Глава 1. История создания и специфика звукового образа акустической  гитары — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. История создания и специфика звукового образа акустической  гитары

2020-01-13 168
Глава 1. История создания и специфика звукового образа акустической  гитары 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История создания акустической гитары и её разновидности

 

«Гитара (от греч. kithara — лира) относится к семейству лютневых инструментов и имеет солидную историю: похожие на нее по внешнему виду инструменты встречались еще в древней Месопотамии и Египте. В период завоевания Испании арабами (VIII-XV вв.) она получила там широкое распространение, к XIII веку было известно два вида гитар: «мавританская» и «латинская» с особой формой корпуса. В конце XVI века появилась пятиструнная гитара с квартовым строем, создание которой приписывают знаменитому испанскому поэту и гитаристу В. Эспинелю (V. Espinel). В конце XVII столетия начала использоваться шестиструнная классическая гитара, но окончательно она вытеснила пятиструнную гитару только в XIX веке, после широкого распространения в других странах Европы и прежде всего в Италии и Франции». [1], [Приложение 1]

Хотя гитары изготавливались во многих странах, например, в Италии (даже знаменитый скрипичный мастер А. Страдивари сделал несколько гитар), наибольшего расцвета искусство их изготовления достигло в Испании в XIX-XX веках трудами знаменитых мастеров и исполнителей, таких как Антонио де Торрес Хурадо (Antonio de Torres Jurado, 1817-1892), Франческо Таррега-и-Эшеа (Francisko Tarrega-y-Eixea, 1852-1909), Андрее Сеговия (Andres Segovia, 1893-1987) и др.

Шестиструнная гитара появилась в России во второй половине XVIII века, с конца XVIII века начала распространяться семиструнная гитара (огромную роль в ее популяризации сыграл знаменитый русский гитарист А. О. Сихра). Гитара превратилась в русский народный инструмент, используемый в различных видах музыкального исполнения. В настоящее время широкое распространение в России имеет как «русская» семиструнная гитра, так и «испанская» шестиструнная.

В XX веке гитара стала одним из самых массовых инструментов на всех континентах. Сейчас широкое распространение имеют следующие типы акустических гитар:

· классические;

· фолк-гитары (flattop) с плоской верхней декой, стальными струнами и увеличенным корпусом (на их основе были созданы большие эстрадные гитары типа «дредноут» и типа «джамбо»).

· джазовые гитары с арочной верхней декой (archtop), имеющие стальные струны, выгнутый корпус и отверстия, похожие на эфы скрипки. [Приложение 2]

Классические гитары можно разделить:

· по числу струн на: шестиструнные, семиструнные, двенадцатиструнные;

· по строю — на примы, терциевые, квартовые, квинтовые;

· по применению — на концертные, домашние и др. [1]

 

Планирование и выбор инструмента

    При записи гитары можно максимально реалистично запечатлеть атмосферу исполнения, красоту тембра инструмента, глубину содержания и постараться максимально точно донести исполнительский замысел. Подобный подход будет хорош, когда мы имеем прекрасное исполнение на гитаре, тембр которой раскрывает всю полноту характера музыки и помещение, акустические параметры которого точно соответствующие произведению.

    Оценка качества и планирование будущей фонограммы при этом может опираться на протокол экспертной оценки OIRT:

1. Пространственное впечатление записи, которое включает в себя такие составляющие, как:

· передача ощущения объема помещения, в котором располагаются звуковые источники,

· естественность передаваемого пространства,

· реверберационные отражения,

· планы звуковых источников,

· учет традиций решения пространственного образа в музыке различных стилевых направлений,

· отсутствие дефектов, вызванных наложением нескольких звуковых пространств (многопространственности).

2. Прозрачность фонограммы, которая определяется текстовой разборчивостью, различимостью звучания отдельных инструментов или групп инструментов, ясностью передаваемого пространства.

3. Музыкальный баланс фонограммы, создаваемый логичными соотношениями громкостей между частями произведения, соотношениями громкостей голосов, инструментальных групп и отдельно взятых инструментов.

