Тема 17: кружок - изобразительное искусство. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 17: кружок - изобразительное искусство.

2020-01-13 175
Тема 17: кружок - изобразительное искусство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1: кружок – изобразительное искусство

Кружок- наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятий изобразительным искусством в школьных кружка являются как бы продолжением классных занятий.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся вступающие в жизнь выдвигают им свои требования. Быть мыслящими, инициативными, самостоятельными вырабатывать свои новые оригинальные решения.

Реализация этих требований предполагает человек с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями активный, пытливый. Он способен видеть необычное и прекрасное там, где другие этого не видят, он способен принимать свои но от кого независящие самостоятельные решения.

Занятие изобразительным искусством имеют большое познавательное и воспитательное значение. Эти знания играют важную роль в формировании активной жизненной позиции ребенка. Рисование развивает органы чувств, особенно зрительное восприятие, образное мышление наблюдательность, зрительную память. Занятия изобразительным искусством способствуют познанию окружающего мира становлению развитой личности. Учащихся воплощают в своих понимание мира.

Кружки предусматривают выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует формированию у ребенка самооценки и взаимооценки, коммуникативных навыков.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1) Это занятия для тех кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия для них в какой- то степени эстетичности потребностью.

 2) Структура деятельности кружка отличается от классных уроков.

 

2 глава. Организация и методика преподавания кружка по изодеятельности.

Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся раннего возраста. Конечно это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащихся, и возможности кружка(обеспечение изобразительному материалами, наглядными пособиями и пр.)

Кружки по характерности могут быть самые разные:

⦁ Рисунки и живопись

⦁ Лепки и декоративно-прикладного искусства

⦁ Оформительского дела, керамика

⦁ Кружки юных искусствоведов

⦁ Мозаики и т. д

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большое число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке они применяются при оформлении стенгазеты, выполнении естествознания, истории, физики и т.д

Учитывая возрастные особенности учащихся уровень их навыков, кружков по изобразительности следует возр. группы:

1.группа в которой входят учащийся 1-3 класса

2.группа в которой входят учащийся 4-6 классов

В каждой группе по 10-15 чел

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивки, тканей. бордюров.

Для учащихся 4-6 классов основным видом кружковыных занятий должна быть работа с натуры (рисунки и живопись), которую следует увязывать с композиционной работай в области как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы кружка по изодеятельности зависит от:

1)увлеченности учителя

2)хорошей организации знаний, обеспеченности необходимым инвентарем и натурным фондом

3)от регулярности занятий и их четкого планирования

 

Тема 18: ДПИ

Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста (первый этап художественного развития) на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Знакомство с декоративно-прикладным искусством начинается с народного - крестьянского - прикладного искусства.

Затем идёт освоение современных форм бытования народного искусства - традиционных народных художественных промыслов России. Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника), освоить основные приемы росписи, особенности формы, колористики, характерные для того или иного промысла.

 

Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного творчества даёт возможность воспитанникам сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника.

 

Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий. На занятиях по ДПИ педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного творчества помогают детям глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства.. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства воспитанники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным.

В творческое объединение дети приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах творческого объединения организовать несколько групп воспитанников с различным уровнем подготовки.

Эффективность воспитательного воздействия на воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти календарно-тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий – беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, намечены встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества. Воспитание эстетического вкуса в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества должно идти через понимание детьми художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. Задача педагога – ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного ДПИ и создание на этой основе собственных изделий.

Воспитанники приходят в творческое объединение с настроением поработать. Поэтому, когда педагог начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От педагога требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы воспитанникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

 

Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объёму и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания педагог акцентирует внимание воспитанников не только на конечном результате работы.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в творческом объединении является то, что у каждого воспитанника свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

 

В работе над творческой композицией воспитанники могут воспользоваться ранее выполненными учебными упражнениями, подготовленными к ним рисунками, а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического характера, ребёнок должен просмотреть книги, журналы, а возможно и кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.

 

Одна из особенностей занятий в творческом объединении декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы воспитанники не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, рекомендуется подводить итоги и результативность каждого занятия. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

 

Эффективные результаты в активизации творческой деятельности детей дают промежуточные просмотры выполняемых воспитанниками работ. На текущих промежуточных просмотрах педагог фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. При этом дети, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Задача педагога - умело направить внимание детей в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материала, его технологических особенностей. Педагог при этом должен направлять весь ход обсуждения, тактично вносить поправки в оценку детьми положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводить итог общего разговора.

 

При обсуждении и оценке творческих работ детей необходимо учитывать следующие критерии:

- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

- оригинальность: работа фантазии, воображения, внесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение для оценки творческих работ воспитанников имеют итоговые, обобщающие занятия за четверть, полугодие и год, которые можно драматургически выстраивать как выставки, праздники, ярмарки и т.д.

Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов. И для этого недостаточно только оценки педагогов, родителей или одноклассников. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Презентация произведений детского творчества необходима и самим детям, и обществу, но её преобладающие формы должны быть более бережными по отношению к детям.

Участие в творческих конкурсах различных уровней позволяет воспитанникам не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.