Я-концепция в различных теориях — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Я-концепция в различных теориях

2020-01-13 121
Я-концепция в различных теориях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Ряд ученых выдвигали различные вариации теории Я- концепции. Например, такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение.

Так, Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они воспринимают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. "Зеркальное Я" - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение.

При этом социолог различает два аспекта формирования самости:

·  Первый - Я ("I") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя.

· 2. Второй аспект - Я ("Me") - обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом. Я в смысле "Me" - это то, как люди видят себя, но глазами других. "Me" - результат влияния социальных групп в виде норм и стандартов на личность.

Характер самовосприятия индивида, а также то, как он интерпретирует реакции окружающих на себя оказывает существенное влияние на сознание и все поведение человека

По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: самость = "I" + "Me".
Общим механизмом формирования и развития самости является рефлективность - способность индивида бессознательно ставить себя на место и других и действовать так, как ведут себя окружающие.

Также существует теория К. Роджерса. Я-концепция Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное. Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно только «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир.
Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей:
1. Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные.
2. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования.
3. Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого.
4. Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки.
5. Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Также выделяют концепцию Р. Бернса, он описывает «Я-концепцию» как совокупность всех пред­ставлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рас­сматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:

1. «Я-образ» - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - адекватная оценка этого представления, обладающая раз­личной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик.

3. Поведенческая реакция - те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.
    Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р. Бернса, может быть представлен, по крайней мере, в трех модальностях:

1) реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуаль­ными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);

2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мне­нием человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»);

3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с пред­ставлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).

Я-концепцию можно наблюдать и у У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной.

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности


Таким образом, человек сам для себя является объектом познания, а его собственное «Я» тоже динамично и постоянно меняется, что также отражается на процессе самопознания. Так, говоря о концепциях личности и я-концепциях, многие социологи, психологи предлагают различные вариации на этот счет, кто-то уделяет большее внимание социальным факторам, обществу, а кто-то обращается именно к самому индивиду, представлению индивида о себе, при этом уделяя меньшее внимание влиянию общества на формирование личности.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.