Николай Демидов между Россией (Чирковицами) и Италией (Флоренцией) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Николай Демидов между Россией (Чирковицами) и Италией (Флоренцией)

2020-01-13 242
Николай Демидов между Россией (Чирковицами) и Италией (Флоренцией) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все, что связано с родом Демидовых вызывает интерес у всех, кто неравнодушен к Российской истории. Династия богатейших землевладельцев, создателей оружейных и горнодобывающих предприятий, основателей городов, а позднее - представителей европейской аристократии, Демидовы являются одним из ярчайших примеров обретения успеха, почета и власти в мировой истории.

Однако, когда мы говорим о географических точках, связанных с именами представителей этой семьи, чаще всего вспоминаются Тула — родина основателя династии, Петербург — Никита Демидов был одним из главных помощников Петра при основании северной столицы, и, конечно, уральские города, основанные Демидовыми. Реже, когда речь идет о Демидовых — князьях Сан-Донато — вспоминаются города Европы, прежде всего, Италии.

  Сегодня мы поищем следы великого рода в Ленинградской области. Точнее, в деревне Чирковицы Волосовского района Ленинградской области. Чирковицы расположены на трассе А 180 и, как и у большинство населенных пунктов, встречающихся нам на этой дороге (некогда - Нарвском тракте), ее история исчисляется веками. Первое упоминание об этой деревне мы находим в Писцовой книге Водской пятины, в которой он именуется сельцо Чирковичи.

Проезжая мимо Чирковиц, можно заметить храм XIX века, а рядом с ним — необычный памятник — колонна, на вершине которой находится треножником с чашей-светильником (символ вечности). Если подойти к монументу, то на лицевой

Надпись.Памятник Демидову, Чирковицы, Ленинградская область

стороне его пьедестала мы найдем мемориальную надпись: «Николаю Никитичу Демидову родившемуся в Чирковицах 9 ноября 1773 скончавшемуся в Флоренции 24 апреля 1828 года. Признательные Дети».

Итак, памятный знак указывает, что именно в этом месте родился один из самых известных представителей рода Демидовых, человек, которому было суждено стать успешным промышленником и государственным деятелем.

  Николай Никитич приумножил благосостояние семьи, применяя передовые знания Европы и услуги лучших мировых специалистов на своих промышленных предприятиях. Его неординарный талант коммерсанта позволил ему наладить торговые отношения с Англией. Крупный русский меценат, знаток искусства, действительный камергер (с 1796), тайный советник (с 1800), российский посланник в великом герцогстве Тосканском (с 1815), он оставил о себе добрую память не только в России, но и во Франции и Италии. Так, во Флоренции он основал детский приют, школу для бедных, аптеку, за что признательные жители города назвали в его честь площадь -— Пьяцца Демидофф.

Piazza Demidoff, Ferenza
Площадь Демидова во Флоренции

Все эти страницы его биографии довольно известны, но вернемся к другому памятнику и узнаем, почему наследник огромного состояния уральского заводчика, владельца нескольких роскошных поместий и столичных особняков, одного из самых богатых и влиятельных людей своего времени, Никиты Акинфиевича Демидова появился на свет в Чирковицах.

  Никита Акинфиевич был женат дважды, но оба его брака оказались бездетными. В 43 года он снова женился. Его третьей супругой стала Александра Евтихиевна Сафонова. Никита Демидов мечтал о наследнике и был очень обеспокоен болезненным состоянием своей молодой жены. Врачи порекомендовали супругам отправиться на курорт Спа во Францию. Лечение и смена впечатлений действительно помогли. В 1772 г. в Париже в семье Демидовых появился первенец — дочь Екатерина.

Теперь же, ожидая рождение второго ребенка, Демидовы отправились из Франции в Петербург. Однако, до столицы они не доехали 80 верст. Демидовы остановились в Чирковицах, в имении, принадлежащем П. И. Меллисино. Дом, в котором семья провела 12 дней Никита Акинфиевич описал в своих путевых заметках, как чрезвычайно студеный, без печей.

