Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-01-13 | 185 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Роман Олеши «Зависть» был впервые опубликован в 1927 году в журнале «Красная новь». Игорь Сухих в своей статье «Остаётся только метафора…» отмечает, что «вскоре после выхода романа газета "Комсомольская правда" включила "Зависть", наряду с "Войной и миром", "Мертвыми душами" и "Разгромом", в число "десяти книг, которые потрясут читателя" (остальные шесть позиций занимала переводная литература)». Такой эффект И. Сухих объясняет тем, что «эта странная книга в какой-то краткий исторический миг смогла удовлетворить почти всех»…
«Заглавие романа многозначно, метафорично. Его нельзя просто отыскать в словаре, оно вырастает из насыщенного культурного контекста», – писал Игорь Сухих. И действительно, если «подслушать» разговор Ивана Бабичева и Николая Кавалерова, мы понимаем, что приход новой эпохи, культуры, вызывает у этих героев зависть: «…мой друг, нас гложет зависть. Мы завидуем грядущей эпохе. Если хотите, тут зависть старости. Тут зависть впервые состарившегося человеческого поколения…»
Пока Иван Бабичев и Николай Кавалеров были молоды, в них теплилась надежда на преображение их жизни, но перед приближающимся новым временем эта надежда всё больше и больше затухала. На её место пришла зависть...
Роман Олеши «Зависть» построен на контрастах различной глубины. Так, например, интересно описание различного отношения вещей (!) к Андрею Бабичеву и Николаю Кавалерову: «(Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне
ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь – монета или запонка – падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеётся).
|
Синие лямки подтяжек висят по бокам. Он идёт в спальню, находит на стуле пенсне, надевает его перед зеркалом и возвращается в мою комнату. Здесь, стоя посредине, он поднимает лямки подтяжек, обе разом, таким движением, точно взваливает на плечи кладь. Со мной не говорит он ни слова. Я притворяюсь спящим. В металлических пластинках подтяжек солнце концентрируется двумя жгучими пучками. (Вещи его любят)». Через оживление вещей, таким образом, проявляется авторская ирония.
Для Олеши характерны частые сравнения живых людей с какими-либо вещами: «лицом вдова Прокопович похожа на висячий замок»; «Висит под абажуром нижнее полушарие головы. В целом она похожа на глиняную крашеную копилку» (о голове Андрея Бабичева).
Новые эпитеты и метафоры по-новому открывают нам глаза на привычные, казалось бы, вещи: «административный восторг», «переулок болеет мною».
Олеша не останавливается на достигнутом эффекте, он идёт дальше и глубже, всё более раздразнивая воображение читателя. Звон знаменитой колокольни, который Кавалеров услышал с балкона, показался герою сходным с фамилией Вирлирли. Так в воображении Николая Кавалерова возник образ некоего Тома Вирлирли – одушевлённого персонажа: «Том Вирлирли проник в меня в одно из прекрасных утр, встреченных мною под этим кровом. Музыкальная фраза превратилась в словесную. Я живо представлял себе этого Тома. Юноша, озирающий город. Никому не известный юноша уже пришёл, уже близок, уже видит город, который спит, ничего не подозревает. Утренний туман только рассеивается. Город клубится в долине зелёным мерцающим облаком. Том Вирлирли, улыбаясь и прижимая руку к сердцу, смотри на город, ища знакомых по детским картинкам очертаний». Впо-
следствии Кавалеров сравнит Володю Макарова с этим вымышленным Томом Вирлирли.
|
В своём романе Олеша умело совместил драму и иронию, веселье и грусть, музыкальность и интонацию. Используя подтексты, писатель рассуждал о природе славы, о том, насколько она осуществима для простых людей в Советском союзе.
Интересны рассуждения Игоря Сухих по поводу формально-повествовательного построения «Зависти»: «Формально-повествовательно первая часть романа строится в перволичной манере, как рассказ Кавалерова, в который вмонтированы – по контрасту – письма героя и Володи Андрею Бабичеву. Во второй части – без всякой мотивировки – возникает повествование от третьего лица, со вставной "Сказкой о двух братьях", рассказанной Иваном. Трое из четырех основных персонажей романа выходят к автору с прямым словом».
