Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания «Музыка моей души» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания «Музыка моей души»

2020-01-13 163
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания «Музыка моей души» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания «Музыка моей души»

Пояснительная записка

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива школы и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

· Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

· Развитие самопознания и самопринятия участников группы;

· Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

· Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

· Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

· Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива;

· Обучение способам противостояния манипуляциям в педагогической практике;

· Знакомство со стратегиями взаимодействия с конфликтными типами личности;

· Обучение техникам отказа собеседнику и искусству делать и принимать комплименты;

Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.

Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Профилактика эмоционального выгорания

Занятие 1.

Тема занятия: «Музыка моей души».

Цель занятия: познание своего «Я», формирование позитивной самооценки.

Место проведения: кабинет психолога.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: музыкальный центр, интерактивный экран, ноутбук, музыкальные диски.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: конспект занятия, модифицированный восьмицветовой тест Люшера, методика САН, свечи, аромолампа, масло для аромолампы.

Тип занятия: тренинг.

Вводная часть: Объяснение понятия групповой работы, ее целей и задач. Выработка правил групповой работы. Обсуждение ритуала приветствия и прощания в группе.

Чтение стихотворения «Музыка моей души».

 

О, музыка моей Души!
Звучи, звучи во мне, не замолкая!
Потоком Радости звучи
Во мне, все грани раскрывая!

О, музыка моей Души, - причал,
Под звуки флейт я расцветаю...
Под нежный колокольчик
Из тиши Души
Я, замирая в воздухе, растаю...

Ритуал приветствия:

Все стоят в кругу. Каждый говорит краткую информацию о себе, называет себя по имени, подбирает прилагательное к своему имени, берет рядом стоящего за руку, «передает энергию».

Входящая диагностика.

Тест Люшера, методика САН, замер частоты сердечных сокращений.

Релаксация.

Музыкотерапия.

Цель: С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты, и напротив, «оживают заторможенные».

Упражнение «Источник».

Цель: воздействие на нервную систему, энергетику, на общее состояние через органы чувств.

Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаетесь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особого места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте, также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

 Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем- разочарования, огорчении, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- ваше энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно и жизнь в котором постоянно обновляется.

Можно использовать это упражнение, принимая душ.

Упражнение «Комплимент».

Создаются два круга- внешний и внутренний. Стоя друг к другу лицом, педагоги говорят комплименты.

Упражнение «Подарки».

Все сидят в кругу, один педагог спиной ко всем. Этому педагогу все «Дарят подарки».

Выходящая диагностика.

Тест Люшера, методика САН, замер частоты сердечных сокращений, беседа.

Рефлексия. Ритуал прощания.

Стоя или сидя в кругу все держатся за руки и «делятся своей энергией». Каждый участник делится своими чувствами и эмоциями от занятия, что получил от занятия, что бы еще хотел получить на других занятиях.

В конце занятия можно всем участникам подарить свечи, чтобы всегда в их душе горел огонь любви и надежды, можно взять что-нибудь себе на память из «шкатулки психолога». Также можно использовать такой момент прощания, как похлопать друг другу в ладоши. Когда мы хлопаем в ладоши, мы также заряжаемся энергией.

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 21

с углубленным изучением немецкого языка»

«Немеч кыв пыдiсянь велöдан 21 №-а шöр школа»

муниципальной асъюралана велöдан учреждение

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания «Музыка моей души»

Пояснительная записка

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива школы и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

· Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

· Развитие самопознания и самопринятия участников группы;

· Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

· Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

· Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

· Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива;

· Обучение способам противостояния манипуляциям в педагогической практике;

· Знакомство со стратегиями взаимодействия с конфликтными типами личности;

· Обучение техникам отказа собеседнику и искусству делать и принимать комплименты;

Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.

Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по профилактике эмоционального выгорания педагогов.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.