Лобковицкий дворец на Градчанах и музей-памятник народного прошлого — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лобковицкий дворец на Градчанах и музей-памятник народного прошлого

2020-01-13 191
Лобковицкий дворец на Градчанах и музей-памятник народного прошлого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале 16 века дома и хозпостройки (с 13 столетия) перекупил дворянин Крайирж из Крайки, он же начал строить здесь дворец в стиле поздний ренессанс.

Строительство дворца заканчивал Ярослав из Пернштейна (владел дворцом с 1554г.), затем вновь проходили работы по реконструкции. В 1627 дворец выкупила Поликсена из Пернштейна (с ее именем связана святыня «Пражский Езулатко» и замок Нелагозевес), которая вышла замуж за Зденека Войтеха из Лобковиц. Поликсена осуществляет последнюю ренессансную реконструкцию.

Под руководством арх. Лураго 17 лет (нач. в 1651) шла перестройка в стиле раннего барокко, когда дворцом владел Вацлав Еусениус Лобковиц. Практически, в таком виде дворец сохранился до наших дней.

В 1973-1986 г.г. осуществилась полная реконструкция здания.

В настоящее время снова дворцом владеет Лобковицкий род.

В интерьерах дворца размещена постоянная экспозиция Народного музея «Памятники народного прошлого», здесь регулярно проходят выставки и концерты и другие культурные и общественные акции.

АРХИТЕКТУРА

Трехэтажное здание дворца замкнутой композиции, занимающее протяженный участок земли треугольной формы, состоит из шести крыльев-корпусов вокруг двух двориков.

Два каменных портала с парными пилястрами украшают довольно простой фасад (по ул. Йиржской) в стиле раннего барокко.

В решении садового фасада главенствуют две башни и терраса, поддерживаемая двумя аркадами. На дворовых фасадах сохранились фрагменты сграффито эпохи ренессанса, а в главном дворе – четыре слепые аркады – эти элементы остались от дворца Пернштейнского периода.

Во многих помещениях первого и других этажей сохранились своды, лепные потолки с росписями мифологической тематики, например в Большом или обеденном зале.

 

Музей Моцарта

Прага. Если вы любите музыку, то вам будет интересно посетить Музей Моцарта и супругов Душковых (открыт ежедневно) в Villa Bertramka, ул. Mozartova, 169 (ст. метро - Andel, затем три квартала по Plzenska и налево, на Mozartova). Здесь, в летней загородной вилле с большим живописным садом, принадлежавшей семье музыкантов Душковых, Моцарт закончил одну из самых своих лучших произведений - оперу ”Дон Жуан”, пражская премьера которой состоялась в 1787 году. Прелестной хозяйке Бертрамки, певице Жозефине Душковой была посвящена знаменитая ария Моцарта «Bella mia fiama, addio».

В настоящее время в усадьбе устраиваются концерты классической музыки того времени.

Фильм Милоша Формана ”Амадеус” о жизни Моцарта, получивший премию ”Оскар”, снимался в основном в Праге.

 

Прага- исторический ценр

Прага всегда была столицей чешских земель, представляя собой самый большой и известный всему миру ансамбль исторических и культурных памятников на территории Чехии и самую большую в мире (863 га) резервацию памятников, состоящую под охраной ЮНЕСКО.

В пражскую резервацию памятников входят 6 районов совместно с прибрежной частью Смихова. В 1784 г. объединились четыре самостоятельных города: Старый город, Новый город, Малая Сторона и Градчаны, в 1850 к ним присоединился Йозефов (еврейский город) и в 1883 г. самостоятельный королевский город Вышеград - это и есть историческое ядро, находящееся под патронажем ЮНЕСКО, то есть весь исторический центр, как его отдельные части, такие, как Пражский Град с кафедральным собором Св.Вита, знаменитый Карлов мост, так и целые районы с костелами, дворцовыми, садовыми комплексами, создающими великолепное единство архитектурного, художественного и духовного богатства этого уникального города.

