В художенсственной литературе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В художенсственной литературе

2020-01-13 135
В художенсственной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема СПИДа нашла отражение в литературе 1985 года, с того времени, как мировое сообщество узнало о страшной болезни. Было опубликовано немало книг – личные свидетельства, медицинские доклады, исторические обзоры – у этой литературы была информационная цель.

В 1987 году французские писатели Ален - Эммануэль Дрёль («Тело к телу»), Доминик Фернандез («Величие изгоя»), Ги Окенгем («Ева») открыли новую тему в художественной литературе – роман о СПИДе.

В 1989 году к ним добавился писатель Эрве Гибер («Инкогнито»).

К 90-ым годам проблему СПИДа, не считая научных трудов, затрагивали более сорока книг на французском языке. Все они тематически близки великим классическим романам, ибо повествую о том, как герой лишается жизни из-за страстной любви.  Авторы этих книг – в основном обречённые, получившие отсрочку от смерти. Тема СПИДа входит в литературу новой ценой жизни.

3

Эрве Гибер [2] «Другу, который не спас мне жизнь»

Гибер, Э. Другу, который не спас мне жизнь: роман  / Эрве Гибер; пер. с фр. М. Кожевниковой и В. Жуковой // Иностранная литература. – 1991. - № 8, 9.

 

В романе «Другу, который не спас мне жизнь» (A l’ami qui ne m’a pas sauvé la vie, 1990) Эрве Гибер подробно рассказал о своём недуге, оказавшись, таким образом, одним из первых публичных людей во Франции, решившихся во всеуслышание заявить о том, что он болен СПИДом.

 

«Три месяца я болел СПИДом. Вернее, целых три месяца мне казалось — у меня смертельная болезнь, именуемая СПИДом. Нет, это невыдумка, я был болен на самом деле, обследования и анализы подтверждали: в крови идет процесс разрушения. И все-таки три месяца спустя случилось чудо, и я почти поверил, будто сумею избавиться от болезни, которую весь мир до сих пор считал неизлечимой. Никому, кроме самых близких друзей, а их можно пересчитать по пальцам, я не говорил, что обречен, и никому, кроме тех же друзей, не сказал, что сумел выпутаться и благодаря чуду стану одним из первых людей в мире, выживших после этой неумолимой болезни».

«Сегодня, 26 декабря 1988 года, когда я начинаю свою книгу; в Риме, куда я приехал один, сбежав от горстки друзей, которые пытались удержать меня, опасаясь за мое душевное состояние…».

«Смерть пришла ко мне из зеркала, я увидел ее в собственных глазах задолго до того, как она и в самом деле прижилась во мне. Неужели я делюсь тайной смерти, когда смотрю другим в глаза? Я никому ведь об этом не рассказывал. Пока не начал писать книгу, никому особенно не рассказывал».

«С чего началась моя книга, тем суждено ей закончиться. Я по уши в дерьме… Я снова слаб, подобно ребенку».

У Эрве Гибер в 1988 году, в возрасте 33-х лет, диагностировали СПИД. Он умер в 1991-м, и за время, отведённое ему болезнью, выпустил кроме романа «Другу, который не спас мне жизнь», «Сочувственный протокол» (1991) и «Человек в красной шляпе»[3] (1992) – две книги - продолжения.

Эрве Гибер всегда вдохновлялся любовью: каждый его роман косвенно вдохновлен тем или иным мужчиной, с которым писатель провёл какой-то период свое жизни. Последние романы Гибер обрели направленность мемуаров, «дневника», в котором он подробно заносил жизнь человека, борющегося за жизнь – человека в состоянии войны, которую как ему известно,  суждено проиграть.

Эта трилогия Эрве Гибер стала чем-то вроде манифеста сообщества людей, инфицированных ВИЧ, и сыграла важную роль в деле легитимации этого заболевания как равного любому другому серьёзному недугу, помогла снять с него негласное «табу» в мире СМИ, заставить говорить масс-медиа о существовании реальной проблемы.

После публикаций книг Эрви Гибер во Франции изменилось отношение к людям, живущим с ВИЧ.

 

Герой любого романа «о СПИДе» - это безнадёжный больной, которого манит к себе небытие.

Большинство романов – это леденящие кровь монологи, расследования от первого лица, одинокий крик безнадёжно приговорённого к смерти.

Роман о СПИДе разворачивает перед читателем не любовную историю, а головокружительный полёт в бездну одиночества. Инфицированный человек отказывается от всех чувственных радостей, от всякой личной жизни, вплоть до забвения совсем недавнего прошлого. Лишённый будущего, больной СПИДом возвращается к истокам. Даже сама мысль о любовной паре исчезла. Главный герой вслушивается в свой организм, надеется, конечно же, на чудесное исцеление, но слишком хорошо понимает, что его путь ведёт к смерти, и что слово «любовь» ему уже можно забыть. То, что зародилось в миг любви, заканчивается отрешением от неё.

Для больного СПИДом любовь неведомым образом становится роковой, она ведёт к смерти, не называя ни одного из любимых. «Другой» - всегда инкогнито. Ещё ни разу больной СПИДом не мог точно указать заразившего его человека. Вирус в этом случае передаётся также «нейтрально» и «анонимно», как и при переливании крови.

Любил ли он мужчин или женщин, употреблял ли наркотики или сам является «Жертвой наркомана» - больной СПИДом неизменно оказывается на самом дне отчаяния. Умирающий от СПИДа не оставляет после себя ничего.

Любовные романы традиционно воспевают пару – мужчину и женщину, многим жертвующую, в финале обретающим счастье. История больного СПИДом персонажа, напротив, заканчивается полной катастрофой: его смерть итог истощения духа и тела.

5

Заражённый вирусом иммунодефицита жил независимо и нередко искал наслаждений с совершенно незнакомым партнёром, пренебрегая устоями общества.

 Многим французским писателям хватило мужества переложить страшный личный опыт на язык художественного произведения. Среди таких авторов:

Рено Камю[4] («Элегия избранным», или в другом переводе «Элегия для неизвестного» (1988);

Ги Окенгем («Ева»)[5];

Жан-Ноэль Панкрази[6]; («Зимние кварталы»)

Мишель Бродо[7] («Книга Джона» (1992));

Доминик Фернандез[8] («Величие изгоя»);

Ален - Эммануэль Дрёль («Тело к телу»);

Ив Наварр («Отель «Стик», «Когда друзей уносит ветер»);

Конрад Детрез («Меланхолия наблюдателя»);

Даниэль Меон («Тени»);

Жак-Ален Лежер («Красные туфли графини»).

 

Любая книга исходит из собственных переживаний автора и говорит о последствиях болезни: СПИД, порожденный любовью, сам уничтожает её. Смерть заполняет собой всё.

«Романы о СПИДе» носят окраску одиночества, умирающей любви. Авторы передают атмосферу растерянности и страха, которые наряду с болезнью, поразили ночные клубы, места встреч и знакомств. СПИД создаёт ощущение ускоренного времени.

Отечественные произведения,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.