Ошеть -  Лопьял - Курчум – Богородское - Рябово — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Ошеть -  Лопьял - Курчум – Богородское - Рябово

2020-01-13 229
Ошеть -  Лопьял - Курчум – Богородское - Рябово 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Село Ошеть и род Васнецовых

Спасская церковь памятник архитектуры 18 века расположена в васнецовском селе Ошеть Сунского района Кировской области в 19 километрах от районного центра на берегу реки Ошеть и на 71 километре от областного центра. Село основано на старой пустоши в 1690 году, прежние названия: Спасское, Ошетское. Принадлежало Вятскому Успенскому Трифонову монастырю до 1764 года. Историю Спасской церкви подробно описал вятский краевед Олег Виноградов.

 

Для освоения пустующих земель «рамешка на Ошети» и основания погоста монастырь посылает своих священнослужителей, среди которых был дьячок Дмитрий Игнатьев сын Васнецов — документально известный основатель вятского рода Васнецовых, четыре поколения которого служили затем в сельской церкви, учили крестьянских детей грамоте.

                                 Дмитрий Васнецов

Родился в Хлынове в 1661 году, в юношеские годы был псаломщиком Вятского Успенского Трифонова монастыря. Из переписных книг тех лет известно, что дьячок Дмитрий Васнецов приехал в Ошеть с семьей и имел сына Афанасия 1682 года рождения. В Ошети у него родились сын Косьма в 1695 году, сын Иосиф в 1700 году, а позднее Иоанн и Савватий. Были у него, вероятно, и дочери, но в то время женщин не учитывали и в писцовые книги не записывали. Первая деревянная церковь была построена, вероятно, в 1692 году и освящена в честь Нерукотворного Спаса, жилые дома для всех служителей и монастырских крестьян, а также монастырский двор и съезжая изба. В 1699 году деревянная церковь сгорела. В 1700 году возводится новая деревянная церковь, прослужившая людям более 80 лет. В 1700 году в монастырской ошетской вотчине на погосте было 18 дворов. В 1721 году в возрасте 60 лет скончался Дмитрий Игнатьевич Васнецов. Похоронен в церковной ограде. Его место занял сын Иосиф 21 году.

                                   Иосиф Васнецов

11 марта 1735 года дьячок Иосиф Васнецов по безоговорочному указу Вятского епископа Лаврентия Горки привозит в Хлынов в славяно-греко-латинскую школу своего старшего сына Андрея — будущего основателя курчумской ветви Васнецовых. К 1740 году Вятский Успенский Трифонов монастырь достиг своего расцвета и богатства. Денежные средства монастыря позволяют ему на селе повсеместно вести строительство каменных церквей и домов. Руководство монастыря принимает решение о строительстве каменной церкви в селе Ошеть и предлагает причту Спасской церкви попу Иустиану Стефанову сыну Россихину приступить к заготовке строительных материалов — кирпича, извести, лесу, железа и т. д. В 1742 году начинается строительство «каменной церкви», для чего были присланы монастырские работники, а все черные работы велено осуществлять «местным людишкам». В 1747 году была закончена каменная кладка и начались оделочные работы. Теплая придельная церковь освящена 19 июля 1753 года во имя Архистратига Михаила и в ней начинались службы. В 1756 году в селе Ошеть служат: дьякон Иосиф Дмитриев сын Васнецов — 56 лет, дьячок Афанасий Дмитриев сын Васнецов — 74 лет и дьячок Иван Иосиф сын Васнецов — 20 лет. 2 июля 1759 года умер Иосиф Дмитриевич Васнецов, похоронен в церковной ограде.