4. Тембр фонограммы, как целостного произведения, удобство восприятия тембрового звучания, естественность отражения тембральной окраски инструментов и выгодность подачи тембров.

5. Стереофоничность фонограммы, как целостной звуковой панорамы, характеризующейся симметричностью положения прямых сигналов и отражений, равномерностью и естественностью расположений звуковых источников, учетом традиций решения панорамирования в музыке различных стилей.

6. Технические замечания по качеству звукового образа, дефектов, проявляющихся в нелинейных искажениях, неверной передаче частотной характеристики, резонансах, различных видах помех и шумов.

7. Характеристика исполнения, которая заключается не только в отсутствии исполнительского брака, заключающегося в неверных нотах, ритмических ошибках, интонационных ошибках, недостаточной ансамблевой сыгранности, но и в качестве использования выразительных средств, таких как темп и его агогические отклонения, пропорциональность динамических оттенков динамического плана произведения в целом и градаций динамики на уровне интонации.

8. Аранжировка произведения, представленного в виде фонограммы, оценивается в случае исполнения переложений музыкальных произведений для других составов исполнителей.

9. Динамический диапазон фонограммы в протоколе отражает не только соотношение полезного сигнала и шумов, соотношение уровней звуков между пиками и самыми тихими фрагментами, но и соответствие динамики условиям, в которых фонограмма будет прослушиваться, традиционным для конкретных стилей музыки представлениям о решении динамического плана, естественность и логичность в передаче динамических оттенков, акцентов и кульминаций.

    Возможен альтернативный подход, когда реалистичность фонограммы не является главной целью. Звукорежиссер становится соавтором исполнителя в создании художественного образа. При таком подходе необходимо уже на этапе подготовки записи планировать тот звуковой образ, который будет создан в окончательном варианте фонограммы.

    При планировании следует опираться на художественное содержание музыки и ее стиль. К сожалению, не существует общепринятого протокола для оценки качества фонограммы при данном подходе. Но для практической работы можно воспользоваться критериями, описанными в литературе такими авторами, как Bob Ovsinsky и Roey Izhaki. Критерии в книге Bob Ovsinsky «Mixing Engineer's handbook» включают в себя следующие пункты:

1. Баланс (соотношение громкостей музыкальных элементов)

2. Частотный диапазон (представление и взаимодействие диапазонов инструментов)

3. Панорама (расположение элементов в стереокартине)

4. Измерение, пространство (пространственные характеристики инструментов)

5. Динамика (контроль над огибающей всего трека и отдельных инструментов)

6. Интерес, уникальность.

Критерии Roey Izhaki в книге Mixing Audio предполагают более художественный подход:

1. Настроение (эмоциональная составляющая музыки)

2. Баланс (частотный, стереофонический, музыкальный)

3. Ясность, разборчивость

4. Интерес, увлекательность

Таким образом, можно сделать вывод, что на этапе подготовке к записи было бы полезно определиться с такими составными элементами звукового образа как: динамика, частотный диапазон, пространство, включающие в себя и панораму, прозрачность и средства для привлечения непроизвольного внимания слушателя.

При подборе помещения необходимо решить, следует ли использовать акустику помещения или стараться, чтобы она попала минимально для возможности внесения последующих изменений пространственного образа (т.к. добавить пространственные эффекты проще, чем убрать уже существующей в звуке образ помещения).

Если ставится цель записать максимально сухое звучание, то следует искать очень большое по объему помещение, материал стен которого имеет высокий коэффициент поглощения, использовать микрофоны с направленной характеристикой и располагать максимально близко к инструменту. 

Если мы хотим запечатлеть оригинальную акустику помещения, то ее следует подобрать в соответствии с музыкальным образом. Исполнителю очень важно слышать свой инструмент именно в той акустике, которая планируется для окончательного микса потому, что его манера исполнения очень сильно меняется от того, в каком звуковом поле создаются звуковые объекты.