   Он беспокоился о бытовых проблемах. Сохранилась записка, которую Демидов отправил в Петербург: «…по получении сего неотменно поскорее прислать сюда на паре наемной с нарочным десять простых войлоков, ширмы для заставливания кровати, фунт рульнаго хорошаго табаку или и французскаго что в доме оставался… три дюжины хорошаго рейнвейну и пива английскаго лучшаго то же три дюжины, палачку сургучу самаго лучшаго да постели две три то есть тюфяков и с подушками да чернаго чаю самаго лучшаго прислать фунта два…».

Однако, несмотря на все волнения, 9 ноября 1773 года род Демидовых благополучно пополнилась — родился сын Николай, которому было суждено стать единственным наследником огромного состояния и преумножить богатство и славу семьи.

Спустя много лет, уже проживая во Франции, Николай Никитич пожелал купить село, в котором родился. Такое пристрастие к местам своего рождения вообще было свойственно Демидовым. Например, Никита Демидов, родившийся на берегу реки Чусовой, в 1779 году установил в месте своего появления на свет каменный крест. Осуществить покупку было поручено племяннику Николай Никитича, Н.Д. Дурново, который описывает предмет сделки следующим образом: «В оном (имении) состоит мужеска пола 97 женска 133 души. При нем земли четыре поля по 45 десятин в каждом, новая харчевня и питейный дом, дохода приносит от 10ти до 12ти тыс. рублей. Лес разделен на 24 участка, из продажи исключается до 200 десятин земли в пусте лежащей».

  Далее племянник настоятельно отговаривает дядю от покупки: «Просимая за нее цена 150 тыс. рублей есть совершенно сумасшедшая, ибо по сему ращету выходит каждая душа по 1540 руб. А в нынешнее время подобной никто даже и неслыхивал. Я воображаю, что продавец, сведав о намерении Вашем купить Чирковицы представил себе о возможности взять с нас такую цену, какую только захочет». Будучи человеком деловым, более чем сентиментальным, Николай Никитич прислушался к совету и Чирковицы остались за прежними владельцами.

   Николай Никитич Демидов прожил несколько последних лет жизни во Флоренции и умер 22 августа 1828г. Там потомками Демидова был установлен великолепный мраморный памятник на площади, названной в его честь.

Piazza Demidoff, Ferenza
Памятник Демидову, площадь Демидова во Флоренции.

Также дети Демидова, Павел и Анатолий, решили возвести памятник и на месте рождения своего отца — в Чирковицах. В 1837 году архитектору Диммерту был заказан проект монумента. Чугунная колона планировали отлить на Александровском литейном заводе. Общий вес грандиозного памятника составлял около 8 тонн. Исполнен он был 18 марта 1838 года.

Исторические этапы сменяли друг друга, но время пощадило этот памятник. Так в деревне Чирковицы и сегодня можно увидеть колонну, напоминающую о великом событии – рождении наследника и выдающегося представителя известного рода Демидовых.

      Николай Никитич и Елизавета Демидовы.

После смерти Никиты Акинфиевича Демидова в 1789 году, восемь заводов и вотчины, а с ними усадьбы Петровское и Алмазово переходят к любимому единственному сыну Николаю Никитичу Демидову
(1773-1828).
Николай Демидов начал службу адъютантом при кн. Потёмкине во время второй русско-турецкой войны и построил на свои средства фрегат на Черном море. Он был щедрым человеком и очень богатым, постоянно жертвовал деньги неимущим: в 1807 году пожаловал один из домов в пользу Гатчинского сиротского института, в роковом 1812 году сформировал за свой счет «Демидовский полк» и содержал его до победы над французами.

                      


В 1813 году подарил Московскому университету свою богатую коллекцию минералов и собрание артефактов, чем положил основание новому музею естественных наук, за что был избран в почётные члены Московского университета, а имя его, как жертвователя, занесено на одну из досок в актовом зале университета.

В том же году Демидов построил четыре чугунных моста в Санкт-Петербурге.

                                         


В 1795 году камер-юнкер Демидов женился на богатой наследнице баронессе Елизавете Александровне Строгановой, весёлой красавице-аристократке.

В семье почти друг за другом родилось трое детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Это горе наложило отпечаток на взаимоотношения супругов, их ссоры стали принимать жестокий и беспощадный характер. Они несколько раз разъезжались по разным имениям, затем мирились
ради сына.