Памятник священнослужителям Васнецовым с.Ошеть фев.2018 г. | фото: Елена Чудиновских

  • В 1759 году в приходе села Ошеть было 303 двора. Главный престол холодного храма освящен 20 июля 1760 года во имя Нерукотворного образа Спасителя. В 1763 году на деревянной, отдельно стоящей колокольне повешен колокол отлитый Иваном Никитовичем Бакулевым в г. Слободском. Ошетские служители, заботясь о материальном благосостоянии своих прихожан, усиленно закупют семена урожайных зерновых культур, особенно ржи, и продают их своим крестьянам, рекомендуют круглый год возить на поля в кучи навоз и известь, чаще менять поля под зерновые. Все это помогает прихожанам получать хорошие урожаи. Помогают в закупке породистого скота. К 1770 году деревянная колокольня, оставшаяся от деревянной Спасской церкви, сильно обветшала и прихожане решают строить каменную колокольницу.

Строительство каменной колокольни было закончено в 1773 году. В 1775 году в приходе 599 дворов, теплая церковь становится тесной. 9 января 1777 года служителям села из-за многочисленности прихожан дана храмозданная грамота за № 21 на построение с полуденной стороны Спасской церкви придельного храма во имя святого апостола Иоанна Богослова. Богословский придел был освящен 25 сентября 1778 года и церковь стала трехпрестольной. Самое активное участие в строительстве церкви принимал сын дьячка Дмитрия Васнецова диакон Спасской церкви Иосиф Дмитриевич Васнецов. В апреле 1786 года в Ошеть приезжает дьякон Вятского Богоявленного собора Иван Котлецов для росписи только что отштукатуренного придела. Это был талантливый художник Вятской епархии, которым расписано несколько церквей. В 1787 году иерей Петр Рязанов просит разрешения о выстилании поля чугунной плитой в холодном храме и алтаре. 23 февраля 1792 года окончившего курс семинарских наук Якова Иванова сына Васнецова назначают священником Спасской церкви села Ошеть.


Спасская церковь с.Ошеть фев.2018 г. | фото: Елена Чудиновских

В 1796 году в Спасскую церковь села Ошеть пожертвована икона Спаса Нерукотворного старого письма, которая пропала при закрытии церкви. В 1813 году было закончено строительство каменной ограды вокруг церкви, а 1856 году ее продлили до колокольни, также строились казенный каменный и деревянный дома. В 1833 году по собственному желанию в село Ошеть был переведен дьячок Николай Васильевич Васнецов с женой Анисьей Родионовной из села Бурмакино. 5 августа 1836 года рукоположен во священники села Ошеть учитель Нолинского духовного училища Георгий Андреев сын Васнецов. Здесь у него родились дети Иван и Михаил. Георгий Андреевич — прадед художника Юрия Алексеевича Васнецова. Георгий Васнецов 1843 году полностью разламывает теплую церковь, сооруженную его прадедом. И в 1847 году заканчивает кладку новой большой теплой каменной придельной церкви, правый придел которой был освящен во имя архангела Михаила 7 ноября 1848 года. Левый престол во имя Иоанна Богослова освящен только 25 сентября 1851 года.

Летом служба проходила в холодном Спасском храме, а зимой в теплых приделах, где стояли печки для обогрева. В 1855 году теплый храм был соединен с колокольней каменным переходом. В этом виде храм сохранился до наших дней. В 1860 году сын Георгия Андреевича успешно заканчивает семинарию, женится. 22 августа 1863 года приезжает служить в Ошеть Михаил Георгиевич Васнецов - дед художника Юрия Алексеевича Васнецова. Для крестьянских детей в 1868 году было открыто двухклассное земское училище, построен большой полукаменный дом, в котором разместилась школа. Михаил Васильевич Васнецов умер в селе Верхосунье 29 июля 1875 года, а его вдова и дети снова переезжают в село Ошеть в дом деда. 22 февраля 1888 года из села Бутырского в Ошетскую церковь переводится Алексей Михайлович Васнецов - отец художника Юрия Алексеевича Васнецова. Алексей и два брата живут в Ошети: Николай с семьей в казенном доме, а Алексей и Петр — вместе с матерью в доме деда. Алексей Михайлович Васнецов в 1890 году женится на дочери дьякона села Ухта.


