Конная статуя Бартоломео Коллеони — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Конная статуя Бартоломео Коллеони

2020-01-13 263
Конная статуя Бартоломео Коллеони 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. И вообще появляется тяга к прославлению воинов, тяга к прославлению кондотьеров, этих героев, вообще героическая тема в Ренессансе очень значительна. И эти памятники начинают множиться. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Но эти первые тем и интересны, что они задают как бы линию развития для последующих памятников.

Верроккьо заказывают работу по созданию памятника кондотьеру Коллеони в середине 80-х годов. Жизнь его уже клонится к закату, тем не менее он значительный мастер, прославленный, ему доверяют эту работу. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Т.е. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. И даже в расписке сказано, что из общей суммы в 1700 венецианских дукатов, которая полагалась за этот памятник, он смог получить только 380. Т.е. это действительно только самое начало работы. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Он, конечно, не мог не знать памятник Донателло, но он своего героя решает совершенно по-другому. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато.

Если там более выразителен конь, то здесь, конечно, гораздо более выразителен всадник. И он с разных углов смотрится по-разному. У Донателло все-таки два основных ракурса, а здесь несколько. И надо сказать, что все это, конечно, он продумывал в малой модели, и это все потом смогли отлить в бронзе в большом размере.

Очень выразительно лицо кондотьера. Опять же вот это стремление показать не среднестатистического героя, а конкретную личность. Не знаю, насколько оно портретно, но очень выразительно, с этими грубыми чертами лица, выдающимся с горбинкой носом, с таким выражением, от которого, может быть, у врагов должна холодеть кровь в жилах, с этой решительностью.

И хотя конь достаточно спокоен, он только поднял ногу и чуть-чуть в движении, но кажется, что следующее движение кондотьера будет, что он натянет поводья, конь помчится, и тогда уже пощады врагам не будет. Броня его тоже очень мощная. Его латы, его шлем – все здесь действительно подчеркивает силу и мощь. Может быть, даже в большей степени, чем у Донателло в конной статуе Гаттамелаты.

Доделывали памятник, как я уже сказала, другие люди. Доверили это литейщику Алессандро Леопарди. Хотя в завещании было сказано, что мастер хочет, чтобы довершил это его ученик Лоренцо ди Креди. Это, может быть, было бы лучше. Но даже и в таком варианте все равно виден замысел и пластическое решение, которое предлагает сам Верроккьо. Летом 1492 года памятник был отлит, а в 1495 году он уже стоял на своем месте на площади Сан-Джованни-ди-Паоло.

Живописные работы Верроккьо

Документов сохранилось немного, но тем не менее они сохранились. И во всех документах Андреа Верроккьо назван скульптором. И, в общем, современники его ценили в основном как скульптора. Но он занимался и живописью. Из его мастерской вышло много живописцев, как я уже сказала.

Среди многих работ, которые приписываются Верроккьо, достоверно документирована только одна. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Мастера часто, особенно если заказ был большой, а сделать его надо было быстро, привлекали своих учеников к некоторым второстепенным деталям. Как правило, доверяли не основные фигуры, а какие-нибудь элементы пейзажа, или какие-то детали, одежду, роскрашь делать, а потом доводили все до конца.

Так ли, нет, но предание говорит о том, что вот этот его юный ученик, которого мы потом знаем как величайшего художника, взял и сам нарисовал одного из ангелов. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Действительно, мы видим, что левый ангел очень сильно отличается от всего того, что на всей картине есть, что он действительно превосходит по мастерству, по изяществу исполнения все остальные фигуры. Наверное, так оно и было. Наверное. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.

Но в защиту, что ли, Андреа Верроккьо скажу, что он и сам был на самом деле неплохим рисовальщиком. Об этом говорят его рисунки. Может быть, он был не очень хорошим живописцем, потому что опять же для скульптора работа с цветом, пространством и воздухом всегда представляет некоторую трудность.

Скажем, его фигурные композиции, конечно, больше похожи на такие чуть-чуть раскрашенные скульптуры, как, например, эта «Мадонна с предстоящими святыми». Хотя, конечно, те произведения, которые приписываются ему, – достоверно или нет, что это писал он, мы не знаем, но есть и очень даже симпатичные.

В любом случае я думаю, что от Андреа Верроккьо мы можем сделать такой мостик уже к мастерам Кватроченто – живописцам. И действительно, если он и не был выдающимся живописцем, он многое мог дать тем, кто потом и его славу затмил, и сделал уже славу Флоренции как выдающийся живописец.

 

[i] Библия. Первая книга Царств, глава 17, стихи 38-39.

Материалы

· Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

· Гиберти Лоренцо. Комментарии. В кн. Мастера искусства об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения. Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966.

· Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. М.: Омега, 2008.

· Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

· Либман М. Донателло. М.,1962.

· Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006.

· Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV вв. М., 1987.

· Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994.

Галерея (73)

Лев, заказанный Фердинандо I Медичи. 1594
Скульптор – Фламинио Вакка (итал. Flaminio Vacca, 1538–1605). Лоджия Ланци, Флоренция

 

Рельефы на притолоке портала собора в Пьяченце. XII в.