                     


   В 1800 году пара отправилась в заграничное путешествие в Германию, Англию, Францию и Италию. Демидов нигде не упускал случая знакомиться с успехами горнозаводской техники, чтобы применить новинки на своих уральских заводах, а его жена старалась развлечься в модных светских салонах. Супруги не сходились характерами и во вкусах — легкомысленная жена тяготилась скучным и тяжелым в семейной жизни нравом мужа.
После рождения второго сына Анатолия в 1812 году между ними произошел окончательный разрыв. Павлуше, старшему сыну, в тот период было 14 лет.

                      


Елизавета Александровна поселилась в Париже, где предавалась всевозможным увеселением и празднествам, которыми так славился этот город: театр, балы, блестящие салоны, но больше она любила принимать у себя.

                 


  В её доме собиралось многолюдное, крайне разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы. Она была весела, необыкновенно грациозна и великолепно танцевала.

  Крупный русский промышленник и меценат, Николай Демидов с 1815 года стал российским посланником в великом герцогстве Тосканском, что не мешало ему постоянно заниматься своими
рудниками и железоделательными заводами на Урале и в Сибири, которые являлись основой для развития промышленности в России.


В предместьях Флоренции Демидов купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и решил построить там дворец с огромным садом для себя и своих сыновей, которых воспитывал сам, без матери.

                   


                                                    Павел Николаевич Демидов

         


                      Анатолий Николаевич Демидов

Во дворце Николай Демидов устроил художественный музей и картинную галерею, в которых собрал произведения знаменитых художников, ценные изваяния из мрамора и бронзы. Коллекция эта досталась по наследству сыну его Анатолию, которую он тоже пополнял новыми ценностями и полотнами, а затем перевёз всё в Петербург.


На свои средства Николай Демидов построил дом для престарелых и сирот, пожертвовав на содержание его особый капитал. Признательные граждане Флоренции в честь жертвователя назвали детский приют и школу, но этого им казалось мало и они решили увековечить память о нём в веках.


В 1871 году во Флоренции, на площади, названной в его честь — Piazza Demidoff, был поставлен памятник из белого мрамора скульптора Л. Бартолини, где Николай Никитич обнимает своего сына, ставшего позже, как и он, известным благотворителем Флоренции.

  Весной 1818 года Елизавета Демидова простудилась, заболела и скоропостижно умерла.

Почти сразу же после смерти Елизаветы Александровны Демидовой, которой не было и сорока лет, по французской столице поползли слухи, что ранняя кончина была предсказана старой злой колдуньей при её рождении. Говорили, что роды у её матушки начались внезапно и пока ждали доктора, к ним в имение пришла местная повитуха, чтобы помочь. На вид она была она такая страшная, что всех испугала и её выгнали. Старуха наложила проклятье на дитя и ушла.

Больше всего судачили о фантастическом богатстве Елизаветы Демидовой, которое на тот момент, составляло несколько миллионов франков золотом.

                   


Скорбящий муж выкупил на склоне Шароннского холма кладбища Пер-Лашез участок земли, и заказал архитекторам М. Жаннэ и М. Шатийону роскошный и величественный склеп, который больше походил на мавзолей.
Над склепом был воздвигнут мини-храм из каррарского мрамора в духе Древней Греции.

Крышку саркофага венчала пара овальных фамильных гербов – Строгановых и Демидовых, а по всем его четырем сторонам изображены головы волков и выдр, а также горные инструменты. В склеп вела винтовая лестница из портика, а также дверь в основании мавзолея. Интересно, что в склепе была устроена вентиляционная система, оборудовано место для хранения реликвий, и даже место для отдыха.
На памятнике выбита эпитафия: «Здесь покоится прах Елизаветы Демидовой, урожденной баронессы Строгановой, скончавшейся VIII апреля MDCCCXVIII, супруги Н. Н. Демидова, тайного советника и действительного камергера двора Е. В. Императора России, командора Ордена Святого Иоанна Иерусалимского».
Мавзолей был сдан заказчику в 1820 году…

…Спустя четверть века после смерти Елизаветы Александровны по Парижу вдруг поползли слухи, что, якобы, Елизавета Демидова, умирая, составила завещание следующего содержания: Тот, кто сможет провести в ее склепе целый год, получит от неё два миллиона золотых рублей. Желающих получить эти деньги оказалось достаточно много. Однако каждый, кто пытался хоть на одну ночь остаться в склепе, потом рассказывал страшные вещи — они видели призрак баронессы Демидовой, которая являлась к соискателям в самый неожиданный момент. Через некоторое время жаждущие получить золото умирали.
Поток желающих быстро обогатиться резко пошел на убыль.