Вид на речку Ошеть и деревню Темерёво с восточной окраины села Ошеть Сунского района. фев.2018г.фото: Елена Чудиновских

В 1893 году Алексея Михайловича переводят на службу в Вятку. Четыре поколения Васнецовых вкладывали в строительство ошетской церкви, этого редчайшего по красоте сооружения не только свой ум, талант, но и собственные средства. Это Васнецовы на протяжении двух с половиной веков построили две церкви — деревянную и каменную, 4 школы, жилье. Давалиимена новорожденным, венчали на свадьбах на долгую жизнь молодых людей, святили на большие праздники красный угол в каждой избе, отпевали и провожали в последний путь своих прихожан. Они учили крестьянских детишек грамоте, недаром грамотность среди ошетских прихожан была довольно высокой. Они внесли огромный вклад в развитие села, застройку деревень, в освоение новых земель, культуру полеводства и животноводства, культуру быта и семейного уклада. Способствовали переселению крестьян ближе к церкви.

Ошеть — родовое село знаменитых художников Васнецовых и представляет архитектурную, культурную и историческую ценность. Здесь родился, провел детство и юность прадед братьев-художников Козьма Иванович Васнецов, сам в молодости незаурядный художник. Последними жили прадед, дед и отец народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР (1971) Юрия Алексеевича Васнецова. Миллионные тиражи детских книг Юрия Алексеевича у нас в стране и за рубежом — наглядное свидетельство его таланта.

В церковной ограде 10 могил Васнецовых, а на приходском кладбище похоронены рано умершие дети и женская половина рода. В начале 20 века по описи 1910 года в селе Ошеть служат три священника, один дьякон, три псаломщика. За церковью закреплено 33 десятины мирской земли. Служители собирают 350 пудов ржи и овса. Священники имеют годовой доход 660 рублей, дьякон — 440 рублей. В приходе села Ошеть проживает 3256 человек мужского пола и 3461 человек женского пола.


Спасская церковь и памятник священнику Михаилу Тихоницкому | фото: Елена Чудиновских

В 1935 году церковь закрыли, превратили в склад. Почти 70 лет она была бесхозной. За это время было разрушено все до основания: выломан кирпич, двери, оконные решетки, растащены половые плиты, из которых были выложены полы в оградах, подходы к домам, металлическая церковная ограда снята и увезена в п. Суна, разграблен иконостас. Печальная участь постигла васнецовский дом и здание школы, где обучались крестьянские дети, провалилась кровля церковного здания. В конце 20 века главой администрации Никулиным И.Ф. были попытки сохранить и восстановить порушенное.

Ошетское кладбище было обнесено металлической оградой, село было включено в Васнецовское кольцо, был завезен пиломатериал, приобретен сруб для васнецовского дома, медь для перекрытия купола церкви и на этом все закончилось. К концу 2003 года силами ветеранов Ошетского сельского округа, во главе с председателем ветеранской организации Зворыгиным Л.И, был восстановлен алтарь, приведен в порядок летний Спасский храм, могилы Васнецовых огорожены и обозначены, поставлен деревянный крест, установлена металлическая ограда.

6 декабря 2003 года часть храма, алтарь, крест были освящены, а процесс освящения был показан по телевидению. В летнее время проводятся службы, которые ведет отец Андрей — настоятель Куменской церкви. Народ несет в храм иконы, дорожки, возвращена часть плит, был пожертвован колокол. Многие вносят пожертвования, хорошую помощь оказал директор магазина «Вознесенский» Владимир Дмитриевич Останин, предприниматель А.А. Леденцов, дачник из села Ошеть Н.С. Шатков внес сразу тысячу рублей.


Памятник священнику Михаилу Тихоницкому с.Ошеть

  • В 2003 году был канонизирован и возведен в лик святых священник Михаил Тихоницкий. Его расстреляли в г. Орле только за то, что он зачитал прихожанам воззвание московского патриарха о прекращении братоубийственной войны (гражданской).

Село Ошеть стало привлекательным для туристов. Здесь побывали потомки Тихоницких — внучка священномученика Михаила Тихоницкого Мария Посетили Ошеть ученые из Канады. Сюда приезжали два автобуса с туристами из Москвы. Дважды Ошеть засветилась на центральном телевидении — на канале НТВ и Первом канале ОРТ. Побывал на земле своих предков актер Алексей Булдаков.

