Село Рябово на картинах Аполлинария Васнецова — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Село Рябово на картинах Аполлинария Васнецова

2020-01-13 178
Село Рябово на картинах Аполлинария Васнецова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рябово - село в Зуевском районе Кировской области, в прошлом - в составе Вятского уезда Вятской губернии. "Природа, окружавшая меня с детства, воспитала из меня пейзажиста. Местность моей родины, села Рябово, была живописна и разнообразна. Ряд довольно высоких холмов с долинами рек Кордяги и впадавшей в нее Рябовки, с оврагами, покрытыми хвойным лесом и пашнями, придавали местности довольно ощутительный рельеф. На вершине холмов был расположен ряд деревень. С высоты холмов открывались горизонты на десятки верст" (А.Васнецов).

А.Васнецов. Рябово. Начало мая. 1918 г. ГТГ

Село Рябово основано в середине ХVIII века. В 1749 году местными крестьянами было подано прошение об открытии нового прихода - при деревне Чугаевской над речкою Рябовкою. Указом Вятской духовной консистории от 1752 года здесь было разрешено построить деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1757 году храм был освящен.
Село Рябово было типичным для Вятской земли церковным селом - центром прихода. Здесь стоял храм и дома причта. Прихожанами церкви были крестьяне множества окрестных деревень и починков. В 1788-1795 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви была построена каменная - по проекту архитектора Ф. Рослякова. В начале 1830-х гг. при храме была поставлена каменная колокольня (архитектор Н.А. Андреевский). Предтеченская церковь и общий вид села изображены на картине "Рябово. Начало мая", написанной А.Васнецовым в 1918 году.
Фотография церкви Рождества Иоанна Предтечи села Рябово.


А. Васнецов. Наш дом. Рябово. 1919 г. ГТГ

В январе 1850 года указом вятского архиерея из села Лопьял Уржумского уезда в село Рябово был переведен священник Михаил Васильевич Васнецов. К этому времени в семье о.Михаила было двое сыновей - Николай и Виктор. Семья Васнецовых прожила в Рябово более 20 лет. Здесь родились Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр Васнецовы. В церковной ограде Предтеченской церкви были похоронены отец Михаил и его жена, дед Васнецовых по материнской линии И.Т. Кибардин - священник Сретенской церкви соседнего села Березник. Позднее в доме, где жила семья Васнецовых, разместилось земское училище. В 1981 году в этом доме был открыт музей Васнецовых. Усадьба и дом изображены на картине А.Васнецова "Наш дом. Рябово" 1919 года.
Предтеченская церковь села Рябово была закрыта для богослужений в 1930-е годы, снесена в середине 1960-х. Были уничтожены и могилы Васнецовых. В 1993-1998 гг. в Рябово была построена небольшая деревянная церковь - ее освятили, как и прежний храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи.

А. Васнецов. Приготовление к новогодней ярмарке. 1919 г. ГТГ

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - художник, искусствовед, историк и археолог. Родился в селе Рябово Вятского уезда в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1866-1872 гг. учился в Вятском духовном училище. Стал рисовать по примеру старшего брата Виктора, брал уроки рисования у художника Эльвиро Андриолли. В 1872 по настоянию брата Виктора Аполлинарий едет в Петербург для подготовки к поступлению в Академию художеств. Поступлению мешало отсутствие диплома о среднем образовании. Аполлинарий решает самостоятельно подготовиться к экзамену по курсу реального училища. В 1875 году году для экзамена он едет в Вятку, где знакомится со студентами земского училища и проникается идеями народничества. В 1877 году получив звание народного учителя Аполлинарий поступает на службу в земскую школу села Быстрица Орловского уезда.

 



А. Васнецов. Скворец. Вид из окна столовой на север. ГТГ

В 1878 году оставив должность учителя он едет в Москву к брату Виктору и начинает интенсивно заниматься живописью. Работает иллюстратором в газетах и журналах. В 1880-е годы каждый летний сезон Аполлинарий проводил на даче брата Виктора в селе Ахтырке близ Амрамцева, где была усадьба промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Летом в Абрамцеве жили и работали художники, среди них - Репин и Поленов, у которых Аполлинарий Васнецов много учится во время занятий на этюдах. В эти же годы он пишет несколько больших пейзажных картин, которые экспонирует на выставках Товарищества передвижников. С 1885 года Аполлинарий Васнецов много путешествует, посещает Малороссию (1885), Крым (1886), Урал (1890-1891), Кавказ (1896). В 1898 году совершил большое заграничное путешествие - по Франции, Германии и Италии. Все эти поездки получили отражение в новых картинах.