                              


Говорят, что Анатолий Демидов тоже решился посетить усыпальницу матери ночью, и ему также явился призрак, который сделал не то пророчество, не то предостережение относительно его будущего — якобы, умершая Елизавета умоляла сына не жениться...

Так и получилось, брак его был недолгим и бездетным.

                          

Прах Елизаветы Александровны вместе с античным надгробием был перенесен на новое место в 1852 году младшим сыном – князем Сан-Донато Анатолием Николаевичем.

При установке памятника на новый постамент цоколь был заменен на новый – от прежней эпитафии осталось только самое начало, при этом римские цифры заменены на арабские. Едва ли при вырезании новой надписи сведения о муже Елизаветы Александровны были опущены без ведома их сына.

                        

                       
      В 1870 году в склепе рядом с матерью, был захоронен прах самого Анатолия Демидова, и интерес к загадочной истории о призраке Елизаветы угас, однако, в 50-х годах XX века в фамильном склепе Демидовых на Пер-Лашез современные исследователи обнаружили большое скопление паранормальной энергии.

Сообщение об этом породило новую вспышку интереса к призраку Елизаветы Демидовой и её сокровищам, обещанным за сидение в склепе.
Во избежание беспорядков парижские власти усилили охрану кладбища, а затем и вовсе наглухо заварили двери, ведущие внутрь склепа. Тем не менее, попытки проникнуть на кладбище Пер-Лашез ночью, чтобы встретить «Пиковую даму», как прозвали парижане привидение Елизаветы, до сих пор отмечаются парижскими стражами порядка.

 

    ДЕМИДОВЫ И ФЛОРЕНЦИЯ

 

               

 

   

На одном из домов (рядом с дворцом Питти) в самом центре Флоренции висит табличка, которая дословно гласит следующее: «В этом доме в 1868—1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“». А в конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе в период написания «Пиковой дамы» (1890) и других произведений.

На облицовку фасада главного городского собора Флоренции мрамором больше всех денег муниципалитету Флоренции дали Демидовы. Поэтому их герб укреплен на почетном месте. В герб входят флорентийская лилия и уральский горняцкий молот. Род Демидовых брал начало от простого тульского кузнеца, чьи потомки в XVIII веке (при Петре Первом) превратились в богатейшую семью уральских заводчиков.

Помимо многочисленных деятелей искусства из России, Флоренция хранит также благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых: одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу тоже в окрестностях Флоренции — Виллу Сан Донато.       Первая из них связана с именем более позднего Демидова: Павла Павловича, князя Сан-Донато, здесь же он и скончался.

                          

А вторая — с именем его деда, Николая Никитича Демидова, который и соединил судьбы династии с Флоренцией, будучи в ней послом Российского двора.

В 1819-24 годах во Флоренцию переезжает один богатейших людей в Российской империи – потомок знаменитых заводчиков, меценат и театрал 42-летний Николай Никитич Демидов (1773 – 1828). Он нашел итальянский климат более благодатным для своего пошатнувшегося здоровья, нежели римский и парижский. В Риме он жил в палаццо Рупсоли, где содержал труппу комедиантов, которым поручил играть водевиль Гимназа. По несчастному совпадению один из персонажей назывался Сен-Леоном. Папой Львом XII это было воспринято как намек на его святейшество и он приказал русскому магнату покинуть Рим, что не пошло на пользу городу, т.к. Николай Никитич в это время задумал за свой счет осуществить грандиозный план раскопок Римского Форума. Воспоминания об этом оставил Стендаль: «Однажды, когда г. Демидов еще жил в палаццо Рупсоли, он в моем присутствии сказал, что, желая оставить воспоминания о своем пребывании в Риме, он мог бы снять десять или двенадцать футов земли, покрывающую мостовую Форума от Капитолия до арки Тита…» Н.Н. Демидов переселяется сначала в Пизу, затем в Баньи ди Лукку, а в 1824 году переезжает во Флоренцию, куда перевозит свою грандиозную художественную коллекцию. Позднее в арендованном Демидовым палаццо Серристори разместится и музыкальный театр с французской труппой, для которого по чертежам Джованни Батиста Сильвестри им будет начато строительство Одеона.