В 2012 г. продолжилась работа по увековечинию памятных мест, около церкви. В ходе реализации туристического проекта, который осуществляют Глава Культуры Сунского района Горордилова Л. В. и бизнес-партнер строящейся базы отдыха «Ошеть» Шилова С.В., 13 октября 2012 году открыты и освящены великолепные памятники священнослужителям Васнецовым и Вятскому Святому Михаилу Тихоницкому. Эти памятники были изготовлены знаменитым Вятским скульптором Леденцовым Н.А.

 

Памятник священнослужителям Васнецовым с.Ошеть фев.2018 г. | фото: Елена Чудиновских

Ежегодно в село приезжают до тысячи туристов. Восстановлен целебный Исаковский ключ. Туда не прекращается поток людей. Благоустроена территория вокруг липы, посаженной Васнецовыми в 18 веке. В настоящее время принимаются меры по включению села Ошеть в федеральную программу «Васнецовское кольцо», и по перекрытию купола Спасской церкви листовой медью.

Ошеть — село небольшое, но очень богато историей. Оно не должно умереть, оно должно хранить память о тех, кто вышел из него, кто не уронил чести перед историей!

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше лето проходит в путешествиях - мы катаемся по области (преимущественно по югу) и любуемся красотами местного края.
Чаще всего красоты природного характера - провалы в Медведском бору, скалы на Берестнянском карьере, озера, реки и снова озера. Но нынче наша поездка получилось иной.
Граница Куменского и Сунского районов, мы едем по полям. Слева зреют зерновые (я так и не научилась отличать рожь от пшеницы, поэтому не скажу - какие зерновые зрели), справа - зарастает березами и сосенками такое же, но бывшее поле.


 

 

Земля холмистая, виды вокруг завораживающие. Кажется, что если очень постараться, то можно полететь над этими полями, холмами и шпилями ёлок. А вот сфотографировать весь этот простор нельзя, не умещается и всё тут.

А вот и въезд в Ошеть. Мы въехали не с асфальта, а с полей, поэтому мы увидели отмирающий кусок села - дорога, что перед нами уходила вниз каменистым уступом, где в сухую погоду проехать ещё можно, а вот в дождь - ну, даже нашему внедорожнику будет страшно... Дорога эта спускалась к местному пруду, который получился лет триста назад из запруды в овраге. Поэтому та часть деревни, что за прудом, отгорожена от центра не только водными гладями, но и горными уступами. Жилых там осталось три дома...

Вот один из жилых пока домов. Крепкий, красивый, над холмом с шикарным видом из окон.


И с "лошадью" у ворот!
Как потом нам стало известно, дом этот прежде был церковным общежитием, потом в нем сделали больницу местную, потом её закрыли, дом попустовал. А теперь он снова обитаем - в нем живет скульптор, и делает много чего хорошего для Ошети и округи!

Вот одна из работ скульптора. (Его имя нам узнать не удалось) Это памятный знак всем священникам села Ошеть, которые служили в Спасской церкви со времен её открытия. Большинство фамилий этих священослужителей - Васнецовы. Те самые Васнецовы, из которых прославились Виктор и Апполинарий. Родовым гнездом этих художников считается Рябово, там музей, там проходят слеты художников. А в Ошети - их корни, следы их менее замечательных предков.

Вот только выглядит Церковь Спаса Нерукотворного хуже, чем памятник Васнецовым. Она заброшена, и у деревни в два десятка жилых домов нет сил восстановить её своими средствами. А иных средств у них нет...

Строили храм в 1747-1753 годах, во времена расцвета петровского барокко, но по внешнему виду этот храм больше имеет элементов барокко вятского, хотя и довольно сдержанные.

У малой трапезной нет крыши. И через огромные бывшие окна ныне проходит тропинка, пронизывающая храм и убегающая дальше в ту часть деревни, где стоит дом Васнецовых (увы, тоже пока заброшенный). Через дыру в потолке (точнее через полностью рухнувший потолок) открывается вид на колокольню - вот он образец вятского барокко во все красе!

