Практическое применение «резильентности» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Практическое применение «резильентности»

2020-01-13 322
Практическое применение «резильентности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вот мы и подошли к концу пути, который должен был помочь нам лучше понять, что такое «резильентность»: мы познакомились как с научными исследованиями, так и с результатами практической работы. Нужно только помнить о том, что, если мы лучше поняли этот феномен, это не означает, что мы теперь автоматически сможем лучше применять и воспитывать «резильентность». Хотя понятия «понимание» и «применение» взаимосвязаны, они частично следуют разным стратегиям. Например, некоторые учебники по пилотажу объясняют, как устроен самолет, но они не объясняют, как привести в действие механизмы самолета. Это отличие, на которое мы иногда не обраща­ем внимания, имеет принципиальное значение для применения полученных знаний. Точно также люди в течение долгого времени успешно использовали аспирин, не понимая точно, каким образом он воздействует на организм. В обыденной жизни мы часто должны принимать решения и что-то создавать, имея ограниченные знания о самих явлениях.

Так и с «резильентностью». Практические работники часто ее использовали, не зная, как назвать этот феномен, и не имея также систематичных знаний о нем. Авторы большинства научных исследований стремятся только проникнуть в суть «резильентности», как будто речь идет о механизме, который нужно привести в действие и возрастающее число переменных величин которого, предполагает наличие все более сложных связей.

Чтобы объединить теорию с практикой, мы предлагаем изобразить научные и иные знания о «резильентности» в виде своеобразного «конструктора», похожего на детскую игру. Эта игра дает нам серию элементов, позволяющих создавать почти бесконечное число конструкций.

В реальной действительности «резильентность» может создаваться и разрушаться различными способами. Мы можем пытаться создавать и сохранять «резильентность», используя различные методы. Здесь не существует единственного решения или единственного способа, как не существует единственно возможного жизненного пути.

Обратимся вновь к предыдущим главам этой брошюры и попытаемся ответить на вопрос, каким образом мы можем помочь воспитать, возродить или сохранить «резильентность» детей? Из каких элементов состоит наш «конструктор», представляющий собой некий синтез, одобренный многими исследователями и опробованный на практике? Этот синтез имеет достаточно общий характер и требует известного творческого подхода со стороны людей, использующих его. Рекомендуем Вам в этой связи книгу Эдит Гротберг «Пособие по развитию резильентности у детей», опубликованную в 1995 году фондом Бернарда ван Леера в Гааге, Нидерланды.

 

Казита» («Домик»)

«Казита» по-испански означает «домик». Идея представить строительные элементы «резильентности» в виде домика, который нужно построить, пришла к нам в Чили, в ходе работы с педагогами. Это слово легко произносится на всех языках, что является немаловажным преимуществом, учитывая международный характер работы.

В «казите», каждая комната представляет собой аспект возможной работы, направленной на воспитание и сохранение «резильентности». На рисунке мы найдем все аспекты, о которых шла речь во второй главе этой брошюры. Тому, кто хочет развивать «резильентность» ребенка, эти комнаты укажут на возможные аспекты работы. Но он сам должен определить именно тот аспект, с которым ему предстоит работать в данной ситуации, и тот аспект, в который ему пока не нужно вторгаться.

Возьмем следующий пример: африканские тюрьмы, где содержатся брошенные дети. Глядя на фундамент «казиты», волонтеры, навещавшие этих детей, решили организовать свои визиты таким образом, чтобы между ними и детьми сложились устойчивые доверительные отношения, дающие детям ощущение, что их принимают такими, какие они есть. А в других ситуациях работа начиналась с развития навыков (2-ой этаж «казиты») или с поиска смысла жизни (1 -и этаж «казиты»).

Под крышей «казиты» располагается чердак, названный «приобретение иного опыта», потому что в любой ситуации может существовать специфический потенциал, который мы не найдем в другом месте. Например, приобщение к природе может открыть новые педагогические возможности для некоторых беспризорных детей, «запертых» в крупных городах; вот почему кто-то устраивает для них лагеря отдыха, а кто-то организует их пребывание на ферме. Приобщение к красоте и к творчеству также может помочь ребенку обрести смысл жизни, помочь ему выразить страдание. Существование близких ребенку людей, способных послужить ему примером, тоже может сыграть важную роль в построении «резильентности». Невозможно составить полный список таких возможностей, тем более что факторы, благотворно влияющие на одного ребенка, не обязательно будет оказывать такое же воздействие на другого.

