Сад «Липки». Фото краеведа Германа Рассветова — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сад «Липки». Фото краеведа Германа Рассветова

2020-01-13 194
Сад «Липки». Фото краеведа Германа Рассветова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Известный саратовский краевед, начальник информационно-аналитического отдела научно-производственного центра по историко-культурному наследию области В.И. Давыдов любезно поделился со мной архивными данными. Привожу наиболее интересные из них:

«4-го июля 1903 года Городская Дума заслушала заявление преподавателя Боголюбовского рисовального училища при Радищевском музее гр. Волконского о его желании пожертвовать свои работы: бюсты Пушкина, Гоголя, Белинского, Некрасова и Каронина, а также статую девочки с мячом для постановки в городском саду «Липки».

Дума постановила пожертвование принять, жертвователя благодарить, а постановку бюстов и статуи поручить садовой комиссии вместе с жертвователем». (Постановление Саратовской Городской Думы за 1903 год, стр.64).

12-го июля 1903 года одна из местных газет сообщила о том, что в «Липках» началась установка пожертвованных городу преподавателем рисовального училища при Радищевском музее скульптором Волконским бюстов писателей. «11 июля 1903 года в парке «Липки» установлены скульптурные бюсты писателей, подаренные городу Н.П. Волконским» («Саратовский листок» №149, 12 июля 1903 года).

Бюсты известных писателей стали достопримечательностью сада «Липки».

А вот что вспоминает старейший художник Саратова, заслуженный работник культуры РФ, Алексей Бурковский об истории создания аллеи, на которой стояли бюсты Людвига Ван Бетховена, Александра Пушкина, Антона Павловича Чехова, Льва Толстого и других великих людей.

«В 1926 году мы с Александром Кибальниковым, молодые в то время выпускники Саратовских Художественно-Ремесленных Курсов (СХРК) им. А. Луначарского, делали дипломную работу в мастерской известного советского скульптора Петра Рудольфовича Свешникова.

Ученики Петра Рудольфовича, выполняли директиву губернского Совета, украшая к предстоящему на будущий год десятилетию Октября городской сад «Липки». Не остались и мы в стороне от этого большого дела. Под непосредственным руководством Свешникова я и Кибальников работали над «Аллеей Героев».

К середине 1927 года нами было подготовлено 24 бюста видных революционеров и героев гражданской войны. Здесь были Зиновьев, Троцкий, Бухарин, Розенгольц, Тухачевский и другие. Торжественное открытие аллеи состоялось в канун праздника.

Дипломы мы защитили на «отлично», курс наш разъехался, я же остался в Саратове.


Известные события последующих лет круто изменили судьбу аллеи. В один их декабрьских вечеров 1929 года ко мне домой в крайне возбужденном состоянии пришёл мой учитель.

– Что с Вами? – начал было я.

– Одевайся, Алексей. Нас хочет видеть первый секретарь губкома Широков, – прервал меня Петр Рудольфович, – объясню по дороге.

В кабинете у секретаря мы узнали, что за антипартийную деятельность из страны выслан Лев Троцкий. Нам было предложено в кратчайшие сроки заменить его бюст в аллее на изображение Кагановича.

Мы работали всю ночь, а уже утром замена была готова. Увы, это был не последний ночной вызов – через несколько лет та же участь постигла Каменева и Зиновьева. В связи с этим в губкоме встал вопрос о перепрофилировании «Аллеи Героев» в «Аллею писателей и композиторов». Для того времени это было смелое решение, но, как оказалось, верное.

В 1937-38 гг. по стране прокатилась волна громких политических процессов «врагов народа», героями которых стали запечатлённые нами люди. Таким образом, необходимость замены Бухарина, Рыкова и Тухачевского на Тургенева, Гоголя и Маяковского стала очевидной для всех».

…К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина без особой шумихи была вновь открыта аллея, теперь уже «Аллея писателей и композиторов». Но где она теперь? Ещё пару лет назад, проходя по аллее, я мог без труда вспомнить «предшественника» Лермонтова или Баха, а сегодня я не могу с уверенностью указать место, где стоял бюст Л.Н. Толстого».

Известный Саратовский краевед, главный библиотекарь краеведческого отдела областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина А.Б. Белоглазова рассказала интересную историю.