Сам тип носителя в значительной степени влияет на тембр гитары. При цифровой записи присутствуют пики, вынуждающие делать звук достаточно тихим, при этом мелкие детали опускаются ниже порога восприятия. При записи на магнитную пленку RMS сигналы оказываются гораздо выше, поскольку пики мягко искажаются носителем, поэтому мелкие детали становятся менее заметными. Об этом, пишет М.П. Ставроу в своей книге «Сведение разумом»: «Когда ко мне пришло понимание цифры, это мне дало объяснение старинной загадки со времен моих записей классического гитариста Джона Вильямса (мы вместе записали 11 альбомов). Мы записывали отдельно на цифру и аналог (четверть дюймовую Dolby SR). У Джона великолепные уши для нашего дела, которые и приоткрыли мне путь вслушивания в качество наших записей, отдельно произведенные на аналог и цифру входе двойных слепых тестов (даже после копирования на аудиокассеты!). Джон отметил обескураживающее исчезновение определенных звуков из цифровой записи. Он заметил, что звук его пальцев, отскакивающих от струн всегда, на цифровой записи всегда отсутствует, а на аналоговой пленке есть всегда. Я могу предположить только, что это исчезновение из цифровой записи вызвано расположением этих звуков ниже центра небоскрёба – т.е., возможно из-за воспроизведения только шестью действующими битами». [3]

Важнейшим параметром планирования записи является выбор самой гитары, ее настройка и медиатор. Тонкие медиаторы дают больше щелчка, что бывает особенно полезно при исполнении аккомпанирующих ритмических партий. Толстые – дают большую чёткость отдельным нотам, что очень помогает при исполнении соло и мелодических вставок.

  С учётом этого, продюсеры часто имеют свою коллекцию хороших гитар, даже при условии, что они сами и не умеют играть на них. Кроме того, следует знать те или иные особенности конкретной модели. К примеру, Боб Баллок (Bob Bullock) говорит: «В музыке кантри правильный выбор инструмента не менее важен, чем выбор микрофона. Большой Gibson J200 даёт Вам очень полный и богатый звук, который прекрасен для того, чтобы заполнить трек. А вот гитары Taylor имеют более острое звучание, которое отлично подходит для исполнения мелодических фраз и соло». Майк Клинк (Mike Clink) добавляет: «Медиатор, используемый при игре, имеет определённое влияние на звук. Таким образом, я буду экспериментировать с медиаторами разной жёсткости и из разных материалов».

Есть много способов, при помощи которых гитарист может настроить свой звук, но если Вы (как и я) с трудом отличаете одну сторону гитары от другой, то Вам будет довольно затруднительно дать музыканту дельный совет по поводу того, как настраивать или как играть на инструменте. Мой совет здесь таков: прежде, чем углубляться в проблемы выбора и настройки микрофона, постарайтесь вместе с гитаристом добиться самого чистого и лучшего исходного звука. Джо Зук (Joe Zook) утверждает: «Запись акустических инструментов – это командный спорт. В девяти из десяти случаев самый «большой» акустический звук получается тогда, когда игрок сам делает тонкие регулировки: перемещается на несколько дюймов, или использует другой медиатор. Всё это в руках музыканта».

    Толщина струн имеет большое влияние на тон инструмента. На тонких струнах легче играть, но они дают более «лёгкое и тонкое» звучание. Толстые струны дают больше тела и более чёткие низкие частоты. Очень толстые струны могут создавать грязь и много «левых» гармонических обертонов. Чтобы получить хороший и яркий звук, многие профессионалы рекомендуют непосредственно перед записью ставить новые струны. Старые заезженные струны и звучат соответственно, хотя, в некоторых случаях Вам может и понадобиться подобный тембр. Вообще, я бы рекомендовал ставить новые струны за несколько часов до записи, чтобы, так сказать, они немного улеглись. Дело в том, что некоторые свежеустановленные струны могут немного дребезжать при игре.

И немного о медиаторах. Тонкие медиаторы дают больше щелчка, что бывает особенно полезно при исполнении аккомпанирующих ритмических партий. Толстые – дают большую чёткость отдельным нотам, что очень помогает при исполнении соло и мелодических вставок. Хотя, всё это достаточно субъективные вещи, зависящие от личных пристрастий.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.