А. Васнецов. Осень. Рябово. Вид из окна столовой. 1919 г. ГТГ

К 1900-м гг. Аполлинарий Васнецов становится известным художником: его картины пользовались успехом на выставках, десять работ были приобретены Третьяковской галереей. В феврале 1900 года художники Репин, Поленов и Волков направили в Академию художеств прошение, в котором выдвигали А.Васнецова по его заслугам в живописи на звание академика. Решением Совета академии Васнецов (тогда ему было 44 года) становится академиком. В 1901 году Аполлинарий Васнецов (после кончины И.Левитана) становится руководителем пейзажной мастерской Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


А.Васнецов. Мельница Батариха. 1919 г. ГТГ

В 1900-е гг. Аполлинарий Васнецов увлекся изучением прошлого города Москвы и много работает над картинами, посвященными допетровской истории старинной русской столицы. Именно картины средневековой Москвы принесли художнику всенародную известность. Каждый гражданин России знает васнецовские виды старинной Москвы - они помещены в качестве иллюстраций в школьные учебники по истории. А.Васнецов: "Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? Может быть, потому что я люблю всё родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице - селе моей учительской деятельности, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной того, что для всех интересующихся искусством на мне написано "Старая Москва".


А. Васнецов. Зимний вечер. Вид из окна гостиной на запад. 1924 г. ГТГ

Все картины с видами средневековой Москвы отличаются тщательной подготовкой и проработкой. Художник изучал музейные вещи, карты, рисунки, описания Москвы в старинных документах. С 1918 по 1929 год А.Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования в центральной части города. В 1931 году он выступил против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету "Известия". В письме он просил сохранить собор как ценный памятник прошлого, а Дворец Советов предлагал построить на Воробьевых горах. Мнение художника оставили без внимания, письмо не напечатали.

А. Васнецов. Баня зимой. 1919 г. ГТГ

В московской квартире художника в доме №60 по Фурманному переулку в 1960 году был создан мемориальный музей (с 1986 года - филиал Третьяковской галереи). Здесь Аполлинарий Васнецов с семьей прожил 30 лет, с 1903 по 1933 год. В музее среди прочих произведений художника выставлены несколько картин под общим названием "Моя родина", они посвящены видам села Рябово и окрестностей в разные времена года. Картины серии написаны в 1918-1924 гг., в смутное время революции и гражданской войны. Работа над ними помогала художнику спастись от уныния - жизнь в Москве в то время была обставлена множеством проблем, к тому же квартиру художника "уплотнили", подселив еще две семьи. А.Васнецов писал в Вятку своему другу Николаю Хохрякову: "Рябовские акварели лежат под прессом. Вспомнить давно прошедшее милое детство - целительный бальзам для души. О, милое Рябово, милое!" Все работы серии "Моя родина" написаны в смешанной технике (карандаш, уголь, акварель, фиксатив). Эти картины и приведены мною выше в данной заметке.

А. Васнецов. Родина. 1886 г. ГТГ

По мотивам впечатлений от родных мест в 1880-е годы Аполлинарием Васнецовым были написаны две большие картины: "Родина" (1886) и "После дождя" (1887). На первой картине мы видим небольшую деревню в окружении бескрайних полей, летний день, вдали белеет каменная церковь. На другой картине - высокое небо с тучами и полосами дождя вдали. Только-только прошел ливень, блестят купола сельской церкви... Я не могу с уверенностью утверждать, что на этих картинах художник изобразил именно окрестности села Рябово. Возможно, они написаны по этюдам и воспоминаниям о селе Быстрица в Орловском уезде, где Аполлинарий учительствовал в земской школе.


А. Васнецов. После дождя. 1887 г. Киевская картинная галерея.

Аполлинарий Васнецов. 1921 год

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.