Исторический центр столицы, возраст которой более 10 веков, привлекает внимание своих посетителей неповторимым сочетанием всех архитектурных стилей - от романских ротонд через готические башни до господских домов и дворцов в стиле ренессанс и барокко, от еврейских синагог - до костелов и монастырей в самых различных стилях. Город пересечен множеством романтических улочек, блисает большим количеством позолоченных башенок и куполов костелов. Нельзя забывать и о сецессии - пражском модерне... Один поэт когда-то характеризовал Прагу как "симфонию из камня", точно подметив ее характер и неповторимую красоту. Этот стобашенный город (на самом деле башен здесь несколько сотен), построенный вдоль изгибов Влтавы и на семи близлежащих холмах, всегда приводил в восторг поэтов, художников и фотографов. Однако архитектурные клады в историческом центре Праги являются не только каменными свидетелями прошлого. Прага всегда была и является сейчас живым городом, где находится небывалое множество театров, концертных залов, выставочных залов, музеев и галерей. Выбор культурных мероприятий и развлечений весьма богат. Прага разнообразна настолько, насколько себе этого может пожелать человек, и каждому пришедшему она покажет один из своих очаровательных ликов.

 

 

Телч

ТЕЛЧ - жемчужина южной Моравии, один из самых красивых городов, своеобразная планировка которого обусловлена наличием трех искусственных водохранилищ, частью оборонной системы со времен средневековья, между ними и находится историческое ядро, изобилующее памятниками архитектуры.

Готический град, основанный в конце 14 века находился на месте нынешнего замка, который получил современное обличие при перестройке в 16 в. В 17в. появились и другие произведения, создающие образ города, это кашны-фонтаны, марианский столб, скульптуры и под. Напротив замка находится бывший иезуитский костел с комплексом построек 17 в., неподалеку стоит еще один приходской костел св. Якуба 14 в. с мощной 90-метровой башней. На противоположном конце площади находится еще одна большая башня с пристроенным к ней костелом св.Духа. Романская башня, сохранившаяся с 13 в.,- самый древний из здешних памятников, очевидно, связанный со старым поселением, существующим еще до появления города.

Сейчас огромную роль в жизни Телчи играет изобразительное искусство и музыка, проводятся различные культурные мероприятия, например, Международный фольклорный фестиваль, имеется Французско-чешская музыкальная академия.

 

Чешский Крумлов

Чешский Крумлов по праву считается самым красивым городом Центральной Европы. Городишко, нагроможденный черепичными крышами, окруженный речным потоком и надежно охраняемый средневековым градом.

Град Крумлов был основан в середине 13-го столетия на крутом скалистом мысе над руслом реки Влтавы. Основали его владыки из Крумлова, которые происходили от знаменитой чешской дворянской династии Витковичей. В 1302 году Крумлов перешел во владение Рожмберкам, те его и сделали своим главным поместьем. Могучий готический храм при Вильяме из Рожмберка был перестроен под руководством итальянских мастеров. В результате появилась торжественная резиденция в стиле ренессанс, а сам Крумлов стал культурным, общественным и экономическим центром обширного рожмберкского имения.

Петр Вок из Рожмберка продал поместье по финансовым причинам Рудольфу II Габсбургу, который лично замок так и не увидел. Его кузен царь Фердинанд II в 1622 году щедро отблагодарил своего финансиста Яна Олдржиха из Эггенберка и подарил ему Крумлов. В конце 17-го столетия его потомок Ян Кристиан из Эггенберка придал имению веселый стиль барокко. Полы во всех залах были выравнены, была построена великолепная лестница в стиле барокко, разбиты сады и парки, а также построен новый театр и монетный двор.

Однако через некоторое время род Эггенбурков вымер, и господами стали Шварценберки. Две династии перемешались, в результате Крумлову вернулось былое значение времен Рожмберков. Дальнейшие реставраторские работы коснулись стиля барокко и рококко. Иосиф Адам из Шварценберка отремонтировал помещения Зеркального и Маскарадного зала, украшенных иллюзиорными картинами Иосифа Ледерера. Здание эггенбергского театра также перестроили, снабдили новой большой коллекцией кулис от венских художников, театральных костюмов и реквизитов с 18-го века. В саду построили летний домик Белларие, а также построили деревянный музыкальный павильон и зимний манеж. Театр и парк находятся в верхнем ярусе моста – технического памятника, который сглаживает градный холм.