Справа от центрального объема в колокольне есть ещё остатки лестницы, но в очень аварийном состоянии, так что меня туда не пустили.

Разрушали храм в 30-х годах века прошлого. И на стенах видны следы вандализма прошлого - лики не просто стерты, они прямо выковыряны.

А это пустой зал зимней трапезной. На потолке все еще есть роспись! Зал просторный, очень светлый и "чистый" - если можно так описать то чувство, что испытываешь, когда по темному проходу попадаешь под такой высоченный потолок!
Проход в сам храм - в центральном проходе - ныне закрыт, потому что та часть храма сейчас уже действующая!

Мы отметили то, что хотя храм и заброшен, но следов современного вандализма в нем нет. Ни кострищ, ни бутылок, ни запаха подворотен. Очень хочется верить, что это показатель духовного людского роста.

А вот следы прежних поисков неведомых сокровищ - есть. Видимо, тут активно искали клады лет так 20-30 назад.

Эта часть храма действующая. И сохранность её гораздо выше, чем у западной части. Даже есть остатки иконостаса, вот только икон нет.

По центру храма висит колокол. Нет, колокольчик, если говорить честно. Но как мы узнали, когда-то Спасская церковь отдала свои колокола в Суну, и с тех пор вернуть колокола никто не может.

Службы проходят не тут, а в маленькой апсиде, так что попасть туда можно, пройдя под иконостасом и сквозь алтарную часть.

Вот такие росписи сохранились в апсиде! Вот только к сожалению, восстановить их практически не возможно.

А вот те люди, кто пытается восстановить храм... Очень хочется верить, что у них хватит сил, и что они найдут наконец хоть какую-то помощь со стороны. Любую помощь, потому что иначе храму не выстоять....

 

Село Лопьял

 

                                   

 

 

 

С. Лопьял

Село Лопьял основано в 1740 году Казанской конторой новокрещенных дел. По указу конторы была построена первая деревянная церковь и освящена во имя Богоявления Господня. Вновь организованное село по церковному учету стало называться Богоявленским, а по земскому учету называлось селом Лопьял. В 1791 году село Лопьял передано из Казанской епархии в Вятскую в связи с организацией Вятской губернии. В мае 1805 года началось строительство каменной церкви, а в июне 1811 года закончено строительство теплой каменной церкви на два престола, к 1819 г. закончено строительство холодного храма. Он освящен во имя святой Троицы (церковь Троицкая) и с этого дня Лопьяльская церковь стала называться не Богоявленской, а Троицкой. В 1822 году сход решает начать сбор денег на строительство каменной колокольни. Сбор длился долгие 11 лет. Строительство началось только в 1834г. В 1842 году в Вятской семинарии состоялся очередной выпуск семинаристов. В 1844 году окончивший курс Вятской семинарии и получивший билет на брак с девицей духовного звания Аполлинарией Кибардиной воспитанник Михаил Васильев сын Васнецов подает прошение преосвященному Неофиту о рукоположении его в священники в село Лопьяльское. В этом же году окончив курс Богословия, Михаил в Крестовой церкви Вятского кафедрального собора приведен к исповеди и присяге, рукоположен в диакона, в священнический сан, в священника Троицкой церкви села Лопьял.

По приезду в село Васнецов сразу был назначен наставником Лопьяльского сельского училища. В училище он преподавал арифметику, грамматику и Закон Божий.

Он шесть лет прослужил в Лопьяле священником и наставником сельского училища. В Лопьяле у него родились дети - Николай и Виктор - будущий художник.В 1850 году священник села Рябовского Чураков и села Лопьяльского Васнецов поменялись местами, один вместо другого. Семья Васнецовых переехала в село Рябово. В 1868 году к себе на родину приезжает после окончания Вятской семинарии старший сын Михаила Васильевича - Николай. По приезду назначен наставником местного училища, где он преподавал грамматику, арифметику, Закон Божий и другие предметы. В 1872 году он переведен заведующим большого Шурминского училища. Он переехал в Шурму, но в Лопьял приезжал часто, нколичеством прихожан теплая церковь становится тесной, и в 1893г. началось строительство большой теплой церкви.

