Общее понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Формирование способностей. Влияние наследственности и среды в развитии способностей. Формирование способностей. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общее понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Формирование способностей. Влияние наследственности и среды в развитии способностей. Формирование способностей.

2020-01-13 197
Общее понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Формирование способностей. Влияние наследственности и среды в развитии способностей. Формирование способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способности — индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и выступающие условием ее успешности.  От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей занимаются достаточно сложной деятельностью, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.

Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и самим ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, соответствующей литературы и многих других условий, без которых способности не развиваются.

Выделяют следующие уровни способностей:

• репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;

• творческий — обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.Высокую степень одаренности называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, а поэтому немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества бесспорна, все без исключения были титанами труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

Гениальность — наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений.

Как и- все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде — они формируются в процессе жизни и деятельности. Только в процессе взаимодействия с действительностью и активной деятельности психика отражает окружающий мир, обнаруживая свои индивидуальные психологические качества и особенности (в том числе и способности). В этом смысле следует понимать положение о том, что способности не являются врожденными.

Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Общие способности важны для многих видов деятельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида деятельности (поэтому их называют также профессиональными, например, возможность развития педагогической внимательности – это важная специальная способность, необходимая педагогу).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Выделяют следующие уровни способностей:

• репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать знаниями, осваивать деятельность;

• творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом одни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно различаться.

С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для измерения способностей использовались различные тесты. Однако более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей,присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего развитие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения).

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности.

Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность,постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в различных областях деятельности.

 

 17.Научное исследование. Основные общенаучные исследовательские методы Классификация методов психологического исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

· это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

· это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

Существует несколько методов современной науки, которые могут подразделяться как на эмпирические, так и на теоретические. Такое деление, весьма условное. Современная наука, может вместить в себе методы моделирования, которые имеют собственную специфику. Кроме этого, наука может включать в себя не только теоретические и эмпирические методы, но и метод интерпретации. Этот метод, представляет собой, прежде всего, обработку данных. Эмпирическое исследование, проводиться специально для проверки теоретических построений. К эмпирическим методам, также может относиться: -наблюдение; -эксперимент; -измерение. Эти методы, включают в себя довольно много различных возможностей, предоставленные исследователю все достоинства и недостатки. Самый первый метод, с которым начинают знакомиться все студенты, -это наблюдение. Наиболее наблюдательной наукой, есть астрономия. Все самые высокие астрономические достижения, связаны с усовершенствованием техники наблюдения. Само наблюдение, имеет огромное значение в химии, физике и биологии. С наблюдением связан идеографический подход к исследованию реальности. Наблюдение представляет собой, организованное, целенаправленное восприятие исследуемых объектов. Результаты фиксации такого вида наблюдения, можно также описать как поведение объекта. Какое либо наблюдение, можно проводить или же исследовать за счет использования технических средств, или же других способов регистрации, однако за счет наблюдения, можно обнаружить только лишь явления, встречающихся в самых обычных условиях. Для познания более существенных объектов, нужно создать специальные условия, которые будут во много чем, отличаться от нормальных свойств. Кроме этого, наблюдение не может позволить исследователю полностью руководить наблюдение в соответствии с замыслом. Главнейшими особенностями процесса наблюдения есть: 1. пристрастие (эмоциональная окрашенность) наблюдения; 2. непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; 3. сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.                                                                Для того, что бы устранить все связи между процессами и явлениями, нужно провести специальный эксперимент. Такой эксперимент, является довольно активным методом изучения реальности. Сам исследователь, может не только задавать вопросы, но и вынуждает обязательно на них отвечать. Эксперимент - это специально созданное исследование, направляемое на проекты экспериментальной гипотезы, связанной с причинно – следственной связью. Эксперимент, прежде всего, это основной метод естествознания ориентированной психологии. Эксперименты, могут позволить выявить все ответы на необходимые вопросы, к примеру: «Что может вызвать изменения поведения личности?». Такое наблюдение, применяется именно тогда, когда невозможно произвести какое либо вмешательство, в естественное течение процесса. Разнообразные эксперименты и наблюдения, позволяют ученным объективировать сам процесс, ибо эти же эксперименты, проводятся с применением специальной аппаратуры.

Изучение и измерения, могут проводиться как в искусственно созданных условиях, так и в естественных условиях. Преимущество измерение от эксперимента, заключается в том, что исследователь не пытается воздействовать на объект, а регистрирует характеристики в таком виде, в каком они есть на самом деле. Измерение в отличии от наблюдения, проводиться во время приборно-опосредованного взаимодействия самого объекта, или же измерительного инструмента. При измерении, почти невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но вполне реально установить связи между уровнями различных параметров и объектов. И по тому, измерение представляет собой коррекционное исследование. Измерение, можно определить не только как эмпирический метод влияния свой, о и состояние самого объекта, за счет измерения состояния объекта. Прибор измерения, может быть не только внешним, но и внутренним. Но также, может существовать, так называемое инструментальное измерение, это когда психолог применяет измерительную методику, к примеру, интеллект и текст. В стандартных науках, можно различить три вида измерений:- фундаментальное измерение, основанное на эмпирических измерениях;- производственное измерение, которое связывает переменные закономерности с другими;- измерение происходящего, то есть исследование наблюдательных признаков.