В конце 18-го столетия строительство само собой утихло, и замок начал приходить в уныние. Лишь князь Адольф Иосиф из Шварценберка взял замок в свои руки и в 1900 году решил открыть часть своих помещений для публики. В 1940 году замок конфисковало гестапо. После войны замок отошел государству и был открыт общественности. В 1992 году весь историчсекий комплекс внесли в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Золотая улочка

Особенно разрослась она в XIII-XIV веках, главным образом в период правления Карла IV, чешского короля и римского императора. Тогда же, в 1348 году, был построен самый старый в Центральной Европе университет (современное название - Карлов университет). Современная Прага раскинулась на семи холмах. Протяженность города вдоль реки Влтавы составляет 48 км. Влтава - судоходная река, через которую перекинуто 10 мостов. Прага насчитывает около 1,2 млн. жителей. Прага делится на 15 административных округов, каждый из которых состоит из нескольких районов, имеющих чаще всего свое историческое название. В городе несколько исторических частей. Самые старые - Градчаны (Град и его окружение; включены в официальный список ЮНЕСКО всемирного культурного наследия), Мала-Страна (Малый Город) и расположенный напротив первых двух, через реку, Старе-Место (Старый Город). Средневековый облик центрального ядра города сохраняется до сих пор.

Карлов мост

На каждом шагу мы встречаемся в Праге с чешским королем и римским императором Карлом IVВ свое время (14-ое столетие) он возвысил Прагу на уровень одного из самых значительных мировых центров и собственноручно наметил грандиозный периметр в то время самого большого европейского города. Через реку Влтаву приказал построить каменный мост и с обеих сторон укрепил его башнями. Он пригласил лучших мастеров, которые здесь могли полностью проявить свое искусство. Длина Карлового моста 515 метров, ширина 10 метров. Начиная с 1683 года на мосту устанавливали статуи и скульптурные группы святых. Теперь их всего 30. Благодаря им Карлов мост представляет собой художественный музей под открытым небом.

Однако это уникальное архитектурное сооружение не стало в наше время просто мертвым свидетельством о прошлом страны: практически целый день на пешеходном мосту полукилометровой длины кипит жизнь. Здесь можно посмотреть и купить картины художников, всякие безделушки и сувениры, просто погулять или встретиться с друзьями.