У боковой аллеи в саду «Липки», на которой были расположены бюсты знаменитых писателей и музыкантов, был свой ангел-хранитель. Его имя Евгений Фёдорович Тимофеев, старейший саратовский скульптор, член Союза художников СССР. В конце 80-х годов ему уже было восемьдесят лет. На защиту аллеи он встал в 1947 году. Фронтовик Е.Ф. Тимофеев, одетый в гимнастерку без знаков различия, галифе, старую шинель, с перевязанной рукой, часто и надрывно кашляющий, очень переживал за судьбу бюстов в саду «Липки». В своё время он рассказывал Белоглазовой о том, что в 1946 году город купил бюсты для украшения парков. Их авторы – члены художественных мастерских, которых немало было в то время в стране. После войны художники и скульпторы решили как можно быстрее вернуть дух мира разорённым городам. Но и в то время многие официальные лица в Саратове, в том числе и люди искусства, скептически отнеслись к бюстам, было решено убрать их из центра города.

– Я успел вовремя, – рассказывал Евгений Фёдорович Тимофеев, – бюсты уже грузили в машину, чтобы вывезти в какой-то овраг. Тимофеев решил не допустить произвола. С трудом отстоял. Помогли старые коммунисты. С одним из них, работником горкома партии Васильевой, подобрали цитаты, мысли из наследия тех, кого бюсты изображали. Я сделал постаменты и на них – изречения, обратился с ходатайством об установке всех бюстов на территории сада «Липки».

Его предложение было принято. Тимофеев не считал бюсты малохудожественными, особенно бюст М.Ю. Лермонтова. В аллее он работал постоянно. После очередного варварского нашествия он за свой счёт восстанавливал изуродованные скульптуры. Художественный фонд брал за реставрацию по нескольку тысяч рублей.

Так, в послевоенные 40-е годы сад «Липки» украсила аллея писателей. Скульптуры, установленные в парке, дополнили коллекцию бюстов, изготовленных ранее вышеупомянутым Н.П. Волконским.

– Я не могу их бросить, – говорил о бюстах скульптор Тимофеев, – они мне как дети. Их же изготовили мои коллеги, быть может, кто-нибудь из авторов скульптур ещё жив…

Фронтовик Тимофеев работал в школе-интернате № 1 по ул. Железнодорожной и почти 50 лет, пока ему позволяло здоровье, содержал и следил за бюстами в «Липках».

Саратовские «Липки» с годами потеряли немало: музыкальную раковину и летний театр, здесь не звучит больше музыка военного оркестра, нет и статуи женщины-лётчицы, рядом с которой любил фотографироваться юный Ю. Гагарин. Нет аллеи с бюстами известных писателей и композиторов.

 

«Липки» в период СССР

 

С 1985 года в «Липках» начался новый этап реконструкции: обновлялись дорожки и тропинки, ставилась на более высокий фундамент и красилась ограда, обновлялись деревья и кусты, а с 1986 года, под руководством архитектора Л. Ткаченко, разрабатывался проект реконструкции «Липок», где предусматривалось убрать из боковой аллеи гипсовые бюсты. Но работы прекратились из-за недостатка денег.

В период перестройки молодёжь всё чаще стала называть аллею «Липок» со скульптурами аллеей «мертвецов». И скоро юношеский цинизм нашёл своё воплощение. В конце 1989 года впервые один из бюстов, Ивана Андреевича Крылова, был сброшен на землю.

И вот, в понедельник 23 октября 1989 года, низвергнутыми оказались все бюсты. С тех пор это стало недоброй традицией для тех, о ком А.П. Чехов как-то сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Варвары этого не услышали. Гении остались беззащитны.

В ноябре 1991 года горисполком принял решение убрать гипсовые бюсты великих «в связи с физическим износом и утратой художественной ценности». Бюсты передали в подарок школе № 20.

Краевед Давыдов рассказал мне дальнейшую судьбу «пристанища» бюстов: мало, кто знает из саратовцев, что на Бульварной улице Саратова, в Ленинском районе, также стояли бюсты писателей и композиторов. Долгие годы они никому не мешали – скорее украшали улицу. Она была последним оплотом «гениев пера и лиры», но желающие переколотить бюсты нашлись и здесь. Пьедесталы пустели один за другим.