Граф Бутурлин с иронией писал, что Николай Никитич зажил во Флоренции «владетельным князьком второй руки. Нанимаемый им палаццо Серристори представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкой русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские конторщики, приживалки, воспитанницы. Сверх сего штата постоянно проживали у него бездомные игроки и паразиты...».

 

Демидов, проживая в Сан-Николо в Ольтрарно, бедном районе Флоренции, старался облегчить жизнь местным жителям, чем снискал уважение горожан. Он основал и содержал до конца жизни приют для престарелых, аптеку, бесплатную начальную школу для 160 мальчиков из бедных семей.

Его сын Павел Николаевич увлекался античной археологией и был почетным членом академий искусств Сиены и Ареццо. Знаменитый итальянский археолог Антонио Нибби, с которым Демидов путешествовал по раскопкам, посвятил своему русскому товарищу лучший путеводитель того времени по Риму. В свою очередь, его сын Павел Павлович открыл во Флоренции школы, приюты, столовые для бедных, за что был избран почетным гражданином и награжден всевозможными орденами.

В 1825 году Николай Никитич покупает у владение Сан-Донато и начинает строить виллу, которую после его смерти в 1828 году сын Анатолий превратит в настоящий дворец. Жизнь Анатолия Николаевича Демидова уже неразрывно связана с Италией.

Анатолий был страстным бонапартистом. Если вспомнить, что на средства Демидовых в 1812 году был сформирован демидовский полк московского ополчения, а многие из Демидовых принимали участие в Бородинском сражении, то увлечение Анатолия выглядит довольно странно. Тем не менее он увлеченно разыскивал и скупал все реликвии, связанные с Наполеоном.

В 1840 году он женится на племяннице Наполеона Матильде Бонапарт. Благодаря дружбе с великим герцогом Тосканским, выкупил у того (и монахов Санта-Кроче) под Флоренцией княжество Сан-Донато и стал князем.Торговля титулами была одной из статей доходов герцогов Тосканских. Кстати, граф Монте-Кристо Дюма свой титул тоже купил в Тоскане.

В пылу бонапартизма Демидов и женился на Матильде. Все были удивлены его решением. Во-первых, он тогда был влюблен в герцогиню Валентину де Дино, родственницу Талейрана. Во-вторых, у невесты была весьма сомнительная репутация (она слыла легкомысленной любительницей запретных удовольствий). Этот брак превратился в настоящую русско-французскую войну. Парочка представляла собой гремучую смесь — своенравная корсиканка не желала подчиняться домостроевским требованиям русского мужа. Демидов возобновил отношения со своей герцогиней, Матильда тоже верностью не отличалась. Их ссоры переходили в драки с рукоприкладством — говорили, что за дамские вольности он ее нещадно охаживал хлыстом — называлось это «показать кузькину мать»... Пожив во Флоренции, молодые отправились в Петербург. Николай I встретил Матильду как родственницу — она доводилась ему племянницей по матери (императрица тоже происходила из Вюртембергского дома). Скандал грянул, когда однажды строптивая Матильда во время бала подошла к Николаю I и скинула накидку, обнажив спину и плечи, усеянные синяками. На вопрос императора «Что это?!» принцесса ответила: «Кузькина мать». Разгневанный     Николай приказал Демидову срочно развестись, ежегодно выплачивать Матильде по двести тысяч франков (пожизненно) и оставить все подаренные бриллианты.

Анатолий Николаевич вернулся во Флоренцию, на свою сказочную виллу Сан-Донато. А принцесса Матильда — в Париж, где занялась живописью. Гостями ее салона были отец и сын Дюма, Мериме, Флобер, Мопассан, братья Гонкуры... Есть версия, что она стала любовницей своего кузена Луи Наполеона Бонапарта, с которым была помолвлена в юности, и вполне возможно, что золото демидовских заводов помогло ему взойти на трон. Став императором, Наполеон III предложил кузине руку и корону. Но свободолюбивая бывшая мадам Демидова отказалась: ей так нравилось ее положение в обществе писателей, актеров и художников, что она не согласна была менять его на условности Елисейского дворца. Матильда намного пережила своего бывшего мужа (Анатолий Демидов умер в 1870 году в возрасте 57 лет). Родственники Демидова платили ей баснословные алименты до конца; она умерла в 1904 году, прожив 84 года. Всего за 60 лет она получила с тагильских заводов более трех миллионов рублей (если перевести на современные доллары начала 2000-ых гг. — это 125 миллионов!).