Согласно современной легенде, когда в 1990-ом году Далай Лама шёл по Карлову Мосту, он сказал, что этот мост находится в центре вселенной, и вокруг него нет ни какой отрицательной энергии - тем самым он способен притянуть к себе каждого человека. Поэтому не удивительно, что до сих пор существует огромное количество желающих пройти сквозь четырёхмерную открытку из одного века в другой - в туристический сезон Карлов Мост бывает настолько заполнен гостями Праги, что местные жители, чтобы пересечь реку, просто пользуются другими мостами.
Деревянный мост на месте нынешнего был заложен ещё в 932-ом году и носил имя Йудиф (или Джудит) - жены тогдашнего князя Вацлава I. Но после того, как он был разрушен в 1342-ом году наводнением, император Карл IV, взошедший на престол четырьмя годами позже, приказал начать строительство каменного моста. Учитывая рекомендации астрологов, основа моста была заложена в 1357-ом году, 9-го дня 7-го месяца, в 5:31 утра. Именно эта дата считалась благоприятной, потому что при соблюдении её вступал в силу зеркальный закон чисел, которые можно было выстроить пирамидой, вершиной которой была бы цифра "9": 1.3.5.7.9.7.5.3.1. Полагалось, что, согласно системе Пифагора, любое событие на земле зависело от его числового содержания. Этот ряд цифр можно читать в обоих направлениях, и порядок цифр будет тот же. Кроме того, в тот день и час Солнце совпадало с Сатурном, что означало победу утренней звезды над пагубным влиянием разрушительной планеты. Современные нумерологи обычно с ленивой гордостью пожимают плечами, когда слышат об этом факте истории и о том, что мост не потерял своей красоты и прочности за столько веков - по-другому и быть-то не может, если соблюдаются законы вселенной. Мост строился более ста лет. Как и полагается, этот факт сопровождается рядом народных преданий. Одно гласит, что вначале работа не спорилась, потому что не получалось раствора должного качества, и тогда был брошен клич: со всей страны свозить куриные яйца для добавления белка в скрепляющую массу. Народ с радостью взялся помочь великому делу, но не все понимали суть этой затеи, поэтому было привезено и огромное количество уже сваренных яиц. Таким образом, к скудному пайку строителей естественным путём прилагалась не плохая добавка. Вторая легенда рассказывает о сделке мастера с Дьяволом. После очередного падения основных конструкций, Царь Тьмы предложил сделку. Суть её была в том, что для прочности и долголетия моста архитектор должен принести в жертву живое существо, которое первым пересечёт его творение. В день открытия вновь возведённого моста мастер увидел, что к мосту бежит его внук. Тогда он схватил прохаживающегося рядом петуха и бросился мальчику наперерез. Пустив петуха первым на мост, архитектор спас жизнь своему внуку, а после жертвоприношения обеспечил успех очередному и уже окончательному возведению его каменного детища. С тех пор Карлов Мост стал одним из центральных и значительных мест средневекового города: здесь устраивались и ярмарки, и рыцарские турниры, здесь же проходила и королевская дорога, соединяющая город и императорский дворец.
Вплоть до 1941-го года, Карлов Мост был единственным пражским строением, соединяющим два берега Влтавы. А до 50-х лет XX века по нему ещё ходили автомобили. Длина моста - 515 метров, ширина - 9,5 метров. Башни, расположенные по обе стороны моста, сейчас являются достойным украшением этого памятника истории. В свою очередь башня, находящаяся на правом берегу Влтавы, признана самой красивой готической башней - сама по себе, она радует глаз и будоражит воображение, но на ней ещё вырезаны из камня статуи представителей Дома Люксембургов и главных католических святых. На том же берегу, в нескольких метрах от башни, стоит памятник самому Карлу IV, подножие которого украшено четырьмя фигурами, символизирующими основные факультеты Университета, основанного им же в 1348-ом году.
В период 1683-1714 гг. иезуиты (которые знали толк в продвижении по службе) предложили украсить мост тридцатью статуями католических святых: церкви - честь, а императору - слава. Сказано - сделано. Лучшие мастера того времени сделали свою работу качественно и в срок. Первоначально, в качестве материала использовался песчаник, который, к сожалению, со временем постепенно разрушался. Потому через несколько веков было решено переместить оригинальные скульптуры в Лапидарий Национального музея - специальное хранилище с температурой, влажностью и давлением надлежащего уровня. На мосту же установили копии, которые и сейчас украшают его и, безусловно, производят впечатление на ценителей скульптурного и религиозного искусства.
Мы не будем сейчас рассказывать о каждой скульптуре, а только упомянем некоторые из них, во фрагментах которых есть ряд интересных моментов: Св. Людмила держит в руках вуаль, которой она будет задушена; Св. Иуда Тадеуш (Фаддей) держит дубинку, которой он будет сам забит насмерть; Св. Вита - в окружении львов, которыми он так и не был съеден; Cв. Ян Непомуцкий - рядом с тем местом, откуда его сбросили в воду.