Наблюдение -это непосредственный метод исследования, эксперимент – активным метод изучения реальности, -измерение –это опосредованный метод. С точки зрения теории, вполне возможно отметить и четвертый вид эмпирического исследования. Такой метод, возможен только в психологии, и называется он «коммуникативным» методом, иным словом беседой.

 

 18.Характеристика наблюдения как метода психологического исследования. Организация психологического наблюдения. Программа наблюдения. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований. Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.По способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя здесь важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.По использованию средств наблюдения различают непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение. К средствам наблюдения относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура, карты наблюдения. Однако технические средства не всегда доступны, а применение скрытой камеры либо диктофона представляет этическую проблему, поскольку исследователь в данном случае посягает на внутренний мир человека без его согласия. Некоторые исследователи считают их использование недопустимым. По способу хронологической организации различают лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Периодическое наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени. Это наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. Единичные, или однократные, наблюдения, как правило, представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого феномена.Программа (схема) наблюдения включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого. Выбор единиц наблюдения. После выбора объекта и ситуации наблюдения перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Прежде чем наблюдать, необходимо из непрерывного потока поведения объекта вычленить определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности. Записи наблюдений. Широкое применение метода наблюдения для изучения психического развития детей обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть участником психологических экспериментов, не в состоянии дать словесный отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках. Накопление данных о психическом развитии детей младенческого и раннего возраста позволило свести их в определенные системы. Таблицы развития А. Гезелла охватывают четыре основные сферы поведения ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение.   Методика Э. Фрухт фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев  

Карточки развития Д. Лешли.

Методика наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли.

   19.Общая характеристика вербально-коммуникативных методов. Беседа. Интервью. Анкетирование. Использование вербально-коммуникативных методов в психолого-педагогических исследованиях.

 Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Они широко распространены в медицине, социологии, педагогике, а также в психологии. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса.По характеру взаимосвязи исследователя и респондента различают очные и заочные методы. К очным относятся беседа и интервью, к заочным – анкетирование, опрос по почте, опрос через средства массовой информации и т. п.

По степени формализации вербально-коммуникативные методы подразделяются на стандартизированные (их часто называют опросами) и нестандартизированные. Стандартизированные опросы проводятся по заранее подготовленному плану, нестандартизированные, или свободные, имеют только общую цель, в них не предусмотрен детально проработанный план. Существует также комбинация этих двух групп – полустандартизированные опросы, когда часть вопросов и план точно определены, а другая часть – свободная.По частоте проведения выделяют одноразовые и многоразовые опросы. Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе. В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания. Интервью – это вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя. В определении места интервью среди вербально-коммуникативных методов существуют некоторые разночтения. По мнению одних авторов,[43] интервью наиболее сходно с беседой, другие сближают интервью с анкетированием, вводя его в общую группу опросных методов.[44] По-видимому, эти разногласия связаны с промежуточным положением интервью в системе вербально-коммуникативных методов. С беседой интервью сближает непосредственный характер общения исследователя и респондента, с анкетированием – стандартизация процедуры проведения и наличие вопросника.

Сферы использования интервью достаточно обширны. Интервью применяют в журналистике, статистике, педагогике, управлении, психологии и некоторых других сферах. Особое распространение получило применение интервью в социологии и социальной психологии. Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. В настоящее время используется несколько видов анкетирования: раздаточное, почтовое и с помощью средств массовой информации.

Вербально-коммуникативные методы играют значительную роль в проведении исследования в образовательном учреждении, а также в практической деятельности психолога. Беседа и интервью – неотъемлемые методы в работе как с детьми и подростками, так и со взрослыми, непосредственно включенными в жизнь детей, – родителями, педагогами, администрацией образовательных учреждений.Проведение беседы и интервью со взрослыми и детьми строится на общих принципах, однако работа с детьми имеет определенную специфику. Это обусловлено в первую очередь их возрастными особенностями, к числу которых относятся недостаточно развитая способность к рефлексии, слабость анализа и синтеза информации, недостатки внимания и утомляемость, сложность вербализации своих переживаний, особенности мотивации и др. Во многих психологических трудах, посвященных проблемам вербально-коммуникативных методов, неоднократно подчеркивалось, что работа с детьми является несравненно более сложным делом, чем со взрослыми.