В 1851 году Анатолий (скорее всего, не без помощи жены-принцессы) покупает на острове Эльба первую резиденцию Наполеона «Сан-Мартино», где последний находился во время своей ссылки, и основывает там Наполеоновский музей. В парке до сих пор сохранились некоторые экземпляры деревьев, посаженных самим императором в 1814 году. Для создания музея, по замыслу Демидова, флорентийским архитектором Николой Матасом была сооружена пристройка к основному зданию в неоклассическом стиле, впоследствии получившая название «Галерея Демидофф».

             

Унаследовав от отца страсть к коллекционированию, Анатолий Демидов создает собственную художественную коллекцию. Перестроенную им виллу Сан-Донато он украшает наряду с классикой полотнами Декана, Делароша, Делакруа, Жерара, Гране, Айвазовского, Бонингтона и других художников и особенно уральским малахитом, смотреть на который съезжалась вся великосветская Италия.

Особо покровительствовал Анатолий жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, который по его заказу пишет грандиозное полотно «Последний день Помпеи», подаренное позднее Эрмитажу. Творчество К. Брюллова и сейчас представлено в Италии. Во флорентийском музее современного искусства в палаццо Питти экспонируется парадный портрет Анатолия Демидова на коне кисти Брюллова, который был подарен Флоренции Павлом Карагеоргиевичем. Здесь же находится и скульптурный портрет его брата Павла работы итальянского скульптора Джузеппе Джирометти.

Для себя Анатолий отделал роскошную флорентийскую виллу Сан-Донато, облицевав ее доставленным из России малахитом, бывшим тогда в диковинку не только в Европе, но и в России. Это уже позже малахитом с демидовских разработок отделают Зимний дворец и Исаакиевский собор. Смотреть дворец Демидова съезжалась вся итальянская знать. Когда в Италии грянула революция, Демидов щедрым жестом купил пароход, на котором великий герцог Тосканский бежал от гнева народных масс.

Огромный парадный портрет Анатолия Демидова в боярском костюме верхом на лошади выставлен в специальном отдельном зале вместе с другими ценностями из демидовской коллекции хранится во флорентийском музее Палаццо Питти.

Вилла Сан-Донато, расположенная в полукилометре к северо-востоку от Парка Кашине, за пределами исторической части Флоренции, была построена в 1822 – 1831 году на болотистом участке земли, приобретенном Николаем Никитичем Демидовым. Вилла выстроена архитектором Джан-Баттиста Сильвестри в неоклассическом стиле. На вилле разместилась ценнейшая коллекция картин и других предметов искусства семьи Демидовых. Купол виллы, расположенный над бальным салоном, был украшен фресками Доменико Морелли.

Внук Николая Никитича Павел II Демидов не любил Сан-Донато, предпочтя заниматься обустройством бывшего поместья Медичи Виллы Пратолино. В 1881 году вилла и коллекция предметов искусства и минералов были проданы с аукциона. Судьба виллы «Сан-Донато» печальна. Во время Второй мировой войны здания и оранжереи были разрушены.

Павел Николаевич Демидов скончался в 1840 году. Тридцать лет спустя не стало и Анатолия. Вилла Сан-Донато и находящиеся там художественные коллекции перешли во владение его племянника Павла Павловича Демидова. Двумя годами позже он купил бывшее имение Медичи виллу Пратолино, построенную еще в середине XVI века по проекту архитектора и скульптора Бернардо Буонталенти, и, приведя ее в порядок, поселился там, а виллу Сан-Донато продал, распродав и значительную часть фамильной коллекции.