Вообще, надо заметить, что в пражских скульптурах очень много явных мотивов насилия или намёка на него. Даже главные ворота, ведущие к королевскому дворцу Пражского Града, украшены величественными скульптурными композициями сражающихся между собой титанов. Но кроме насилия, конечно же, в творениях средневековых мастеров, чтящих традиции античности, можно заметить и много эротизма. Так, например, скульптура распятого Христа на том же Карловом Мосту когда-то смутила английскую королеву Елизавету - но не тем, что статуя была окружена еврейскими письменами, говорящими о святости Иисуса, а тем, что спаситель показался ей ну очень уж сексуальным.
Но, чтобы не раздражать религиозных людей богохульными мыслями о природной энергетике каменной святыни, вернёмся к теме насилия, исторически более близкой церковникам и прихожанам. Статуя Св. Яна Непомуцкого (которую мы уже упоминали выше) - самая древняя и самая знаменитая скульптура этого музея под открытом небом. Она была поставлена в 1683-ем году и является одной из всего двух бронзовых работ на мосту. Непомуцкому, по легенде, за отказ выдать Вацлаву IV тайну исповеди его супруги, перерезали горло и сбросили с моста в реку. На самом деле, всё было намного прозаичнее: Ян Непомуцкий просто был явным и активным противником назначения нового архиепископа, которого продвигал Вацлав IV. Всё закончилось убийством недовольного и вступлением в должность нового религиозного лидера. То место, откуда в Влтаву был сброшен Ян, отмечено сейчас бронзовым крестиком, а легенды туземцев и туристические традиции делают своё дело - теперь бронзовая пластинка у основания статуи, изображающая саму сцену сбрасывания священника с моста, до блеска отшлифована миллионами ладоней тех, кто верит в то, что прикосновение к этому месту принесёт удачу. Но лучше всего прикасаться одновременно к двум бронзовым барельефам (второй изображает хозяина и собаку и символизирует верность), чтобы желание точно сбылось. И ещё: как ни странно, Св. Ян Непомуцкий является покровителем чешских пловцов. Да, в местных традициях не только много насилия и эротики, но и цинизма. Не даром чехов называют европейскими мастерами чёрного юмора.
Карлов Мост не всегда был тем, чем он является теперь. Во времена его строительства ещё не было той Праги, какой мы её знаем теперь. На нынешней территории чешской столицы располагалось несколько самостоятельных городов, два из которых назывались (и называются сейчас, будучи теперь уже крупнейшими районами единого мега полиса) Старым Городом и Малой Стороной. Между ними существовали самые настоящие торговые (на подобие внешнеэкономических) взаимоотношения, а роль связующей нити и таможенного блокпоста играл именно Карлов Мост. В связи с этим он был и причиной частых мелких военных конфликтов - кто владеет мостом, тот собирает дань с купцов.
На высоком постаменте уже за перилами моста находится статуя рыцаря Брунцвика (Роланда) - легендарного героя чешских сказаний (на подобие, греческого Одиссея или русского Ивана-Царевича). В данном случае он символизирует таможенный пост Карлова Моста, но располагается всё же на левом берегу, т.е. на территории Малого Города. У каменного Брунцвика в руках его знаменитый волшебный меч, а у ног рыцаря - лев - его верный друг и слуга, который после смерти своего хозяина умер на его могиле. По преданию, меч героя был замурован где-то в основании Карлова Моста, и в час смертельной опасности своего народа он должен вырваться из заточения и под призыв воскресшего Брунцвика - "Головы с плеч!" - должен поразить врага. Но во время всевозможных войн он ещё ни разу не появлялся - по всей видимости, зная, что его народ пока может справиться без особой помощи.
Нельзя не вспомнить, что именно эта статуя Брунцвика была любимым памятником Марины Цветаевой. Она долгое время жила в Праге, и даже часть её рукописей до сих пор хранятся в хранилищах крупнейшей пражской библиотеки (Клементинуме), находящейся, кстати, тоже в непосредственной близи от Карлова Моста, но уже на правом берегу. Брунцвику же русская поэтесса посвятила не мало стихотворных строк.
Да и сам Карлов Мост может быть неисчерпаемым источников вдохновения. Вид, открывающийся по обе стороны моста, может подвигнуть на создание самых фантастических картин, поэм и мелодий, а когда думаешь о том, что каждый камень тут знает больше, чем любой учебник истории, то сам уже становишься абсолютно неприметной (но всё равно очарованной!) песчинкой в бесконечном и искрящемся потоке жизни. А когда, ближе к ночи, здесь становится совсем уже пустынно, спокойно и уютно, то вечерние огни и тихие песни местных хиппи или бардов позволяют всей душой почувствовать истинную сказочность этого моста. Как, наверное, и в любом другом подобном месте, здесь очень хорошо провожать и встречать Солнце - в такие моменты окончательно понимаешь, что машина времени была изобретена самим Временем, и именно люди порой мешают Ему доносить до них из глубины веков это великое Что-то.