Несмотря на такое разграничение двух частей, которое сделал критик, на мой взгляд, автор всё же присутствует в тексте постоянно, но появляется перед нами не прямо, а косвенно – как бы наблюдая за своими героями, «провоцируя» их и объясняя читателям суть действия. Об этом говорит, например, следующая цитата из романа: «Человек работает, человек дома, вечером, работает. Человек, уставившись в лист, ковыряет в ухе карандашом. Ничего особенного. Но всё его поведение говорит: ты – обыватель, Кавалеров. Конечно, он не заявляет этого. Должно быть, и в мыслях его ничего похожего нет. Но это понятно без слов. Кто-то третий заявляет мне об этом. Кто-то третий заставляет меня беситься в то время, когда я слежу за ним». Об этом говорят и бесконечные фразы в скобках, которые как бы уточняют сказанное.
«Система основных персонажей "Зависти" отчетливо геометрична, – замечает И. Сухих. – Ивану противостоит Андрей, Кавалерову – Макаров, Вале – Анечка. И персонажи в этом шестиугольнике четко сгруппированы по признаку новое – старое, век нынешний и век минувший». При этом интересно, что герои романа контрастны – их место в произведении определяется таким образом, что места других персонажей обязательно будут контрастны по отношению к тому или ино-
му герою. И не время, в большинстве своём, разделяет этих героев, а склад характера каждого из них. Исключение составляют только Валя и вдова Прокопович (последняя сохранила живость ума, но несравнима с Валей потому, что гораздо старше её).
Несмотря на то, что братья Бабичевы рождены в одну эпоху, Андрей является воплощением нового мира, а Иван – старого. Андрей Бабичев является колбасником – искусным дельцом, лидером в своём производстве. Последнее время его ум сосредоточен только на одном – построить великую столовую под названием «Четвертак», которая освободила бы хозяек от лишней домашней работы и ознаменовала бы приход новой эпохи. По своей натуре Андрей – общественник, привыкший мириться с законами общества, нежели идти против них. Володю Макарова он приютил в общественных интересах – чтобы впоследствии поженить его с Валей, тем самым, создав семью нового времени. Даже созданный им новый сорт колбасы также ознаменовывает уход старой эпохи. Андрей Бабичев любит жизнь, любит получать от неё удовольствия, даже «поёт по утрам в клозете», потому и нет у него смысла бороться с ней.
|
Противоположностью этого героя является его брат Иван, который не привык ценить реальную жизнь, потому что живёт в мечтах. Даже его образ автор рисует как сказку.
Такие, как Иван, не привыкли что-то делать – им бы только поболтать с кем-нибудь про жизнь да навязать свою мораль, которая порой необоснованна. «Человек нового мира говорит: самоубийство есть акт упадочнический, – произносит Иван. – А человек старого мира говорил: он должен был покончить с собой, чтобы спасти свою честь. Таким образом, видим мы, что новый человек приучает себя презирать старинные, прославленные поэтами и самой музой истории чувства». Хотя на самом деле никакие чувства ни Володя Макаров, ни Андрей Бабичев не отвергали. Володя был полон любви к Вале, а в Андрее присутствовали жалость и сострадание – поэтому он не оставил лежащего у пивной пьяного Кавалерова. Как итог торжества правды, в конце концов, у ног Вали оказывается не Андрей, а он, Иван Бабичев.
Бабичев заврался уже до такой степени, что в тексте романа появляются закономерные вопросы: «Да был ли он когда-нибудь инженером? Да не врал ли он?..» Точного ответа на этот вопрос мы так и не получаем (хотя всё же надеемся, что Иван построит наконец-таки свою машину «Офелию»), зато сам он называет себя «королём пошляков», который хочет «встряхнуть сердце перегоревшей эпохи. Лампу-сердце, чтобы обломки соприкоснулись…»
|
Николай Кавалеров – завистник и последователь Ивана Бабичева. Мечты о славе не покидают его. На протяжении романа у читателя может создаться впечатление, будто Кавалеров родился не в то время и не в том месте. Возможно, именно поэтому он думает, что природа славы изменилась. Подвиги должны совершаться героями своего времени – теми, кто живёт в данный момент. А Кавалеров будто пытался повторить чужие подвиги прошлой эпохи. Неудивительно поэтому, что его действия получили «оплеуху» времени, в результате чего Николай разочаровался в себе и стал завистником. «Почему этот жирный обрюзгший боров, уверенный и непоколебимый, как мамонт в эпоху плейстоцена, почему он – хозяин жизни?» – задаёт себе вопрос Кавалеров. В своей статье «Олеша «Зависть»» Товий Хархур как бы отвечает на него: «… новой эпохе нужны напористые, не задумывающиеся, даже бесчувственные строители – борцы». А такими как раз и можно назвать лишь Андрея Бабичева, Володю Макарова и Валю.