 20.Общая характеристика психологического эксперимента. Виды психологического эксперимента. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Валидность и надежность эксперимента. Экспериментальные выборки. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями. Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания. Психологический эксперимент можно определить как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений. Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменная». Выделяют три вида переменных: независимые(фактор, изменяемый самим экспериментатором), зависимые(Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной,) и дополнительные(это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ.). Внутренняя валидность показывает достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Чем больше влияют на изменение зависимых переменных не контролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента, следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами. Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошо проведенного эксперимента. Как указывалось выше, эксперимент может проводиться либо с одним испытуемым, либо с группой испытуемых. В зависимости от цели исследования и возможности экспериментатора она может составлять от нескольких испытуемых до нескольких тысяч человек. Экспериментальный план – это тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента. Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя или более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и т. п.  

 21.Элементы теории психологического измерения. Измерительные шкалы. Тестирование и теория измерений.

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод измерение служит для выявления индивидуальных различий в поведении субъектов и отражения ими окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта. Внешне процедура психологического измерения испытуемых ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Однако при проведении психологического эксперимента исследователя интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков. Психологическое измерение стимулов является задачей, которую испытуемый решает в ходе психологического эксперимента. В этом случае измерение используется только как методический прием наряду с другими методами психологического исследования; испытуемый же «играет роль» измерительного прибора. Шкала- в буквальном значении есть измерительный инструмент. четыре типов шкал измерения:

1) номинативная (номинальная, шкала наименований)(позволяет подсчитывать частоты встречаемости разных наименований или значений признака, а затем работать с этими частотами с помощью математических методов)

2) порядковая (ординальная);(классифицирующая по принципу «больше – меньше». Если в шкале наименований безразлично, в каком порядке расположены классы, то в порядковой шкале они образуют последовательность от самого малого значения к самому большому (или наоборот).)

3) интервальная (шкала равных интервалов);(классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.                                                                                            4) шкала равных отношений.(классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8.). Разновидностью процедуры измерения свойств объекта является психологическое тестирование.С теоретической точки зрения тестирование состоит из двух основных компонентов: собственно тестирования – взаимодействия испытуемого с тестом и интерпретации – взаимодействия данных (индикаторов) испытуемого с совокупностью данных.В зависимости от того, с какими свойствами и индикаторами имеет дело исследователь на множестве испытуемых (определяется природой свойства) или индикаторов (определяется описанием поведения и заданий), получаются разные модели теста. Если свойство не определено, то рассматривается отношение различия на множестве людей. Это отношение порождает новый класс объектов. Такой тест выявляет меру сходства каждого человека с «человеком-эталоном».Если свойство определено качественно, то оно рассматривается как точечное, что позволяет ограничить класс объектов – выделить людей, обладающих этим свойством, и людей, не обладающих им. В этом случае тест позволяет произвести дихотомическую классификацию(состоящая из двух наименований.).

 

 

 22.Психологическое тестирование. Общая характеристика психологического тестирования. Возникновение и развитие метода тестирования. Классификация психологических тестов. Стандартизация, надежность и валидность теста. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик.

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия. Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки. Возникновение метода тестирования, произошло в конце XIX в. на основе развития экспериментальных методов для изучения психических явлений. Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой обусловила бурное развитие метода тестирования. Вместе с этим накапливались знания об индивидуально-психологических особенностях людей. Разработка психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был иным. В этих экспериментах изучались не различия в реакциях испытуемого на разные стимулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента. В 1905 г. появился первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. французский психолог А. Бине разработал тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. В 1907 г. этот тест был усовершенствован, получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Разработанная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: 1) показать свои глаза, нос, рот; 2) повторить предложение длиной до шести слов; 3) повторить по памяти два числа; 4) назвать нарисованные предметы; 5) назвать свою фамилию. В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик. Три группы психологических тесте: субъективные(опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом.), объективные(исследования через наблюдение за внешним поведением) и проективные(анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал).

Надежность теста. Если тест проводить много раз, то среднее значение будет характеристикой «истинной» величины параметра. Под надежностью теста принято понимать устойчивость результатов к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше другие переменные (в том числе внешние), тем тест валиднее.Тест валиден (и надежен), если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден (и ненадежен), если результаты тестирования определяются влиянием нерелевантных переменных. Стандартизация теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки. Известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик. Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях применения. Таким образом, надежность и валидность – это собирательные понятия, включающие в себя несколько видов показателей, отражающих направленность методики на предмет исследования (валидность) и объект исследования (надежность). Степень надежности и валидности отражают соответствующие коэффициенты, указываемые в сертификате методики. Создание методики – трудоемкая работа, требующая развитой системы заказа на методики с соответствующей оплатой труда разработчиков и гонорарами за использование авторских методик.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.