Староместская площадь

Десять минут неспешной ходьбы от Карлова моста по Карловой улице до следующего пражского чуда - Староместской площади, исторического центра Старого Города. Площадь окружена живописными городскими домами с фасадами различных архитектурных стилей: готического, барокко, Ренессанса, рококо. С непререкаемой определенностью главное место на площади заняла Городская Ратуша. Башня Ратуши всегда была символом Старого Города и в то же время использовалась как пожарная смотровая каланча. С 1410 года на башне Ратуши существуют астрономические часы - Староместские куранты XV века. Каждый целый час открываются окошки и двенадцать апостолов начинают свой путь в тот момент, когда скелет звонит в колокольчик, и заканчивают с криком петуха.

Уже в 9-ом веке стояли на скалах над рекой Влтавой два замка - Вышеград - помоложе и Пражский замок - постарше, это символ чешской государственности. Каждый, живший в нем правитель, расширял его территорию для своей резиденции и для репрезентации, и для приятного времяпрепровождения, так что в настоящее время он является самым большим обитаемым замком в мире. На месте бывшей скромной славянской часовни построили чешские владыки и архиепископы самый большой храм в стране - кафедральный собор святого Вита.Пражане называют ее Старомак, но площадь не обижается. Она знает, что красивее ее в Праге нет и не будет никогда. Есть множество других площадей, к примеру, Вацлавская, Карлова, Тылова… Но такой сказочности и волшебства не излучает ни одна из них. Да и исторической ценности тоже. Возрастом она будет постарше всех остальных - в 13 веке вокруг нее уже теснилось 300-400 домов и 15 костелов. Площадь тогда называлась просто Велка - Большая, а место, где она находилась, еще не было Прагой. Это имя принадлежало могучему граду, возвышавшемуся на левом берегу реки. И как раз в этих местах от града через Влтаву шел брод и путь к другому граду Храстену, позднее названному Вышеградом.

Долго площадь была только рынком и местом забав и отдыха на длинном пути к Пражскому Граду. Купцы со всего света раскладывали здесь свой товар. Наверняка по впечатлением Староместского рынка арабско-еврейский купец Ибрагим ибн Якуб писал в своих записках «Город Фрага (именно так и писал) построен из камня и известняка и это самый богатый здесь торговый город».

Постепенно рынок обрастал вокруг домами, сначала романскими и готическими, а потом ренессансными и барочными, в зависимости от того, какое было «тысячелетие на дворе». Если дома приподнять, то можно увидеть хорошо сохранившиеся средневековые подвалы. Но лучше не напрягаться, а спуститься туда и выпить по кружке пива – ведь подземные рестораны здесь почти в каждом доме. Самое интересное и таинственное подземелье лежит под башней Староместской ратуши. Действительно, трудно было найти лучшее помещение для выставки «Прага Мистика», которая здесь сейчас проходит.

Чтобы не происходило в государстве, площадь всегда была в центре событий. Не один раз тут проливалась человеческая кровь и падали людские головы. В 1422 году здесь казнили гуситского проповедника Яна Желивского /помните станцию метро, так это он/. В 1437 та же судьба постигла последнего гуситского гейтмана Яна Рохача и 60 его верных бойцов. Два столетия спустя 27 представителей чешских сословий после поражения на Белой горе приняли смерть по приказу Фердинанда Габсбургского. Были среди них и что называется «цвет нации» - композитор Криштоф Гарант, аристократы Яхим Ондрей Шлика и Дивиш Чернин, знаменитый врач и университетский ректор Ян Есениус, который впервые произвел вскрытие трупа. А вот и события совсем недавного прошлого. Во время майского восстания 1945 года в здание Староместской ратуши попала бомба и оно сгорело дотла. Разговоры о ее восстановлении не утихают и сегодня и кто знает…, а пока на этом месте появился скверик и, присев, можно полюбоваться домами, костелами и дворцами.

Самым могучим сооружением будет, пожалуй, собор святого Микулаша – творение гениального архитектора эпохи барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Первое упоминание о нем относится еще к 1296 году. Сначала костел был готическим, потом, в 17 веке, ренессансным. И только в 18 веке после свирепого пожара его снесли и построили в облике сегодняшним. Его интерьер украшает огромная люстра, подаренная российским императором Николаем II. В прошлом веке костел был сдан внаем русской православной церкви и сейчас на рождество и пасху его торжественно обходит православный крестный ход.

Прямо перед нами видим здание самой утонченной изысканности, на которую только было способно искусство позднего барокка и роккоко. Это дворец Голц-Кинских, построенный по проекту известного нам К.-И.Динценгофера итальянским архитектором Ансельмо Лураго. Дворец мог бы рассказать многое об интересных людях в своей судьбе. По приглашению графа Кинского здесь играл Бетховен. Учился в немецкой гимназии Франц Кафка, а его отец Генрих имел внизу мануфактурный магазин. В феврале 1948 года с балкона дворца выступал коммунистический президент Клемент Готвальд, а в 1990 с него обращался уже к другим массам Вацлав Гавел.

Между нами и дворцом стоит памятник, который, кажется, стоял тут вечно со времен средневековья. Но это не так. Великий реформатор Ян Гус, сожженный на костре в 1415-м, ждал этого памятника пять столетий. Это и понятно, он не принадлежал к фигурам, особенно почитаемым габсбургскими правителями. Только в 1915 памятник Ладислава Шалоуна в стиле модерн был представлен публике и несмотря на самые о разноречивые мнения о себе (Корбюзье, например, так и не смог полюбить его) более чем органично вписался в исторический колорит Старомака.

