Литературно-художественная  композиция, — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Литературно-художественная  композиция,

2020-01-13 99
Литературно-художественная  композиция, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОСВЯЩЁННАЯ  ТВОРЧЕСТВУ  Н.М. РУБЦОВА

«МИР,  ОТРАЖЁННЫЙ  В  ДУШЕ…»

 

Он поэт истинный, с редким лирическим даром,

умеющий простыми и точными словами говорить

о живых связях души и родины.

С. Куняев

 

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Н. Рубцов

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ

ПОЭТ

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ

ВТОРОЙ ЧТЕЦ

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

По мнению Н.В.Гоголя, «долг писателя – не одно доставление приятного занятия уму и вкусу. Строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям». 

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом


Встречают солнце взрослые и дети, –

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую…

 

ПОЭТ:

Темы любви, смерти, радости, страдания – темы старые и очень старые, но я абсолютно за них и более всего за них! Потому я полностью за них, что это темы не просто старые, а это темы вечные, неумирающие.

 

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

Когда душе моей

Сойдёт успокоенье

С высоких, после гроз,

Немеркнущих небес,

Когда душе моей

Внушая поклоненье,

Идут стада дремать

Под ивовый навес,

Когда душе моей

Земная веет святость

И полная река

Несёт небесный свет, -

Мне грустно оттого,

Что знаю эту радость

Лишь только я один:

Друзей со мною нет…

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

В архиве Литинститута хранится едва ли не первый отклик на поэзию Рубцова. Опытный преподаватель Николай Сидоренко, у которого Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути».

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Главное в поэзии Рубцова – тема душевного беспокойства. «Все темы души – это вечные темы, – писал Рубцов в отзыве


на стихи начинающего поэта, – и они никогда не стареют, вечно свежи и общеинтересны».

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

До конца

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца, 

До смертного креста!

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Вадим Кожинов в книге «Страницы современной лирики» отмечал, что Рубцов углублённо вглядывался в духовную жизнь личности и народа и воплотил её внутренний смысл и ценность в поэтическом слове.

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Рубцов понимал, что поэт должен уметь слушать не только собственную душу, но и душу народа. Поэты, как писал Рубцов, – «носители и выразители поэзии, существующей в самой жизни, – в чувствах, в мыслях, настроениях людей, в картинах быта и природы».

 

ПОЭТ:

Поэзия идёт от сердца, от души, только от них, а не от ума (умных людей много, а вот поэтов очень мало!). Душа, сердце – вот что должно выбирать темы для стихов, а не голова.


ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

В святой обители природы,

В тени разросшихся берёз

Струятся омутные воды

И раздается скрип колёс.

Прощальной дымкою повиты

Старушки избы над рекой.

Незабываемые виды!

Незабываемый покой!..

Усни, могучее сознанье!

Но слишком явственно во мне

Вдруг отзовётся увяданье

Цветов, белеющих во мгле.

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там – полночные светила

Наводят много-много дум…

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Тема души, вечная, неисчерпаемая, исполненная с предельной искренностью звучит в лирике, посвящённой русской природе, родине.

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Уединившись за оконцем,

Я с головой ушёл в труды!

В окно закатывалось солнце,

И влагой веяли пруды…

Как жизнь полна! Иду в рубашке,

А ветер дышит все живей,

Журчит вода, цветут ромашки,

На них ложится тень ветвей.

И так легки былые годы,

Как будто лебеди вдали

На наши пастбища и воды

Летят со всех сторон земли!..

И снова в чистое оконце

Покоить скромные труды

Ко мне закатывалось солнце,

И влагой веяли пруды…

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Критик Оботуров в статье «Дань за радость неземную», представленной в книге «Н. Рубцов. Избранная лирика», от-


мечал: «Для поэта… стало исходным чувство Родины, и зазвучало оно уже в своеобразии русского пейзажа, в котором поэт выразился глубоко и полно. Решая самые разные, самые несхожие темы, поэт признаётся в любви к Родине, но, заметим, никогда не декларирует. Н. Рубцов не пишет специально о своих патриотических чувствах, ведь для него это – какая-то… необъяснимая связь с родной землей».

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

 

ПОЭТ:

Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном Тотемском районе Вологодской области. Вы, наверное, бывали и здесь, в этих красивых и грустных местах? Здесь великолепные холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах, леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под берёзами – разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится…

 

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

– Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. –

Тихо ответили жители:

– Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…


Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Родина для Рубцова – идеал святости, неизменный, нравственный. Одним из значимых символов родины в лирике Рубцова является берёза. В стихотворении «Берёзы» родина, Русь, берёза, душа человека неделимы, слиты воедино.

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождём шумел, как улей,

Вот такой же поздний листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…


ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Поэзия Рубцова настраивает человека на доброе и участливое отношение к людям. Без назидания зовёт она к сострадательности и совестливости.

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Нравственное кредо Николая Рубцова, определяющее характер отношений с людьми, отчётливее всего выражено в стихотворении «Русский огонёк».

 

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далёк,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя,

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя…

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Литературовед Роберт Винонен вспоминал, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, он задевал волосами звёзды, у другого играли ассонансные рифмы «интересно-интеллекта»… Настал черед поэта-первокурсника, паренька из Вологды. И Н. Рубцов прочитал «В горнице моей светло…» У поэта крестьянская горница становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной».

 

ПОЭТ:

Поэзия не от нас зависит, а мы зависим от неё. Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее, старинных поэтических форм. Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое, собственно, и создаёт, независимо от нас, форму. А значит, ещё главное – богатство переживаний, настроений, дабы не было бедности, застоя интонаций, форм…


ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниёт совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

 

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Валентина Телегина в стихотворении, посвящённом Н. Рубцову, писала:

И поёшь ты у тёмных околиц,

У задымленных снегом крылец –

Самый чистый её колоколец,

Самый русский её бубенец.

 

Действительно, стихи Рубцова душевно распевны: говорит ли поэт в них о горнице, о крае лесов, о берёзах, об улетевших листьях…

 

ПОЭТ:

Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе… Писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас.

 

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.


Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист,

И словно душа простая

Проносится в мире чудес,

Как птиц одинокая стая

Под куполом светлых небес…

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

Критик Ю. Селезнев отмечал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее музыка просится из его стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слушать её…».

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

В минуты музыки печальной

Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала

В былом любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови! –

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос близкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.


ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Литературовед Валентин Караваев в статье «Он жизнь прожил, как песню спел» сетовал, что «томик Рубцова на полке – и сейчас редкость. А он нам сегодня очень нужен. Герой одного шукшинского рассказа жаловался, как мало прожил один великий поэт. Собеседник ему отвечает: «Не много и не мало. Ровно с песню. Спел и ушёл».

 

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

Поэт перед смертью

сквозь тайные слёзы

жалеет совсем не о том,

что скоро завянут надгробные розы

и люди забудут о нём,

что память о нём –

по желанью живущих –

не выльется в мрамор и медь…

Но горько поэту,

что в мире цветущем

ему

после смерти

            не петь…

 

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:

По мнению Глеба Горбовского, «поэзия Николая Рубцова, помимо эмоционального, несёт в себе мощный нравственный заряд, иными словами – она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала. Поэзия Рубцова – не «тихая», не камерная, не подходит под определение «деревенской» поэзии. Она просто – поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую».

 

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом


Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…


Юлия Лавренченко

г. Саратов

 

«ЗАВИСТЬ»  Ю. ОЛЕШИ:

ГЕРОИ  И  ФОРМА  РОМАНА

 

Если тебе посчастливилось

родиться на рубеже двух столетий,

ты переживёшь второе детство –

детство нового мира.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.