II Палькинские чтения. Л. Чиркова третья в центре. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

II Палькинские чтения. Л. Чиркова третья в центре.

2020-01-13 151
II Палькинские чтения. Л. Чиркова третья в центре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Л. Чиркова участвовала в награждении победителей литературного конкурса «Россия, Русь, храни себя, храни!» в музее боевой и трудовой славы, посвящённого Дню поэзии.

Активисты СРЦ провели литературно-музыкальные вечера в Монтажном техникуме, ЦСОН Ленинского и Заводского района, в библиотеках №8, №9, №10, участвовали в литературно-музыкальном фестивале «Открытый микрофон над Волгой» и других.

В Октябрьском городке Татищевского района состоялась научно-практическая конференция на базе Октябрьского сельскохозяйственного техникума под названием «Молодёжь-XXI: активность, цели, перспективы», где Л. Чиркова выступила с предложением провести научно-практическую конференцию, посвящённую творчеству известного земляка поэта Анатолия Передреева. Было принято решение о создании рабочей группы по претворению в жизнь нового проекта.

 

Л. Чиркова и В. Андреев участвовали в собрании Саратовского отделения «Изборского клуба» по теме «Новый этап развития государства российского» в разделе «культура».

 

 

Л. Чиркова (вторая справа) и В. Андреев в Изборском клубе

 

СРЦ в этом году удостоился публикации в российском журнале «Наш современник» № 9 (сентябрь 2017 года). А также редактором журнала С.Ю. Куняевым в адрес СРЦ высланы три книги: «Любовь, исполненная зла…», «И бездны мрачной на краю», «Классика и мы».

 

 


* * *

В этом году Саратовский Рубцовский центр понёс тяжёлые утраты: ушёл из жизни дорогой нашему сердцу человек – Маликов Александр Николаевич (бывший мэр города Саратова, бывший ректор Саратовского торгово-экономического института, академик Российской экологической академии, кандидат экономических наук, последнее место работы – директор Монтажного колледжа).

Мы познакомились в 2009 году, когда Александр Николаевич возрадовался нашей идеи открыть в Саратове Рубцовский центр (Николай Рубцов – один из любимых им поэтов) и тут же предложил свою помощь в издании альманаха «Душа хранит», который СРЦ выпускал каждый год. Кроме того Александр Николаевич помог издать авторские книги   А.Н. Маликов 17. 05. 1948 – 04. 05. 2017

поэтов Рубцовского центра Дмитрия Серова «К ногам с размаху пали розы» и Юрия Гринёва «Веди меня, судьба».

Активисты Рубцовского центра совместно с Пушкинским клубом при торгово-экономическом институте провёл несколько литературно-музыкальных вечеров, посвящённых А. Пушкину, Н. Рубцову, поэтам-«шестидесятникам», авторские вечера, всего более 30 на разные темы.

Готовя сегодняшний альманах, который читатель держит в руках, мы очень рассчитывали на помощь Александра Николаевича, который категорично пообещал нам очередную помощь в издании. Но, к сожалению, его жизнь неожиданно оборвалась: причиной смерти стал сердечный приступ…

Рубцовцы много раз выступали с концертами и в Монтажном колледже (и его общежитиях), строились перспективные  планы работы со студентами, которые будут продолжены, но уже без Александра Николаевича.

Мы скорбим о безвременно ушедшем друге Рубцовского центра, память о нём сохранится в наших сердцах.

Тяжёлой потерей стал уход в вечный мир активиста Центра Анатолия Александровича Спутанова, который в течение

 

 

  А.А. Спутанов 04.05.1951 – 13.05.2017 шести лет принимал самое горячее участие во всех мероприятиях, проводимых СРЦ: играл на балалайке и мандолине, фотографировал «рубцовцев» на разных площадках города и области, создавая короткие видеосюжеты и многочисленные фото. Добрый, сердечный, безотказный, он много сделал для стабильной работы цен-

тра, помогая физически, материально и духовно, практически не пропуская ни одного мероприятия. Его называли «ходячей энциклопедией». Сколько разных знаний хранила его память: многочисленные словари, исторические сведения, специальная литература… Во многих вопросах просвещал нас подробно и обстоятельно. Он был «мастер – золотые руки». Разные знания и схемы он применял на практике: ремонтировал компьютеры, телевизоры, бытовую технику, чинил электропроводку, ставил розетки и выключатели. Заменил перегоревшие лампы в библиотеке №2. Кроме того, красил, штукатурил, клеил обои, крыл крыши, обладал столярными и плотницкими навыками: изготавливал книжные шкафы и полки, рамки для картин и зеркал, ремонтировал книги.