После роскошного экспрессивного барокко стрелообразные башни огромного храма, вырастающие чуть позади Кинского дворца, действуют возвышенно и умиротворенно. Это готика – храм Девы Марии перед Тыном. Его история, длинная и интересная, вкратце выглядит так. В веке, примерно, Х1-ом стояла на этом месте часовня при госпитале для иностранных купцов. Двор был огорожен тыном (совсем русское слово) и купцы, и их товар, чувствовали себя здесь в безопасности. Из этой часовни и вырос городской костел. С его башни 3 декабря 1310 года священник Беренгар бил в колокол, созывая население помочь новому королю Яну Люксембургскому в битве за Прагу с Генрихом Каринтийским. Конечно, с годами костел становился мал для разрастающейся площади и было решено его перестроить. В 1365 дело вроде бы сдвинулось, но начались гуситские волнения, какое уж тут строительство. Храм стал главным гуситским храмом и украшал его позолоченный кубок или чаша, символ гуситов. Наконец, в 1437 привезли на стройку бревна для кровли, а тут король Зикмунд приказывает казнить гуситского воеводу Яна Рохача. Из тех бревен и соорудили виселицу, да еще трехэтажную, чтобы хватило места и остальным его сотоварищам. Так храм и не достроили, а в 1457 году задумал жениться молодой чешский король Ладислав Погробек и бревна эти пошли на мостки для танцев и рыцарских турниров по случаю свадебных торжеств. Но в их прочности убедиться не пришлось – жених умирает перед самой свадьбой от лейкемии. Лишь в 1458 году храм был, наконец, достроен. После поражения гуситского движения он перешел к иезуитам. Они выбросили золотой кубок и статую гуситского короля Йиржи из Подебрад, а на их место поставили мраморную Богородицу с нимбом из этого золота.

Если бы не реконструкция, по причине которой храм сейчас закрыт, мы зашли бы внутрь и увидели надгробие славного датского астронома Тихо де Браге. Он жил и работал в Праге при дворе короля Рудольфа II, мецената и поклонника наук и хиромантии. А если бы мы пришли на три-четыре столетия раньше, то услышали бы и Христофора Велибальда Глюка, играющего здесь на органе.

Перед Тынским храмом стоят готические дома, которым также есть что вспомнить в своей истории. Один из них - «У Каменного звону» – относится к самым ценным городским средневековым зданиям. Звон, или по-русски колокол, встроен в угол стены, как домовой знак. В старинных легендах говориться, что в первоначальном строении на этом месте жила святая Людмила, бабушка святого Вацлава и что она с внуком ходила тайным коридором в подземную часовню под храмом, где для них священник служил тайную богослужбу. Время показало, что такая предосторожность не была лишней: оба по очереди были убиты своими же родственниками. Затем позднее, в 1333 в доме останавливался Карл IV, пришедший в Прагу и увидевший почти разоренный и разрушенный Пражский Град. Сейчас в доме «У Каменного звону» находится картинная галерея.

Прямо перед фасадом храма стоят два дома. Один из них, слева, в 16 веке перестроили в стиле венецианского ренессанса. Здесь была так называемая Тынская школа, где учил выдающийся пражский каменотес и строитель Матиаш Рейсек. А рядом - позднеготический дом «У Билего еднорожца», тоже знаменитый. Здесь родилась Жозефина Душкова, чешская певица, которая со своим мужем дала приют и вдохновенье Моцарту в принадлежащим им имении Бертрамка.

Дома по правой стороне – от Железной до Мелантриховой – имеют каждый свое название, как и было принято в средневековом городе: Сикстув дом, Шторхов, «У Каменного беранка», «У Златего коника», «У билего андела». Или менее романтичное – «У вола». (Если вспомнить, что вол в чешском языке ругательство типа "дурак", то завидовать владельцам этой недвижимости нет оснований). Внимание обычно привлекает своей росписью на фасаде Шторхув дом. Святой Вацлав на белом коне как бы въезжает на площадь, выполняя свое послание хранителя чешского народа. Роспись выполнена по экскизам художника Миколаша Алеша.