 В этом виде церковь простояла до 1934 года. В 1934г. служба в теплой церкви была закрыта, и в ней был открыт сельский клуб.

В 1939г. была закрыта служба и в холодном храме, и вся церковь отдана под зернохранилище, затем в ней были мастерские МТС. Колокола с колокольни были сброшены в начале мая 1935 года, а 27 сентября 1937 года варварски выломаны и сброшены кресты.

Как мы выяснили многие села Кировской области, связаны с жизнью и деятельностью великого рода. Вятская земля - родина Васнецовых, их отчий дом, где переплелись родовые и духовные корни этого семейства, представители которого своей деятельностью из поколения в поколение формировали, развивали и сохраняли русскую культуру. Очень грамотно отметил Ф.И.Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы». [8] Более чем в 30 селах Кировской области жили Васнецовы. Разработана программа «Вятское Васнецовское Кольцо», связанная с основными из них, с целью воссоздания истории рода.

Поселение основано в 1740 году Казанской конторой новокрещеных дел. По указу этой конторы построена первая деревянная церковь, освященная в 1741 году во имя Богоявления Господня. Новое село стало называться Богоявленским или Лопьял – от марийского «лоп» - «низина» и «ял» - «село». В 1747 году в селе Богоявленском Лопьял тож Биляморской волости проживало 40 душ государственных ясашных крестьян из крещеных марийцев. По указу Святейшего Синода от 19 февраля 1791 года за № 175 в связи с образованием Вятской губернии село Лопьял было передано из Казанской епархии в Вятскую. Незадолго до этого, в 1787 году деревянная церковь была расширена и капитально отремонтирована.

22 сентября 1800 года церковнослужители обратились в Вятскую консисторию с прошением о строительстве в селе новой деревянной церкви. 28 сентября 1800 года губернский архитектор Росляков выдал им план новой деревянной церкви на каменном фундаменте. В тот же день лопьялский священник Петр Буевский получил и план и храмозданную грамоту Владыки Амвросия от 28 сентября 1800 года за № 1999. 16 апреля 1801 года за подписью того же Владыки из Вятской консистории последовал указ о запрещении строительства новой деревянной церкви в Лопьяле несмотря на то, что всю осень и зиму прихожане вели заготовку материалов на строительство храма.

В клировой ведомости 1801 год в Лопьяле значилась ветхая деревянная церковь. В начале марта 1802 года настоятель Петр Буевский провел деревенский сход, на котором было вынесено решение просить о построении в селе каменной церкви. 30 марта 1802 года лопьялский священник Федор Игумнов получил храмозданную грамоту от 29 марта 1802 года за № 583 и план каменной церкви.

13 сентября 1804 года прихожане получили три шнурозапечатные сборные книги для сбора денег на строительство каменной церкви и начался ежемесячный сбор средств. В мае 1805 года началось строительство каменной церкви. Но все же денег на строительство собиралось мало, несмотря на ежемесячный обход всех дворов, и 22 сентября 1809 года священно церковно служителям было разрешено употребить на строительство имеющиеся церковные суммы. По клировой ведомости 1810 года в селе стояла двое приходная деревянная Богоявленская церковь, снабженная утварью «небогато», и строилась новая каменная.

В июне 1811 года теплая церковь была закончена кладкою, и 4 июля прихожане подали прошение об ее освящении; холодный храм и колокольня еще не были устроены. 22 июля 1811 года был освящен правый придел теплой церкви в честь Богоявления Господня, и в ней начались службы. Вместе с этим, совершались службы и в старой деревянной церкви.