Следует уточнить, что мы можем только предложить пустые комнаты «казиты», но мы не можем указать, каким образом их обставить, то есть, какие действия следует предпринять и какие слова сказать в каждом конкретном случае. Ситуации, проблемы, культуры слишком отличаются, чтобы можно было это сделать. Тем не менее, мы можем привести некоторые примеры, которые могут породить новые идеи, хотя сами по себе они не поддаются обобщению.

Почва, на которой строится «казита», представляет собой естественные материальные потребности. Если ребенок голоден, его нужно накормить. Если у него очень плохое здоровье, нужно попытаться его вылечить. Это этап, предваряющий все последующие действия. Почва, на которой располагаются естественные материальные потребности, должна быть достаточно крепкой, чтобы можно было построить солидный «домик». При этом материальные потребности меняются в зависимости от страны, и их не следует преувеличивать, чтобы не попасться в ловушку общества потребления с его культом излишеств.

Местная культура является в некотором роде строительным материалом для возведения «казиты». Необходимо это учитывать. Какие элементы мы можем найти в культуре ребенка и культуре его окружения, чтобы построить «казиту» резильентности? Список этих элементов бесконечен: сказки, легенды, картинки, музыка, танцы, игры, местный юмор, занятия спортом, праздники, обычаи…

Сравним это со строительством настоящего жилища. Человек может строить дом из кирпича, бетона, дерева, соломы, камня, горных пород, глины, снега, шкур, бамбука в зависимо­сти от обстоятельств, потребностей и климата…

«Казита» может применяться для построения «резильентности» ребенка, а иногда и целой семьи, общины, а также для по­строения «резильентности» педагога, социального работника, специалиста.

 

4.3. Сильные и слабые стороны

«Казита» может использоваться для выявления сильных и слабых сторон ребенка и среды, в которой он живет. Это не означает, что в некоторых серьезных случаях можно обойтись без более глубокой профессиональной диагностики. Никогда не следует забывать о том, что «резильентность» — это только подход и что «казита» — это только инструмент работы; речь никогда не идет о магическом решении всех проблем.

Каждая комната может вызывать много вопросов. Эти вопросы позволяют подчеркнуть сильные стороны, те элементы, которые, возможно, будут способствовать воспитанию «резильентности» и строительству новой жизни.

Но мы можем также спрашивать себя о том, чего еще не хватает «казите». Существуют ли иные элементы фундамента? Как в случае с африканским ребенком-беженцем, на глазах которого расстреляли всю семью. Убежав в город и оказавшись на улице в столице чужой страны, он пытался кое-как выжить до своего ареста и помещения в тюрьму за совершение незначительного правонарушения. Там он и был «забыт», пока один социальный работник его не «обнаружил». По словам последнего, вся «казита» рухнула на этого ребенка, от нее больше ничего не осталось. Но восстановление могло начаться с установления доверительных отношений между ребенком и социальным работником.

Действительно, отправной точкой восстановления «казиты» часто является установление отношений, основанных на признании ребенка таким, какой он есть. Однако по словам практических работников, это не всегда так. Иногда, нужно начинать с другой «комнаты», например, с повышения самооценки или с приобретения навыков. И тогда «казита» постепенно восстанавливается. Например, один социальный работник обнаружил у очень «тяжелого» ребенка, которого бросили родители, большие способности к рисованию. Он помог ему развить этот талант. Затем, молодой человек освоил искусство батика. Это повысило его самооценку, он все больше чувствовал, что его принимают таким, какой он есть. Он начинает продавать свои работы, что требует приобретения новых знаний и навыков. В конечном итоге, юноша начинает заниматься продажей батиков. Его жизнь потекла по новому руслу и приобрела иной масштаб. В ходе этого процесса он приобрел новых знакомых, и понемногу «резильентность» и жизнь стали возрождаться, разумеется, со своими взлетами и падениями, но определенно в положительном направлении.

