Ознакомление дошкольников с художественной литературой — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ознакомление дошкольников с художественной литературой

2020-01-13 173
Ознакомление дошкольников с художественной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная литература – важное средство всестороннего развития личности ребенка:

       1. Влияет на умственное развитие ребенка (обогащает знаниями).

       2.Формирует нормы нравственного поведения (что хорошо, что плохо).

       3. Способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Ребенок узнает много новых слов, образных выражений, начинает использовать сравнения, метафоры и другие средства выразительности.

       4. Формирует эстетический вкус, обогащает эмоции.

       5. Развивает воображение.

       Дети разных возрастных групп по – разному воспринимает художественное произведение.

       Для младших дошкольников характерна:

А) зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

Б) если события следуют друг за другом, хорошо понимают связь;

В) понимают, кто главный персонаж, но еще не понимают его переживаний;

Г) дети эмоциональны по отношению к герою;

Д) любят ритмически организованную речь.

       Для среднего дошкольного возраста характерно:

А) появляется интерес к содержанию;

Б) дети устанавливают простые причинные связи в сюжете;

В) правильно оценивают поступки персонажей;

Г) появляется интерес к слову, стремление неоднократно его воспроизводить.

       Для старшего дошкольного возраста характерно:

А) начинают понимать события, которых не было в их личном опыте;

Б) детей интересуют не только поступки, но и мотивы поступков, переживаний;

В) дети способны иногда улавливать подтекст, юмор;

Г) осознаются некоторые формы произведений (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

       Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

           

Для ознакомления детей с художественной литературой используют следующие методы:

       1. Чтение воспитателем по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

       2. Рассказывание воспитателем. Свободная передача текста (возможна перестановка слов, замена их, толкование).

       3. Инсценирование (это средство вторичного ознакомления с худ.произвед.)

       4. Заучивание наизусть.

 

Выделяют две формы работы с книгой в детском саду:

- чтение и рассказывание худ. литературы; заучивание стихотворений на занятиях;

- использование лит. произведений и устного народного творчества вне занятий.

           

В методике худ. чтения и рассказывания выделяют следующие типы занятий:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к различным видам искусства:

       А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

       Б) чтение в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

Б) настольный театр (картонный или фанерный – «Репка»);

В) кукольный, теневой театр, фланелеграф;

Г) диа-, видеофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

А) оно может быть логически связано с содержанием занятий (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

Б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

 

Воспитатель должен готовиться к занятию по ознакомлению с художественной литературой.

Подготовка включает:

1. выбор произведения (художественный уровень, воспитательное значение, учет возраста);

2. выбор методов работы с книгой;

3.определение программного содержания, определение литературной и воспитательных задач;

4. подготовка воспитателя к чтению произведения:

А) проводится литературный анализ художественного текста (определяется идея произведения, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков);

Б) идет работа над выразительностью (определяется основной тон, интонации, расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции).

5. отбор в тексте слов, непонятных детям и приемов их объяснения:

          А) подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная; горница – комната);

          Б) употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения: во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке);

          В) вопрос к детям о значении слова.

          Воспитатель готовит к занятию и детей. Подготовка включает:

1. Анализ личного опыта детей.

2. Организация наблюдений, экскурсий; рассматривание картин, иллюстраций.

3. Объяснение непонятных слов.

4. Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

 

          Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой может иметь следующую структуру:

1. Вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая опыт детей, текущие события с темой произведения (краткий рассказ о писателе; напоминание о других его книгах, уже знакомых; загадка, стихотворение; картинки; назвать произведение, жанр (старшая группа).

2. Выразительное чтение воспитателя (знакомство с произведением). Во время чтения не отвлекать детей вопросами, дисциплинарными замечаниями (лучше – остановка чтения или повышение голоса во время чтения).

По окончании чтения необходима небольшая пауза, т.к. дети находятся под впечатлением прочитанного. Спросить: понравилась ли сказка, и похвалить героя за его ловкость смелость.

Однако при чтении научно-популярных книг (о труде, о природе) беседа сопровождает чтение, т.к. это книги познавательного характера (С. Маршак «Откуда стол пришел», С. Баруздин «Кто построил этот дом»).

3. Беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно – художественной формы, средств художественной выразительности. Условно можно к

Вопросы к беседе условно можно классифицировать так:

- позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям (Кто больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?).

- направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему (А. М. Горький «Воробьишко». Вопрос: «Кто виноват, что мама осталась без хвоста?»)

- обращающие внимание на языковые средства выразительности;

- направленные на воспроизведение содержания;

- подводящие к выводам (Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?).

4. Повторное чтение текста с целью углубления понимания содержания и выразительных средств (небольшие повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют время для осмысления).

Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей.

Заключительная часть – рассматривание иллюстраций.

Они углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Повторно чтение всего большого произведения желательно провести через 2 – 3 недели. Стихи, потешки, короткие рассказы повторяются чаще.

Заучивание стихотворений

       Стихи развивают речь детей, пополняют активный и пассивный словарь детей.Развивается фонематический слух (способность слышать, различать фонемы - звуки речи), что в дальнейшем также поможет при обучении в школе. Кроме того, декламация стихотворения развивает артикуляционный аппарат.

Чтение стихов наизусть развивает творческие способности и фантазию малыша, ведь нужно не просто воспроизвести текст, но и передать его настроение, характер, чувства с помощью интонации, мимики и жестов.

Но самое главное, заучивание стихов тренирует нашу память.

Требования к отбору стихотворений для заучивания.

 

Списки произведений, рекомендованные «Программой воспитания в детском саду» обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. На первом месте стоит материал народного творчества (н ародные песенки, шутки, прибаутки, потешки). Другой источник- это мировая литература, произведения великих мастеров слова.

 

1. Объем: 1-2 строфы для мл. гр. (Работа по заучиванию начинается со 2 мл.гр.). В старших группах зависит от индивидуальных особенностей детей.

2.Соответствие задачам нравственного воспитания (уважение к людям труда, любовь к Родине, бережное отношение к природе).

3.Простота и четкость ритма.

4.Простота и ясность знакомых детям образов.

5. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

6. Сюжетная занимательность.

7. Доступность, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.