Павел Павлович Демидов родился 9 октября 1839 года в Веймаре. На втором году жизни Павел Павлович лишился отца и, получив прекрасное домашнее образование, в 1856 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, курс которого окончил в 1860 году со степенью кандидата. Поселившись в Париже, Павел Павлович продолжил здесь свое научные изыскания. В 1867 году Павел Павлович женился на княжне Марии Елимовне Мещерской, но через год жена умерла в Париже при рождении сына Елима. В 1869-м он возвратился в Россию и поселился в Каменец-Подольске, где занял скромное место советника губернского правления. Вскоре переселился в Киев и здесь был избран сначала почетным мировым судьей, а потом, в 1870 году, киевским городским головой. Так складывалась жизнь Демидова до переезда в Италию.

Вилла «Демидофф», как она называлась при первом владельце, была спроектирована архитектором Джованни Баттистой Сильвестри и построена всего за четыре года. Первый камень был заложен 27 июня 1827 года, а завершено строительство в 1831 году. По отзывам современников, это была одна из самых красивых усадеб того времени во Флоренции. Вилла занимала площадь 42 гектара и включала в себя несколько строений, реки, озера, церкви, шелковую фабрику, железную дорогу. На вилле в Сан-Донато выращивались породы экзотических животных. Был на вилле свой театр, оборудованный по последнему слову техники, а также ипподром и канал, где устраивались соревнования на каноэ. Но главными достопримечательностями, и это признавали все побывавшие на вилле, были сады и оранжереи. Правда, под конец жизни Анатолий Николаевич мало уделял внимания саду и парку.

Павел Павлович приехал сюда в 1871 году с молодой женой, княжной Еленой Петровной Трубецкой. За 40 лет своего существования главное здание виллы претерпело несколько изменений и к моменту появления супружеской четы представляло типичный русский барский дом, который резко отличался от других итальянских вилл. Вдохновленный красотой природы и богатством растительного мира Италии, Демидов с первых дней активно занялся переустройством территории. Огромные пространства виллы требовали устройства ландшафтных композиций, и Демидов принял решение оформить парк в английском стиле, заполняя открытые пространства лужайками. Обычно в тосканских парках вместо газонов сажали офиопогон, который, хоть и не выгорал, но не давал сочного изумрудного цвета, так милого русскому глазу. Главный садовник Стефанчек доказал, что южный климат не является помехой для содержания газонов в идеальном состоянии круглый год. Перед домом хозяева пожелали устроить трельяж с плетистыми розами, где был установлен мраморный бюст Петру I с надписью:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».

Вокруг памятника красовались цветущие азалии, камелии и каштаны. На рабатках перед домом каждую неделю подсаживались свежие виолы, которые обычно привозили из высокогорных местных питомников. Там же закупались и другие цветы для сада – иксии, бегонии и пеларгонии. Парк изобиловал разнообразными пальмами (хамеропс, трахикарпус, вашингтония), камелиями, церсисами, гледичией и. конечно, хвойными – пиниями, таксодиумами, елями. В тени, между оранжереей и теплицей, был устроен сад папоротников с водоемом и каскадом. В теплицах у Демидовых росли алоказии, колладиумы, кротоны. Были даже так называемые «мухоловки» (непентесы) и орхидеи. Журнал «Вестник Русского Общества Садоводства» писал: «…Это – музей изящного садоводства, в нем все прочувствовано с тем тонким, образованным вкусом, который редко встречается в таком последовательном виде и в такой гармонической связи. От решетки у входа до мельчайшей культурной подробности, от общей разбивки до деталей устройства, видно изящество образованного и просвещенного мастера». Наиболее интересные экземпляры растений по указанию Павла Демидова отправлялись на ежегодные выставки. Особенно хороша была коллекция растений из его имения на Международной выставке садоводства во Флоренции, приуроченной к проведению Всемирного ботанического конгресса. Эта выставка открылась 12 мая 1874 года в только что построенном здании Центрального рынка. Из холодных оранжерей своего имения Демидов представил семиметровое дерево циботиум из тропической Азии, целый лес из высших споровых растений, таких как дакридиум, шефлера, казуарина, а также коллекции многочисленных пальм, цикасов, бананов, араукарий, аралий. Вызывали восхищение редчайшие растения из Австралии, которые многие любители садоводства увидели воочию впервые, причем это были не единичные экземпляры, а наиболее полные коллекции каждого вида, когда-либо собранные в частном имении. Особое место в экспозиции Демидова занимали цветущие экзоты – иксии, собралии, дориантесы. Князь Сан-Донато мог удивить и скромными растениями, но представленными в необычном виде. Например, поражала воображение великанская иглица, выращенная в шести стеблях, «развязанных по железной подставке в форме дерева, покрытого сплошь лиственными ветвями, и усыпанного маленькими цветами».