Несмотря на то, что оба – и Иван Бабичев, и Николай Кавалеров – ненавидели Андрея, Ивана завистником назвать нельзя. Ведь он не завидовал своему брату, а лишь боролся с ним, как с воплощением новой эпохи. А Андрей в это время не только сумел примириться с приближением новейшего мира, но и подготовил себя к созданию нечто своего, нового («Четвертака» и будущей семьи в лице Вали и Володи). Николай же с Иваном в это время смеялись над ним – они считали, что проще отвергнуть новое, чем создавать его. Но это бесполезная борьба, ведь данности не отвергнешь, а разочарование станет неминуемым. Именно поэтому в конце эти герои приходят к равнодушию и пьют за него вино.
Володя Макаров – истинный сын своего века, воплощение нового мира. Он известный футболист и приёмный сын Андрея Бабичева. «Спортивная» натура Володи и воспитание Бабичева растят в нём желание стать человеком-«машиной». «Я хочу быть машиной... Хочу стать гордым от работы, гордым – потому что работаю. Чтоб быть равнодушным ко всему, что не работа!» – говорит он. Это желание – стремление человека новой эпохи. Однако, как подмечает Игорь Сухих, «в этих машинных грезах, правда, немало иронии. Володя любит не только машины, но и Бабичева, и Валю. Он умеет ненавидеть и презирать. У него есть и человеческий идеал: «Я буду Эдисоном нового века».
Образ Вали, как и образ вдовы Прокопович, созданы в романе в основном из рассуждений Кавалерова. Валя предстаёт перед ним как воплощение женской и чувственной красоты, которой интересна романтическая идиллия. Однако Кавалеров разочаровывается, когда после его признания на футбольном матче он понимает, что она даже не заметила его. Валя в меру расчётлива, динамична и готова стать воплощением новой эпохи. Но это вовсе не означает, что она бесчувственна. Вспомним хотя бы момент, когда Иван Бабичев, её отец, стоял у неё под окнами и просил вернуться. Поначалу казалось, что она не поддалась на уговоры, но потом девушка сама побежала за отцом. Однако догнать старую эпоху ей не удалось, потому что она человек другого мира.
|
Вдова Прокопович была для Кавалерова пошла и безобразна. «Вдова Прокопович – символ моей мужской униженности, – говорит Николай. – Получается так: пожалуйста, я готова, ошибитесь ночью дверьми, я нарочно не запру, я приму вас. Будем жить, наслаждаться. А мечты о необычайной любви бросьте. Всё прошло…» Так в финале и вышло: Кавалеров и Иван Бабичев «бросили мечты» и, придя к равнодушию и опустошению, остались со вдовой Прокопович.
Игорь Сухих отмечал, что Олешу часто сравнивали с Кавалеровым: «Главную тайну "Зависти" Олеша выдал в речи на Первом съезде советских писателей (1934). "Мне говорили, что в Кавалерове есть много моего, что этот тип является автобиографическим, что Кавалеров – это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами. Краски, цвета, образы,
сравнения, метафоры и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее свежие, наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства, из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут мне сказали, что Кавалеров – пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в ничтожестве и пошлости, и оно меня потрясло"».
На мой взгляд, Олеша больше схож всё-таки с Андреем Бабичевым. Виктор Шкловский писал: «Человек каждый день узнаёт новое. Он как бы творит это новое и охотно рассказывает о нём». Юрий Карлович – как раз из разряда таких людей. Ведь писатель чуть ли не каждой своей фразой открывает перед нами что-то новое, тем самым, творя новую реальность. А Кавалеров не был способен хотя бы примириться с новой эпохой. Об Андрее Бабичеве Николай писал: «В служебных записках он часто прибегает к скобкам, подчёркиваниям, - боится, что не поймут и напутают». Но ведь точно так же и сам Олеша писал свой роман. На страницах произведения часто можно было встретить в скобках как бы авторские отступления. Особенно ярко демонстрируют это следующие цитаты: «(Факты говорят за то, что в те времена, когда Иван Бабичев был двенадцатилетним гимназистом, воздухоплавание не достигло ещё широкого развития, и вряд ли над провинциальным городом устраивались в те времена полёты. Но если это и выдумка – то что же! Выдумка – это возлюбленная разума)». А когда Кавалеров описывал своё поведение в пивной до того, как он познакомился с Андреем, то совсем коротенькая фраза («Окружающие прислушались: вихрастых фрукт выражался странно, речь его вышла из общего гомона») «выдала» присутствие автора романа: «– Вы… труппа чудовищ… бродячая труппа уродов, похитившая девушку… (Окружающие прислушались: вихрастых фрукт выражался странно, речь его вышла из общего гомона)». Ведь, по идее, Николай говорил о себе, а тут вдруг постороннее «вихрастый фрукт» вместо личного местоимения «я».