Анатолий навсегда останется в наших сердцах.

 

РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО

Анатолию Спутанову

Как мы порой не ценим день, Что как мгновенье канет в Лету. Он был, и вот его уж нету – Осталась призрачная тень. Как мы порой не ценим час – С ним шанс для счастья нам даётся, И ничего не остаётся, Когда уходит он от нас. И как жалеем мы, когда, Не оценили, что имели, Не сберегли то, чем владели, Что потеряли навсегда. И боль сопровождает путь, А от раскаянья нет прока, И мысль пронзает мозг жестоко, Что ничего нельзя вернуть. Любовь Чиркова

Владимир Вардугин

г. Саратов

 

ОКАМЕНЕЛАЯ ПАМЯТЬ

 

Анатолию Константиновичу Передрееву не повезло: он родился в деревне Новый Сокур ныне Татищевского района Саратовской области. Деревня эта стёрта с лица земли людоедской теорией 1960-х годов академика Заславской о неперспективных деревнях. А память о поэте Передрееве хранят отнюдь не на родине, а далеко от её пределов: в Москве есть клуб любителей поэзии Передреева, в подмосковном городе Электросталь в декабре 2017 года пройдут первые Всероссийские передреевские чтения (почему именно в Электростали? Там поэт жил некоторое время, чем гордятся как жители города, так и местная власть).

Для несведущих скажу: нашего земляка Передреева в столице чтут как продолжателя тютчевского направления философской поэзии в XX веке. Его программное стихотворение «Окраина» («Околица родная, что случилось?// Окраина, куда нас занесло?// И города из нас не получилось, // И навсегда утрачено село») отразило трагедию целого поколения советских людей, оторванных от своих корней «великими стройками коммунизма».

Саратовский писатель Александра Ивановна Баженова (1947-2013), написавшая обширную биографию поэта «И вечности медленный ветер моё овевает лицо» (название по передреевской строке), долгое время пыталась увековечить память поэта в Саратове, где он опубликовал свои первые стихи в 1959 году, и откуда молодой поэт шагнул в мировую литературу. Памятуя о том, что у нас на переименование нет денег, предложила назвать площадью Передреева пустырь на кольце троллейбуса №10: именно отсюда начинается Сокурский тракт, созвучный по названию с его деревней. Увы, её голос остался не услышанным.

Идею Баженовой подхватили активисты Рубцовского центра во главе с писателем Любовью Леонидовной Чирковой. И вот какой ответ в сентябре 2016 года получили они от межведомственной комиссии по присвоению, изменению и аннулированию наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры в муниципальном образовании «Город Саратов»: «Наименование площади, расположенной на кольце троллейбуса №10 именем Анатолия Передреева, члены комиссии считают не целесообразным, так как заявители предполагают проводить на данной площади мероприятия, посвящённые Передрееву Анатолию Константиновичу. Место проведения данных мероприятий должно отвечать требованиям безопасности, чего сказать о выбранном месте невозможно».

 

 

Непонятно, с чего комиссия взяла, что любители поэзии станут читать стихи прямо под колёсами автомобилей? Для вечеров поэзии у нас, слава Богу, есть ещё библиотеки и музеи, а называют площади и улицы именами знаменитых земляков для того, чтобы как можно больше людей узнавало, кем богата земля саратовская. Комиссия предложила рубцовцам


подумать о том, какой школе или библиотеке присвоить имя Передреева, или же где установить мемориальную доску поэту. Ну, зная, с каким нежеланием встретят директор школы или заведующий библиотекой мысль о хлопотах по присвоению имени (переделка документов потребует не столько сил, сколько средств), мы предлагаем установить мемориальную доску (на свои средства! Не просим у города ни копейки!) на здании по адресу Московская, 94, где в 1959 году размещалась редакция газеты «Коммунист», где 7 июня 1959 года были опубликованы первые стихи поэта Анатолия Константиновича Передреева (1932-1987)».