 

Портал церкви Сан-Дзено Маджоре, Верона

 

Рельеф бронзовых врат церкви Сан-Дзено Маджоре. XII в.
Верона

 

Магдебургские врата. XII в.
Собор Святой Софии, Новгород

Снятие с креста. Ок. 1259
Скульптор – Николо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220–1280). Портал собора Святого Мартина, Лукка

 

Гробница кардинала де Брей. Ок. 1282
Мрамор. Скульптор – Арнольфо ди Камбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок. 1240–1310). Церковь Сан-Доменико, Орвието

 

Статуя св. Петра. Ок. 1300
Скульптор – Арнольфо ди Камбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок. 1240–1310). Базилика Св. Петра, Рим

 

Жертвоприношение Авраама. 1401
Скульпторы – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446) (слева) и Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Музей Барджелло

 

Донателло. XIX в.
Скульптор – Джироламо Торрини (Girolamo Torrini, ок. 1800–1858). Галерея Уффици, Флоренция

Вымышленный портрет Донателло. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

 

Церковь Орсанмикеле. 1337–1350
Флоренция

 

Интерьер церкви Орсанмикеле, Флоренция

 

Табернакль церкви Орсанмикеле. 1352–1360
Скульптор – Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna, 1308–1368). Флоренция

 

Скульптуры в нишах фасада церкви Орсанмикеле, Флоренция

Святой Георгий. 1415–1417
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. 1408–1409
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. Фрагмент. 1408–1409
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. Фрагмент. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Давид, в трех ракурсах. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

 

Распятие. 1406–1408
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

 

Распятие. 1410–1415
Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Мадонна Пацци. 1425–1430
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Государственные музеи Берлина

 

Пир Ирода. 1423–1427
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Баптистерий Сиенского собора

Смерть Христа. 1446–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Базилика Святого Антония, Падуя

 

Благовещение. Алтарь Кавальканти. Ок. 1435
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

 

Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил. Ок. 1435
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

 

 

 

Рим в XV в. Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik). Инкунабула. 1493

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

 

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Фрагмент. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

 

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

 

Иоанн Креститель. 1455–1457
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Сиенский собор

 

Кающаяся Марии Магдалина. 1455–1456
Дерево. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей собора, Флоренция

Портрет Донателло. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Автопортрет. Фрагмент «Райских врат». 1425–1452
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

 

 

Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Райские врата. 1425–1452
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

Флорентийские врата. XIX в.
Бронзовая копия «Райских врат» Лоренцо Гиберти. Казанский собор, Санкт-Петербург

 

Сотворение Адама и Евы. Фрагмент «Райских врат». 1425–1452
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Жертвоприношение Авраама. Фрагмент «Райских врат». 1425–1452
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Жертвоприношение Авраама. Фрагмент с ослом. «Райские врата». 1425–1452
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Соломон и царица Савская. Фрагмент «Райских врат». 1425–1452
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

Северные врата. 1403–1424
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Искушение Христа. Фрагмент Северных врат. 1403–1424
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Бичевание. Фрагмент Северных врат. 1403–1424
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Святой Стефан. 1427–1428
Бронза. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Музей Орсанмикеле, Флоренция

 

Иоанн Креститель. Фрагмент. 1412–1416
Бронза. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Музей Орсанмикеле, Флоренция

Иоанн Креститель. 1412–1416
Бронза. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Музей Орсанмикеле, Флоренция

 

Надгробие Леонардо Дати. 1423–1427
Бронза. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Мадонна с Младенцем. Ок. 1450
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455)

 

Предполагаемый портрет Андреа дель Верроккьо. Ок. 1505
Художник – Лоренцо ди Креди (итал. Lorenzo di Credi, 1459–1537) или Рафаэль Санти (итал. Raffaello Sanzio, 1483–1520)

 

Надгробная плита Козимо Медичи Старшего. 1465–1467
Мрамор, бронза. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция

Портрет Козимо Медичи. Ок. 1464
Мрамор. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Боде, Берлин

 

Джулиано Медичи. 1475–1478
Терракота. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

Лоренцо Великолепный. Кон. XV в.
Глазурованная терракота. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

Дама с букетом. Ок. 1475
Мрамор. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. 1472–1475
Бронза. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Барджелло, Флоренция

Давид, вид сзади. 1472–1475
Бронза. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. Фрагмент. 1472–1475
Бронза. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Барджелло, Флоренция

 

Давид. Ок. 1440. Скульптор – Донателло (1386–1466). Давид. 1472–1475. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Давид. 1501–1504. Скульптор – Микеланджело (1475–1564)

 

Уверение святого Фомы. 1467–1483
Бронза. Скульптор – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Музей Орсанмикеле, Флоренция

 

Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1480–1492
Бронза. Скульпторы – Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Алессандро Леопарди (1465–1523). Кампо Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция

Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1480–1492
Бронза. Скульпторы – Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Алессандро Леопарди (1465–1523). Кампо Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция

 

Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1480–1492
Бронза. Скульпторы – Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Алессандро Леопарди (1465–1523). Кампо Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция

 

Конная статуя Бартоломео Коллеони. Фрагмент. 1480–1492
Бронза. Скульпторы – Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Алессандро Леопарди (1465–1523). Венеция

 

Крещение Христа. 1475–1478
Художники – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488) и Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 1452–1519). Галерея Уффици, Флоренция

 

Крещение Христа. Фрагмент. Ангелы. 1475–1478
Художники – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488) и Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 1452–1519). Галерея Уффици, Флоренция

Голова женщины. Эскиз. 1475
Художник – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488). Британский музей, Лондон

 

Мадонна ди Пьяцца. 1474–1486
Художники – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488) и Лоренцо ди Креди (итал. Lorenzo di Credi, 1459–1537). Собор Сан-Дзено, Пистойя

 

Мадонна с Младенцем. Кон. XV в.
Художник – Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio, 1435–1488) и его мастерская. Берлинская картинная галерея

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.