Мысли Кавалерова погибают вместе с его эпохой, в то время как жизненная позиция Андрея Бабичева побеждает. И если бы Олеша действительно был похож на Николая, в финале, несомненно, победил бы Кавалеров. Ведь авторская позиция является главной составляющей заключительной части произведения. «А Кавалеров все-таки проиграл, – пишет Товий Хархур. – Да по-другому и не могло быть. Естественно, он не убил Андрея Петровича, не совершил тот злодейский поступок, за который его восковая фигура могла бы стоять в паноптикуме, и люди, проходя мимо и вспоминая кое-какие рассказы, может быть, легенды, перешептывались бы: "Ах, это тот, что жил в знаменитое время, всех ненавидел и всем завидовал, хвастал, заносился, был томим великими планами, хотел многое сделать и ничего не делал – и кончил тем, что совершил отвратительное, гнусное преступление..." Нет, не совершил он убийство, даже этого не смог он сделать! И, побитый и униженный, вернулся к вдове в её тихо зеленеющий, тихо распространяющий зловоние "раёк", где и встретил своего учителя и соратника».
«Я развлекаюсь наблюдениями», – говорил Кавалеров. Наверное, только это и отличает Олешу от Андрея Бабичева. Ведь колбасник не только не любил наблюдений за обычными предметами, но также презирал поэзию вещей. Он даже осмеял сравнение Вали с «ветвью, полной цветов и листьев», которое было дано Кавалеровым. Олеша же, напротив, не только наблюдает, но и превращает увиденное в новую форму.
Финал «Зависти» трактуется по-разному. Виктор Шкловский называет его катарсисом: «Развязка её – очищение чувств, то, что когда-то Аристотель называл катарсисом. Катарсис – ощущение освобождения, снятие боли красотой необходимости». Игорь Сухих считает, что финал ознаменован прекращением зависти: «Финальная, сюжетная точка – превращение зависти и ревности в равнодушие и покой. Бунтари и мечтатели, участники заговора чувств, два смешных чудака-поэта оказываются в одной постели вдовы Прокопович». Хотя, возможно, это и мнимое равнодушие, которое продлится до тех пор, пока у Анечки будет вино, которое заглушит все чувства. Володя Макаров хотел превратиться в машину,
чтобы стать равнодушным. А в итоге равнодушными становятся Николай Кавалеров и Иван Бабичев – те, кто больше всего боролись за сохранение чувств.
На мой взгляд, произведение Олеши – о неизбежном приходе нового времени и сохранении в новой эпохе вечных ценностей, а именно, чувств, которые будут живы до тех пор, пока живут люди. Закон неизбежен и единственное, что могут сделать люди, находящиеся на пороге нового времени, – это смириться с данностью и искать пути для реализации себя в приходящей эпохе.
Несмотря на то, что роман «Зависть» получился тематически серьёзным творением, Олеша, как и в «Трёх толстяках», использовал, по большей части, сказочную манеру повествования. Об этом говорят и вставная «Сказка о двух братьях», и описание Ивана Бабичева посредством помещения героя как бы в сказочную реальность его воображения, и новейший подход к работе с метафорой, в результате чего ирония создавалась за счёт одушевления вещей, а образы героев, во многом, раскрывались за счёт сравнения их с неживыми предметами. Так что смело можно утверждать, что даже в «Зависти» Олеша остался известным и уважаемым сказочником.
ДРАМАТУРГИЯ
Александр Свешников
г. Саратов
ОПЕРАЦИЯ «КВАДРАТ» [1]
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!