Райские и Северные врата баптистерия Сан-Джованни — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Райские и Северные врата баптистерия Сан-Джованни

2020-01-13 200
Райские и Северные врата баптистерия Сан-Джованни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие. Предпочтение все-таки отдавали Гиберти, хотя, на мой взгляд, Брунеллески гораздо интереснее решил тему жертвоприношения Авраама. Вазари пишет, конечно, что они были друзьями, что им дали возможность делать вместе эти врата, и только великодушие Брунеллески, который видел, что Гиберти его превосходит, привело к тому, что Гиберти стал работать один. На самом деле все было не так. Брунеллески был очень оскорблен тем, что выбрали не его одного, он все-таки был человеком тоже тщеславным, и он отстранился от этой работы.

А Гиберти, конечно, взял ее себе и сделал то, что потом Микеланджело назвал Райскими вратами, т.е. вратами в рай. Действительно, восточные врата баптистерия со сценами из Ветхого Завета превосходны даже по сравнению с другими вратами, которые он сделал. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов, и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т.д. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Конечно, ему помогали ученики, и даже с помощью учеников он работал несколько десятилетий над этими вратами.

Гиберти отнесся к этому заказу как к почетному, потому что, конечно, это ставило его на высокий пьедестал как одного из первых мастеров Флоренции. Но в то же время исследователи пишут, что он был человеком, который умел выжимать из синьории, из отцов города деньги. Поэтому он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Ну, когда труд был окончен, многочисленные граждане Флоренции собрались посмотреть на творение его рук и, конечно, все были в восторге. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.

Интересно, что бронзовая копия этих врат установлена у нас в России в Казанском соборе в Петербурге. Так что все время у нас как бы идет перекличка между Италией и Россией.

Действительно, здесь, особенно в этих Райских вратах, Гиберти, можно сказать, превзошел самого себя. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Может быть, она не столь развита, как у Донателло, все равно еще плоскость, так сказать, тяготеет, но здесь есть элементы пейзажа, очень красиво струятся складки, удивительны пропорции, особенно женского тела. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует.

«Жертвоприношение Авраама» представлено уже в иной трактовке на этих вратах. Здесь тоже есть пейзаж, соединено несколько сцен и есть то, что очень любили люди в это время – это так называемые реалистические детали. Например, центральное место: ангелы, которые беседуют с Авраамом, оттеснены немножечко в левый угол, самая главная сцена дана в верхней правой части.

А в середине нижней части стоит, например, осел, который повернут к зрителю задом. Такие детали очень любили в это время – реалистические детали, которые разбавляют священный сюжет, добавляют земных реалий в сюжеты священные.

Вот замечательная, конечно, композиция «Соломон и царица Савская». Это просто такая красивая придворная сцена, где в центре стоят, взявшись за руки, Соломон и царица Савская, вокруг люди тоже в свободных таких позах.

Северные врата сделаны несколько попроще, квадратами, в которые вписаны отдельные сцены, более лаконичные, вписанные в такие фигурные рамы. Но внутри их, хоть здесь и менее насыщенные композиции, все равно очень красиво сделанные сцены.

Вот, например, это «Искушение Христа». Оно более лаконично, чем на Райских вратах, но не менее выразительно. Все-таки мастера Кватроченто очень стремились каждый раз к этой индивидуальности трактовки – сделать как-то по-новому, как до них не было. В этом смысле можно сказать, что каждый из них был своего рода авангардистом, который хотел продвинуться немножко дальше своих предшественников. Вот, например, «Бичевание». Оно сделано на фоне такого явно античного, красивого портика.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.