиты» считался утерянным. В начале XVI века Чайтанья Махапрабху (1486–1534), совершавший паломничество по Южной Индии, обнаружил шестьдесят две шлоки пятой главы «Брахма-самхиты» в храме Ади-Кешавы. Этот факт упоминается в девятой главе Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

 

Брихаспати

— духовный учитель Индры, царя богов и повелителя дождя, и главный жрец на райских планетах.

 

«Брихат-сама»

— один из гимнов «Сама-веды», исполняемых богами.

См. «Сама-веда».

 

Буддхи

— разум; способность к вынесению суждений. Разум строит планы, взвешивает и оценивает, он принимает решения. Буддхи предупреждает: «Ум (манас) постоянно желает наслаждаться, но это вызовет дурные последствия, и не следует делать этого». В третьей главе Бхагавад-гиты (3.42) содержится шлока, повествующая о соотношении чувств, ума, разума и души. Затем рассказывается об обуздании ума и победе над вожделением благодаря разуму, просветленному духовным знанием (Бхагавад-гита, 3.43).

 

Буддхи-йога

— йога обретения просветленного разума (буддхи). Разум, просветленный практикой буддхи-йоги, освобождается от корыстной привязанности к плодам трудов (Бхагавад-гита, 2.49). Человек, наделенный им, трудится ради высшей цели.

Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к стиху 2.39 Бхагавад-гиты: «Здесь явлено, что буддхи-йога — единственный путь. Когда буддхи-йога ограничена идеалом кармы [бескорыстной мирской деятельности], она известна как карма-йога; когда она превосходит карму, но все еще ограничена высшим пределом гьяны [знания, приводящего к отречению от мира], то известна как гьяна-йога, или санкхья-йога; а когда, преодолев все ограничения гьяны и кармы, она соприкасается с бхакти [безусловной преданностью Господу и деятельностью ради служения Ему], то тогда известна как бхакти-йога, или совершенно чистая и полная буддхи-йога».

 

Буддхья-юкта

— разум, направленный на духовное самоосознание; богосознающий разум.

 

Бхагаван

— Личность Бога. Абсолют обладает тремя основными проявлениями: Всеохватывающим (Брахмáн), Всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Бхагаван — это «центральный» аспект Божественного, Бог как Личность. Обретение вечных отношений с Личностным Абсолютом в духовной реальности — это сокровенная потребность каждой души. Слово «йога» значит «обретение связи с Высшим Началом».

Шрила Шридхар Махарадж указывает на связь слова «бхагаван» со словом «бхагья» — «приносящий счастье и удачу», «всеблагой». Подробнее происхождение и значение слова «Бхагаван» рассматриваются Шрилой Дживой Госвами в «Бхагавата-сандарбхе» (1.3.1–11). В частности, он объясняет: «Слово „бхагаван“ начинается со слога бха, что означает „бхарта“: „хранитель и источник жизни“. Следующий слог, га, означает „гамайита“: „Тот, Кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные“, или „Тот, Кто приводит Своих преданных в Свою духовную обитель“. Ва означает „вас“, „находиться“, „пребывать“ (все живые существа пребывают в Господе, а Верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово „бхага“ также означает „достояния“. Существуют шесть достояний: красота, сила, слава, богатство, знание и отречение. Слово „бхагаван“ указывает на Личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте. Слово „бхагаван“ может быть истолковано в значении „Тот, Кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами бха, га и ва“. Ват — это аффикс, который называется „матуп“. Буква „а“ в третьем слоге (ва) сократилась, давая возможность двум „в“ соединиться и стать одной буквой. Так слово „бхагавава̄н“ преобразуется в „бхагава̄н“». Таким образом, санскритское слово «Бхагаван» родственно по значению русскому слову «Бог».

Отличительное свойство Бхагавана как Господа Нараяны (Вишну) состоит в Его власти над всеми существующими энергиями. С этой точки зрения Бхагаван — это Тот, Кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47). Однако в «Бхакти-сандарбхе» (2.1) Шрила Джива Госвами приводит не имеющее аналогов, прекрасное объяснение Бхагавана как Шри Кришны: Бхагаван означает бхаджанӣйа гун̣а. Его природа, Его качества таковы, что всякий, кто соприкоснется с Ним, не сможет не служить Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого Всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Бхагаван покоряет сердце каждого.

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, Личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне. Кришна — это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога, Источник всех других проявлений Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Бхагавад-гита также означает «Песнь Бхагавана» («Песнь Господа»). В Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам» в полной мере раскрываются величие и красота Господа Кришны.

 

Бхаджан

— интенсивная духовная практика, основанная на посвящении себя Господу с любовью и преданностью.

 

Бхакти

— основанная на любви преданность Богу, не оскверненная примесями кармы (стремлением к выгоде) и гьяны (духом отречения или стремлением к интеллектуальным подтверждениям божественного откровения) («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) указываются два основных свойства бхакти: ахайтуки и апратихата, что переводят как «беспричинная» и «непреодолимая» (с точки зрения божественной природы бхакти), либо как «бескорыстная» и «непрерывная» (с точки зрения чувств того, кто обладает бхакти). В этой же шлоке преданность Господу названа пара-дхармой — «высшим долгом».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Бхакти превозносится в писаниях разными способами. Она может сделать возможным невозможное: подчинить высшее начало низшему. Скажем, генерал. Он победил вражескую страну и возвращается домой. Но его ребенок способен схватить за палец своего могущественного отца и вести туда, куда вздумается. Такова победа любви.

Где бхакти? Там, где великий контролируется малым. Подобное положение вещей является свидетельством того, что это подлинное бхакти. Если подобная характеристика отсутствует, тогда это не бхакти, это нечто другое.

Это [бхакти] нечто немыслимое, это невозможно представить. Это чудо возможно лишь благодаря любви и нежности. Кришна провозглашает: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ („Шримад-Бхагаватам“, 9.4.63). „Я пленен Моими преданными, Я сдался им, — говорит Он. — Я зависим от Моих преданных и не в силах отк<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.