 

4.4. Гибкая, как жизнь

«Казита» не может быть застывшей структурой. Кто-то захочет ее перестроить или добавить новые комнаты, или новые элементы. Например, чилийские педагоги хотели, чтобы домик был окружен садом, который бы отражал близость к природе. Другие специалисты считали, что нужно было более четко отобразить любовь и привязанность, которые подразумевает «готовность принимать личность такой, какая она есть», и оснастить домик системой отопления (печкой). Естественно, использование «казиты» не должно перерасти в занятия рисованием, но работа с «казитой» помогает структурировать свои идеи и мысли, касающиеся воспитания «резильентности» и построения жизни. Каждая деталь, добавленная к рисунку, должна выражаться в действиях и словах, направленных на улучшение положения ребенка.

Комнаты «казиты» связаны между собой при помощи дверей и лестниц. Действительно, как свидетельствуют вышеприведенные примеры, в реальной жизни существуют связующие звенья (мостки) между различными аспектами. Возьмем другой пример. Хорошо подготовленный специалист может вести занятия по философии для детей для группы обездоленных детей. На этих занятиях дети могут развивать свои умственные способности и получать определенные знания. Но в то же время сам факт присутствия в этой группе может помочь ребенку почувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Что касается приобретенного умения мыслить, оно может ему помочь обрести смысл жизни и определенные ориентиры… Оба эти достижения будут способствовать воспитанию «резильентности» ребенка.

Неслучайно, ученые пришли к следующему заключению: «резильентность» обычно зависит от суммы совокупных факторов. Таким образом, если говорить о созидании, очень большое значение приобретают инструменты работы, которые могут привести к положительным совокупным результатам.

Так же, как и настоящий дом, «казита» нуждается в уходе: ее необходимо убирать, ремонтировать и даже перестраивать, если происходит какое-либо несчастье. Это сравнение показывает, что «резильентность» не является данной и неизменной характеристикой, но что она может меняться в течение всей жизни, с которой она связана, и что за ней нужно «ухаживать». «Ре-зильентные» люди могут стать менее «резильентными» и наоборот. Самоуважение, признание человека таким, какой он есть, приобретение знаний — все эти понятия обычно нуждаются в подкреплении, будь то слово благодарности или поддержки, искренняя (а не просто вежливая) улыбка. То же самое можно сказать об игре на музыкальных инструментах, о занятия пением или спортом… И в жизни случаются «стихийные бедствия»: смерть близкого человека, болезнь, насилие, война, необходимость бегства… Эти ситуации могут настолько разрушить «казиту», что становится необходимой ее частичная реконструкция. Например: беженцы или мигранты, которые обосновываются в другой стране, часто должны осваивать сумму совсем новых знаний и навыков и заводить новых друзей… В некоторых ситуациях проблемы беженцев решались с помощью добровольных «приемных семей» из данной страны.

 

4.5. «Казита»: целостный взгляд

В целом, «казита» не есть нечто революционное. Научные идеи, лежащие в основе «казиты», были известны задолго до того, как были получены результаты научных исследований. Кто-то увидит в «резильентности» и в «казите» подтверждение собственного опыта и своих интуитивных догадок, профессиональных или личных.

Но «казита» может помочь практическим работникам углубить и систематизировать свои предположения и свой опыт, особенно если одновременно они начинают смотреть на ситуацию под иным углом зрения, что присуще подходу, основанному на «резильентности», то есть, если они начинают искать элементы, необходимые для созидания, а не концентрируют все свое внимание только на выявленных проблемах.

«Казита» помогает добиться изменения взгляда на ситуацию очень простым и «жизненным» способом. К тому же, «казита» рассматривает ребенка не как набор деталей, а как цельную личность, находящуюся в определенной ситуации и в неразрывной связи со своим окружением. «Казита» не рассматривает ребенка вне его окружения и в отрыве от определенной ситуации. Она не заостряет свое внимание на незначительных деталях из жизни ребенка, упуская из вида другие важные моменты.

Мы можем еще больше расширить горизонт, помещая домик ребенка в деревню, где стоят другие «казиты» и другие здания. Это позволяет размышлять над бесконечно сложными вопросами, например такими, как связь между «резильентностью» разных людей. На международной конференции сотрудников БИСЕ такая деревня была названа «pueblito» или «barrio», что означает квартал. Но эта идея еще не была детально проработана.

Сила схемы «казиты» состоит, вероятно, в том, что, используя мощный символ, которым является дом, очаг, она удовлетворяет потребность, испытываемую специалистами «на местах» в самых разных странах и в самых разных ситуациях. Речь идет о потребности лучше понять и лучше использовать опыт и интуицию практических работников, а также взрослых и детей, которым эти специалисты пытаются помочь.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.