31 января 1816 года церковнослужители и церковный староста Савва Поляков заключили договор на кладку холодного храма с каменных дел мастером Нижегородской губернии Балахнинской округи Федором Гавриловым сыном Тюриным, крепостным крестьянином нижегородского помещика князя Урусова, и его бригадой. 14 марта 1816 года на сельском сходе было решено начать сбор денег на строительство храма и о выдаче сборной книги на имя крестьянина Кожевникова. В конце лета 1819 года холодный храм был закончен строительством, и 6 октября 1819 г. был освящен во имя святой Троицы (с этого времени Лопьялская церковь стала именоваться Троицкой) Иаковом Короваевым, Уржумским священником. В клировой ведомости за тот год сообщалось: «церковь утварью нуждается, но за всем тем сумма потребна на заведение каменной колокольницы».

В марте 1822 года сельский сход вынес решение начать сбор средств на строительство каменной колокольни. Крестьянину Алексею Вшивцеву была выдана шнурозапечатная сборная книга.

В 1829 году священник Андрей Верещагин так описывал Лопьялскую Троицкую церковь, отмечая уже появившиеся на ней дефекты:

«В селе Лопиал церковь построена тщанием на деньги прихожан, зданием каменная без колокольни, крыша на ней деревянная ветхая и выкрашена красной масляной краской, внутри церкви отбелено, а снаружи по местам выкрашено желтой краской, пол выстлан кирпичный. В теплом храме вместо кирпичного свода сделан деревянный накат под щекатулку – сгнивает и стеснена столбами. На стенах теплого храма трещины, почему и потребна сумма на перекладку сей теплой церкви и на складку колокольни… Утварью снабжена небогато» (тоже самое сообщалось и за 1834 год).

В 1830 году на средства помещика подпоручика Петра Исаевича Депрейс началось строительство левого придела теплой церкви, который был закончен и освящен в 1831 года в честь ангела его отца – св. пророка Исайи.

23 марта 1833 года прихожане с. Лопьял подали прошение о дозволении построить новую каменную колокольню; до этого колокола висели на отдельно стоящей деревянной колокольне. 13 апреля 1833 года Вятская консистория дала на это разрешение по плану, снятому архитектором с колокольни Царево-Константиновской церкви города Вятки. 21 мая того же года прихожане заключили договор на кладку каменной колокольни с каменных дел мастером Федором Тюриным и послали его в Уржум и Консисторию на утверждение 27 мая договор был утвержден Уржумским благочинным священником Василием Рязановым, а 5 июня 1833 года – Вятским Владыкой Иоанникием.

В конце июня 1833 года бригада Федора Тюрина начала возводить колокольню Лопьялской церкви. В клировой ведомости за тот год сообщалось, что колокольня была «выведена против плана» по первому ярусу. В 1835 году она была достроена, но еще не покрыта крышей не отбелена и «без всякой внутренней отделки». В декабре 1834 года священнослужители обратились снова в Консисторию с рапортом о появлении новых и увеличении старых трещин в стенах теплой церкви, настаивая на ее перекладке. То же самое сообщалось и за 1835 год, а так же то, что в некоторых местах штукатурка отваливается. Окончательно усугубило все 2 пожара в селе 12 июня и 2 июля 1835 года. От первого пожара обгорела часть иконостаса холодного храма, от второго вновь пострадал иконостас, оконные рамы церкви и полностью сгорел дом священника Иоанна Буевского. Часть денег, собранных к этому времени на перекладку теплой церкви, батюшки пожертвовали на строительство домов для прихожан.

23 декабря 1835 года после обследования здания теплой церкви комиссией с несколькими губернскими архитекторами, было дано заключение о ее перекладке. 18 апреля 1837 года из-за «больших расселин в стенах церкви и ветхости деревянного наката» Владыка Нил дал распоряжение о упразднении Богоявленского престола теплой церкви, а 28 июня 1837 года – о прекращении служб в ней. По его резолюции 3 июля того же года был упразднен и престол св. Исайи.

28 апреля 1838 года прихожанам было дано разрешение на вынос престолов и разборку здания теплой церкви. 6 июня 1838 года они сообщали в Уржум, что престолы «нарушены» и они приступили к разломке стен. 25 июля 1838 года старая каменная теплая церковь была полностью разрушена и началось строительство нового храма «при пособии прикладной церковной суммы и добровольных пожертвований сторонних лиц».