                                  

               

 

Настоящий фурор произвела демидовская коллекция оранжерейных растений. Чего здесь только не было: драцены, маранты, калатеи, панданусы, диффенбахии, фиттонии, дримонии. И все это гигантских размеров и в бесчисленных вариациях, которые не уступали «самым лучшим бельгийским или английским». Например, маранты были представлены в 30 сортах, кротоны – в 40 видах, антуриумы – в 30 разновидностях, диффенбахии – в 50 сортах, драцены – в 30 видах и так далее. Коллекции изобиловали видами, сортами и разновидностями растений, которые и сегодня являются исключительными ботаническими редкостями.

Кстати, здесь же экспонировались растения из итальянских имений других русских владельцев – графа Бутурлина и князя Трубецкого. В частности, граф Бутурлин представил прекрасную коллекцию оранжерейных растений из калмий, стефанотисов, мурайи, жасминовых, хойи и бегоний. Князь Трубецкой, владеющий виллой в Интре на Маджорском озере, отличился собранием бамбуков (13 видов) и эвкалиптов. Однако с демидовским великолепием никто не мог сравниться. Вместе с тем князь Сан-Донато сам пожаловал две большие золотые медали в копилку призов выставки. То же самое сделали и граф и графиня Бутурлины.

На этой выставке Демидова ожидал сюрприз. Он был немало удивлен, увидев среди роз, представленных из Франции, сорт под названием ‘Prince Paul Demidoff’ – ‘Князь Павел Демидов’, выведенный в 1873 году «розьеристом из Лиона» Жаном-Батистом Гийо-младшим.

На огромной территории парка множество памятников разных эпох. Павел Павлович Демидов сохранил и даже отреставрировал старые постройки еще времен Медичи. Одновременно в центре парка он установил памятник своему деду, Николаю Никитичу Демидову. Это – копия работы известного флорентийского скульптора Лоренцо Бартолини. Оригинал находится во Флоренции, на берегу р. Арно, на площади «Пьяцца Демидофф», рядом с палаццо Серристори.

После смерти Павла Павловича в 1885 году Пратолино быдо унаследовано его женой Еленой Петровной, а затем дочерью Марией Павловной.

  Мария Павловна Демидова, последняя из итальянской линии семейства. Она прожила тут 50 лет. Мария Павловна бережно относилась к наследию Медичи: она привела в порядок парк, восстановила старинные лестницы, отреставрировала статуи. Мария Павловна славилась тонким вкусом и была прекрасной балериной. На ее классические балеты приезжали вся итальянская знать и даже члены российской императорской семьи. Княгиня продолжала демидовскую традицию благотворительности: учредила под Флоренцией Национальный дом для инвалидов войны, подарила местной больнице принадлежавший ей акведук, построенный при Медичи, помогала русским беженцам. Во время войны Мария Павловна засеяла пшеницей все свои свободные земли, чтобы помочь накормить людей. Когда Пратолино заняли нацисты, они расселились на вилле, а хозяйку со слугами выгнали в хозпостройки. По воспоминаниям местных жителей, княгиня раздавала одежду крестьянам, продавала фамильные драгоценности, чтобы достать денег для гуманитарной помощи.

После смерти княгини вилла в Пратолино перешла к ее племяннику — сербскому князю Павлу Карагеоргиевичу, который продал ее на аукционе «Сотби». Специалисты до сих пор помнят знаменитый флорентийский аукцион 1969 г., на котором князь Павел распродавал демидовское наследие, — предметов антиквариата и художественных ценностей там хватило бы на целый музей. Выручив баснословную сумму, наследник уехал из Италии. Среди сокровищ был знаменитый алмаз «Санси», считавшийся в свое время самым большим в Европе и украшавший мантию короля Карла Смелого еще в XV веке. Есть версия, что с флорентийского аукциона он попал к Элизабет Тейлор. В итоге Виллу Пратолино и парк площадью 155 гектаров купила администрация Флоре<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.