Предположим, не повезло неизвестному в Саратове поэту, но за что областное министерство культуры собирается «сослать» на окраину памятник всем известной певицы Лидии Андреевне Руслановой? 11 ноября 2016 года пригласили в министерство народную артистку России Елену Андреевну Сапогову на совещание, она и поведала мне, о чём совещалась новый министр культуры с ней и с другими неизвестными певице людьми (их ей не представили). Раздали листочки с цифрами 0, 50 и 100 и предложили оценить качество трёх вариантов памятника Руслановой (среди них не оказалось почему-то великолепного эскиза скульптора Владимира Дмитриевича Харитонова). Один, фигуру в сарафане, стоящую без постамента, предлагалось установить на площади перед Домом народного творчества имени Руслановой. Второй вариант – на той же клумбе на небольшом возвышении. Третий, как полагается, на постаменте, но пьедестал тот хотят водрузить на… ступени Дворца, якобы для ассоциации со ступенями рейхстага, на которых Лидия Андреевна дала незабываемый концерт 2 мая 1945 года.

На робкое возражение присутствовавших, а нельзя ли памятник на постаменте передвинуть в центр площади, потому что нелепо будет выглядеть бронзовая фигура, прилепившаяся к стене здания, министр пояснила: земля там муниципальная, это будет дорого стоить.

Дожили… Прославившей Саратов певице жалко выделить квадратный метр родной для неё земли! Не стали обсуждать и качество лепки лица, показавшегося не совсем похожим на одухотворённое руслановское. Министр, во-первых, сказала, что сейчас скульпторы всех так лепят, а, во-вторых, авторов проектов нет на совещании, поэтому смысла нет чего-либо обсуждать, так что голосуйте – и расходитесь.

Жалко, что меня там не было. Я бы нашёл смысл. Памятник – от слова «память». Камень увековечивает какое-то событие из жизни героя, указывает на место, связанное с его биографией. Когда Лидия Андреевна жила в Саратове, город ограничивался тремя горами, так что ставить монумент вдалеке от мест, которые помнят певицу, – нелогично. Разумно поступили власти левобережного города Энгельса: памятник Льву Кассилю стоит во дворе гимназии, где он учился. Земляки видят образ мальчика-фантазёра (за что мы и чтим Льва Абрамовича), учившегося в ней. Увековечены место и герой, живший здесь.

Так же и бык-солевоз везёт бронзовую соль не где-то, а там, где оканчивался долгий путь от озера Эльтон настоящих быков-солевозов – на Эльтонском тракте. Вот это – памятники!

Недавно улицу Волжскую перевели в разряд пешеходных. Так и напрашивается поставить памятник Лидии Руслановой на пересечении улиц Волжской и Комсомольской, бывшей Приютской по имени того приюта, где воспитывалась будущая певица. Отлить в бронзе не образ артистки в годах, какой запомнили её почитатели таланта, а в образе девушки Прасковьи Лейкиной, чей талант только начинал пробиваться. Образ и место здесь соединяются воедино.

Наверное, мои рассуждения покажутся людям, принимающим решения, никчёмными. Скорее всего, водрузят бронзовую Русланову на паперть Дома народного творчества, будет стоять она там с протянутой рукой, как в детстве просила подаяние на церковной паперти. Поставят министерские чиновники и галочку: «Увековечено!» и станут ждать, кого там ещё потребует общественность увековечить.

Надо сказать, не повезло саратовским чиновникам: наш город горазд на таланты. На забытые таланты.

В Самарской области открыли музей поэту есенинской плеяды Александру Ширяевцу. Наш поэт Пётр Орешин, друг Есенина, не удосужился в родном городе не то что мемориальной доски: с пятидесятых годов не издавали на родине его стихотворения.

Не дождётся благодарности от земляков и любимец публики артист Сергей Филиппов, «король эпизода». У нас в Саратове не то что «выбить» деньги на памятный знак проблематично – просто подарить. Тот же вышеупомянутый скульптор Харитонов вместе с архитектором Донецким два десятилетия назад потратили полтора года, доказывая заслуженность предлагаемой ими в дар городу мемориальной доски автору песни «Калинка» Ивану Петровичу Ларионову, тогдашний руководитель горотдела культуры спрашивал, а написал ли он ещё что-нибудь? Да, написал. И когда Ольга Фёдоровна Дровенкова, правнучка композитора, пять лет назад приезжала в Саратов, попросила тогдашнего министра культуры помочь письмом в Мариинский театр: в архиве «Мариинки» отыскалось либретто и ноты оперы Ларионова «Барышня-крестьянка» (частным лицам, даже родственникам, ксерокопию театр не представлял). Министр обещала. А в итоге, не дождавшись обещанного, Ольга Фёдоровна обратилась к пермякам, на родину прадеда, и вскоре в Перми состоялась премьера восстановленной оперы.