«– То, что произошло на Бульварной улице, – настоящий вандализм, – сказали мне в дирекции охраны, реставрации и использования памятников (автору статьи В. Григоренко), – но эти бюсты на нашем учёте не состоят, ведь они не являются памятниками архитектуры. О том, что они были вообще когда-то установлены, мы узнали от вас…»

Сейчас на Бульварной улице остался лишь Иван Сергеевич Тургенев, правда, и над ним основательно «поработали». Интересно, что сказал бы классик о современном конфликте поколений, когда «дети» поднимают лом на «отцов»?

В редакции «Саратовских вестей» узнал, что якобы те скульптуры писателей, что украшали в своё время «Липки» нашли очередное «пристанище», их «эвакуировали» за пределы Саратова, сейчас они находятся в с. Усть-Курдюм.

В первых числах апреля я побывал в с. Усть-Курдюм Саратовского района. На въезде в посёлок справа от дороги, сквозь молодые деревья я увидел в низине так называемый парк «Первой учительницы». Выйдя из автобуса, направился в этот, кстати, безлюдный парк, где кроме бездомных собак так никого и не встретил.

Там на постаментах вдоль центральной заасфальтированной аллеи расположены бюсты, их всего шестнадцать. Здесь не только писатели, но и известные композиторы, музыканты, учёные. Среди них бюсты: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Добролюбова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, М.П. Мусоргского, Л.В. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, Ф. Шопена, В.В. Маяковского, П.Н. Яблочкова, И.П. Павлова, А.С. Попова. Возможно, среди них сохранились и те бюсты, которые были изготовлены Н.П. Волконским в 1903 году, т.е. в начале XX века.

Только вот поразили некоторые «ляпсусы», которые допустили те, кто изготовлял и вывешивал таблички на постаментах под бюстами. Первый бюст слева от главного входа в парк известному русскому электротехнику Павлу Николаевичу Яблочкову. Под ним на табличке написано К.Г. Маркс! Бюст русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова подписан, что это А.И. Герцен! Под бюстом русского композитора Модеста Петровича Мусоргского подписано, что это М.И. Глинка, а бюст русского композитора Михаила Ивановича Глинки подписали, что это И.М. Сеченов…

Хорошо, что хоть Лермонтова с Маяковским или Гоголя с Крыловым не перепутали…

Вокруг парка оборудовано красивое металлическое ограждение и несколько узорчатых ворот. Но чья-то варварская рука оставила и здесь свой печальный след! Многие бюсты постигла та же участь, которую они испытали несколько лет назад в саратовских «Липках».

Бюсты М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.П. Мусоргского, Н.В. Гоголя, П.Н. Яблочкова, А.С. Попова предстали без носа.

На постаменте Льва Толстого кто-то оторвал табличку, на которой была указана фамилия и годы жизни писателя. Осмотрел местность вокруг с надеждой найти утраченное, но, к сожалению, таблички нигде не обнаружил. На табличке под бюстом М.Ю. Лермонтова некая неизвестная Калинина оставила свой автограф. А в конце аллеи с правой стороны я увидел пустой постамент, принадлежавший всемирно известному А.С. Пушкину. Бюст Александра Сергеевича лежал на земле позади своего постамента. Дважды попытался приподнять опрокинутый бюст поэта, но все попытки были тщетными, слишком тяжёлым оказался бюст.

Когда-то здесь плиткой были выложены дорожки, оборудованы декоративные скамейки. Часть плиток уже растащена. Некоторые постройки на территории парка просто разби-

 

 

 

ты. Из десяти фонарей освещения, установленных на столбах вдоль центральной аллеи, на пяти разбиты плафоны. На обочине дороги, что рядом с парком установлены мусорные баки. Ветер разносит мусор по всей территории, поэтому парк завален мусором.

Центральная аллея заканчивается ступеньками, ведущими на возвышение, где установлена огромная белая ваза (видимо раньше это был фонтан). Сейчас она заросла травой. Справа и слева от вазы высокие в греческом стиле декоративные колонны из железных конструкций, на которых частично белая краска уже давно облетела. За вазой на стене по центру размещена большая мраморная плита, на которой высечены слова, обращённые к учителям:

 

«Учитель!

Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.