Огромная толпа туристов с запрокинутыми вверх головами преграждает нам путь. Через минуту начнут бить старинные куранты, пожалуй, самая популярная пражская достопримечательность. Башня сохранилась до наших дней с 1410 года, а сама ратуша была построена еще раньше – в 1338 с разрешения короля Яна Люксембургского, отца Карла IV.

Но вот уже слышен вздох толпы. Часы приходят в движение: распахиваются два окошка и двенадцать апостолов, мельком взглянув на площадь, исчезают, чтобы через час появиться вновь. Особенно активен скелет – он звонит в колокольчик, напоминая нам о недолговечности бытия. Но радостный крик петуха сообщает, что жизнь продолжается и створки окон закрываются. Мы прожили еще один час нам отпущенной жизни.

Если бы у нас было время, мы вошли бы через богато орнаментированный портал внутрь ратуши. Своды вестибюля украшают исторические картины знакомого нам Миколаша Алеша. Собравшись с силами, можно подняться на верхнюю галерею башни. Отсюда видны узкие, извилистые улочки Старого города. Отсюда видна и вся Староместская площадь. Посреди ее стоит новогодняя елка и шумит праздничный рынок. Уже не средневековый, а почти 21 века.

Вышеград

Скала над Влтавой занимает особое место в истории чешского народа. По преданиям, здесь жили первые чешские князья, княжна Либуше, предсказавшая чешской столице расцвет и мировую славу, а также первые чешские короли Пржемысловичи. Современные археологические раскопки показали, что вышеградское городище возникло раньше городища на левом берегу Влтавы, из которого образовался Пражский Град. Несомненно, однако, что Вышеград играл существенную роль в начальном периоде истории чехов. Король Вратислав II (1061-1092 гг., с 1085 г. - король) даже перенес свою резиденцию из Града в Вышеград, где заложил церковный капитул, ставший ведущим центром образования того времени. Во 2-й половине Х века в Вышеграде чеканилась чешская монета, в конце XI в., в эпоху Вратислава II, на скале уже возвышался каменный романский замок-крепость, а рядом с ним базилика св.Петра и Павла, базилика св.Лаврентия и ротонда св.Мартина. Строительство, начатое Вратиславом, продолжил князь Собеслав I. Но после его смерти в 1140 г. значение Вышеграда упало. Его былую славу попытался возродить Карл IV, который обновил королевский дворец и построил новые крепостные укрепления, соединив их укреплениями Нового Города. Отсюда, из Вышеграда, началось коронационное шествие чешских королей и продолжалось по Новому Городу, Старому Городу и Малой Стороне, так называемая Королевская дорога в Пражский Град. В период гуситских войн, когда Вышеград в 1420 г. сдался пражанам, почти все его здания были разрушены и некогда славный город опустел. Правда, еще в XV в. здесь возник привилегированный ”город на горе Вышеград”, заселенный мелкими ремесленниками, но уже во 2-й половине XVII в. и он прекратил свое существование. Именно тогда-то Вышеград и был превращен в барочную крепость, окруженную мощными кирпичными стенами. В 1866 г. крепость была закрыта, а древнее кладбище у храма св.Петра и Павла стало национальным местом погребения выдающихся представителей чешского народа. Для этой цели на кладбище был построен мавзолей Славин. На вышеградском кладбище похоронены выдающиеся ученые, политики, писатели, музыканты, актеры, художники. К числу знаменитых людей,похороненных здесь, относятся живописец М.Алеш, писатели К.Чапек, Б.Немцова, Ян Неруда, композиторы А.Дворжак и Б.Сметана. Национальное кладбище на Вышеграде - своего рода галерея чешской скульптуры. Здесь представлены образцы творчества таких прославленных скульпторов, как В.Левы, Й.В.Мысльбек, С.Сухарда, Ф.Билек.

 

Фонтан Парнас

А в Cтарой ратуше, возведенной в 1311 г. на Ратушой улице (Radnicka), вот уже несколько лет проводятся концерты и театральные спектакли. Особое великолепие зданию придают возведенные в середине XVI в. лоджии внутреннего дворика и величественная башня ратуши. Создателем главного портала (1510), выполненного в готическом стиле, был уроженец Брно Антон Пильграм, построивший впоследствии собор св. Стефана в Вене. Разгневанный нищенским жалованьем, которое назначили ему отцы города, архитектор так и не устранил трещину на центральном плафоне, как раз над статуей Справедливости. Ратушная улица упирается в площадь "Овощного рынк<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.