В декабре 2016 года прошли торжества по случаю 80-летия нашей области. Среди символов родной земли упоминалась и «Калинка», а знают её потому, что очень удачно разместили свой дар Харитонов и Донецкий: на фасаде здания редакции газеты «Саратовский листок», где работал Ларионов, на улице Кирова, 13, где с утра до вечера и даже ночью ходят пешеходы.

Удачно изобрели в 1925 году первый в мире телевизор саратовские студенты Борис Петрович Грабовский и Николай Георгиевич Пискунов. Сейчас там располагается колледж радиоэлектроники: нарочно не придумаешь, такая возможность студентам-электронщикам внушить гордость за своих земляков! Где там! Обращался я к четырём сменявшим друг друга директорам колледжа, удивлявшимся такому счастливому совпадению, но не то что памятной доски – простого стенда с именами пионеров телевидения до сих пор нет в колледже! Нет пророка в своём Отечестве. Между тем в Ташкентском университете студентов в вестибюле главного корпуса встречают аршинные буквы: «Ташкент – родина телевидения», хотя Грабовский приехал туда уже с готовым телефотом (так он назвал своё изобретение», а в дневнике записал: «Саратов – родина телевидения».

Хорошо, когда устанавливают памятники знаменитым землякам. И плохо, когда прославившие родину уходят в забвение, встречают в потомках окаменелую память.

 


Михаил Сергеев

г. Саратов

СПАСТИ  АЛЛЕЮ – НАШ  ДОЛГ!

Накануне Дня космонавтики автор этих строк вместе с сотрудниками Государственного архива новейшей истории Саратовской области посетил Народный музей имени Ю.А. Гагарина. Директор музея Александра Васильевна Россошанская рассказала нам про юные годы студента Саратовского индустриального техникума Юрия Гагарина в 1951-1955 гг., провела интересную экскурсию по залам музея.

Выйдя из музея, что на улице Сакко и Ванцетти, я предложил сотрудникам архива сфотографироваться возле бюста первого космонавта планеты, который находится слева у главного входа в здание Саратовского государственного профессионально-педагогического колледжа имени Ю.А. Гагарина.

Мы были поражены, увидев, что у бюста Гагарина гипсом залеплен нос. Что случилось?! Позже мы узнали, что 8 апреля почти половина носа бюста первого космонавта планеты исчезла. И это произошло за три дня до празднования Дня космонавтики!..

А ведь вандалы знали, что скоро 12 апреля, и совершили своё деяние именно накануне праздника. Подлость, да ещё какая!..

На праздник в колледж ждали Героев Советского Союза известных лётчиков-космонавтов Валентину Терешкову, Алексея Леонова, Александра Сереброва, Александра Баландина и Героя России, почётного гражданина Энгельса Юрия Шаргина.

Если бы они увидели покалеченный бюст Гагарина, был бы позор на всю Россию! Так, мол, саратовцы чтят память космонавта № 1…

Обломок носа так нигде и не нашёлся. В «пожарном режиме» сотрудниками колледжа был вызван скульптор, который за один день успел слепить Гагарину новый нос. Спасибо скульптору. «Космические гости» не заметили подмены.

…Я вспомнил события, произошедшие в 1992-м в Саратовских «Липках», когда вандалы надругались над аллеей известных писателей.

В книге А.В. Паркина «Саратов на рубеже XIX – XX веков», вышедшей в Саратове в 2004 году, отмечено, что в июле 1903 года в городском саду «Липки» было установлено несколько скульптурных бюстов писателей, подаренных городу преподавателем Боголюбовского рисовального училища Н.П. Волконским.

Сад «Липки» на протяжении почти двухсот лет, всегда был и остаётся одним из любимых мест отдыха саратовцев и гостей города. Старожилы Саратова, конечно же, помнят аллею писателей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.