30 декабря 1838 года лопьялские служители так описывали свой храм: «В селе Лопиал холодная церковь построена в 1819 году, а теплая по причине ветхости сего 1838 г. начата перестройкой, зданием каменная с таковой же в одной связи колокольней. Но только теплая церковь по причине перестройки наготово еще непокрыта и не отбелена. Полы как в холодной церкви так и в алтаре кирпичные и по причине неровности оных непременной требуют переправки. Утварью церковь скудна, нет вторых сосудов, да и настоящие по причине ихней облинялости золота и ветхости тарелок требуют поправки». Далее служители жаловались, что одежды у них ветхие от старости, т. к. все деньги они тратят на строительство церкви, а прихожане-черемисы ругу на их содержание дают очень плохо («содержание служителей очень скверное»), но зато охотно жертвуют на строительство нового храма.

За 1839 год священнослужители сообщали, что крыша на всем здании деревянная, полы в нем кирпичные, холодная церковь «окрашена на масле мумиею, а на теплой безо всякой окраски, на колокольне же крыша железная, покрашена на масле ярью». Осенью 1840 года строительство двухъпредельной теплой церкви было завершено и 6 ноября 1840 года был освящен теплый правый придел во имя Богоявления Господня. Еще до этого, в 1839 году в холодной церкви был освящен престол во имя св. пророка Илии (левый придел).

Достраивалась и благоустраивалась церковь и в последующие годы. Так, 15 марта 1843 года было дозволено снять кровлю из теса и заменить ее железной. В 1859 году в теплый храм был заказан новый иконостас и был окончательно устроен 30 июля 1862 года. 21 июля 1871 года лопьялские прихожане подали прошение на разрешение построить каменную ограду вокруг церкви. Ее строительство с деревянной решеткой было закончено осенью 1872 года. В 1877 году деревянная решетка частично была заменена кованой металлической. И в 1860-х, и в 1870-х, и в 1880-х годах сообщалось, что церковь была скудна утварью (не имелось вторых сосудов), которая имелась только на 1 священника. Особенно это сказалось в 1886 году, когда в церкви был восстановлен второй штат, да и те сосуды, что имелись, пришли уже в ветхость.

К началу 1890-х годов в связи с большим количеством прихожан теплый храм стал тесен, и в 1892 году прихожане подали прошение на расширение. В 1893 году, после получения такого разрешения, теплая церковь была вновь разобрана до основания и началось строительство большой теплой церкви, которое завершилось в 1896 году. 29 октября 1896 года был освящен правый придел в честь Богоявления, а 1 декабря 1897 года левый во имя св. пророка Илии. 26 августа 1907 года состоялись торги на позолотку нового иконостаса в церкви.

Из описания церкви за 1924 год: «церковь каменная с таковой же колокольницею, крыта железом, трехпрестольная, стены и своды украшены живописью, алтарь отделен от храма иконостасом в 3 яруса, выкрашен масляною краскою и украшен позолоченною резьбой, икон в нем – 43»; другие 2 иконостаса были такие же, но имели 2 яруса икон.

Опись церковного имущества с 1789 года, копии с метрических книг с 1779 года, с исповедных росписей – с 1796 года. В 1915 году в церкви книг для чтения хранилось 279 томов.

Особе достопримечательности: икона Скорбящей Богоматери на золоченом фоне в золоченой раме, икона в позолоченной ризе Живоначальной Троицы, икона святителя и крестителя Иоанна, Нерукотворного образа Спасителя, Божией Матери – в золоченых рамах и киотах за стеклом, пара одноярусного паникадила на 12 свеч посеребряное с позолоченными украшениями, посеребряные подсвечники, серебряная позолоченная утварь, 3 креста серебряных под золотом с финифтяными изображениями и 2 серебряных креста, крест медный под золотом на медной подставке; Евангелие 1829 года, верхняя кр


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.